Вехи времени

Двухкомнатная квартира общей площадью 59,4 м2. Приметы сталинской эпохи в этом проекте соединены с «техно» и минимализмом

Видеорепортаж

Вехи времени Неподвижные части стеклянной конструкции по периметру зафиксированы металлическими профилями. Внизу они прикреплены к полу, в верхней части- к железобетонной балке, скрытой за гипсокартонной обшивкой, слева и справа- к несущим колоннам. Вгостиной вдоль стеклянной стены на балке смонтированы поворотные светильники

Вехи времени Для гостиной подобрали традиционный афганский ковер из шерсти ручной работы: эта "историческая" деталь декора знаковая для образа "сталинки" Вехи времени На окнах- тонкие, хорошо драпирующиеся шторы, складки которых подобны декору на плитке
Вехи времени
Вехи времени
Вехи времени Распашной шкаф в коридоре встроен в новую перегородку, скрывающую колонну Вехи времени В спальне по чертежам архитекторов сделали два шкафа-витрины. Внизу у каждого расположены тумбочки с выдвижными ящиками, отделанными шпоном дуба. Их венчают высокие призматические объемы из стекла толщиной 8мм. Верхние части выполнены из ДСП, отделанных фанерой, к ним прикреплены штанги вешалок Вехи времени План до ремонта Вехи времени План после ремонта

Приметы сталинской эпохи в этом проекте соединены с «техно» и минимализмом: художественное чутье и точный расчет позволили авторам совместить разные исторические контексты и создать интерьер, соответствующий характеру владельца.

Успешный и энергичный молодой человек приобрел "двушку" в сталинском доме. Планировка его не устраивала. Прежде квартира служила офисом, и сложившаяся структура была далека от жизненного сценария нового владельца: при небольшой площади- две одинаковые комнаты, длинный коридор, маленькая ванная. Он поставил перед архитекторами задачу создать современное жилище, без излишеств, с "мужским характером", просторное и элегантное. Разработанный Евгением Докучаевым и Вадимом Мартыновым проект так понравился хозяину, что вносить корректировки он не стал и идею воплотили в чистом виде. Основополагающими элементами реализованного замысла стали структурная ясность, ортогональные формы и "широкий шаг" пространства, присущий интерьерам сталинской эпохи. Что касается декоративной составляющей, "гений места" присутствует здесь даже более ощутимо, чем если бы авторы задумали стилизацию под ар деко. Строгие и мощные профили карнизов под потолком соседствуют с открытыми конструктивными элементами, а дымчато-серый цвет напоминающей бетон декоративной штукатурки- это цвет экстерьера многих монументальных построек того периода.

Прежде всего старые перегородки полностью снесли. Винтерьере остались лишь две несущие колонны, что дало возможность по-новому структурировать жилое пространство и коридор. Вто же время, учитывая "привязку" к стоякам и венткоробам, кухню и ванную комнату оставили на прежних местах, только немного расширили "влажную" зону. Все ригели, обнажившиеся на потолках, решили не зашивать гипсокартоном: уменьшив высоту помещений на 40см (именно настолько выступали балки сверху), пришлось бы разрушить масштабный образ, что потребовало бы совершенно иной эстетики.

Стеклянная «атмосфера»

Вехи времени
Можно ли увеличить объем помещения, не меняя его заданных границ? В арсенале профессионалов для этого есть различные средства. Прежде всего это стекло. Его прозрачность в сочетании с отражающей способностью создает зримый образ воздушной среды и магическим образом расширяет видимые пределы. Гостиную и бывший коридор теперь разделяет стена из закаленного стекла толщиной 12мм, длиной 4м и высотой 2,5м. Всередине нее двустворчатая дверь- ширина каждого безрамного полотнища составляет 0,7м.

Молодой человек планировал жить в квартире один, поэтому большая часть интерьера организована по принципу открытого пространства. Изолированы от остальных помещений спальня и ванная комната. Кухня, прихожая, коридор и гостиная-столовая воспринимаются как единое целое, а отдельные перегородки- как элементы интересной композиции, хотя на самом деле выполняют и практические функции. Обе несущие колонны, вошедшие в состав перегородок, скрыты за гипсокартонными конструкциями. Длинный проход в спальню из прихожей сохранился, однако теперь он не напоминает коридор: от гостиной его отделяет лишь стеклянная перегородка во всю стену с огромной двустворчатой дверью. Этот громадный прозрачный «занавес» обеспечивает определенную шумоизоляцию. Он играет очень интересную роль: ничего не скрывая, наполняет пространство легкой игрой бликов и вызывает ощущение большего объема, чем на самом деле. Появилась также ассоциация с картинной галереей: витринное стекло, живописные полотна на длинной стене, поворотные светильники, дающие направленный свет, и размеренный ритм потолочных плафонов на длинных подвесах превратили недостаток этой части интерьера в эстетическое достоинство.

Картины в новом формате

Произведения живописи стали органичной частью интерьера с "культурными корнями". Для украшения стен архитекторы использовали собственные штудии. Подобрав подходящие по цвету и стилю пленэрные эскизы, Евгений и Вадим обработали их на компьютере в программе Photoshop, а затем заказали печать на холсте. При этом в соответствии с пропорциями помещений масштаб живописных работ увеличили в несколько раз. Холсты прикрепили к подрамникам и повесили на стены. Втаком аскетичном, необрамленном виде они оптимально вписались в элегантную и по-мужски сдержанную обстановку квартиры.

Поскольку сама структура пространства выполняет в этом проекте важную эстетическую функцию, отделка призвана прежде всего подчеркнуть эту особенность. Неординарное сочетание стеновых покрытий в парадной зоне- декоративной штукатурки дымчатого серовато- зеленоватого цвета, напоминающей поверхность бетона, и мраморной плитки, похожей на крупную золотистую мозаику (квадратные модули форматом 5 на 5см),- дополнено окраской в светло-охристый тон. По-разному отделанные участки стен и потолков образуют широкие, контрастирующие между собой плоскости. Этот сценарий обогащает и пара встроенных книжных шкафов, также покрытых снаружи плиткой. Светлая массивная доска из беленого дуба на полу и шпон того же дерева, которым облицованы закрытые секции шкафов и большая часть корпусной мебели, привносят в интерьер ощущение природной теплоты, смягчая холодность других отделочных материалов.

На том же сочетании- керамогранитной плитки и декоративной штукатурки- строится отделка спальни. Но облик покрытий иной: плитка, которой частично облицованы стены, имеет рельефные цветные полосы. Плотный и контрастный узор декоративной штукатурки напоминает жатый шелк.

Старые детали в новом контексте

Вехи времени
Лучший способ скрыть что-либо- оставить на виду. Эту идею одного из героев Эдгара По иллюстрирует новая трактовка потолочных ригелей- главной помехи в создании гармоничного пространства. Так, к одному из них на уровне его нижней границы пристроили потолочную "балку" в кухне, а по вертикали ригель соединили с плоскостью новой объемной перегородки, так что теперь он выглядит как верхняя часть проходных арок. Перечисленные элементы выделили цветной штукатуркой. Вверхней части ригель перекрывет ступенчатый карниз из окрашенного гипса, проходящий по периметру комнаты. Он точно повторяет прежний, обветшавший, с которого были сделаны слепки, как и потолочные розетки, которые присутствуют и в обновленном жилье.

Под шелест высокой травы...

Часть стен этой спальни покрыта декоративной штукатуркой, напоминающей жатый шелк. Авот облицовка керамогранитной плиткой здесь выглядит для нас неожиданно. ВЕвропе же такой прием декорирования жилого помещения не редкость. Две стены спальни от пола до высоты примерно 1,1м отделаны плиткой с рельефными верткальными полосами. Длинную стену за изголовьем кровати выше этого уровня облицевали более свет лой плиткой, разместив полосы горизонтально. Получилось подобие обоев из соломки, но с более отчет ливым рельефом. На торцевой стене- вертикальное панно с такой же раскладкой.

Мебели немного, причем половина выполнена на заказ по чертежам архитекторов и подобрана в соответствии с эстетической программой: строгие формы, гармонирующие с отделкой материалы, эффектная и рациональная расстановка. Вгостиной-столовой напротив телевизора и подставки для аппаратуры- угловой диван, два стола- журнальный и обеденный, оба со столешницами из прозрачного стекла. Вкухне- L-образная композиция из напольных и навесных модулей, облицованных шпоном беленого дуба. Вкаждой части парадной зоны по одному шкафу. Вспальне кровать фланкируют тумбочки и прозрачные призмы платяных шкафов, у окна расположен письменный стол.

Каждый элемент декора и оборудования тщательно продуман. Живописные полотна без рам на стенах напоминают о культурной традиции и отдают дань минимализму. Подвесные светильники с медными плафонами-колпаками или вообще без них (в гостиной и ванной) не только отвечают выбранной эстетике, но и отсылают к ранней сталинской эпохе с присущим ей аскетизмом. Безупречно гладкие поверхности подоконников и соседствующие с ними элегантные секционные радиаторы-сочетание деталей из разных временных контекстов.

Так, оттеняя друг друга и подчеркивая логику пространства, детали отделки и предметной среды создают особую атмосферу. Вней зримо присутствует дух нескольких десятилетий, соединенных волей профессионалов в необычный, но цельный и поэтому загадочный образ.

Иллюзия глубины

Вехи времени
Сочетание элементов зонирования небольшой (4,4м2) ванной с разнообразием отделки делает оптические эффекты особенно неожиданными. Вближайшей к входу зоне стены облицованы мелкой мозаикой. Стена над купелью и ее внешний бортик отделаны широкоформатной плиткой с эффектом патинированной бронзы. Зоны разграничены "кулисами"- выступами стен с широкой ступенькой внизу. Одна из них скрывает водопроводный стояк с лючком, вторая выстроена по принципу осевой симметрии.

Вехи времени Фото 1 Вехи времени Фото 2 Вехи времени Фото 3

1. Основное свойство отделочных материалов и аксессуаров в этой квартире- приверженность линейным ритмам. Вспальне отделка стены за изголовьем кровати напоминает бамбуковый занавес и смотрится непривычно, но уютно
2. Мелкой плиткой с рельефным узором облицована нижняя часть стен и шкафы в парадной зоне. Ее золотистый матовый блеск напоминает знаменитые мозаики сталинского ар деко. Правда, в этой технике чаще украшали общественные интерьеры. Перед нами еще один пример переосмысления исторического контекста
3. Окна в кухне и гостиной закрывают деревянные горизонтальные жалюзи. Их графичный рисунок, многократно отраженный в стекле столешниц и перегородок, активно участвует в общем декоративном сценарии

Рассказывают авторы проекта

Общий язык с владельцем квартиры мы нашли быстро. После того как показали портфолио, он полностью доверился нашему вкусу: сразу утвердил предложенный проект (аналогов ему среди предыдущих работ у нас не было) и в дальнейшем практически не вмешивался в процесс ремонта. Работая над проектом, мы постарались максимально сохранить приметы той эпохи, когда был построен дом: лепные карнизы и розетки, общее ощущение масштаба.

Лоджию (на нее был предусмотрен выход из кухни) оставили практически в неизменном виде. Прежние хозяева квартиры полностью демонтировали подоконный блок и поменяли балконное ограждение. Присоединять лоджию к кухне не требовалось- для одного человека эта зона вполне комфортна. Внее мы вписали все необходимое: газовые двухконфорочную панель и духовку, посудомоечную машину, большой холодильник, шкафы для посуды и вытяжку. Короб последней специально не стали прятать за подшивными конструкциями, а оставили на виду как элемент функциональной эстетики.

Архитекторы Евгений Докучаев, Вадим Мартынов

Рекомендуем