Миниатюрная вселенная

Бонсай — искусство создания растительных миниатюр. История зарождения, стили, условия правильного ухода, а также различные значения термина.

Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова Миниатюрная вселенная FOTObank
Бонсай- это воплощение красоты и мудрости природы в одном дереве Миниатюрная вселенная FOTObank
Рисунок ствола и ветвей, согласно канонам, должен хорошо просматриваться Миниатюрная вселенная FOTObank
Наложение проволоки проводят обычно ранней весной Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Бонсай из трав Миниатюрная вселеннаяФото М.Ромакиной
Молодая сосна. "Полубонсай" Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Зимой лиственные бонсай демонстрируют красоту обнаженных ветвей Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
На Востоке умение выращивать хвойные миниатюры считается вершиной мастерства бонсаиста Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Можжевельник в стиле "мертвая древесина". Пример так называемого авангардного направления Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Бонсай привлекателен для европейца своим внешним обликом, а для японца- это целая философия Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Изогнутые стволы и ветви отражают драматическую судьбу жизни деревьев в природе Миниатюрная вселеннаяФото М.Ромакиной
Направление роста ветвей можжевельника задано с помощью проволоки Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Бонсай символизирует юность (в период цветения), зрелость (плодоношение) и старость (голый ствол зимой) Миниатюрная вселеннаяФото М.Ромакиной
Подобные пребонсай можно купить в магазинах Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Ель канадская выращена в стиле "обнявший камень" Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Сосна словно вырастает из огромного камня Миниатюрная вселеннаяФото М.Ромакиной
Пребонсай из падуба, стиль- "полукаскад" Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Миниатюрные деревца высотой до 10-15см обычно экспонируют на специальных этажерках Миниатюрная вселеннаяМхи в плошке- нетрадиционный бонсай Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Плоды пираканты могут держаться более года, весной они соседствуют с белыми цветами Миниатюрная вселеннаяФото Д.Константинова
Мхи визуально "старят" деревья Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Осень- время бонсай с полыхающей листвой Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Рощица из кипарисовиков Миниатюрная вселеннаяФото М.Ромакиной
Клен дланевидный Миниатюрная вселенная FOTObank
Камни, вода и деревья- основные организующие элементы японского ландшафта Миниатюрная вселеннаяФото А.Дарусенкова
Японские мастера держат деревья на улице на стеллажах

Горсть воды или ветка дерева вызывает
в воображении громады гор и полноводье рек.
Водно мгновение можно пережить
таинства бесчисленных превращений.
Совсем как чудеса волшебника.

Икэнобо Сэнно. Тайные речения
Бонсай в буквальном переводе с японского означает "растение в плошке". Считается, что искусство выращивания и создания природных миниатюр зародилось примерно в IV-II вв. дон.э. в Китае. По одной из легенд, "пан-син"- так называлось это искусство по-китайски- было особенно популярно в крупных, густо населенных городах, где дорожили каждым клочком земли.

Бонсай в буквальном переводе с японского означает "растение в плошке". Считается, что искусство выращивания и создания природных миниатюр зародилось примерно в IV-II вв. дон.э. в Китае. По одной из легенд, "пан-син"- так называлось это искусство по-китайски- было особенно популярно в крупных, густо населенных городах, где дорожили каждым клочком земли. ВЯпонию умение выращивать деревья в плошках завезли китайские монахи в Средние века, вместе с буддизмом. ВЕвропу же оно впервые попало уже в XXв. Термин «бонсай» в разговорной речи употребляется в самых разных значениях. Так называют и сами деревца, и агротехнику их выращивания, и искусство создания растительных миниатюр. Это слово не склоняется и не имеет множественного числа. Мастеров, занимающихся выращиванием бонсай, принято называть бонсаистами.

Однако не каждое растение, посаженное в плошку, можно называть бонсай. Существуют довольно строгие каноны, регламентирующие все, что относится к этому искусству: форму растения и пропорции его частей, соответствие растения и контейнера, приемы демонстрации, сочетаемость видов в композиции ит.д. ВЯпонии эти каноны особенно строги, в Китае и других восточных странах свободнее. Миниатюрные деревья можно сравнить со скульптурой, только живой и растущей. Удревних, совершенных бонсай есть даже свои имена (например, «Полет дракона в облаках»).

Втехнике бонсай могут развиваться очень многие виды растений. Среди них представлены не только деревья, но и кустарники, травы и даже водные растения. Наиболее популярны самые долговечные- деревья. Не поддаются миниатюризации очень немногие виды, в основном это растения с очень крупными листьями. Классический бонсай предполагает высоту дерева от 30-40см до 1м, но есть и совсем крошечные миниатюры высотой от 1,5-2 до 10-15см.

Национальности и каноны

Бонсай зародился в Китае, и все соседние страны- Вьетнам, Корея, Таиланд, Япония,- перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими и культурными условиями. Наибольшее распространение в мире получил японский бонсай, самый канонизированный из всех. Вяпонской традиции существуют очень строгие законы формирования самого растения, а также подбора контейнера и столика. Восновном все европейские миниатюрные деревца- это вариации на тему именно японских стилей бонсай. Для европейца дерево, выращенное в технике бонсай, привлекает прежде всего своим внешним обликом, возрастом. Уяпонских и китайских мастеров отношение к нему более глубокое, это способ самовыражения, философского постижения мира.

Каждое растение, согласно классическим японским канонам, должно удовлетворять нескольким основным требованиям. Во-первых, иметь общую треугольную форму кроны. Углы треугольника символизируют три единства- небо, землю и связующее их звено, дерево. Во-вторых, ветви должны размещаться ярусами, очень четко обозначенными. В-третьих, каждый ярус- это не сплошные заросли из веток и листьев, а отдельные сформированные зоны, в пределах которых листва особенно густа. Недопустимыми считаются перекрещивающиеся ветви у деревьев. Что интересно, вся эстетика бонсай обусловлена биологией растений. Треугольная форма кроны необходима для того, чтобы верхние ее части не затеняли нижние. Ветви размещают ярусами для обеспечения вентиляции и доступа ко всем частям растения нужного количества света. Загущения с биологической точки зрения- это зоны микроклимата с необходимой влажностью.

Контейнер (плошка) должен сочетаться с растением по форме, размеру, фактуре и цвету. Увидов с вертикальным стволом глубина контейнера равна диаметру ствола, а длина (или диаметр для круглых) приблизительно равняется ширине кроны. Для молодых растений с плавными контурами подбирается круглый или овальный контейнер, а для мощных старых деревьев- прямоугольный. Хвойные породы выращивают в темно-коричневых емкостях. Ярко цветущие, лиственные- наоборот, в цветных. Как правило, эти сосуды окрашены в различные оттенки желтого, кремового и синего. Большинство контейнеров керамические, реже встречаются плошки, вырезанные из цельного камня. Самыми ценными считаются антикварные китайские контейнеры, найденные, как правило, на затонувших судах. Плоские плошки предпочтительнее глубоких, растения в них кажутся более устойчивыми, такая форма способствует формированию плоской корневой системы бонсай, облегчает аэрацию корней. Вглубоких горшках выращивают влаголюбивые виды (например, мирт) или экземпляры со свисающими и полусвисающими формами.

Большинство столиков (около 90%), предназначенных для демонстрации бонсай, изготавливаются из ситана (Pterokarpus Santalinus). Его ярко-оранжевая древесина со временем темнеет до коричневого цвета. Встречаются также столики из эбенового дерева, айвы китайской, винограда, груши. Чем массивнее бонсай, тем более внушительным должен быть и столик для него. Изящные молодые деревца располагают на визуально легких, «воздушных» столиках с низкими ножками. Высокие модели подходят для наклонных и ниспадающих растений (стили каскад и полукаскад). Если бонсай обладает причудливо изогнутым стволом, лучше выбрать резной столик, сделанный из корневой части дерева или имитирующий ее. Травы размещают на плоских деревянных пластинах, изготовленных из торцевых спилов.

Вотличие от лаконичного японского, китайский бонсай более вычурный и менее канонизированный. Здесь не предъявляют стольких требований к форме ствола и кроны. Плошки и столы нагружены разнообразными декоративными элементами и окрашены в яркие тона, тогда как в Японии эти предметы очень сдержанны. ВКитае даже существуют школы, пропагандирующие минимальное вмешательство человека в развитие растительных миниатюр. Есть и чрезмерное "трюкачество"- деревьям придают форму иероглифов или животных, например драконов.

Во вьетнамской традиции популярен стиль "растение на скале": корни дерева овивают камень и сразу опускаются в воду, так что в контейнере вообще нет почвы. Икитайский, и вьетнамский бонсай могут дополняться фигурками-рыболовами с удочками, глиняными домиками, одноногими цаплями, журавлями, статуэтками Будды, которые размещают в контейнере, прямо рядом с деревом. Вяпонском варианте такое украшательство встречается крайне редко.

Близкими к бонсай считаются суйсэки ("суй"- вода, "сэки"- камень) и бонкэй ("растения на камне"). Суйсэки- это символические изображения различных пейзажей с двумя главными элементами- камнями и водой. Это может быть ниспадающий с горы поток или озеро в горах. Причем вода бывает натуральной или заменяется сухим песком, а то и вообще отсутствует, лишь подразумеваясь.

Композиции бонкэй в китайской и вьетнамской традиции представляют собой нагромождение скал, растений, фигурок животных и людей, крошечных домиков. Уяпонцев бонкэй лаконичнее- одновидовая композиция из вязов или буков на камне идр.

Миниатюрная вселенная
Токонома- это прямоугольная ниша в стене шириной около полутора метров, окрашенная, как правило, в неброский монотонный цвет, например кремовый. Внешнее оформление токонома очень лаконично и ненавязчиво- это может быть декоративное обрамление с использованием ствола бамбука или балок неошкуренного дерева. На дно ниши стелется циновка, само растение экспонируется на столике. Кроме бонсай, в токонома может находиться еще 2-3 сопутствующих предмета, призванных выступить по отношению к нему контрастом или подчеркнуть время года. Сопутствующими элементами обычно служат дополнительное растение (кустарник или бонсай из трав), а также картина или свиток на стене. Картина, как правило, выполняется в технике росписи по шелку, сюжеты- пейзажные: восход солнца, полет стрекозы... Декоративный же свиток внешне очень прост: это всего несколько иероглифов кисти известного каллиграфа, в которых заключен великий смысл философского изречения или стихотворной строки.

Стили

Всякий бонсай должен производить впечатление естественного, растущего в диких природных условиях растения. Ствол дерева, пробивающегося из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и, лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. Аесли ему суждено было родиться на открытой скале, то направление роста будет задано преобладающими в этой местности ветрами. Именно на основе различных природных форм произрастания деревьев были разработаны стили. Каждый из них рисует свой, непохожий на остальные образ. Вяпонской традиции известно более 10 стилей для одиночных бонсай и несколько для групповых посадок. Некоторые стили более просты в создании, как, например, неформальный вертикальный, веерный или наклоненный ветром, другие сложнее- консервативный стиль мачтовый или «мертвая древесина». Один бонсай может удовлетворять требованиям сразу нескольких стилей.

Бонсай- искусство "драматическое". Подражая природе, художник выбирает для копирования деревья, которые в естественных условиях прошли сквозь множество тяжелых испытаний. Какие же драмы могут подстерегать растение? Возможно, оно родилось в неподходящих условиях- на скале, где почва крайне скудна и недостает влаги. Возможно, его объедали животные, кора повредилась, ствол кое-где засох. Иуж, скорее всего, не удалось миновать постоянных ветров, снега, гроз и града- стихия гнет и ломает даже самые стойкие экземпляры. Побеги растения, прошедшего все эти испытания, не могут быть ровными, ствол обязательно искривлен, междоузлия маленькие. Особо ценными считаются бонсай, которые были найдены в природе. Но даже облик растения, развившегося в домашних условиях, в полном достатке и уюте, должен быть максимально драматичным. Поэтому ствол и ветви специально искривляют- с помощью проволоки или оттяжек, кору в некоторых местах снимают или искусственно выбеливают.

Выбор растения

Как бонсай можно выращивать очень многие виды- хвойные и лиственные деревья, травы. Однако новичку лучше не начинать со «сложных» и капризных пород, например сосен или елей, которые почему-то очень популярны именно у начинающих. Потребуется, как минимум, 5-6-летний опыт ухода за неприхотливыми растениями (фикусами или вязами), чтобы общение с более привередливыми оказалось удачным. На Востоке умение выращивать хвойные считается верхом мастерства бонсаиста.

Начинающим поклонникам комнатных бонсай рекомендуется выбирать виды, которым не нужна зимовка,- в условиях обычной городской квартиры организовать ее бывает непросто. Неприхотлива муррайя- теневыносливое растение с очень интересной фактурой коры светлых оттенков, ароматными белыми цветами и съедобными ярко-красными плодами. Правда, и у нее есть свои минусы: листья мурайи довольно крупны и даже в миниатюре редко бывают меньше 4см, что для совершенного бонсай слишком много. Также можно посоветовать приобрести подокарпус, у которого хвоя по форме очень напоминает листья ивы, мелколистные фикусы (например, фикус притупленный). Кстати, все эти виды, повсеместно выращиваемые в технике бонсай у нас и в Западной Европе, почти не встречаются в Японии. Начинающему бонсаисту можно рекомендовать обзавестись гранатом (не пугайтесь, если осенью он вдруг сбросит листья), вязом китайским (если его постоянно держать в комнате, то старая листва опадает уже после появления новой и дерево превращается в вечнозеленое), китайским можжевельником (правда, не стоит покупать большие и дорогие экземпляры, лучше начинать с маленьких черенков или с проростков), кленом трехраздельным, мальпигией, кармоной, псидиумом, бамбуком или оливой.

Если вас не прельщает посадка семенами и долгое ожидание результата, приобретайте бонсай готовыми или полуготовыми (так называемые пребонсай) в специализированных магазинах или на садовых рынках. Пребонсай- это уже взрослое комнатное растение (от 2-3 лет и более), но еще не сформированное- после покупки его обрезают и пересаживают в плоский сосуд. Наиболее благоприятное время года для этого- весна, для некоторых видов- осень. Стоимость такого растения- от 500-800 до нескольких тысяч рублей. Дорогой экземпляр следует приобретать лишь в том случае, если вы имеете возможность в любой момент получить консультацию специалиста либо достаточный опыт выращивания бонсай. При покупке растения обратите внимание на развитие корневой системы, форму и внешние достоинства бонсай (или пышную крону и сильный ствол у пребонсай), здоровый вид растения в целом. Втечение первого года выращивайте свой будущий бонсай как самое обычное дерево, не спешите начать процесс формирования шедевра. За это время растение успеет адаптироваться к вашим условиям, а вы- привыкнуть к новому жильцу и получше узнать его «повадки».

СТИЛИ БОНСАЙ ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ С ОДНИМ СТВОЛОМ

Миниатюрная вселенная


1. Chokkan (тккан)- формальный вертикальный, или мачтовый, стиль. Это миниатюрная копия тех деревьев, которые в природе растут при благоприятных условиях, получая в достатке воду, питание и свет. Единственный стиль с почти идеально прямым стволом. Ствол устремлен вертикально вверх, по мере роста уменьшается в диаметре, причем нижняя его треть совсем лишена веток. Верхние ветви очень густо покрыты листвой, они короче и тоньше нижних. Обычно этот стиль используют для дзельквы, ели, лиственницы, кедра, криптомерии.

Миниатюрная вселенная
2. Shakan (сякан)- наклонный, склоненный стиль. Ствол дерева слегка изогнут и немного отклоняется от вертикали, словно оттого, что растение жило на склоне гор или "убегало" от глубокой тени. Самая нижняя ветвь направлена в сторону, противоположную наклону дерева,- так сохраняется равновесие. Стиль подходит для большинства растений- как хвойных (сосны, туи, можжевельника, секвойи идр.), так и лиственных (клена, березы, дуба идр.).

Миниатюрная вселенная




3. Moyogi (моги)- неформальный вертикальный стиль, или изогнутый ствол. Это один из основных стилей, а по количеству образов, пожалуй, самый многочисленный. Если японец затрудняется в выборе стиля бонсай, обычно используется moyogi. Он отличается от прочих тем, что его образцы могут быть совершенно не похожими друг на друга. Ствол имеет неправильную, изогнутую форму, причем изгибов может быть несколько, и нижний обычно выражен наиболее ярко. Ближе к вершине эти «волны» становятся более мягкими, причем вершина дерева располагается точно над его основанием. Используют этот стиль почти для всех видов деревьев, но особенно часто для сосны, дуба, клена, можжевельника.

Миниатюрная вселенная
4. Ishitsuki (исицуки)- "обнявший камень", "вцепившийся в скалу". Бонсай этого стиля словно растут из камня и в его глубине находят все необходимое питание и воду. На самом же деле в камне есть углубления, заполненные землей. Подходит для деревьев с сильной корневой системой- сосен, кленов, рододендронов.

Миниатюрная вселенная
5. Fukinagashi (фукинагаси)- дословно с японского- "флажок", наклоненный ветром. Дерево (обычно хвойное) словно изогнулось от сильного порыва ветра: ствол и ветви растут в одном направлении, а там, откуда "дует ветер", веток нет.


Миниатюрная вселенная
6. Hokidachi (хокидати)- веерный, или метелка. Ствол строго вертикальный, но не слишком длинный, голый, без ветвей в нижней его части. Ветви расходятся из верхней точки ствола равномерно во все стороны, словно раскинулись веером. Крона симметричная, сферической формы и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. Вприроде этот стиль практически идеально выражен у Zeikova (дзельквы). Подходит для дзельквы, вяза, клена и граба.

Миниатюрная вселенная



7. Kengai (кэнгай)- каскад. Прообразом этого стиля послужили деревья, вынужденные бороться за свое существование на скалистых террасах,- они изгибаются под градом падающих камней, под массой снега, из-за недостатка света или под собственной тяжестью. Ветвление начинается уже в нижней части ствола. Сам ствол, устремившийся было вверх, неожиданно «падает», «стекает» в сторону, опускаясь ниже основания контейнера. Чтобы растение хорошо смотрелось, его помещают на высокую подставку или на край стола. Подходит для сосны, можжевельника, кизильника, рододендрона, сливы, ивы, плюща, азалии, поскольку часто наблюдается у них и в естественных условиях. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.

Миниатюрная вселенная
8. Hankengai (ханкэнгай)- полукаскад. Ствол изогнут не так сильно, как в каскаде, он обычно не опускается ниже основания плошки. Маленькая ветвь верхушки направлена в сторону, противоположную наклону дерева, так композиция выглядит устойчивой. Подходит для всех видов деревьев, за исключением крепких, плохо гнущихся.

Миниатюрная вселенная
9. Sharimiki (сяримики)- стиль "мертвая древесина". Подходит для хвойных. Удеревьев, выросших на горных склонах, отдельные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. Некоторые ветви могут быть даже полностью сухими. Вбонсай эти участки мертвой древесины создаются искусственно, путем срезания определенных фрагментов коры с последующим отбеливанием стволовой части. Это очень сложный стиль.

Миниатюрная вселенная
10. Neagari (нэагари)- "выступающие корни". Все внимание зрителя сосредоточивается на красивых и мощных корнях, выступающих вокруг ствола и как бы приподнимающих все дерево,- оно словно стоит на ходулях. Стиль хорош для растений, которые образуют воздушные корни, например различных видов фикуса (притупленный, мелкоплодный, мелколистный).

Миниатюрная вселенная
11. Ikadabuki (икадабуки)- "упавшее дерево". Это поваленный какой-нибудь природной стихией, но еще на многое способный ствол, полузанесенный землей и давший множество молодых побегов. Подходит для всех видов деревьев.




Миниатюрная вселенная
12. Bunjingi (бундзинги)- "литературный" стиль. Этот термин отражает не эстетику стиля, а скорее историю его возникновения. Всвое время бонсай стал очень популярным среди творческой интеллигенции Китая, которая создала для себя особый стиль бонсай. Bunjingi может быть сформирован гораздо быстрее классических форм и оценивается не по каноническим критериям. Ствол дерева длинный, тонкий и изящный, ветви начинаются в верхней его трети. Именно форме ствола здесь уделяется основное внимание, поэтому листвы мало, крона нераскидистая. Она легка, воздушна и выглядит, словно нарисованная тушью иллюстрация из старинных японских книг.

Формирование бонсай

Для грамотного формирования бонсай необходимо как можно больше узнать о конкретном виде растения, которым вы обзавелись: где оно обитает в естественных условиях, каковы его биологические особенности- скорость роста, отношение к воде, свету, почве, температуре, влажности воздуха. Формируют не только ствол и ветви бонсай, но и корни. Обычно это делают при пересадке растения. Оставляют несколько главных корней, которые радиально расходятся от ствола. Выступающие корни делают деревце более "взрослым", их форма зависит от выбранного стиля. Часть почвы в контейнере, как правило, покрыта мхом, но в обычных комнатных условиях выращивать его сложно- мху требуются низкие температуры и высокая влажность.

Выращивание дерева в ограниченном объеме почвы уже способствует его уменьшению в размере, замедлению его роста, миниатюризации.

Для направления роста ветвей используют несколько техник: наложение проволоки, оттягивание с помощью грузов или подвязывания к корням. Проволоку лучше использовать медную, пластичную, хорошо отожженную, можно тонированную в цвет коры. Ее диаметр должен равняться примерно 1/3 толщины ветви или ствола. Накладывают проволоку только в одном направлении- от ствола к ветвям, под углом 45. Лучшее время для проведения работ- ранняя весна, перед началом распускания почек, или же перед зимним покоем- тогда растение обладает наибольшей гибкостью. Взависимости от скорости роста бонсай, проволока накладывается на период от одногомесяца до полутора лет. Если вы никогда не сталкивались с осуществлением подобных работ, потренируйтесь на ветках и прутиках, принесенных из леса.

Листва любого бонсай должна быть мелкой, плотной, насыщенной окраски. Улиственных пород уменьшения размеров листьев добиваются удалением листовой пластинки в период с начала июня до начала августа. Листья удаляют полностью, оставляя только часть черешка. Спустя некоторое время после обрезки растение вновь зазеленеет, переживет «вторую весну». Этот метод используют только для здоровых растений и не применяют для цветущих, плодовых и хвойных.

Уход

Основные мероприятия по уходу за растительными миниатюрами- аккуратный полив, своевременные подкормки, стрижка 2-3 раза в год и периодические пересадки- раз в несколько лет. При формировании и уходе за бонсай понадобится целый набор инструментов: секатор, изогнутые кусачки для обрезки веток, проволоки разного диаметра, ножницы для тонкой работы, крючки для распутывания корней, препараты для отбеливания древесины (если вы формируете бонсай в стиле "мертвая древесина") ит.п. Размер инструментов зависит от величины дерева.

После полива почва должна быть полностью увлажнена, следующий же полив проводят после ее высыхания. Водопроводную воду рекомендуется предварительно отстаивать на протяжении нескольких часов, а если в ней содержится много солей- фильтровать. Поливайте бонсай водой комнатной температуры, ни в коем случае не холодной- тропические растения от этого могут погибнуть. Контейнеры для бонсай должны иметь большие дренажные отверстия (диаметром 1,5- 2см) и небольшие ножки. Контейнер обычно ставят в поддон, воздушная прослойка между дном контейнера и поверхностью поддона обязательна- чтобы излишки воды вытекали из емкости. Растения рекомендуется держать вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Для многих видов (особенно субтропических- мирта, маслины, граната, розмарина идр., а также деревьев средней полосы) зима- период покоя, когда процесс вегетации замедляется и растение спит. Вэто время бонсай следует держать при температуре от легкой минусовой до +10-15 (в зависимости от вида), защищенным от ветра и прямых лучей солнца- в подогреваемой теплице, на застекленной лоджии, балконе или даже в гараже. Правда, темные помещения вроде гаража пригодны лишь для лиственных пород, хвойные же растения и зимой нуждаются в свете. Полив во время зимовки очень умеренный. Продолжительность периода покоя зависит от конкретного вида. Считается, что для сосны обыкновенной лесной необходимо около 150 дней с отрицательными температурами. Если же лишить дерево такой зимовки, то через 2-3 года оно погибнет. Усирени, напротив, период зимнего покоя весьма непродолжителен- 1,5-2месяца при температуре +5-10С.

Период глубокого покоя очень важен, от него зависит благополучное развитие растения в последующий сезон. Чтобы подготовить бонсай к зимовке, не проводите обрезок после середины августа. Сначала августа не используйте богатые азотом удобрения, а в сентябре подкормите своего питомца удобрением с высоким содержанием кальция и фосфора- это способствует большей морозоустойчивости. Восенне-зимний период остальные, не зимующие виды (в основном это выходцы из тропиков) будут нуждаться в дополнительной подсветке фитолампами.

Раз в несколько лет бонсай необходимо пересаживать в емкость большего размера (примерно на 2см больше в диаметре и чуть глубже предыдущей). Контейнеры обычно приобретают сразу целым набором- они выполнены в едином стиле и укладываются друг в друга, подобно матрешкам. Признаками назревшей необходимости в пересадке могут быть корни, появившиеся из дренажных отверстий или абсолютно заполнившие плошку. Молодые бонсай возрастом максимум 3-4 года обычно пересаживают ежегодно, более взрослые растения- раз в 3-4 года, а деревья, достигшие нескольких десятков лет, еще реже- раз в 10-15 лет. Самое подходящее время для проведения этой процедуры- весна, когда у растений начинается активная вегетация. Увыходцев из теплых тропиков таких периодов в году может быть несколько, и все они одинаково хороши для пересадки.

СТИЛИ БОНСАЙ ДЛЯ МНОГОСТВОЛЬНЫХ ПОСАДОК

Миниатюрная вселенная
1. Sokan (сокан)- сдвоенный ствол. Два ствола, растущие из одного основания, не одинаковые по высоте и объему. Уяпонцев символизируют отца и сына. "Отец"- тот, который толще и выше, его крона не должна перекрывать и заслонять крону "сына". Подходит для ели, сосны, березы, секвойи, вяза, можжевельника.


Миниатюрная вселенная
2. Sankan (санкан)- тройной ствол. Из одного корня растут сразу три ствола, символизирующие отца, мать и сына.






Миниатюрная вселенная
3. Gokan- пять стволов. Пять растений, посаженные рядом. Их корни со временем переплетутся, и деревья станут неразделимы.





Миниатюрная вселенная
4. Kabudachi (кабудати, или кабудачи)- спрут. Несколько стволов растут из одного основания. Стволы и ветви хорошо просматриваются и не образуют сплошных зарослей. Наиболее подходящие растения- клены, а также вяз, граб, кармона, серисса, мальпирия.

Миниатюрная вселенная
5. Yose-ue (сэ-уэ)- "рощица", или "лес на ладони". Имитация пронизанной светом трепещущей рощицы. Выбирают нечетное количество растений с мелкой листвой. Вкомпозиции из деревьев одного вида играют формами кроны, перспективой и ритмом посадки.

Экспозиция бонсай

Бонсай- это воплощение всей красоты и мудрости природы, миниатюрная вселенная. Поэтому каждое растение должно экспонироваться строго индивидуально, а не в соединении с другими. Все внимание при просмотре уделяется ему одному. Причем у каждого растения есть свой период наибольшей декоративности и привлекательности. Так, гранат и азалии лучше всего выставлять в момент цветения, бук- глубокой осенью, когда ветви покрыты желтыми листьями, клен трехраздельный- зимой, без листьев, чтобы показать необычайно красивую структуру его ветвей, а клены пальматумы- весной или осенью, когда листва полыхает красным огнем.

ВЯпонии бонсай выращивают на улице, в дом же заносят лишь на несколько дней- на праздники или к приходу гостей (во время экспозиции растение не поливают). Вдомах для демонстрации построена специальная ниша-токонома, где и располагается столик с бонсай. Мини-бонсай- деревца высотой 10-15 или всего 1,5- 3см- выставляют на этажерках, причем каждый контейнер может стоять на своем миниатюрном столике.

Согласно классическим японским канонам, у каждого растения есть лицевая сторона- во время демонстрации она обращена к зрителю. Усформированного бонсай "лицо" определить несложно- здесь хорошо видны ствол, основное сплетение ветвей, очень выразительно прорисован наиболее драматический изгиб. Дерево как будто кланяется зрителю: сначала, чуть выше основания, ствол отклоняется назад, а своей верхушкой снова нагибается вперед- классическая поза приветствия на Востоке. «Парадную» сторону определяют в самом начале формирования миниатюрного дерева и все последующие обрезки проводят, учитывая ее расположение.

ВЕвропе, где интерьеры редко обустраиваются демонстрационными нишами на японский манер и где распространено выращивание комнатных бонсай, более развита традиция кругового обзора. Поэтому у растений здесь нет явно выраженного "лица". Бонсай может быть установлен, например, в самом центре холла, на отдельном столике. Важно лишь, чтобы окружение позволяло подчеркнуть всю изысканность миниатюрного дерева. Столик для демонстрации- предельно простой: деревянная поверхность, укрытая плотной бумагой кремового цвета, циновкой или гладкой однотонной скатертью. Внимание зрителя не должны отвлекать посторонние предметы- статуэтки или вышитые салфетки. Общий фон тоже светлый и ненавязчивый- белый, бежевый или серый, чтобы силуэт растения вырисовался максимально отчетливо. Если в комнате экспонируется несколько бонсай, их необходимо разнести.

Растения очень чувствительны к вниманию со стороны людей и отзываются на него- иногда сразу же, а иногда спустя многие годы. Как показал опыт, выращиванием бонсай занимаются в основном зрелые люди, с уже сформировавшимся мировоззрением и устоявшимся отношением к жизни.

Редакция благодарит фирму «ВИКТОРИЯ 2001», Александра Виняра и президента клуба «БОНСАЙ» при ГБС им. Н.В. Цицина РАН Тамару Белоусову за помощь в подготовке материала.