«Мини-гнездо» для профи

Студийная планировка позволяет дневному свету проникнуть в отдаленные уголки квартиры площадью 35,5 м2, расположенной на первом этаже.

Мини-гнездо для профиКрупные объемы перегородок и антресоли складываются в скульптурную композицию, подчеркнутую контрастными цветами

Мини-гнездо для профи
Мини-гнездо для профи
Мини-гнездо для профи
Мини-гнездо для профиОтсутствие навесных шкафов в кухне делает этот уголок квартиры легким и светлым. Вто же время, когда молодожены обзаведутся домашним скарбом, ничто не помешает им нарастить свою кухню вверх Мини-гнездо для профиЦельный интерьер должен быть выверен в каждой детали, в нем не должно быть ни одной лишней линии. Поэтому напольная плитка в зоне кухни уложена вровень с выступом стены санузла, антресоль "опирается" на прямоугольники дверей туалета и душевой кабины
Мини-гнездо для профи
Мини-гнездо для профиСтена спальни расписана латексной краской. Рисунок напоминает скользящие по поверхности тени от листвы деревьев за окнами, которых на самом деле нет Мини-гнездо для профиСанузел подсвечивается люминесцентными лампами дневного света с холодным оттенком, что вызывает ощущение сумеречности и пасмурности. Такой свет может искажать цвет лица обитателей. Лучшей цветопередачей отличаются галогенные лампы Мини-гнездо для профиПлан до переустройства Мини-гнездо для профиПлан после переустройства

Из однокомнатной крохотной квартирки самарский архитектор Дмитрий Носов сумел создать для молодой семьи- дочери и ее мужа, будущих архитекторов,- удивительно уютное, современное и функциональное жилье.

Казалось бы, из того исходного материала, который достался архитектору, трудно было сконструировать интерьер, учитывающий интересы молодой, энергичной пары. Это была однокомнатная квартира общей площадью 35,5м2 и жилой всего 17,1м2 на первом этаже кирпичного дома. Зданию более двадцати пяти лет, так что планировка морально устарела. Жилое помещение и отдельные клетушки прихожей, кухни и ванной соединялись узким коридором. Из кухни можно было попасть на лоджию, которой (поскольку первый этаж) в общем-то никогда не пользовались. Ни о каком свободном, открытом пространстве, характерном для сегодняшнего понимания «молодежной» квартиры при сохранении старой планировки, конечно, речи не шло.

Поэтому главной задачей, которую поставил перед собой Дмитрий Носов, была организация квартиры-студии. Набор необходимых функциональных зон, определенный автором проекта, включал в себя спальню, кабинет, зону отдыха, столовую, прихожую, кухню и санузел. Чтобы реализовать задуманное, пришлось снести все перегородки и пожертвовать ванной. Вместо нее появилось два раздельных помещения- в одном установили душевую кабину и стиральную машину, в другом устроили санузел с унитазом и умывальником.

Первые квартиры-студии появились в двадцатых годах прошлого века в Америке. При студийной планировке все жилые и почти все технические помещения (часто даже и ванная) объединяются в одно пространство. Внутренних перегородок почти нет, квартира функционально зонирована с помощью цвета, отделочных материалов, крупных форм, перепадов уровней пола, расстановки мебели. Таким образом, при отсутствии лишних перегородок и коридоров экономится полезная площадь, даже небольшое помещение выглядит просторным и светлым. Поначалу такие жилища выбирали для себя люди творческих профессий: в кабинет или мастерскую превращалась вся их квартира. Вданном случае эстетика имеет и практический подтекст: дневной свет проникает в отдаленные уголки квартиры, что особенно важно для первых этажей многих российских домов, традиционно затененных деревьями.

Квартира условно делится на две неравные части- техническую и жилую. Впервую входят санузел, душевая и кухня. Они расположились примерно там же, где были раньше, выстроившись слева от входа в квартиру, так что переноса инженерных коммуникаций не потребовалось. Ширина "мокрой" зоны- всего 1м. Это немного, но вполне достаточно (по строительным нормам) для того, чтобы компактно разместить все необходимое оборудование: душевую кабину, унитаз, раковину и кухонный гарнитур.

Если санузел и душевая имеют перегородки и откатные двери, то кухня расположена в нише и выделяется из общего пространства квартиры лишь напольным покрытием из плитки в рабочей зоне, а также отделкой стен. Внише длиной 2,2м поместились мойка, плита и столешница между ними; для холодильника места уже не хватало. Оно нашлось на лоджии, которую утеплили и присоединили к общей площади квартиры, увеличив ее до 36,8м2. Холодильник встал за выступом стены и не бросается в глаза. Проем между комнатой и лоджией расширили за счет демонтажа участка стены под подоконником, что потребовало соответствующих согласований. Образовавшееся пространство находится как раз напротив дверей, и при входе в квартиру открывается интересная многоплановая перспектива.

Присоединение лоджии, как видим, помогло увеличить полезную площадь квартиры и очень рационально, практически незаметно разместить такой достаточно громоздкий предмет, как холодильник. Кроме того, интерьер обогатился очень уютной верандой, на которой утром можно пить кофе, а вечером любоваться закатами. Впрежнем, «независимом» варианте пользоваться лоджией на первом этаже было некомфортно. Отметим, что присоединение лоджии к жилой площади потребовало проведения соответствующих согласований.

Поскольку в спальне нет окон, а помещение должно вентилироваться и освещаться, архитектор нашел удобное решение. Перегородка из гипсокартона на металлическом каркасе, разделяющая студию и спальню, не сплошная: между ее верхней границей и потолком оставлен зазор в 30см, а на высоте 1,6м от пола сделано узкое окно-щель размером 20160см. Его высота рассчитана таким образом, чтобы свет из гостиной не попадал спящему в глаза. Из гостиной через такое окно спальня практически не просматривается, что обеспечивает психологический комфорт.

Как и все в этой маленькой, но крайне рационально организованной квартире, окно в перегородке многофункционально. Оно служит и декоративной полкой для сувениров и художественного стекла. Окно-щель также создает «интимную» подсветку в том случае, когда свет горит лишь в одном из разделенных перегородкой помещений (спальне или гостиной). Еще один момент. 30-сантиметровый зазор под потолком композиционно связан с антресолью (он задает высоту места хранения), плита которой опирается на эту перегородку.

Существенной, пусть и незапланированной победой над обстоятельствами стало появление достаточно изолированной спальни. Это превратило однокомнатную квартиру в двухкомнатную, хотя несколько исказило первоначальную студийную планировку. Однако "квартира для человека, а не человек для квартиры". Приоритетом для автора проекта было именно удобство проживания, а не следование догмам архитектурных традиций. Спальня площадью 7,6м2 выделена из общего пространства квартиры с помощью перегородок из гипсокартона. Водной из них, отделяющей новую комнатку от студии, сделано горизонтальное окно-щель. Другая, расположенная со стороны прихожей, устроена в виде сдвоенного встроенного шкафа-купе: со стороны прихожей- место для верхней одежды, со стороны спальни- гардероб. Вданном случае, когда семья состоит всего из двух человек, пространственный выигрыш вроде бы невелик, но в квартире с большим числом обитателей такое планировочное решение сулит существенное повышение комфорта проживания.

Обстановка в небольшой минималистичной спальне проста и функциональна: кроме шкафа, здесь помещаются только двуспальная кровать и тумба, но для молодых людей этого вполне достаточно.

Полифункциональная гостиная совмещает в себе кабинет, зону отдыха и столовую, плавно смыкаясь с расположенной в нише кухонной зоной, которая воспринимается как часть студии. Рядом с ней, на границе с собственно гостиной, стоит обеденный стол из сосны и складные стулья (IКЕА, Швеция). Использование складных стульев очень удобно и позволяет экономить площадь, а в случае прихода гостей достаточно достать их «запас» с веранды, которая расположена рядом. Кстати, разбитый там же небольшой зимний сад или даже просто пара кадок с растениями в будущем обеспечат хозяевам хорошее настроение. Недаром в процессе эволюции у всех людей развилась фитофилия (любовь к растениям), нашедшая свое проявление и в быту. Не случайно наши дома наполнены растительными мотивами (цветочный рисунок на обоях или в другой отделке, живые растения на подоконниках, стенах, на полу). Хотя, кроме чисто эстетических соображений, как утверждают ученые, человеком всегда двигало врожденное предпочтение тех мест обитания, где много растительности для пропитания и укрытия...

В целях экономии пространства в квартире с маленькой площадью целесообразно использовать не распашные, а раздвижные двери. Имеет значение и их дизайн. Так, для душевой и санузла в этом проекте использовались откатные двери типа купе с матовым стеклом. Технология их установки такая же, как и при монтаже шкафа. Стекло непрозрачно, но все-таки пропускает свет, что визуально как бы растворяет эти перегородки, и поэтому кажется, что они совсем не занимают места.

Кроме того, прихожая обеспечена приятным матовым освещением. Напротив санузла, при входе, установлен и настоящий шкаф-купе (для верхней одежды). Еще одной дизайнерской находкой, остроумно связывающей планировку прихожей в единую композицию и маскирующей вход в интимную зону, стало решение спрятать вход в спальню за третьей дверью-перегородкой этого шкафа (она будет установлена позже). Взакрытом виде она будет выглядеть как дверца одной из секций шкафа. Таким образом, удалось сразу «поймать двух зайцев».

Столь же продуманно была сделана и антресоль, выполненная из гипсокартона на металлическом каркасе. Высотой всего 30см (при таких потолках другого ожидать трудно) она, тем не менее, весьма значительна по площади. Доступ к ней предусмотрен с двух сторон- со стороны спальни (здесь хранится архив чертежей) и со стороны санузла (эта часть отдана под бытовую химию). Собоих торцов антресоль закрывают раздвижные дверцы.

«Кабинет», точнее, рабочий стол помещается у окна, в углу меньшего прямоугольника. Здесь ничего не будет отвлекать от сосредоточенной работы. Напротив окна, у стены спальни, поставлен диван, с которого удобно смотреть телевизор, расположенный у простенка между окном и «столовой». Следить за происходящим на экране можно также и сидя за обеденным столом.

Книжный стеллаж расположился сбоку от входа на лоджию. Хозяйственные мелочи спрятаны в комоде рядом с диваном. Для хранения вещей и чертежей предназначена антресоль над прихожей. Ее крупный объем решает задачу деления пространства с учетом особенностей психологического восприятия: антресоль понижает уровень потолка в прихожей до 2,2м (в "студии" его высота равна 2,5м). Поэтому, когда вошедший в квартиру попадает, наконец, в «студию», она кажется просторнее.

Так же тщательно рассчитаны и цветовые эффекты. "Вся квартира,- говорит архитектор,- конструктивно разобрана по блокам. Каждый блок врезается в другой и имеет свой цвет. Все они- серый, светло-зеленый, белый и терракотовый- гармонично сочетаются друг с другом. Цвета не открытые, а разбеленные, бледные. Исключение- терракотовая стена. Выделенный этим акцентом блок определяет техническую зону». Организация цветового ритма в интерьере не только решает чисто декоративные задачи, но и делает пространство более глубоким, архитектурно выразительным. По законам адаптации темный фрагмент работает на последующий светлый, а малый, но освещенный объем при переходе в него из темного выглядит несколько больше.

Вотделке используются стойкие и относительно недорогие, тем не менее привлекательные материалы. Стены покрашены латексной краской TIKKURILA (Финляндия), пол покрыт ламинатом с фактурой под пол из дубовых досок. На нем видны следы гвоздиков- такой подбор напольного покрытия вносит в современный интерьер «исторические» ноты и наполняет эмоциональную среду новой квартиры ассоциациями.

Прихожая и рабочая зона кухни выложены керамической плиткой. Она была куплена еще четыре года назад, когда привлекла внимание архитектора своей богатой фактурой и цветом. Вот как описал ее автор проекта, объяснив свой подход к колористическому решению интерьера: "Шероховатая, не броская по цвету, не надоедливая, цвет глухой, сложный, чуть-чуть бронзовой пыли на сине-зеленом "грязном" фоне. Ялюблю такие неопределенные тона, хотя иногда применяю и открытые, яркие. Вданном случае в тех зонах, которые постоянно на виду, хотелось соблюсти баланс цвета и яркости, создать спокойную, но интересную и насыщенную для глаз среду».

Такой баланс соблюдается не только в цветовой композиции, но и в объемной и световой, благодаря чему все пространство выглядит очень уютно и интересно. Работу старшего коллеги по созданию этой квартиры-студии с удовольствием оценили как сами молодые хозяева, так и их многочисленные гости, друзья-студенты, тоже, кстати, будущие архитекторы.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.