Гармония парадоксов

Двухкомнатная квартира общей площадью 54 м2 пример того, как вдумчивый мастер может преобразить интерьер скромного типового жилья

Гармония парадоксов
Гармония парадоксов
Гармония парадоксовДля гостиной подобрана преимущественно приземистая и компактная мебель. С"тарелкой" светильника под потолком перекликается круглый журнальный стол с двумя полками под столешницей. Такая форма оптимальна с точки зрения эргономики маленького пространства. На окнах гостиной и кухни- компактные римские шторы Гармония парадоксовДлинный письменный стол гармонично вписан в общую обстановку гостиной, где использованы большие архитектурные формы, и составляет единое целое с подоконным пространством. Для перемещения вдоль стола купили кресло на колесиках Гармония парадоксовЖемчужный колорит спальни оттеняет радужное сияние светильников с хрустальными подвесками Swarovski, висящих над изголовьем кровати Гармония парадоксовВходная зона освобождена от систем хранения одежды: для этого есть гардеробная с вместительной системой хранения и с зеркалом Гармония парадоксовБелый цвет мебели и стен в кухне оттенен темно-коричневым тоном "фартука", торцов рабочей столешницы и барной стойки, а одна стена отделана красно-малиновыми шелковистыми обоями на текстильной основе
Гармония парадоксов
Гармония парадоксовВанная комната- настоящее царство белого, лишь в стекло-блоках играют яркие рефлексы и отражения красной стены кухни. Помещение выглядит очень просторным, поскольку хозяйка отказалась от купели в пользу большого душевого отсека с прозрачными дверцами. Зеркало над умывальником, блестящая белая плитка с "муаровым" кружевным узором, глянцевый натяжной потолок, стеклоблоки, дверь из матового стекла создают ощущение светлого радостного дня Гармония парадоксовПлан до ремонта Гармония парадоксовПлан после ремонта

Интерьер, представленный на этих страницах,- результат смелого эксперимента. Автор проекта (она же- хозяйка квартиры) успешно применила в миниатюрной "двушке" приемы, которые принято считать неподходящими для малых пространств. Идоказала, что свободное владение языком крупных архитектурных форм делает уместным его использование не только в дворцовых залах, но и в бюджетном жилье. Все дело в умении ставить нетривиальные задачи и в профессионализме.

Элементы классического ордера- портик с колоннами и две анфилады- в квартире площадью 54м2 с невысокими потолками, темный колорит гостиной, огромный письменный стол в зоне приемов... Вот далеко не полный перечень парадоксальных решений, которые можно увидеть в квартире Дагмары Шайдаевой. Обустройство своего личного пространства- это всегда своеобразный творческий вызов для архитектора. Поэтому далеко не каждый профессионал осмелится продемонстрировать собственное жилище широкой публике, ведь ее взгляд будет особенно пристрастным. Но в данном случае мы рады познакомить наших читателей с удачным воплощением замысла.

Об искусстве пропорций

Именно в правильно рассчитанных пропорциях деталей, соотношении частей и целого кроется главный секрет успеха архитектурного произведения, будь то отдельно стоящее здание или интерьер. Этот принцип лежит в основе представленного проекта. Стоит обратить внимание на то, как продумана величина дверных проемов. При скромных размерах квартиры ширина дверных полотен в гардеробной и ванной комнате составляет 80см, а проемов, ведущих из гостиной в кухню и спальню,- 90см. Особое внимание уделено деталям, "удлиняющим" вертикальные пропорции комнаты. Например, стволы колонн украшены бороздками-каннелюрами, усиливающими впечатление их устремленности вверх. Темные книжные стеллажи, на фоне которых выразительно выделяется портик, занимают всю стену прихожей от пола до потолка, что также улучшает восприятие пропорций в этой зоне. Важный элемент интерьера- рельефные дверные порталы вокруг проемов, ведущих в спальню и кухню: ширина боковых обрамлений- всего 12см, зато верхняя часть композиции достигает потолка. Если бы по традиции участки стен над проемами оклеили обоями, помещение выглядело бы более низким и тесным.

Главное, к чему стремилась хозяйка,- сделать свою квартиру удобной для повседневной жизни и работы. Необходимы были прихожая, отдельная спальня, гостиная, кабинетный уголок, кухня, гардеробная и ванная. Чтобы все эти помещения и зоны удалось разместить на компактной площади, жилье нуждалось в перепланировке.

Основную сложность в данном проекте представляли малые масштабы пространства, в том числе низкие потолки. Ктому же несущие стены делили квартиру на три части, уменьшая и без того скромные возможности для перепланировки. Втаком жилище минимум вещей и лаконичные дизайнерские решения представляются наиболее выигрышными, потому что позволяют без особых уловок создать впечатление большего простора. Но сдержанный контемпорари или минимализм в таких условиях оказываются слишком скучными, и тогда на помощь приходят различные приемы декорирования. Аможно ли прежде всего средствами архитектуры сделать маленькую квартиру интересной, привнести в нее интригу?

Цветовые парадоксы

На первый взгляд оформление гостиной выглядит парадоксальным. Этой комнате обычно достаются самые яркие или светлые краски: красная, белая, бежевая... Но здесь стены парадной зоны оклеены обоями цвета антрацита с легкими разводами, напоминающими срез отделочного камня. Вместительные стеллажи для книг и письменный стол облицованы шпоном дуба, тонированным под венге. Угловой диван, идеально вписавшийся в помещение, обит фиолетово-коричневым бархатом. На пол уложена массивная доска густо-коричневого тона (во входной зоне использована темно-серая керамогранитная плитка). Рискованный выбор колорита оправдал себя: комната площадью чуть больше 20м2 обрела визуальную глубину и "клубное" настроение, но в то же время не стала мрачной. Светлый прямоугольник окна; стеклянные двери; белые порталы, обрамляющие проемы, которые ведут в ярко освещенные и светлые по колориту соседние помещения; белоснежный "портик"- все это помогло поддержать световой баланс. Отметим, что для этого архитектор не стала прибегать к такой эффектной, но слишком привычной детали, как зеркало. Ачередование крупных контрастных элементов, пластических и плоскостных, подчеркнуло необычную структуру интерьера и его тектоническое равновесие.

В поисках ответа на этот вопрос автор проекта ввела в интерьер элемент смелой и ироничной игры. Так во входной зоне квартиры появились две ионические колонны с композитными капителями. Их присутствие внешне обосновано: они поддерживают широкую балку архитрава и обозначают границу между прихожей и гостиной. Отсутствие других преград делает парадную зону более просторной. Учтена и такая мелочь, как возможность переобуться (для этого можно присесть на угловой выступ дивана).

Стол профессионала

Гармония парадоксов
Архитектору для работы нужен письменный стол с большой столешницей, на которой можно разложить чертежи, и вместительными ящиками для хранения документов. Но где найти для него подходящее место? Решиться установить рабочий стол в ключевой зоне гостиной мог только уверенный профессионал, ведь этот предмет интерьера требовалось привести в соответствие с парадной обстановкой. Стол длиной 3,62м, выполненный по чертежам автора проекта, занимает всю ширину комнаты между боковыми стенами, вплотную примыкая к внешней стене с окном. Он состоит из трех частей: по краям- две массивные тумбы с выдвижными ящиками, на них опирается столешница шириной 70см.

По обе стороны прихожей на одной оси находятся гардеробная (под нее отвели часть спальни) и помещение для водных процедур. Последнее расширили, объединив туалет и прежнюю ванную, а также присоединив ранее существовавший коридор. Вкаждую из "боковых" комнат ведут двери из матового стекла. Анфиладное расположение вспомогательных зон- своего рода преамбула к «большой» анфиладе, связывающей три основных помещения: гостиную, спальню и кухню. Между этими комнатами нет дверей, что придает интерьеру в целом несвойственную ему прежде легкость и обогащает ракурсами миниатюрную квартиру, наполняет ее живым светом. Ни следа не осталось от бесполезного коридора и мрачных углов, все пропорции интерьеров обоснованы с точки зрения целесообразности и эстетики. Комнаты, расположенные по обе стороны гостиной, объединены попарно: спальню и гардеробную связывает неширокий проход (это весьма удобно, особенно в случае визита гостей), а кухня и ванная имеют общее внутреннее «окно» от пола до потолка, заполненное полупрозрачными стеклоблоками, что позволило впустить дневной свет в удаленные от окон помещения.

Ничего лишнего

Поскольку потолки в квартире низкие, автор проекта постаралась по возможности сохранить их первоначальную высоту. Они выровнены штукатуркой, и лишь в отдельных зонах, где требовалось организовать встроенное освещение и скрыть разводку проводов, уровень был частично понижен. Например, над столом у окна гостиной четыре квадратных светильника вмонтированы в фальшплиту из ГКЛ; ее внешними границами служат порталы, обрамляющие проемы, которые ведут в соседние помещения. Плита опущена на 13см и воспринимается как элемент интерьера рабочей зоны. Вкухне над барной стойкой верхняя плоскость понижена на столько же, но здесь потолочная "ступень" более узкая. Потолок над входной зоной опущен всего на 5см- в противном случае ордерная композиция утратила бы свою легкость. Прихожую освещают два маленьких плафона кубической формы. Илишь в ванной комнате на всей площади потолка смонтирована натяжная система: она соответствует эстетике помещения и служит защитой от возможных протечек. Потолочный плафон-тарелка есть только в гостиной. Его декор перекликается с узором штор.

Перед нами яркий пример того, что вдумчивый мастер может преобразить интерьер скромного типового жилья, создав удобное и интересное архитектурное пространство, а эклектика- сослужить добрую службу даже последовательному приверженцу минимализма.

Рассказывает автор проекта

Квартира расположена в доме из железобетона, построенном в 80-х гг.ХХ в. Основная задача, стоявшая передо мной,- не только организовать удобное для жизни пространство, но и создать что-то нетривиальное, чтобы интерьер не выглядел скучным и однообразным. Вбольшой квартире это нетрудно- там легче реализовать "архитектурный подход", предусмотреть перспективные виды, интересные ракурсы... Ав данном случае придать жилью оригинальный облик предстояло во многом за счет деталей.

Поэтому я решилась на рискованную игру и использовала колонны и карниз из пенополиуретана. Кстати, этот материал нуждается в просушке подобно дереву, иначе, если воздух в помещении сухой, изготовленные из него изделия деформируются, хотя и незначительно. Карниз прикрепили к потолку c помощью клея и металлических шурупов, а чтобы зафиксировать колонны, оказалось достаточно одного клея. Всю конструкцию затем покрыли матовой белой краской.

Чтобы создать анфиладу вдоль внешних стен, которая помогла полностью преобразить облик квартиры (сквозной ряд включает гостиную, спальню и кухню), сделали два новых проема в несущих стенах и укрепили их согласно инженерным расчетам (предварительно было получено разрешение в соответствующих инстанциях). При спальне есть небольшой балкон. Его не реконструировали, лишь убрали экран, закрывавший металлические перила. Теперь, просыпаясь, я вижу в окне не только небо и облака, но и городской пейзаж.

Архитектор Дагмара Шайдаева

Редакция благодарит салоны Yves Delorme и «Пурпур» за предоставленные для съемки аксессуары.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем