Картины над диваном: 6 правил и советов по выбору и расположению

Сюжет, стиль, композиция — рассказываем, что учесть при выборе полотен и как расположить картины над диваном, чтобы получилось красиво и гармонично.
Картины над диваном: 6 правил и советов по выбору и расположению

Instagram @alvhem

В оформлении гостиной декор играет решающую роль — он дополняет интерьер, делает комнату уютной и подчеркивает другие элементы. Предметы искусства — прекрасный способ продемонстрировать индивидуальность хозяев и придать шарм готовому интерьеру. В этой статье расскажем, что нужно учесть при выборе картины в гостиную над диваном: от сюжета до расположения.

Что учесть при выборе и расположении картин над диваном в гостиной

Сюжет и стилистика
Выбор рамы
Фон
Композиция
Подбор размера
Высота расположения

1 Выбираем стилистику и сюжет

Картина — это, прежде всего, декоративный элемент, гармонично дополняющий интерьер. Даже если это акцентная точка, она не должна выбиваться из общей стилистики, а органично вписываться в обстановку комнаты, сочетаться с мебелью и другими элементами декора.

Выбирая, какую картину повесить в гостиной над диваном, нужно учитывать, что будет изображено на холсте. Содержание не должно вызывать шок, отвращение и другие негативные эмоции, давить на психику. Да, работа может быть эпатажной или неоднозначной, но в меру. Психологи советуют избегать мрачных и жестоких сюжетов, а также обилия темных цветов, которые в долгосрочной перспективе могут вызывать у жильцов тревожное и подавленное состояние.

Что же должно быть изображено на картине? 

Для классики подойдут репродукции известных произведений, а также пейзажи, натюрморты и портреты маслом. Современный стиль предполагает максимальную свободу: от карандашных эскизов и постеров до необычных полотен современных художников. Если изображение рассматривается просто как декоративный элемент, с этой ролью отлично справится абстракция.

В творческих эклектичных стилях можно выбирать самые разные картины в зал на стену над диваном. В стиле бохо-шик нередко можно встретить буйство красок и соседство на первых взгляд несочетаемых элементов: например, классических портретов с работами футуристов. 

2 Подбираем обрамление

Рама — такая же часть картины, как и холст. Она должна соответствовать стилистике интерьера и типу живописи. Для пейзажей, натюрмортов и портретов хорошо подходят классические деревянные рамы. Для абстракций, гравюр или карандашных эскизов — простое обрамление без декоративных элементов. В гостиной, оформленной в классическом стиле, будут уместны крупные рамы с позолотой и лепниной. В современном интерьере можно отказаться от рамы совсем.

3 Учитываем фон

Не менее важен и фон. Вспоминаем картинные галереи: стены там почти всегда выкрашены в белый цвет. Именно он считается идеальным фоном для любых изображений, поскольку не перетягивает на себя внимание и не искажает восприятие цветов. Поэтому, если вы планируете украсить стены в гостиной, выбирайте для их отделки светлые тона: оттенки белого, серого, бежевого. Если обои, то без принта (по крайней мере активного), чтобы он не перетягивал на себя внимание. 

В лофт-интерьере это могут быть кирпичные или бетонные стены.

4 Определяем композицию и расположение

После того как сюжет и общий стиль выбраны, необходимо решить, как расположить картины на стене над диваном. 

Классический способ — центрировать полотна по середине дивана. Психологи выяснили, что мы подсознательно стремимся к симметричности, в ней заложено понятие красоты — и в первую очередь, оказавшись в новом пространстве, наши глаза ищут оси симметрии. 

Но в некоторых случаях можно отказаться от такого варианта расположения и сдвинуть полотно в сторону. Это удачный прием, если на стене находится еще какой-то элемент (светильник, зеркало, принт на фотообоях) либо диван расположен так, что за ним с одной стороны находится окно или перегородка.

Популярный вид композиции — пара или тройка произведений, объединенных одним сюжетом или идеей. В художественной среде это называется диптих и триптих соответственно. Такой вариант органично впишется в любой стиль и подойдет для комнаты любого размера — он не влияет на геометрию комнаты так, как одно крупногабаритное полотно или набор изображений мини-формата.

Особенно актуальны сегодня модульные композиции, которые встречаются в двух видах. Первый — одна большая работа, разделенная на несколько частей, как мозаика. Второй — подборка отдельных изображений с одной темой, которые создают единый ансамбль.

Модульные наборы хороши тем, что их расположение, композиция и цветовой баланс уже продуманы за вас — остается только выбрать подходящий размер и разместить холсты на стене. В набор может входить от двух до десяти элементов, но классическим считается ансамбль из трех полотен.

5 Учитываем размер полотна

К декору в доме применяется то же правило, что и к любым другим элементам интерьера: чем больше помещение, тем крупнее должны быть детали — и наоборот. 

Картины над диваном в интерьере большой комнаты могут быть крупными, ориентация — в зависимости от пропорций. Если помещение нужно визуально вытянуть вверх, то вертикальная, если же наоборот необходимо расширить узкую комнату — горизонтальная. Маленькие работы в просторной гостиной просто «потеряются».

Одно крупное абстрактное полотно без рамы — классическое украшение просторной гостиной в стиле минимализм или лофт. А вот в небольшой уютной комнате, оформленной в стилистике шебби-шик или прованс, где всегда присутствует много мелких деталей, будет гармонично смотреться серия маленьких полотен в аккуратных рамах.

Размер изображений влияет не только на пропорции помещения, но и на восприятие предметов мебели, которые находятся рядом. Так, если над диваном повесить одно или несколько крупных полотен, зрительно он будет казаться меньше. На объем и пропорции интерьера не влияют разве что средние холсты квадратной формы.

6 На какой высоте вешать картину над диваном

Первое правило: крупное вертикальное полотно зрительно «вытягивает» комнату, поэтому, если вам нужен объем и простор, вешайте его как можно выше. Если же комната, наоборот, слишком большая и неуютная, картину нужно разместить как можно ниже, даже поставить за диван, прислонив к стене.

Популярная схема размещения — по уровню других элементов интерьера. Так, например, верхний край полотна может идти вровень с верхом окна, карниза или двери. Такой вариант подойдет для работ большого и среднего размера, маленькие же можно выровнять по нижнему краю тех же элементов. Если в гостиной есть большой шкаф или стеллаж, можно использовать его верхнюю горизонтальную линию как ориентир.

Наконец, работу художника можно повесить просто «на уровне глаз». В этом случае ориентируемся на высоту 150-170 см от пола до центральной точки изображения.

В целом, регулируя высоту, руководствуйтесь простым принципом: чем больше изображение, тем выше его можно вешать. То же самое касается и содержания: абстрактные полотна хорошо видны на любой высоте, а вот детализированный рисунок лучше вешать ниже, чтобы можно было все разглядеть.

  • Материал подготовила: Анастасия Степанова