Акустический потолок: виды, конструктивные особенности и способы монтажа

Акустический потолок позволяет добиться хорошего звучания в домашнем кинотеатре и звукоизолировать любую комнату квартиры. Сравниваем свойства таких потолков из разных материалов и рассказываем о технологии их монтажа.
Ловушка для эха

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Акустические потолки целесообразно монтировать прежде всего в домашних кинотеатрах и комнатах с музыкальной аппаратурой, сочетая их с аналогичными по свойствам отделочными материалами для стен. Однако подобные конструкции полезны и в некоторых других помещениях, например просторных гостиных или квартирах-студиях с небольшим количеством мебели, где они помогают избавиться от гулкости, сделать звучание речи более разборчивым. Однако далеко не всякий акустический потолок способен улучшить звукоизоляцию комнаты — и той, где он смонтирован, и расположенной этажом выше.

Ловушка для эха

Один из основных типов акустического потолка — перфорированные панели, рассеивающие звуковые волны низкой частоты. Фото: Fantoni

Ловушка для эха

Основу акустического потолка составляют специальные шумопоглощающие панели либо комбинации разных по свойствам материалов — гипсокартона, минераловатных плит, поролона и др. Наш обзор мы начнём с самых простых в монтаже пористых панелей.

Способность потолка гасить эхо зависит не только от свойств материала, но и от геометрической формы конструкции: выступы, ниши и карманы хорошо рассеивают звук в широком частотном диапазоне.

Ловушка для эха

Для создания волнистой поверхности используют объёмный каркас, регулируемые подвесы и гибкие панели, например из стекловолокна. Фото: Ecophon 

Классы акустических потолков

В соответствии с европейским стандартом ISO 11654, акустическим и шумозащитым конструкциям присваивается один из пяти классов звукопоглощения — от A (самое высокое звукопоглощение) до E. По методике того же стандарта определяют единичный (средневзвешенный для разных частот) коэффициент звукопоглощения αw  — значения его лежат в интервале от 0 (полное отражение звука) до 1.0 (полное поглощение). При этом класс звукопоглощения непосредственно зависит от значения αw (см. таблицу). 

Класс звукопоглощения

Значение αw

A

0,90; 0,95; 1,00

B

0,80; 0,85

C

0,60; 0,65; 0,70; 0,75

D

0,30; 0,35; 0,40; 0,45; 0,50; 0,55

E

0,15; 0,20; 0,25

Потолки для высоких и низких частот

Ловушка для эха

Испытания показывают, что звукопоглощение определённого акустического материала или конструкции на разных частотах неодинаково. Различают средне-высокочастотные, низкочастотные и широкополосные звукопоглотители. К первым относятся лёгкие пористые плиты и панели (например, из минерального и целлюлозного волокна, вспененных пластиков, акустического войлока). С низкочастотным эхом хорошо справляются потолочные кессоны и объёмные подвесные модули, заполненные картонными сотами и обтянутые тканью. Широкополосные поглотители представляют собой комбинированные многослойные панели, а также конструкции, состоящие, например, из решётчатого экрана и спрятанной за ним мягкой ДВП, монтируемых с воздушным зазором. Тонкие перфорированные панели из металла и пластика хотя и называются акустическими, не обладают звукопоглощающей способностью — их применяют для маскировки пористых материалов.

Ловушка для эха

Фото: Fantoni

Виды акустических потолков

Клеевые потолки

Потолок из наклеиваемых элементов отделки (в нашем случае — акустических панелей) не только несложен в монтаже, но и съедает всего 20–50 мм высоты помещения, то есть почти всегда меньше, чем подвесные и натяжные системы.

Ловушка для эха

Лёгкие акустические панели (продукция брендов «ЭхоКор», Flexakustik, Mappysil и др.) изготавливают в основном из вспененных пластиков. Гладкие панели толщиной 20–30 мм с открытыми порами хорошо поглощают звук на высоких и средних частотах, а рельефные поролоновые — на низких; коэффициент звукопоглощения (αw) тех и других может достигать 0,9.  В принципе, панели разных типов можно сочетать друг с другом, но для этого необходимо подобрать размеры изделий (они варьируются в широких пределах — от 30 × 30 до 60 × 120 см) и продумать дизайн потолка. Основные цвета панелей — белый и тёмно-серый, но некоторые производители по заказу окрашивают их в любые цвета палитры RAL и даже переносят на них рисунок с эскиза дизайнера.

Ловушка для эха

Акустический натяжной потолок монтируют после окончания ремонта; он образует идеально гладкую поверхность, а перфорация совершенно незаметна для глаз. Фото: Newmat

Ловушка для эха

У клеевого потолка есть и существенные минусы — это низкая стойкость к механическим повреждениям и способность накапливать пыль. Кроме того, долговечность конструкции зависит от свойств клея. В результате ошибки при подборе химической основы состава или из-за его низкого качества панели могут буквально посыпаться вам на голову спустя год-два после монтажа. Поэтому необходимо следовать инструкциям производителей, большинство из которых советует пользоваться этиленвинилацетатным термоклеем.

Не менее важно правильно подготовить основание — очистить его от старой штукатурки и краски и обеспылить. 

Зачастую панели имеют разброс по размерам, достигающий 2 мм, поэтому их приходится монтировать с зазорами 5–10 мм, которые потом заполняют клеем, цветным герметиком или цементной затиркой для швов. Процесс этот довольно трудоёмок и требует профессионализма. В итоге стоимость 1 м2 потолка может достигать 3 тыс. руб. (цена самих панелей стартует от 1200 руб. за 1 м2). 

Потолки на стальном каркасе

Более прочные и тяжёлые шумопоглощающие панели из прессованного минерального и древесного волокна (Ecophon, Heradesign, Soundboard, Rockfon и др.) не удастся надёжно приклеить. Их монтируют с помощью металлического каркаса, прикреплённого к плите перекрытия с помощью подвесов и стальных дюбелей или анкер-клиньев. 

Модульные и гипсокартонные конструкции неприменимы в квартирах с низкими потолками. Здесь уместнее локальные (островные) звукопоглотители.

Каркас собирают из профилей Т-об­раз­ного сечения; размеры его ячеек дол­ж-ны соответствовать формату панелей (300 × 300, 600 × 300, 600 × 600, 1200 ×
× 600 мм и др.). Последние укладывают на горизонтальные полки профилей (открытый каркас) либо крепят с помощью пазов в кромках (полускрытый или скрытый каркас). Минимальный относ от плиты перекрытия при этом составляет 50 мм, а максимальный — 500 мм. Чем больше расстояние до перекрытия, тем лучше шумопоглощение.

Ловушка для эха

С точки зрения долговечности натяжной потолок проигрывает гипсокартонному, локальные повреждения которого так или иначе можно ликвидировать. Фото: КНАУФ

Среди достоинств подвесных модульных систем стоит назвать необычайно широкий выбор цветов и текстур модулей. Немаловажно и то, что плитки и панели легко снять, чтобы заменить в случае повреждения или получить доступ к надпотолочному пространству, где часто располагают провода и иные коммуникации. С учётом монтажа конструкция обходится в 3–4 тыс. руб. за 1 м2.

Ловушка для эха

Кассетная конструкция позволяет сочетать панели разных цветов. Фото: Fantoni

Без металлического подвесного каркаса не обойтись и при установке перфорированных панелей (гипсокартонных, древесно-волокнистых). Сами по себе они способны гасить эхо лишь в узком частотном диапазоне, но зато над ними, на профилях каркаса, можно расположить высокоэффективные шумопоглощающие минераловатные маты толщиной 50–100 мм, например «ЗвукоЗащита» («Сен-Гобен Isover»), «Акустик Баттс» (Rockwool), «Шуманет-БМ» (Acoustic Group). Подобная конструкция является не только акустической, но и звукоизолирующей: в комнате, где она установлена, прибавка звукоизоляции составит 4–8 дБ, а в расположенной этажом выше — не менее 10 дБ. А если монтировать каркас с помощью вибродемпфирующих креплений, то такой потолок будет защищать не только от воздушных, но и от ударных и структурных шумов. 

Бесшовные потолки

Акустические панели монтируются с зазорами, и подобный «клетчатый» узор далеко не всегда импонирует дизайнеру. В ответ на требования интерьерной моды производители создали бесстыковой (или бесшовный) акустический потолок. Его каркас собирают из П-образных профилей, причём в небольшой комнате можно обойтись без потолочных подвесов, а «привязаться» только к стенам — такая конструкция проще в монтаже и менее восприимчива к усадке здания и деформации плит перекрытия. 

Ловушка для эха

Подвесные акустические модули используют как для звукопоглощения, так и для маскировки потолочных колоно. Фото: Fantoni

К каркасу подшивают специальные (с тонкой кромкой) перфорированные листы из гипсокартона, например «САУНДЛАЙН-Акустика». Если же отверстия в потолке нежелательны по соображениям дизайна, задействуют панели высокой плотности из каменной ваты с тканевым покрытием, например Rockfon Mono Acoustic (правда, они обойдутся в 4–5 раз дороже акустических ГКЛ — от 6 тыс. руб. за 1 м2). Затем стыки листов (панелей) проклеивают бумажной лентой и шпаклюют, как при монтаже обычного гипсокартонного потолка. Далее поверхность окрашивают дышащей интерьерной краской. При этом нет необходимости подыскивать совместимые компоненты: как правило, производитель поставляет весь комплект материалов как готовую систему.

Ловушка для эха

Фальшбалки из лёгкого бруса нетрудно смонтировать в городской квартире: предусмотрен скрытый крепёж к перекрытию, а также возможность прокладки кабелей внутри деталей. Фото: Sound X Perience

Акустические натяжные потолки

Акустические натяжные потолки производят из полиэфирного полотна (Clipso) и ПВХ-плёнки (Deskor, Saros Design и др.). В отличие от обычных, акустические полотна и ткани перфорированные. Например, на каждом 1 см2 полотна Clipso Acoustic имеется примерно 25 невидимых глазу отверстий, проходя сквозь которые звуковая волна отчасти рассеивается. 

Монтаж акустического натяжного потолка проводят в два этапа: сначала устанавливают каркас и плиты минваты, а затем крепят багет и полотно.

Эффективность однослойных натяжных акустических потолков невысока — обычно им присваивают класс звукопоглощения D. Но за плёнкой (полотном) можно расположить слой волокнистых плит, и тогда конструкция будет соответствовать классу С или даже B. Правда, для этого придётся соорудить решётчатый каркас, прикрепив его к перекрытию с помощью подвесов и стальных дюбелей. Иногда плиты фиксируют на перекрытии пластиковыми тарельчатыми дюбелями (как при устройстве тёплого фасада), однако данный способ значительно менее надёжен. 

Ловушка для эха

Широкие возможности для дизайна интерьеров предоставляют акустические полотна. Фото: Asona 

Многослойное полотно (с подкладкой из пенопропилена) Cerutti NeXT, появившееся на нашем рынке около 2 лет назад, несколько лучше борется с эхом, чем однослойное. Однако, учитывая его общую толщину (3 мм), ждать чудес от этого материала не стоит.  

Выбор цветов акустических потолочных полотен и плёнок, в отличие от обычных, небогат. Так, Clipso предлагает потолки белого, чёрного и кремового цветов (только матовые), а Saros Design — белые и чёрные (матовые и глянцевые). 

Потолки монтируют с помощью алюминиевого или пластикового багета, который крепят к стенам по периметру помещения. В отличие от обычных натяжных конструкций, которые допускается устанавливать в 10–30 мм от перекрытия, акустические рекомендуется опускать как минимум на 10 см, чтобы звук затухал в надпотолочном пространстве. Цена натяжной конструкции с учётом монтажа — от 2800 руб. за 1 м2.  

Акустический декор

Многие акустические конструкции не только помогают в борьбе с эхом, но и способны стать ярким украшением интерьера. Таковы, например, свободно висящие панели Solo (Ecophon) из прессованного стекловолокна, которые могут оснащаться светильниками. 

Ловушка для эха

Направляющие каркаса подвесного потолка выставляют по уровню. Подвесы крепят металлическими анкер-клиньями. Шаг подвесов выбирают с учётом массы конструкции и эксплуатационных нагрузок (скажем, при массе до 15 кг/м2 подвесы располагают в 100–110 см друг от друга). Шаг крепления ГКЛ — 250 мм. Фото: КНАУФ

Другой вид акустического декора — кессонные потолки из массива дерева или лайтбруса фирмы «Шком» (имитация бруса, выполненная из фанеры, шпона и пенополистирола в качестве наполнителя). Кессонные потолки хорошо рассеивают звуковую волну (чем выше профиль, тем они эффективнее) и отлично сочетаются с классическим интерьером. Ну а в современную обстановку впишется решётка «грильято» — правда, чтобы бороться с эхом, она должна быть деревянной; металлические конструкции порой сами начинают резонировать и создавать помехи. 

Варианты конструкции акустического потолка 

Ловушка для эха

Двухуровневый потолок с ловушкой-карманом (а); подвесной потолок с минимальным относом от плиты перекрытия (б); самонесущий потолок (в) 1 — регулируемый шпилечный подвес; 2 — шумопогло­ща­ющий материал (плиты из минеральной ваты); 3 — несущий профиль; 4 — перфориро­ванный гипсокартонный лист толщиной 10,5 мм; 5 — прямой подвес; 6 — кресто­образный соединитель («краб»). 

Визуализация: Владимир Григорьев/Burda Media