На языке цветов

Основы искусства икэбаны: принципы деления цветочных композиций на стили, традиционные аранжировки. Особенности размещения икэбаны в интерьере.

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Авангардная, смелая икэбана школы Согэцу, построенная на очень сильных горизонтальных линиях вазы и стебля бамбука. Цветок стрелиции сообщает ей движение На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Осенняя аранжировка из лозы киви, сухих листьев лотоса и экзотической миниатюрной тыквы На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Спелые плоды хурмы и яркие листья рябины встретились в еще одной осенней композиции. Работа школы Согэцу На языке цветовКомпозиция О.Фомичевой
Строгих правил обрезки и компоновки растительного материала не существует. Можно использовать намеренно засушенные листья, стебли, плоды или цветки, но нельзя увядшие На языке цветовФото В.Нефедова
Композиция школы Икэнобо. Растения закреплены на кэнзане На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Весенняя икэбана в стиле морибана. Энергичные изогнутые ветви контрастируют с нежными цветами На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ" На языке цветовРаботать можно с любыми растениями, лишь бы они были свежими. Возьмите обычные травы, растущие во дворе, цветы из своего сада или злаки с поля

На языке цветов
На языке цветов
На языке цветов
На языке цветов "ИКЭБАНА ИКЭНОБО"
В свободных композициях школы Икэнобо сочетаются разные материалы- и растительные, и искусственные На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Импровизируйте в выборе сосуда. Используйте пустые бутылки, крынки для молока, корзинки для овощей- все, что угодно
На языке цветов
На языке цветов
На языке цветов
На языке цветов
На языке цветов "ИКЭБАНА ИКЭНОБО"
Дзиюка- стиль свободного выражения чувств художника На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Миниатюрная икэбана- одно из нововведений школы Согэцу. Цветы ставят в крошечных вазочках, шкатулках, чашечках и даже скорлупках орехов На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Лишние ветки и листья отрезают секатором. Это помогает выявить характер цветов На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Линия, цвет и масса- вот три компонента, через которые воспринимается икэбана
На языке цветов
На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Современные аранжировки пышны и объемны, ими можно любоваться со всех сторон. Размещать их в интерьере нужно с учетом характера освещения и фона На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
"Композициям школы Согэцу присуще движение. Глядя на них, зритель испытывает такое чувство, словно там, внутри, свило себе приют нечто живое,- говорил Софу Тэсигахара.- Если рядом с икэбаной у вас возникает ощущение беседы, значит, вы стоите перед замечательной работой" На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Гармоничными могут оказаться совершенно неожиданные сочетания сосуда и растений или даже плодов и ягод
Именно цветы, их безмятежная
нежность восстанавливает в нас все
убывающее доверие к миру...
Окакура Тэнсин. Книга о чае

Язык цветов помогает людям лучше понять друг друга и выразить всю красоту природы, такую тонкую и изменчивую,- считают японские мастера икэбаны.

На языке цветовФото В.Нефедова
Многовековая история искусства аранжировки цветов в Японии служит подтверждением того, что в каждую эпоху рождались стили и создавались такие композиции, которые находились в гармонии с образом жизни, нравами и традициями своего времениЯпонцев, начинающих изучать искусство икэбаны, обычно знакомят с одной мудрой притчей. Она повествует о том, что некогда в Японии жил мастер чайной церемонии Рикю, сад которого славился на всю страну цветами повилики и был настолько прекрасен, что даже правящий в то время сегун решил посетить его. Но, появившись у Рикю в назначенное утро, правитель с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны и только в комнате для чайной церемонии стояла икэбана из одного-единственного стебля повилики. Мастер принес в жертву все цветы своего сада, чтобы посредством одного, самого лучшего, показать их красоту. Эта притча раскрывает суть скупой выразительности икэбаны: передать всю глубину и многообразие природы через один лист, через один цветок.

Японское слово "икэбана" образовано двумя иероглифами: "икэ", что означает "жизнь", и "хана"- "цветок". Их сочетание обычно переводится как "цветы, которые живут" или "живые цветы". Из всех искусств икэбана ближе всего к скульптуре, но только На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ" материал для ваяния здесь живой- цветы, травы и ветви. Композиции, созданные японскими художниками, отличаются от пышных и нарядных европейских букетов. Они лаконичны и могут быть составлены из очень скромных растений. Каждая аранжировка построена по строгим канонам, регламентирующим почти все- выбор растительного материала, принципы его расположения и сочетания с формой и цветом вазы. Мастер икэбаны помогает цветам выразить себя, достичь совершенства, и даже в рамках жестких правил он обладает неисчерпаемыми возможностями творчества.

На языке цветовФото В.Нефедова
Икэбана- это встреча. Цветка и ветки. Растений и сосуда. Природы и человека. Японцы верят, что каждая из этих встреч не случайна и предопределена судьбой. Созерцательное и вдумчивое отношение к жизни помогает мастеру открывать красоту мираКто может заниматься икэбаной? Любой человек, умеющий тонко чувствовать и воспринимать красоту и знающий законы конструирования растительного материала. Эти каноны не так просты, и изучать их нужно под руководством опытного мастера. Несколькими уроками здесь не обойтись, на обучение уходят годы: икэбана- занятие для терпеливых. ВЯпонии ее история начинается сVIв.- с того времени, когда на Японские острова проник буддизм, а вместе с ним и традиция украшать храмы цветами. Примерно к XIV-XV вв. икэбана оформилась как искусство и отделилась от религии, а сXVIIв. ею стали заниматься не только мужчины, но и женщины. Секреты аранжировки передаются от мастера к ученикам, причем самые сокровенные тайны он открывает лишь избранным, наиболее стойким и терпеливым.

ВРоссии с икэбаной знакомы не так давно, но уже в течение нескольких десятилетий у нас действуют филиалы японских школ, где может учиться любой желающий; постоянно проводятся открытые уроки мастеров из Японии и устраиваются выставки. Если вы сами не готовы к долгому и кропотливому погружению в мир икэбаны, закажите композиции у профессионалов- во многих флористических фирмах работают специалисты.

О современных тенденциях

На языке цветовГоспожа Мидори Ямада, президент филиала Института Икэнобо в России и странахСНГУ каждого цветка свой характер и свои законы роста. Исамое главное для того, кто занимается икэбаной,- ощутить душу растений. Адля этого нужно наблюдать за ними в природе, в собственном саду.

Сегодня многое меняется в искусстве икэбаны. Уходит традиция непременного размещения композиций в нише токонома. После Второй мировой войны в японские дома пришел американский и европейский стиль. Центр Токио был застроен высокими зданиями, квартиры в них маленькие. Поэтому икэбану располагают на телевизорах, шкафах и столиках. Появились новые современные сосуды. Авот обычаи использования определенных растений в разное время года и в праздники по-прежнему соблюдаются. Февраль в Японии-месяц нарциссов; в День памяти в августе составляют композиции из лотоса; 9сентября- Праздник хризантем... Для новогодней аранжировки традиционны сосна, бамбук и ветви сливы; обязательно для нее и праздничное сочетание белого, зеленого и красного.

Занятия икэбаной требуют много времени, да и растения дороги. Поэтому в Японии искусству аранжировки цветов сегодня обучаются в основном пожилые люди. Акогда профессор нашей школы приезжал в Россию, то он удивлялся и радовался, что мои ученики так молоды.

Стили икэбаны

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Монохромная композиция из листьев новозеландского льна. Здесь как будто дует ветер, и зритель ощущает его дыханиеЛюбой учебник по икэбане содержит схематические рисунки, которые разъясняют тонкости создания композиций различных стилей, шаг за шагом открывают ученику законы искусства аранжировки. Даже для понимания подобных схем требуются определенные навыки. Но общие особенности каждого стиля можно описать всего в нескольких словах. Конечно, это вряд ли позволит вам составить икэбану самостоятельно, но поможет научиться постигать смысл произведений мастеров.

Воснове деления композиций на стили лежат принципы расположения основных элементов в пространстве и выбор сосуда. Основных веток может быть от двух до девяти, но чаще всего их три, и в икэбане они символически обозначают три начала: Небо (Син), Человека (Соэ) и Землю (этот элемент называют по-разному: Тай или Хикаэ). Ветка, символизирующая Небо,- самая длинная, а олицетворяющая Землю- самая короткая.

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Настоящее произведение искусства может создать только эмоционально богатый человек с обостренным чувством восприятия природыДревнейший из всех стилей- рикка (в переводе с японского- "поставленные цветы"). Основу вертикальной композиции рикка, как правило, составляет сосновая или сливовая ветка. Она символизирует Небо, и вокруг нее располагаются остальные восемь элементов. Всего их в рикка девять, вместе они образуют сферу. Это самый сложный по конструкции стиль, воплощающий идеальный образ мира. Такая аранжировка очень монументальна: в высоту она порой достигает 1,5м, в ширину- 1м. Массивные композиции рикка в прошлом украшали храмы, а затем замки японских аристократов. Еще один старинный стиль- сека, раскрывающий природную красоту растений. Основных элементов в сека три; вазы могут быть как высокими, так и низкими.

Из трех главных элементов состоят и композиции двух очень популярных сегодня стилей- нагэире и морибана. Принцип компоновки растений в На языке цветовФото В.Нефедова
Искусство икэбаны предельно лаконично, через один цветок оно выражает красоту всей природы композициях нагэире (в переводе- "цветы, брошенные в воду") на первый взгляд очень прост: цветы будто бы небрежно, случайно расставлены в вазе. Но эти легкость и непринужденность лишь видимые. Сосуд выбирают высокий, с узким горлом. Стиль нагэире раскрывает красоту линии ветки или цветочного стебля. Морибана- аранжировка из нескольких видов цветов в широкой плоской вазе. Растения не касаются стенок сосуда, а поднимаются прямо из воды. Форма аранжировки свободная, особое внимание уделяется разнообразию расцветки. Композиция часто имитирует цветочную полянку или речную заводь, отражающуюся в зеркале воды. Главная задача морибана- передать красоту пейзажа.

Опираясь на основные принципы выразительности, художники творят и в свободном стиле. Он не ограничивает мастера в выборе растений и сосудов- это стиль непринужденного выражения, где ваза и растительный материал часто соединяются в одно целое.

Школы икэбаны

В Японии сегодня насчитывается несколько сотен школ икэбаны. Самые популярные- Икэнобо, Охара и Согэцу. ВРоссии уже более десяти лет открыты филиалы двух из них- Икэнобо и Согэцу.

Икэнобо ("Хижина у пруда")- древнейшая из всех школ: она появилась в середине XVв. Сегодня ею руководит уже 45-й президент- потомственный мастер Сэн Эй Икэнобо. Эта школа является хранителем многовековых традиций икэбаны, ее каноны самые строгие. Только в Икэнобо по-прежнему составляют классические композиции рикка и сека. Но в то же время Икэнобо продолжает развиваться и вносит изменения в существующие стили, принимает новые, недавно появившиеся. Ипрежде всего- свободный (в Икэнобо его называют «дзиюка»), позволяющий мастеру не только продемонстрировать свое искусство, но и более непринужденно проявить чувства и эмоции.

Согэцу ("Трава и Луна")- одна из самых молодых школ- возникла в 1927г. под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве. Ее основатель Софу Тэсигахара, друживший с Сальвадором Дали и Пикассо, считал, что любое искусство должно развиваться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества. Школа Согэцу позволяет мастеру пользоваться не только цветами, ветками и листьями растений, но и любыми материалами и предметами повседневного применения. Металл, пластик, стекло, бумага, полиэтилен, проволока, веревка, даже использованный пакет из-под молока или старая сковорода... Оказавшись в составе икэбаны, они перестают выполнять бытовые функции и начинают выражать художественные идеи. Укаждого идея своя: у пластика- гибкость, у металла- блеск и жесткость. По сравнению с природными такие материалы «агрессивны» и менее гармоничны, но именно их сочетание с растениями помогает смягчить среду, в которой обитает современный человек.

Сезоны и праздники

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Современные композиции школы Согэцу можно ставить не только в доме, но и в саду- они наполнят ландшафт новыми красками и эмоциямиЦветы живут вместе с природой и человеком, поэтому икэбана должна создавать ощущение непрерывно меняющегося бытия, жить сама. Перебирая цветы, мастер обязательно делится с ними своим настроением. Взадумчивости он создает спокойную и лирическую композицию, в порыве радости- яркую, звенящую. Кприходу гостей поставит что-то не очень личное, а готовясь к визиту друга-эстета, в полной мере продемонстрирует свое искусство.

Взглянув на классическую икэбану, обычно сразу можно определить, какое сейчас время года. Символ весны- конечно, сакура. Но из нее очень трудно составлять икэбану: ведь лепестки быстро осыпаются, потому это растение и стало олицетворением самурая, готового отдать жизнь за императора. Ивсе же из сакуры создают композиции, причем в их На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Морибана из лилии и спиреи в традиционном японском сосуде- в корзине. Работа школы Согэцу нижней части всегда размещают самые яркие распустившиеся цветки, а наверху- почки. Как в природе! В весенних аранжировках используют ветки с молодыми и нежными побегами, бутонами и, возможно, несколькими уже раскрывшимися цветками. Традиционны для этого сезона цветущие ветки плодовых деревьев- абрикоса, сливы, персика, миндаля, вишни и айвы; из цветов- фрезия, ирисы, тюльпаны и пионы.

Весной в Японии отмечают два национальных праздника. 3марта, в День девочек, в каждом доме, где есть дочери, расставляют на специальной подставке кукол- старинных, богато одетых. Они На языке цветов "ИКЭБАНА ИКЭНОБО"
По словам СэнЭй Икэнобо, ученику очень важно понять, что "в икэбане цветы не статичны, они постоянно меняют свое выражение, и мы наблюдаем их жизнь" должны принести счастье. Викэбане используют розовые (цветущие ветки персика- символ нежности) и желтые (цветы мандаринового дерева) краски. ВДень мальчиков, 5мая, устанавливают композиции из ирисов- эти цветы олицетворяют мужество. Их листья своей формой напоминают мечи. Поэтому, как считают японцы, листья ириса (те из них, что символизируют Человека и Землю) должны располагаться к зрителю своей пластинкой, а не ребром, то есть острием. Летние композиции пышны и обильны. Вних в большом количестве используются полевые и луговые травы и цветы, а также много зелени. Осень- время полыхающих яркими красками листьев, время хризантем и корзинок подсолнуха, спелых овощей и плодов. Когда составляют композиции из клена, обязательно соблюдают законы природы: самая высокая ветка- красная, средняя- желтая, самая низкая- зеленая. Вначале осени, в День любования луной (в Японии это национальный праздник!), создается аранжировка, своими очертаниями напоминающаямесяц. Наконец, зимние материалы- оголенные ветки лиственных деревьев или вечнозеленых растений, в первую очередь сосны.

Конструирование икэбаны

На языке цветовФото В.НефедоваРаботая над икэбаной, мастер творит вместе с природой. Все начинается с пристального изучения растительного материала. Выбираются те цветки и ветви, которые наиболее полно выражают характер, свойственный данному виду. Спомощью секатора аранжировщик удаляет лишние части растения, еще явственнее и отчетливее проявляя его сущность, акцентируя изящество изгибов стеблей, красоту самого яркого соцветия или бутона.

Выбранный стиль определяет и основные пропорции частей композиции, длину и наклон ветвей, плотность заполнения пространства, соотношение растений с формой и цветом сосуда. Если ваза низкая и широкая, берутся специальные приспособления для установки цветов- кэнзаны (металлические пластинки с множеством игл). Они могут иметь разную форму (круглую, овальную, прямоугольную) и размеры. Ветви помещают между иглами кэнзана или накалывают на них. Ввысоких вазах с узким горлышком цветы опираются на край сосуда и кэнзан не применяется. Работая с мягкими стеблями, часто используют проволоку- она помогает поддерживать их или изгибать интересным образом.

Иногда икэбана может жить всего час (аранжировка из ипомеи), порой несколько часов (композиции, которые сопровождают чайные церемонии) или даже неделю. «Долгожители» требуют ухода. Древесные стебли (сирени, калины) предварительно расщепляют и помещают в горячую воду. Если в икэбане есть виды с полыми стеблями (гиппеаструмы, каллы), их обязательно наполняют водой. Увядающие растения заменяют свежими, для чего иногда приходится полностью перебирать икэбану. Воду в сосуде постоянно обновляют; чтобы продлить жизнь срезанных цветов, часто используют специальные средства.

Жизнь в интерьере

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Необычная ваза, сделанная из грубоватого железа, напоминает нотный стан, а цветы и засушенные лианы- изящные нотные пассажи. Очень музыкальная композицияСоздавая икэбану, мастер не только работает с растительным материалом и подбирает к нему сосуд определенной формы, цвета и размера. Он обязательно видит и учитывает все, что будет окружать композицию,- фон, предметы, которые окажутся поблизости, общий стиль интерьера, характер освещения.

Веками формировалась традиция размещать икэбану в самом праздничном и почетном месте японского дома- нише токонома. Вцентре ее висит свиток с каллиграфически написанным изречением или живописью, а по обе стороны стоят композиции из цветов и камней. Все они так или иначе передают состояние природы и настроение самих хозяев дома. Икэбана, расположенная в токонома, обозревается с одной стороны и поэтому имеет отчетливо выраженные лицевую и тыльную части. Однако архитектурная планировка современных квартир сильно отличается от традиционного японского интерьера.

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Токонома- парадная ниша, которая и сегодня есть в традиционном японском доме. Икэбана, сооружаемая для токонома, имеет четко выраженные лицевую и тыльную стороныИкэбана все чаще ставится так, что ее обозревают со всех сторон, она более объемна и многопланова, чем прежде. Композиции размещают и в жилых комнатах, и в прихожих, и даже в ванных. Для расположенных на большой высоте или висящих лучше использовать вьющиеся растения, для поставленных низко- прямостоячие. Аранжировки на обеденном столе не должны быть слишком высокими и массивными- так они будут мешать общению. Вприхожей часто подвешивают в легком бамбуковом сосуде икэбану, основная деталь которой- изящная ниспадающая ветвь (лиана или ветка ивы), цветов же очень мало. Такая композиция приветствует всех входящих в дом и служит пожеланием добра.

Правильно выбранное окружение оттенит красоту цветка и линий, усилит звучание определенных тонов, высветит отдельные, наиболее выразительные детали композиции. Горизонтальный фон (скатерть на столе, покрытие стеллажа или полки) лучше выбирать нейтрального цвета, не пестрый. Вазу можно установить на подставке: специальной черной или красно-бурой дощечке, древесном спиле, картоне, бумаге или салфетке.

На языке цветов "ИКЭБАНА СОГЭЦУ"
Прежде чем приступить к постановке икэбаны, мысленно поговорите с приготовленными растениями. Внимательно рассмотрите каждый цветок и ветку, найдите в них самое выразительноеОдна и та же композиция способна произвести абсолютно различное впечатление в зависимости от характера освещения. Направление света, его интенсивность и цветовая тональность- все это нужно учитывать перед тем, как поставить икэбану. Если она размещена напротив окна, особенно выходящего на юг, зритель не увидит ярких красок, но сможет насладиться контуром аранжировки. Здесь уместны так называемые силуэтные произведения, подчеркивающие красивый графичный рисунок ветвей. Вместо цветов лучше использовать крупные удлиненные листья, метелки трав, соцветия-початки рогоза. Икэбана, освещаемая естественным светом из окна, будет менять свой облик в течение дня и по-разному выглядеть в ясную солнечную и пасмурную погоду. Если в доме есть разноцветные светильники, то с их помощью можно декорировать фон композиции. Впоследнее время мастера стали применять подсветку икэбаны изнутри.

Ставя икэбану в интерьере, всегда нужно помнить о ракурсе, с которого она будет рассматриваться. Отом, что все части композиции взаимодействуют друг с другом и что пространство между цветами не менее выразительно, чем сам растительный материал.

Редакция благодарит президента филиала ИНСТИТУТА ИКЭНОБО в России и странах СНГ госпожу Мидори Ямада, ЦЕНТР ИКЭБАНА ИКЭНОБО и директора МОСКОВСКОГО ФИЛИАЛА СОГЭЦУ О.Ю.Фомичеву за помощь в подготовке материала, а также японские журналы «Икэбана Согэцу» и «Икэбана Икэнобо» за предоставленные фотоматериалы.

Рекомендуем