Квадратура круга
Гостиная. Структурообразующий центр планировки квартиры — напольный круг и соотнесенный с ним потолочный плафон.
Гостиная. Фальшстена, являющаяся по форме симметричным фрагментом овала, составляет "оппозицию" дивану. Фрагмент гостиной. Подушки на диване исполнены в цветовой палитре, выбранной самой хозяйкой дома. Кухня. Убранство и декор помещения свидетельствуют, что домашние приоритеты сосредоточены в других частях квартиры. Спальня. Приватная зона. Приготовления ко сну и отдыху сопровождаются созерцанием настенной графики Сальвадора Дали. План помещений до (вверху) и после (внизу) реконструкции.Кто-то в своем творчестве оперирует конкретными образами, а кому-то ближе абстракция. Объяснить, как, из чего и по каким законам создано произведение искусства, — это задача теоретиков; художник же наслаждается самим процессом и, как правило, не ставит перед собой цели «поверять алгеброй гармонию»...
Круг и квадрат в архитектуре и дизайне, как и в геометрии, лежат в основе всех основ. Тем не менее, пользуясь этими фигурами, зодчие и художники подходят к ним творчески, с фантазией. Строгий расчет в искусстве должен сочетаться с вдохновением, с той «частицей черта», которая и отличает ремесленничество от творчества.
Разумеется, классическая логика соотношения площадей и объемов различной геометрической формы в искусстве существует. Главную роль тут играют эстетические свойства и знаково-символическая природа художественного материала, — от науки, как говорится, никуда не уйти, но математика и геометрия здесь всего лишь инструменты, с помощью которых художественный материал измеряется и обрабатывается.
Планировка и оформление современной квартиры много скромнее по своим масштабам и возможностям, чем, допустим, проектирование дома или храма. Но при всем при том, ведущий специалист из архитектурно-строительной «Компании АРНАТ» Вера Герасимова творчески использует арсенал традиционных и современных средств, находящихся на вооружении «солидных» архитекторов, возводящих масштабные сооружения. В осуществленной ею реконструкции двухкомнатной «сталинской» квартиры бросается в глаза именно знаково-символическая сторона проекта. Хотя автор вовсе не склонна логически или психологически объяснять принятые ею художественные и технические решения, такие объяснения напрашиваются. Отдельные архитектурные или декоративные детали, примененные ею, позволяют нам судить об общем замысле художника, воспринимать и оценивать его на различных уровнях — понятийных и смысловых.
Художественную задачу перепланировки, осуществленной Верой Герасимовой, можно было бы определить как «борьбу с углом» и «утверждение круга как основополагающего начала» в декоре. Круг — это проекция шара, являющего собой модель космоса. Религиозное и философское моделирование мироздания (примером могут служить буддийские мандалы) обычно не обходится без антиномичной кругу фигуры — квадрата. Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, как бы воссоздают основные направления, пространственные координаты Вселенной. На социальном и половом уровнях принято считать круг носителем женского начала, а квадрат — мужского. Что такое круг? Это часть плоскости, замкнутая бесконечной кривой, в любой своей точке ориентированной на некий невидимый центр. Центром микрокосма, каким, по замыслу В. Герасимовой, является квартира, служит точка в гостиной, вокруг которой выстроена вся пространственная и цветовая композиция. Эта точка находится в середине круга, выделенного графически и материально (кривой линией на стыке паркета и напольной керамической плитки). Та же идея развита и на потолке, где подвешенные на разных уровнях объемное кольцо и диск с подсветкой образуют плафон, создавая иллюзию прорыва в дом солнечного света. Символика круга продолжена в дизайне потолочной ниши, предназначенной для люстры, в спальне; в форме умывальника и ванной; кухонной вытяжки, консольного полукруглого столика в прихожей и стульев на кухне; в стильной посуде, выставленной в полукруглой кухонной витрине.
Хозяйка квартиры — двадцатитрехлетняя женщина, психология и философия которой хорошо понятны женщине-архитектору. Стиль и образ этого жилища соответствуют прежде всего мировосприятию женщины. Естественно, что в архитектуре квартиры доминируют женские символы и знаки. Мужскому квадрату отведена подчиненная роль. Он представлен в геометрии отделки пола, стены санузла, объемно — нишах овальной фальшстены в гостиной, но полноценно в круг нигде не вписывается. Круг, эллипс, плавная кривая — они главенствуют во всем, от архитектуры стен и потолков до элементов отделки и мебельных форм. Более того! Композиция из дивана, установленного с внешней стороны круга, и находящихся внутри него стеклянного стола и двух банкеток представляет собой пентагон. Нацеленный вершиной на диван треугольный столик в пентагональном пространстве — символ женского принципа, плодоносящей силы земли, обеспеченности.
По-женски и для женщины подобрана цветовая палитра. Наряду с нейтральными, с точки зрения женского начала, цветами — синим (диван, кровать в спальне, шторы), песочно-желтым (паркет), светло-коричневым (двери) в декоре присутствуют любимые женщинами ярко-желтый и светло-зеленый (банкетки и подушки на диване, колер стены в прихожей), светло-фиолетовый (кухонная мебель), кремовый и стальной (колер стен в спальне, стеклянные блоки стены ванной) — цвета, каждый из которых выражает определенные понятия. Впрочем, о знаках и символах уже сказано достаточно, потому перейдем к практическим моментам перепланировки.
В своих действиях Вера Герасимова бескомпромиссна: ломать — так ломать, строить — так строить. При этом она всегда имеет четкую художественную либо утилитарно-техническую мотивировку. Почти по закону сохранения энергии в реконструируемой квартире «ничего никуда не исчезает и из ничего не возникает». Разрушить прямолинейную геометрию несущих стен квартиры объективно нельзя, но возможность «отыграться» на межкомнатных перегородках, полах и потолках есть всегда. Разделаться с перегородками в квартире-«сталинке» несложно, однако как быть со старыми межэтажными перекрытиями? Свежее решение нашлось и для них.
После сноса перегородок трехкомнатная квартира превратилась в два просторных прямоугольных помещения - без очерченных контуров будущего санузла, кухни и подсобных помещений. Хлипкие потолки, висящие на сработанных полвека назад деревянных перекрытиях, потеряв второстепенные опоры, были готовы рухнуть. Их укрепили по всей плоскости оргалитом, чтобы трухлявое содержимое каркасных перекрытий не имело ни малейшего шанса просочиться через гипсокартонные потолки, которые затем были смонтированы в два, а кое-где и в три уровня. Листы гипсокартона ТИГИ-Knauf привинчивались к алюминиевым монтажным рейкам, в свою очередь, прибитым к деревянным перекрытиям, затем шпаклевались, грунтовались и красились. С перекрытием пола также обошлись аккуратно, без больших разрушений. Укрепив основу (старые доски) листами водостойкой фанеры, уложили поверх нее ясеневый австрийский паркет в комбинации с итальянской плиткой
В данном проекте возведение межкомнатных перегородок в техническом отношении каких-либо сложностей не представляло. Прочие строительные операции также были достаточно просты. Следует, однако, отдать должное качеству выполнения строительных работ: идеальная затирка межплиточных швов, безукоризненная штукатурка стен и оконных откосов, точная подгонка стыков плинтусов, идеальная навеска дверей, монтаж сантехники и электроустановочных изделий свидетельствуют о том, что трудились тут профессионалы. Можно надеяться, что никаких неожиданностей в виде протечек к соседям или горящей электропроводки в обозримом будущем у хозяйки не предвидится.
Общая площадь квартиры осталась прежней - 78,7 м2. Но в результате перепланировки появилось ощущение свободы и разомкнутого пространства. Это ощущение не в последнюю очередь создается средствами дизайна и за счет использованных материалов. Внешний вид и фактура материала важны для В. Герасимовой не меньше, чем его качество. Напольную плитку на кухне и в гостиной она видит нарочито шероховатой, не скользкой и не блестящей. Через стену ванной, выложенную рельефными двуцветными стеклоблоками, должен просматриваться искаженный силуэт. Напольное покрытие из мягкой шерсти в спальне призвано ласкать стопы ног. Характером тактильных и зрительных ощущений определены выбор обивки мягкой мебели и соответствующая ей фактура чехлов на подушках.
Важную роль в реализации авторской концепции дизайна играет освещение. В нашем случае использованы как лампы накаливания (прихожая, гостиная, кухня, спальня), так и галогенные источники света (санузел, подсветка в нишах фальшстены). В большинстве своем светильники представляют собой функциональные приборы, установленные заподлицо с поверхностью потолка. Исключение — авторская люстра в спальне: это абстрактная композиция из термостойкого искусственного шелка и авангардного металлического каркаса, на котором закреплены низковольтные галогенные лампы. Плафон в гостиной прост по конструкции, но эффект освещения весьма затейлив: он достигается игрой разнонаправленных источников света, скрытых за объемным кольцом и экраном из гипсокартона. Надо не забыть и о трех больших окнах из ПВХ производства REHAU, декорированных таким образом, чтобы в дневное время световой поток в гостиной был достаточен, а также упомянуть о больших зеркалах вешалки для верхней одежды и зеркальной створке шкафа-купе в прихожей: они отражают и направляют блики в разных направлениях.
Важно еще одно: архитектор и заказчик были единодушны в своем желании поместить в пространстве квартиры только нужные, стильные и недешевые вещи. В прихожей это вешалка
Что бы в России ни менялось, мерилом нашего жизненного благополучия были, есть и останутся городские квартиры: «сталинка», «хрущоба», трехкомнатная «малометражка» с лоджией постройки 70-80-х, двухуровневые апартаменты 90-х... Как с ними соотносится работа В. Герасимовой, с которой читатель только что познакомился? Очевидно, есть основания говорить о промежуточном этапе между стандартом элитного жилья послевоенных лет и современными представлениями состоятельной части общества о жилище «повышенной комфортности». В Москве, Петербурге и других городах с исторической застройкой спрос на реконструированные квартиры демонстрирует потребности и возможности представителей «среднего класса» и носит показательный характер. Вряд ли их действия станут образцом для менее обеспеченных горожан или, наоборот, для элиты. Тем не менее, в последователях у модернизаторов «сталинского» жилья недостатка нет. Так что перед нами — положительный пример того, как ведет себя «середняк»; это своего рода символ позитивного решения проблемы удобств и квартирного декора на рубеже двух столетий. По крайней мере, автор берет на себя смелость дать такую оценку работе архитектора Веры Герасимовой.
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№33
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!