Добиться простоты и немногословности сложно вне зависимости от сферы деятельности. Архитектура в этом отношении
не исключение. Ее цель- создать эстетичное, комфортное для жизни пространство с учетом реальных возможностей строителей и заказчиков
Похоже, хозяевам этой квартиры повезло. "Не надоедает!"- так говорят мама и сын, прожив в ней уже три года. Надо сказать, что начало было не слишком обнадеживающим. При первой встрече с архитекторами Татьяной Колесниковой и Вадимом Семенченко заказчики не могли точно сформулировать, что бы они хотели. Уних было желание иметь красивый, интересный и спокойный дом. Стиль как таковой не был назван. Заказчики доверились архитекторам.
Работа над проектом длилась полтора месяца. Так как на небольшой площади квартиры важен каждый сантиметр и габаритные размеры мебели и оборудования сильно влияют на планировку, архитекторам приходилось параллельно выбирать мебель и проектировать расположение перегородок и дверных проемов. Эти два направления деятельности взаимно дополняли и стимулировали друг друга.
К вашему сведению, процесс создания и оформления интерьера неизбежно имеет некоторую последовательность. После утверждения общей идеи в эскизном проекте происходит точная привязка всех элементов. Ипрежде всего коммуникаций, так как они убираются в стены, полы и потолки в самом начале строительства. Поэтому это время напряженнейшей работы архитектора и заказчика по выбору мебели и оборудования. Только после ее завершения можно безошибочно указать места установки розеток, выключателей и другой «недвижимости».
Архитектура этой квартиры очень ясная и на первый взгляд простая. Когда рассматриваешь план, нет ничего, что бы бросилось в глаза: нет ни проходящих через всю площадь изогнутых линий, ни четко определенных осей, ни симметрии или асимметрии. Нет ничего навязанного, подчиняющего себе все элементы интерьера. Все просто- на плане. Но, находясь внутри реального помещения, понимаешь, что попал в многомерное пространство, в котором есть определенные связи между элементами, некие невидимые оси, не выделенные линиями пола и потолка, но существующие тем не менее как напряжения в поле этого интерьера. Точки восприятия, на плане ничем не примечательные, в объеме очень хорошо чувствуются- и каждый, приходящий сюда, сам их находит.
Сложность работы архитектора состоит в том, что, рисуя план, он должен мыслить объемно. Объем пространства, его масштаб и устройство порой невозможно передать ни рисунками, ни планами, ни развертками стен. Когда объект находится еще в стадии проекта, его законченный образ есть только в воображении автора.
Проектируя интерьер, выполняя необходимые чертежи (восновном планы и развертки стен), архитектор переводит свои пространственные ощущения на общедоступный язык плоского чертежа. Красивость последнего нередко, к сожалению, маскирует собой неумение мыслить в трех измерениях, и тогда мы получаем плоскую архитектуру- архитектуру только пола, только потолка или только стены.
Надо сказать, что Татьяна Колесникова и Вадим Семенченко избежали этой опасности. Интерьер спроектированной ими квартиры, весьма незатейливый на плане, в объеме очень гармоничен. Взаиморасположение элементов, их взаимосвязи и баланс найдены достаточно точно. Каждая вещь здесь как бы выросла на своем месте, и, если ее переставить, она, оторвавшись от своих корней, не сможет прижиться на новом месте. Вэтом смысле здесь есть что-то от японского сада камней, в котором логику их расстановки можно понять, только постоянно меняя точку зрения. Напрактике, чтобы добиться такого результата, необходимо много времени и сил как архитектора, так и заказчика.
При разборке перегородок, как правило, выясняется, что уровни полов и потолков в разных помещениях не совпадают. Это неизбежно влечет за собой замену покрытия, например паркета на полу или штукатурки на стенах.
Реконструкция квартиры длилась целый год. Так как проект подразумевал совершенно новое планировочное решение, процесс демонтажа включал снос всех перегородок и разборку полов. При вскрытии последних удалось выиграть достаточно много места, так что высота помещений после реконструкции не изменилась.
Старые оконные блоки, не обеспечивающие необходимую тепло- и звукоизоляцию, поменяли на новые, тоже деревянные, но с тройным стеклопакетом. Уже износившиеся, забитые минеральными отложениями и ржавчиной трубы и радиаторы отопления заменили современными, имеющими регуляторы температуры.
Архитекторы столкнулись с рядом трудностей. Прежде всего, обнаружились отклонения от вертикали в несущих стенах. Перепады уровней плит перекрытия достигали 20мм. Далее- обычная проблема перепланировки квартир в сталинских домах: несущие балки высотой 60см, открывшиеся после сноса перегородок. Они стали серьезным препятствием, поскольку проходили в зоне гостиной. Следующая проблема- расположение напротив входа в квартиру ванной комнаты и выход ее двери в зону гостиной. Ипоследнее- небольшая высота потолков (2,9м) и необходимость кондиционирования помещения.
Проблема балок в зоне единого пространства не нова. Иунее есть несколько стандартных решений. Балка либо "подшивается" снизу подвесным потолком, в результате чего она исчезает из поля зрения, либо обыгрывается как часть тектонической системы, то есть под ней возводятся декоративные "несущие" элементы- колонны, участки стен ит.д. Вэтой квартире архитекторы применили оба эти способа.
Одну из балок, ближнюю к прихожей, сделали границей подвесного потолка. Но линия перепада уровней высотой 60см сохранилась, этого невозможно было избежать. Однако и здесь Татьяна Колесникова и Вадим Семенченко нашли выход. Они разбили массив подвесного потолка своеобразным пилоном с круглыми боковыми поверхностями. Этот гипсокартонный пилон стал встроенным шкафом в соседнем кабинете, а в гостиной- центром композиции стены. Частично облицованный зеленым мрамором, он привлекает к себе внимание. Получившиеся участки разделенного надвое потолка архитекторы оформили по-разному. Вцентре, на границе с прихожей, был встроен светильник, а потолок над диваном был решен как кессонный. Вкаждый из шести квадратных кессонов были вмонтированы светильники, которыми, кстати говоря, можно задать разный уровень освещенности, так как выключатель оборудован реостатом.
Еще одну балку можно было вписать в интерьер как-то аналогично. Нонезабывайте: в этой квартире всякая вещь присутствует в единственном экземпляре. Вторая балка удостоилась чести остаться самой собой. Мало того, эту балку сделали символом, подчеркнув светильниками ее опорные точки. Под ней были сделаны стенки из стеклоблоков, зрительно разделившие зону гостиной и примыкающую зону кухни. Возведение одной из стенок, своеобразного портика с двумя мраморными колоннами, решило сразу две задачи: размещение кондиционера (вподвесном потолке сразу за балкой) и выход двери ванной комнаты в зону гостиной.
При работе кондиционера скапливается влага, которую нужно куда-то отводить. Правильнее всего подсоединять трубку отвода конденсата к канализации- так и поступили в данном случае. Поскольку вода должна течь в отводе самотеком, необходимо обеспечить небольшой уклон трубки- около4мм на 1м длины.
Так как свежий воздух необходим не только в гостиной, но и в спальне, разводку системы кондиционирования проложили в подвесном потолке ванной комнаты и вывели над дверью в спальне. Отвод конденсата кондиционера подсоединили к канализации.
Стену ванной комнаты, расположенную прямо напротив входа в квартиру, тоже решили выложить из стеклоблоков, причем ступеньками. Для этого использовали специальные угловые стеклоблоки VEGLASUNFIX. Врезультате эта ничем не примечательная часть квартиры стала еще одной точкой притяжения. Перегородка прозрачна ровно настолько, чтобы пропускать рассеянный свет.
В кухне, ванной и прихожей положили теплый пол, для этого пришлось несколько поднять его уровень. Если в кухне и ванной теплый пол нужен для того, чтобы было комфортно ступать на керамическую плитку, то его устройство в прихожей вызвано бытовой необходимостью- зимой (акак ни прискорбно, у нас это большая часть года) на нем хорошо сушить обувь.
Для того чтобы оттенить декоративные элементы, создать для них выигрышный фон, пол и стены решили сделать однотонными, без рисунка. Пол покрыли буковым паркетом фирмы JUNCKERS, стены и потолок выровняли гипсокартоном и покрасили белой водоэмульсионной краской фирмы TIKKURILA. Руководствуясь принципом фона, на окнах повесили жалюзи, а не шторы.
Есть в этом интерьере и свои "архитектурные шутки". Например, перепад уровня пола на кухне не помешал авторам проекта поставить стол вдоль границы уровней. Проблема стульев в такой ситуации решилась просто: они были подобраны одной серии, но разной высоты- обычные и для барной стойки. Или окошко из стеклоблоков в стене между ванной комнатой и кухней. Когда моешь посуду, а это процесс, без сомнения, медитативный, взгляд не упирается в глухую стену, а имеет некий простор за счет рассеянного света, льющегося из ванной комнаты.
Мебели в квартире сравнительно немного. Вгостиной- только стол со стульями, диван и кресло (LEOLUX), а в кабинете- кровать (LIGNEROSET), кресло и компьютерный столик. Часть мебели была сделана на заказ. Столик на кухне вместе с потолочной панелью над ним и торцевым шкафчиком, открывающимся в сторону гостиной, были заказаны в фирме-изготовителе кухни (BOSCHARTICO). Подставку для зонтиков, зеркало и вешалку в прихожей архитекторы спроектировали сами, а изготовил их мастер по дереву Игорь Сапрыкин.
Монтаж обогревающего оборудования в полу,- безусловно, очень приятное достижение прогресса. Однако прогресс коварен- такой пол, например, может навредить вашей мебели, и «дорогой и любимый» шкаф быстро рассохнется. Поэтому рекомендуется монтировать теплый пол с учетом будущей расстановки мебели.
В прихожей и ванной комнате стены отделали белым мрамором BiancoCarrara, а в гостиной к этому сорту был добавлен еще и зеленый, называемый VerdeNickolas. Мрамор- природный материал, поэтому он неоднороден по цвету и текстуре. Обычно при заказе изделия архитектор выезжает на склад, где и подбирает плиты (размером примерно 23 м и толщиной 3см), подходящие друг другу.
В гостиной на торцевой стене возник такой достаточно неожиданный и, скорее, символический в городской квартире элемент, как камин, который также отделали мрамором.
Вообще, что касается игры и символики, в этой квартире ее предостаточно. Не имея возможности разыграть спектакль со множеством комнат, залов и переходов, авторы проекта тем не менее не отказали себе в удовольствии обозначить эти помещения хотя бы символически. Здесь есть каминный зал с голографическим камином, который вполне заменяет настоящий, если вы любите смотреть на огонь, есть символы портика и балки. Граница между прихожей и гостиной тоже символична- спускаясь на ступеньку из прихожей, вы как бы через «тесные врата» попадаете в как бы огромную гостиную.
Есть тут и роскошная столовая. Портик из стеклоблоков, встав прямо напротив пилона, как бы замкнул зону обеденного стола, в результате чего в торжественных случаях шикарный стеклянный стол BACHERTISCHE (враздвинутом состоянии) аккуратно встает между портиком и пилоном. Комната преображается и приобретает неповторимую торжественность.
У такой архитектуры есть замечательное свойство- она все время новая, поскольку сам обитатель дома начинает творчески осмысливать, открывать для себя и чувствовать ее оси и линии напряжения. Это как раз то, что английский архитектор Кристофер Дей называет архитектурой Места. Это живая архитектура.
Вы не задумывались, ради чего мы столько сил тратим на обустройство нашего дома? Неужели это настолько важно, что мы проводим выходные дни в магазинах стройматериалов и мебельных салонах? Атмосфера. Мы хотим создать атмосферу, Место нашей жизни. Ивэтом нам должна помочь архитектура. Она должна создать такие условия, такой каркас, который мы могли бы наполнить своим ритмом, своей индивидуальностью, своим теплом.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!