''Пряничный домик''

Детская игрушка, воссозданная в бетоне, камне и дереве — двухэтажный дом площадью 160 м2 в одном из подмосковных поселков.

Пряничный домикДом бережно вписан в тесное пространство между деревьями, чтобы сохранить настоящий лес, окружающий здание. Пряничный домикСтвол засохшей сосны стал частью архитектуры дома. В карнизе был сделан специальный вырез, чтобы не задеть дерево. Пряничный домикВерхняя терраса, примыкающая к кабинету, стала любимым местом отдыха хозяев дома. Пряничный домикГостиная стала главным помещением дома не столько из-за своих размеров, сколь благодаря непередаваемой атмосфере уюта и гостеприимства. Пряничный домикБольшое зеркало в солидной деревянной раме зрительно расширяет небольшой холл на первом этаже. Пряничный домикСтойка бара делит кухню-столовую на две части: зону приготовления пищи и обеденную зону. Пряничный домикНа деревянной балке, вставленной в круглый проем, "живут да поживают" пара уток и селезень. Пряничный домикМощные конструкции покрытия, стропила и надоконные перемычки обогащают интерьер спальни хозяев. Пряничный домикСвет, проникающий через крону сосен, заливает комнату младшего сына. Пряничный домикСтарая мебель, старые картины и фотографии органично вписались в интерьер нового дома. Пряничный домикПлан первого этажа. Пряничный домикПлан второго этажа.

Здесь обосновались те, кто знают цену семейному теплу и уюту. Со стен смотрят старинные фотопортреты в массивных деревянных рамах — лица родителей и прародителей обитателей дома. Любовное, уважительное отношение к своим предкам, друг к другу, к природе, деревьям — вот глубинная основа жизни этих людей.

Этот дом уютно разместился в самом центре одного из подмосковных дачных поселков. Раньше, когда застройка только начиналась, лишь одни сосны окружали его. Теперь рядом высятся помпезные, громоздкие «модерновые» строения, своими объемами подавляющие те немногие фрагменты первозданной природы, ради которой человек, собственно, и убегает из дымного города...

И все же обитатели этого дома умудрились сохранить практически все деревья на своем небольшом по здешним меркам (19 соток) участке, и задумчивые хвойные красавицы подступают вплотную к его стенам. Шероховатую сухую кору одной из них, стоящей перед главным фасадом, можно погладить, не перегибаясь через ограждения террасок на первом и втором этажах: для ее сохранения хозяева не колеблясь проделали в карнизе над фронтоном специальное отверстие. Береза перед окном одной из комнат стоит так близко, что кажется черно-белой занавеской, повешенной снаружи...

Приступая к проектированию, архитектор руководствовался не только экологическими соображениями. Облик будущего сооружения должен был отвечать необычной идее заказчицы. Она попросила мужа построить для всей семьи «пряничный домик», повторив в бетоне, камне и дереве детскую игрушку их младшего сына. И глава семьи — опытный московский строитель, призвав на помощь архитектора Андрея Оленева, в полной мере справился с этой задачей.

«Пряничный домик» органично вписался в лесной ландшафт. При въезде на участок есть открытая площадка со специально сеяной подстриженной травой. Несколько лежащих на большом расстоянии друг от друга камней, цветник вдоль входной дорожки, вьюнок, прикрывающий изнутри дощатый забор, — вот, пожалуй, и все достижения хозяев в садово-декоративной сфере. Грядок, теплиц, вольеров — нет. Из хозяйственно-функциональных построек имеется только небольшой гараж.

Авторы предусмотрительно отказались от модного ныне втискивания гаража в объем основного здания. В этом случае пришлось бы пододвигать дом к границе участка, спиливая деревья, или делать длинную подъездную дорожку. Да и в самом здании гараж занял бы часть столь ценного первого этажа, а может, встал бы вопрос расширения цоколя, и пандус неизбежно бы нарушил рельеф. Хозяева хотели вообще обойтись без подвала, но техническая необходимость вынудила их устроить небольшое полуподвальное (с естественным светом) помещение, площадью 18 м2 - при общей площади застройки около 160 м2.

Дом снаружи

Внешний облик его стилистически замысловат, но, тем не менее, спокоен и естественен, подстать природному окружению. В силуэте, в решении фасадов нет ничего вызывающего, стандартного, того, «что сегодня носят»: ни диснеевских башенок, ни навязчивых мансард, ни испещренных арками краснокирпичных стен, ни «надменных» плоскостей остекления. Здесь есть нечто, скорее, от швейцарского шале, с неожиданными добавками древнеармянской архитектуры.

Стены сложены из эффективного щелевого кирпича «в два камня» и отделаны с двух сторон известковой штукатуркой. Наружная поверхность выполнена нарочито небрежно, широкими неровными мазками. Сверху положена светло-зеленая водоэмульсионка (для фасадов).

Толщина и конструкция наружных стен по новым теплотехническим нормам «проходит» почти на пределе. Но две зимы эксплуатации показали, что с изоляцией все нормально — дом теплый.

Весь периметр здания на уровне второго этажа охвачен старомодным пояском, связующим в один объем небольшую пристройку с одной стороны, эркер — с другой и террасу на фасаде дома. Дополняют облик здания большое тележное колесо, висящее на стене рядом с террасой, и входная дверь пристройки из мореного дерева.

Но скругленные формы не характерны для этого проекта — скорее, наоборот. Четкие прямоугольники оконных проемов зрительно увеличены всегда открытыми деревянными ставнями и деревянной обшивкой «под брус», скрывающей железобетонные перемычки. Перила нижней террасы имеют предельно простой лаконичный крестовый рисунок, а в дощатом ограждении верхнего балкона сделаны ромбовидные отверстия-пропилы. Из линейных элементов выполнены и большие деревянные кронштейны, поддерживающие прямоугольный козырек над центральной входной дверью, а кронштейны меньшего размера, но аналогичного рисунка, чередуясь с кобылками, подпирают сплошную дощатую обрешетку под карнизом крыши из натуральной черепицы.

Не следует думать, что создатели дома чурались современных строительных материалов. Для остекления окон с мелкой, «под старину», решеткой переплетов применены двухкамерные стеклопакеты, а для наружной и частично внутренней окраски деревянных конструкций использован темный, почти черный краситель, обеспечивающий глубокую защитную пропитку и сохраняющий текстуру дерева.

Главной находкой в формировании образа здания стал простой мелкий подмосковный камень-булыжник. Каменная кладка опоясывает цоколь дома, акцентирует углы, неожиданно высоко вздымается вверх двумя столбами неправильной формы, из которых словно вырастают деревянные стойки. Кладка выполнена артистично, так что раствор спрятан в толще конструкции и совсем не заметен на ее поверхности. Каменный цоколь, каменные углы-контрафорсы, столбы на фасаде придают дому устойчивость и основательность.

Дом начинается со входа

Чтобы оказаться внутри, нужно подняться всего на три ступеньки, открыть тяжелую, почти крепостную дверь одноэтажной пристройки и через небольшие светлые сени, которые как-то не хочется называть прихожей, сразу пройти в холл, стены которого выкрашены в глубокий синий цвет. Здесь встроенные шкафы в нишах, двери на кухню, в кладовую, санузел и полуподвал, где компактно разместились два насоса: повышающий для подачи воды и дренажный, а также газовый котел системы отопления и бойлер с электронагревателем.

Вход через пристройку используется как хозяйственный и как основной в зимнюю или слякотную, «демисезонную» пору. Зато благодатным подмосковным летом дом, словно не желая никакими тамбурами отгораживаться от леса, лужайки, света и воздуха, приглашает войти сразу в столовую через остекленную парадную дверь либо в просторную двусветную гостиную через открытую террасу.

Большая гостиная маленького дома

Она занимает почти третью часть объема здания и композиционно объединяет все внутреннее пространство. Здесь располагается единственная лестница, ведущая на второй этаж и обязательный для семейного гнезда камин у внутренней стены, а также — «часовые культуры»: пианино и телевизор. Камин отделан темным тесаным камнем, патированной медью и деревянными брусьями; он резко выделяется на фоне светло-зеленой стены, вторящей наружной отделке дома. Есть в гостиной и напоминание о тележном колесе на фасаде: такое же колесо подвешено на длинных цепях к наклонным балкам покрытия и служит основой оригинальной 10-рожковой люстры.

Грубо отесанные деревянные балки подпирают косо срезанный балкон-перекрытие между этажами. На самом деле мощная железобетонная плита ни в каких подпорках не нуждается, а темные фальшбалки, как и брусчатые перемычки над проемами нужны для поддержания стилистики патриархального уютного дома. Наверное, жесткая балочная геометрия и предопределила незамысловатую в плане форму балкона. Монолитный железобетон позволял выбрать более пластичный силуэт, учитывая висящую тут же люстру-колесо и оригинальный, почти круглый проем в стене между гостиной и кухней-столовой. В верхнюю часть этого проема вставлена фальшбалка, ассоциирующаяся с традиционными для арочных проемов затяжками.

Самая неожиданная и симпатичная часть гостиной — маленький кабинетик-эркер. Две стороны широкого окна фланкируют открытые деревянные книжные полки, на которых хранятся любимые литературные произведения всех членов семьи, а к центру подоконника примыкает маленький столик, крытый зеленым сукном, одинаково удобный как для чтения, так и для пасьянсов, настольных игр или просто задушевной беседы с другом, подальше от суеты кухни, столовой и каминной зоны. Пол эркера приподнят над уровнем пола гостиной на две ступени. Эта площадка служит началом одномаршевой широкой деревянной лестницы, ведущей на балкон второго этажа. С высоты кабинета хорошо наблюдать за игрой пламени в камине у противоположной стены. Но можно представить площадку эркера и как небольшую театральную сцену, на которую будут направлены взоры зрителей, сидящих внизу, «в партере», или расположившихся на ступеньках лестницы и на балконе. Во всяком случае, соответствующий занавес имеется.

Окрестности гостиной

Рядом, отделенное от гостиной внутренней стеной, расположено другое парадное "общественное" (то есть предназначенное для пребывания некого приятного общества) помещение - узкая, протяженная в плане кухня-столовая. Стойка бара делит ее на две части: собственно кухню и столовую, каждая примерно по 15 м2. Наличие больших окон в каждой из них придает обоим некоторую автономность, но пространственное и смысловое единство подчеркнуто единообразием отделки: светло-желтые стены, белая рельефная штукатурка потолка между темными фальшбалками и керамическая плитка терракотового цвета на полу.

На кухне многочисленные деревянные шкафчики и полки покрашены в светло-зеленый цвет, близкий к оттенку стен в гостиной. Кухонный гарнитур итальянского производства — единственный комплектный набор мебели в доме. Все остальные предметы собраны практически поштучно в соответствии с назначением и оформлением помещений.

На первом этаже размещена комната старшего поколения — родителей хозяйки. Удобная светлая комната с высоким окном, выходящим в лес, удалена от потенциально шумных гостиной и столовой настолько, насколько это возможно в доме длиной чуть более 15 м. Рядом с «родительской» спальней — небольшой «совмещенный» санузел без ванны, но с душевой кабиной. Непосредственно над ним находится такой же санузел.

Две части второго этажа

Второй этаж можно условно разделить на две зоны. Дальнюю от входа занимают комнаты детей. Комната младшего сына-школьника необычная — с высоким килевидным потолком, окном, обращенным в лесную глубину участка, и еще одним занятным арочным окошком, прорезанным во внутренней стене. Если открыть раму с цветным витражом, можно стать наблюдателем или участником происходящего в гостиной. Обитель старшего сына — молодого человека — больше по площади и строже по оформлению. Здесь два окна, но темно-красный цвет стен, низкий плоский потолок создают ощущение своеобразного сумеречного спокойствия.

Ближе к главному торцевому фасаду разместилась группа помещений, занимаемая хозяином дома и его супругой. Небольшой кабинет отделен от гостиной многослойной гипсокартонной перегородкой. Его широкое окно выходит на крытую террасу, упирающуюся прямо в ствол сосны. Единственный кабинетный атрибут помещения — простой письменный стол с зеленой суконной поверхностью столешницы. Точно такой же стол есть в комнате старшего сына.

За продольной внутренней стеной расположены просторная спальня и смежная с ней ванная комната. Основной тон ванной задает синяя керамическая плитка, а в спальне — рельефные светлые обои. Полы в спальне, как и во всех остальных жилых комнатах второго этажа, выполнены из широких лакированных досок.

Старые вещи, старые ценности

В спальне привлекает внимание узкий, маловместительный, но многостворчатый шкафчик темного дерева с большими ключами, торчащими из замочных скважин. А украшением ванной стал солидный, немного неуклюжий туалетный стол-«мойдодыр» с раковиной и обширным зеркалом. Столовую оживляют настенные часы с большим медным маятником, кольцеобразная бронзовая люстра, тонконогий столик-подставка под лампу и массивная резная полка. А в гостиную прекрасно вписался широкий, вместительный буфет с остекленными боковыми колонками и глубокой центральной нишей. Все здесь радует глаз, все навевает светлые чувства, — разве что кроме глухого дощатого забора, из-за которого высятся особняки-многоэтажки, тщетно пытающиеся казаться выше сосен...

Рекомендуем