Гобелен

«Все в гобелене зависит от фантазии, темперамента и вкуса...» Основные принципы создания ковров гобеленового переплетения.

Гобелен
Говоря о своем хобби, человек нередко говорит с легкостью о вещах трудных, требующих больших затрат времени и терпения. Обыватель порой с легкостью подтверждает подобное высказывание об очевидной пустячности подобной затеи. "Подумаешь, вязание! Хм! Неделя- идело в шляпе..." Гобелен- дело необычайно увлекательное, но трудоемкое, результат работы превосходит порой все мыслимые ожидания, а вот затраты, как материальные, так и временные, могут отпугнуть нетерпеливого ученика. Тем не менее у автора этой статьи, как и у многих людей, уже научившихся делать гобелены, не возникает сомнений, что единомышленники найдутся... Взадачу данной статьи не входило описание какого-либо конкретного случая. Ни в коем случае авторам материала не хотелось бы сковывать фантазию читателя. Скорее автор проекта и журналист при помощи фотографа попытались продемонстрировать принципы, служащие основой любых начинаний. "Все в гобелене зависит от фантазии, темперамента и вкуса..."- такими словами встретили нас в семье А.Ю.Смирновой-Галченко, художника по гобеленам, которая вот уже 20лет занимается гобеленоткачеством.

Гобелен
Гобелены очень хорошо смотрятся на стенах в доме, подумайте, стоит ли тратить много денег на покупку профессионального ковра в салоне до того, как Вы попробуете воплотить свою фантазию в ручного ткачества гобелене.
Всегда были популярны ковры гобеленового переплетения. Ксожалению, купить готовый ткацкий станок- проблема, приготовленные брусья, рейки и планки, а также шурупы выручат нас в этой ситуации. Конечно, нужны желание и терпение, без которых и на настоящем ткацком станке не много сделаешь. Для работы нам понадобятся: 4бруска 55см длиной около 1,5м, три планки по метру каждая, картон 1,51,5м, калька, акварель или гуашь, две упаковки шурупов (можно заменить шурупы гвоздями- менее эстетично, но дешевле), нити основы, так называемый макей, и разные шерстяные нитки, лучше «ковровку».

Вступление

Когда все необходимое припасено, начинаем делать раму с расчетом, чтобы она была не менее 3-4 см в ширину и на 40-50 см в длину больше предполагаемого размера ковра. Вертикальные брусья рамы могут быть 55 (44)см, горизонтальные 510 (410; 44)см, для удобства крепления шурупов основы. Раму стягивают металлическими болтами диаметром 8-10мм. Если Вы делаете небольшую раму, как в настоящем примере, можно укрепить ее шурупами. Целесообразно также с задней стороны рамы прикрепить к углам треугольники из шестислойной фанеры (годятся шурупы длиной 2см или гвозди длиной 3см). При сооружении простейшей рамы материалом для брусьев может быть береза, но обязательно сухая. Впротивном случае рама, высыхая, перекосится.

Для крепления основы на раму надо вбить в верхний и нижний брусья гвозди или ввинтить шурупы, предварительно нанеся разметку: в настоящем примере шурупы закреплены по три в ряду по диагонали. Для этого разделили ширину бруса на три равные полосы, а вдоль этих горизонтальных полос через 1см нанесли поперечное деление. Вперекрестие линий ввинтили шурупы. При этом, если ковер маленький, можно натягивать основу на раму цельной нитью. Так, две нити основы прикрепляются на один гвоздь. Если же ковер большой, необходимо вбивать гвоздь для каждой нити. При таком способе каждая нить основы крепится на раму отдельно и между ними нет связи. Диагональное крепление шурупов вызвано тем, чтобы брусья не растрескались, да и натягивать нить основы так удобнее.

Основа закрепляется на первом шурупе снизу и каждый раз натянутая снизу вверх обматывается вокруг шурупа- таким образом добиваемся натяжения нити, которое способствует формированию плотности ковра. На первые шурупы нить наматывается 5-7 раз для того, чтобы сформировать валик края.

За натягиванием основы на раму следует переплетение нижним бердо (специальными узлами завязанная нить для укрепления нижнего края гобелена). Для изготовления бердо обычно берется льняной шнур-макей. Один конец его привязывается к брусу рамы с одной из сторон. Из идущего с катушки шнура приемом «вязание крючком» делается цепочка, через каждое звено которой проходит нить основы. Бердо должно оставаться плотно натянутым между боковыми брусьями рамы, только при этом можно получить хорошую однородную поверхность ковра.

Бердо располагают от нижнего края на такой высоте, какая нужна, чтобы позднее связать длинную бахрому. Прежде, чем делать бердо, следует сильнее натянуть основу при помощи поперечных планок. Для этого сначала продеваем через всю основу, чередуя нити, первую планку, а затем вторую с обратным чередованием- они поддержат ткань, да и нити основы будет легче отделять друг от друга, не путаясь в них.

Толщина нитей для бердо зависит от толщины нитей основы. Петля бердо, сделанного из чрезмерно толстого материала, берет много места между двумя нитями основы, и следовательно, невозможно держать с его помощью основу горизонтально натянутой. Бердо, сделанное из чрезмерно тонкого материала, требует для правильной плотности основы дополнительных петель между ее нитями. Это для работающего попросту неудобно. Нити основы на одинаковом расстоянии друг от друга.

Затем третью гладкую рейку или круглую палку небольшого диаметра, несколько длиннее ширины рамы, продевают между основой так, чтобы нечетные нити ее оказались на палке, а четные под палкой. Промежуточная рейка держится за счет натяжения нитей основы вверху ковра. Таким образом и подготавливается основное действие...

Завязка

Ткать ковер начинают с кромки, которую, когда ковер готов, подворачивают или распускают. Преимущественно используют светлую шерстяную нить. Нить утка- специального клубочка- наматывается восьмеркой вокруг пальцев левой руки в маленький клубочек, который закрепляют через четыре-пять витков, конец нити проталкивают под последний виток. Клубочек-уток разматывается с начала нити.

Одной рукой "открывают" первый промежуток длиной около 10см, "набирая" нити основы снизу, а другой проталкивают в образовавшийся зазор уток. Остающийся в промежутке материал утка- шерстяную или льняную нить- набивают ткацкой лапой или большой тяжелой вилкой. Затем, опять набирая основу снизу, ведут нить из утка назад. Опять набив нить ткацкой лапой, ведут нить в третий раз- врезультате получается прямая полоса одного цвета.

Гобелен
Сделайте ножовкой пропил до половины бруса, отступив от края на ширину бруса. При помощи молотка и стамески сделайте паз с каждой стороны. Операцию повторите 8раз по краям рамы.
Гобелен

Шурупами (3-миллиметровыми) или болтами диаметром не более 8-10 мм скрепите раму по углам. Для прочности привинтите с обратной стороны рамы уголки из фанеры.

Гобелен

Нанеся разметку на раму (три горизонтальные полосы, разделенные поперечными линиями через сантиметр), ввинтите шурупы по диагонали по три.

Гобелен

Этот этап имеет отношение скорее и подготовке основы- закрепление нитей на шурупах. Обмотав первые два шурупа 5-6 раз, Вы начинаете наматывать нить основы последовательно по два витка на шуруп, натягивая нить.

Гобелен

Для начала на небольшом листе (так очевиднее целостность) акварелью пишется эскиз-замысел. Начинающим мы посоветуем графические решения. Затем с этого эскиза делаются две кальки. На обеих прорабатываются линии и детали будущего ковра. Лучшую делят на квадраты по сантиметру и переносят в масштабе. Масштаб высчитывается по отношению к заданным размерам рамы. Картон-эскиз закрепляется на раме позади основы при помощи кнопок. Для него можно использовать миллиметровую бумагу, а раскрашивать его необязательно- вдруг Вам в голову придет поменять цвета ковра или у Вас не окажется ниток нужного цвета.

Гобелен

До того, как протянуть бердо, необходимо продеть сквозь нити основы, чередуя нити, две планки. Сразу после того, как Вы натянули бердо и закрепили его на раме, Вы вывязываете первый одноцветный ряд. Прибиваете каждый ряд ткацкой лапой или тяжелой вилкой.

Гобелен

Нить бердо тянется от левой балки "вязанием крючком"- получается цепочка, в каждое звено которой вставлена нить основы.

Гобелен

Материалом для утка может служить шерстяная нить, синтетика, шелк, лен и многие другие материалы. Восьмеркой вокруг пальцев обматывается нить и закрепляется через 4-5 витков. Если она распустилась или держится неплотно, а ее уже вставили в основу, расплетать ковер не надо- достаточно перевязать остаток нити точно таким же образом.

Гобелен

Нить бердо тянется от левой балки способом "вязание крючком"- получается цепочка, в каждое звено которой вставлена нить основы.

Гобелен
Гобелен

Одной рукой "открывают" первый промежуток длиной около 10см, "набирая" нити основы снизу, а другой проталкивают в образовавшийся зазор уток. Эта операция повторяется на протяжении всей работы с гобеленом. Нить удерживается благодаря эффекту "корзины"- чередованию нитей основы и нитей утка. Конец нити нужно оставлять снаружи- таким образом ее будет легче отрезать. Нить, даже не привязанная к основе ковра, не выпадет, если ее прибить ткацкой лапой. После того, как часть гобелена уже готова, можно срезать нити.

Гобелен
Гобелен
Гобелен

Комбинации технических решений и разного рода узлов могут только разукрасить Ваше творение. Самые простые эффекты- прокладывание вертикальных столбцов и прокладывание разными цветами горизонтальных полос. При желании можно изобретать и другие способы или воспользоваться эффектами, представленными на чертежах.

Гобелен

Край готовой работы можно оставить с бахромой, а можно не снимать изделие с рамы и оставить как картину, дополнительно приобретя простой багет.

Основное действие

Нижний край ковра переплетается нитью одного цвета на 3-5 см в высоту. Кнему прикрепляется рабочий чертеж- картон, на котором тонкими контурными линиями или в цвете сделан условный рисунок будущего ковра. Далее вывязываем рисунок, следуя нашему эскизу по той же технологии. Нити, натянутые во втором чередовании, переплетаются уступом, который возник при первом повороте назад. Таким образом уступчато ведется переплетение ковра до другого края.

Обычно ковер ткут в ширину (вэтом случае картон закрепляют с поворотом на 90), но можно ткать и в длину, как в нашем примере. Особенно тогда, когда на картоне много вертикалей. Ковер ткут по рабочему чертежу. Отдельные части ковра можно плести сантиметров на 20 выше сотканных поверхностей. Если своевременно не заполнять промежуточные поверхности, ковер легко сужается.

В гобеленовом переплетении часто так бывает, что между нитями утков в местах перехода цветов нет связи- уплотненные ткацкой лапой, нити сами держат изделие, а в том случае, если образовывается зазор между вытканными поверхностями, их можно скрепить между собой с изнаночной стороны при помощи шва. Отдельную нить утка обвивают вокруг одной нити основы там, где соседствуют цветные поверхности.

Кульминация

В классических гобеленах сравнительно толстая, плотная основа и тонкая нить утков- они полностью покрывают основу и поверхность ковра получается однородно плотной и гладкой. Нетрадиционный подход позволяет разнообразить фактуру, которую получают, используя вместе либо различные материалы, либо различные техники ткачества. Вэтом случае подчеркнуто грубая и толстая основа употребляется с таким расчетом, чтобы в ковре виднелся и материал основы, придающей ткани своеобразную прелесть. Наряду с традиционными утковыми материалами- шелковыми и шерстяными нитями, употребляются также и другие естественные волокна (лен, кожа, хлопок, пакля, сисаль, манила, джут и т.д.), синтетические волокна, металлическая нить, полоски ткани, нарезанные полосками чулки и многое другое, по желанию "экзаменующегося". Материал утка, вплетаемый между основой, может быть как одинаковой толщины, так и разной толщины. Некоторые поверхности- тонкоуточные, иные - гораздо грубее, гладкие поверхности могут чередоваться с ворсистыми; скромная матовая поверхность располагаться рядом с блестящей- из шелка или металла.

В основу фактуры кладется несколько технических решений - разное плетение, чертежи узлов вывязывания. Предлагаем для начинающих несколько примеров: соединение узлов на одну нить основы, соединение утков, границы цветовых участков, обычное гобеленовое плетение, сумаковое плетение (создает впечатление вывязываемой поверхности), египетское плетение- при использовании толстой пряжи такая поверхность выглядит, словно она составлена из вертикальных рядов бусин.

Заканчивается работа верхним краем полотна, который должен быть одинаковой ширины и толщины с нижним. Сверху вывязывается бердо, которое перед снятием ковра затягивается и тем самым препятствует распусканию нитей утка во время отрезания нитей основы. Перед снятием нити, выводившиеся наружу, срезаются. Нити, хорошо прибитые ткацкой лапой, не могут распуститься. Отрезание основы осуществляют, отступив снизу к шурупам рамы, сверху на такое же расстояние; нити основы по две связывают в изящную бахрому. Ковер растягивают на полу или большой раме и прибивают по краям гвоздями, накрывают мокрой тканью, а через день, когда ткань подсохнет, ее снимают. Освободив от натяжения, подворачивают нижний и верхний края, прячут под них узлы и приметывают, затем через тряпку гладят утюгом. Изделие можно не снимать с рамы и поместить в багет, получив гобеленовую картину.

Развязка

Предпочтем оставить открытый финал и не ставить морализаторских вопросов, а тем более не навязывать свои решения. Изготовить ковер без станка и специальных навыков- вваших силах, поверьте.

''Все в гобелене зависит от фантазии, темперамента и вкуса...''

Мы попросили дать несколько советов для начинающих Александру Юрьевну Смирнову-Гальченко: "Приятно, что Вы обратились к этой теме, верю, что для многих- это возможность реализовать свои способности и фантазии. Ясама непрофессиональный художник, хоть и училась у многих известных авторов, например у Г.Брускина. Работа над гобеленом мало привлекает из-за большой трудоемкости, поэтому в этой технике в основном работают профессионалы-монументалисты. Однако если это станет хобби, то может выйти толк. ВПрибалтике домохозяйки всегда поражали меня своими гобеленами ручной работы. Времени на небольшую работу может уйти имесяц, и два- труд немалый. Результат превосходит ожидания. Ново, интересно.
Начинающим я бы посоветовала первый ковер сделать на раме, композиционно он должен быть попроще, без длинных вертикальных линий. Для утка лучше использовать только шерстяную нить, так как при этом материале легче сохранить от начала и до конца одинаковую ширину ковра. Авот в следующих коврах можно уже использовать различные способы переплетения и обогащать сколько угодно поверхность разными материалами. Каждая новая работа помогает набраться опыта, смелости, рождает новые идеи».

Рекомендуем