Свободный полет над Таллином

Перепланировка таллинской однокомнатной квартиры общей площадью 70 м2 в доме-новостройке: студийное пространство в стиле минимализма.

Свободный полет над Таллином Свободное пространство комнаты и развернутый в сторону окна диван Vibieffe располагают к созерцанию пейзажа Свободный полет над Таллином В прихожей к стене напротив гардеробной прикреплено зеркало. Впервые мгновения при входе в квартиру теряешься- кажется, что слева находится еще одно глубокое помещение, а не отражение Свободный полет над Таллином Пантограф позволяет направить световое пятно на любую часть стола или же создать эффект общего мягкого освещения Свободный полет над Таллином Обеденный стол можно без труда превратить в рабочий. Для подключения компьютера или ноутбука с внешней стороны к торцу стола прикреплены розетки Свободный полет над Таллином Устроившись на удобном низком диване, можно охватить взглядом виды из окон и гостиной, и спальни: стеклянная ширма между общественной и приватной зонами отодвинута так, чтобы не перекрывать вид на балкон Свободный полет над Таллином Стандартный аргумент противников минималистской эстетики состоит в том, что она смотрится в жилом интерьере "безжизненно". Однако именно нейтральные цвета и ортогональные формы- лучший фон для «живой природы», будь то свежие фрукты или цветы

Свободный полет над Таллином
Свободный полет над Таллином Из спальни есть выход на лоджию: в отличие от привычной для нас монолитной бетонной плиты под ногами здесь- деревянные рейки. Свнешней стороны- едва читаемая графика деревянных перил и металлических тросов (вместо глухого ограждения) и защищающее от непогоды сплошное остекление. Одно из стеклянных полотнищ легко отодвинуть на половину длины лоджии Свободный полет над Таллином План до переустройства Свободный полет над Таллином План после переустройства

Квартира, предназначенная для преуспевающего молодого холостяка, находится в престижном доме-новостройке- он расположен прямо в центре старого Таллина, между старинным собором и посольством одной из скандинавских стран. Из окон открывается роскошная панорама: башня Старой крепости, православная церковь на поросшем деревьями холме, а еще дальше- море и Таллинский порт. Этот великолепный вид и стал главным украшением квартиры.

Свободный полет над Таллином Архитектор- дизайнер Тасо Мяхар считает, что функциональная эстетика интерьера оптимальна для современного человека Адекватно оценить дизайн этой небольшой по московским меркам квартиры без учета архитектурно-средового контекста города довольно трудно. ВТаллине сильны традиции конструктивизма. Умосквичей этот стиль чаще всего ассоциируется со скучной мегаломанией 70-х гг. ХХ в. Но в Эстонии все иначе. Скромных размеров городские здания из бетона и стекла, нередко отделанные деревом, гармонируют с окружающей средой. Вгустой зелени утопают аккуратные дома-малоэтажки (2-6 этажей, не более) с огромными окнами и широкими лоджиями. Те же элегантная ясность и минимализм форм радуют и в интерьерах. Таким образом, то, что с трудом прививается в России, для Эстонии- норма жизни.

Молодой человек, выбравший это жилище в современном многоквартирном доме, оценил и красоту пейзажа за окнами, и облик здания в целом. Он проводит немало времени в зарубежных командировках и с настоящим европейским дизайном знаком не понаслышке, поэтому и решил обратиться к одному из лучших архитекторов Эстонии. Тот предложил будущему жильцу проект обустройства, отвечающий всем требованиям современного образа жизни: минимум строгих функциональных вещей, удобное зонирование, элегантная проработка деталей- и, конечно, возможность сохранить «взлетное настроение», возникающее благодаря на редкость красивому пейзажу за окнами.

"Прелюдия" к интерьеру квартиры-студии- входной вестибюль первого этажа дома и его лестничный холл. Их стеклянные двери и перегородки, белые стены и потолки служат своеобразной минималистской рамой для окружающего городского ландшафта. Поэтому авторский дизайн воспринимается не как «островок» хорошего вкуса, а как естественная составляющая среды обитания.

Свободный полет над Таллином Ни одно из узких мест в этой квартире не выглядит таковым. Стекло, глянцевая окраска стен преобразили коридор между гостиной и спальней, как и прихожую, в "атмосферный поток", не имеющий тесных границ. Зеркало, замыкающее световоздушную перспективу, отражает пейзаж, и появляется эффект двойного окна. Панель из полированного гранита, текстурная плитка в ванной- дань экодизайну За маленькой прихожей, разделенной пополам стеклянной перегородкой (за ней расположена гардеробная), открывается студийное пространство, объединившее гостиную, столовую и кухню. То, что отделяет вошедшего от вида за окном, сведено к минимуму: черный П-образный обеденный стол, полупрозрачные белые занавески. Впервые минуты невозможно думать ни о чем, кроме как о красоте захватывающей дух панорамы окрестностей. Огромное окно- от потолка и почти до пола- как бы заменяет внешнюю стену студии. Здесь, как в камерной выставочной галерее, создается ощущение экспозиционного пространства, только вместо привычных арт-объектов и полотен на одной из стен- окно с "живыми картинами". Такой прием появляется благодаря счастливому стечению обстоятельств: будь напротив не утопающий в зелени склон холма с крепостью старого города, а фасад жилого дома, вряд ли он был бы оправдан. Впрочем, даже такие условия не всякий сочтет достаточными для столь непринужденной открытости. Однако владельцу нравится, желания спрятаться не возникает, ну а если появится- есть шторы. Впрочем, бльшую часть дня он предпочитает их не задергивать. Белые плоскости, в том числе кухонные фронты, теплого оттенка пол из натурального дуба, кажется, впитывают естественные цвета пейзажа- голубой и зеленый- и излучают свет, расширяя небольшие объемы помещений. Вквартире невысокие потолки (2,65м), потому в обстановке акцент сделан на низкие горизонтали. Потолочные плафоны и люстры отсутствуют. Вместо них функциональный "мужской конструктивизм" предопределил такой световой сценарий: точечная подсветка на потолке и пара одинаковых ламп с белыми плафонами на пантографах. Одна из них закреплена над обеденным столом, вторая- над диваном гостиной.

Книжный стеллаж или арт-объект?

Свободный полет над Таллином
Первоначально в продольной стене студии был небольшой уступ, так как извне к ней примыкает техническая шахта. Архитектор решил обыграть эту "проблемную" деталь- он создал для зоны гостиной обрамление, понизив уровень потолка возле дивана и сделав "кулисы". Таким образом получилась более глубокая ниша, в которой расположили три открытые книжные полки из крашеного дерева. Каждую из них разделяет вертикальная перегородка, и меньший по размерам сегмент выделен черным цветом. Элементарный прием ритмической организации плоскости- а в результате даже и без иных деталей эта ниша превращается в минималистский арт-объект. Его можно дополнять, менять по своему усмотрению, просто раскладывая книги и альбомы. Над верхней полкой прикреплена лампочка подсветки. Еще одна лампа- люминесцентная, напоминающая металлический уголок,- находится на верхней границе ниши.

Справа от входа, вдоль торцевой стены, компактно расположена рабочая зона кухни. Длинный обеденный стол разграничивает зону готовки и гостиную. Под столешницей- тумба с ящиками для бумаг: устроившись с чашкой кофе, владелец нередко использует обеденный стол в качестве письменного. Таким образом, собственно рабочий кабинет становится ненужным.

Устены- удобный угловой диван и книжные полки, рядом- кофейный столик со стеклянной столешницей. Камерные интонации, естественные для «мягкой» зоны, здесь заданы чисто архитектурным приемом: неширокие гипсокартонные перегородки и незначительно понижающийся уровень потолка образуют неглубокую нишу, обрамляющую диван. Она включает нишу меньших размеров, по всей ширине которой прикреплено несколько книжных полок. Так стена гостиной из скучного «задника» для дивана превратилась в зонирующий элемент с графичной структурой.

Для чувства безопасности

Свободный полет над Таллином
Огромные окна, почти лишенные переплетов,- одно из главных достоинств квартиры. Находясь на некотором расстоянии от них, можно получать удовольствие от эстетических переживаний. Другое дело- окно, открытое для проветривания, пусть даже речь идет всего лишь об узком сегменте. Головокружение и не слишком приятные ощущения почти гарантированы.

Но Тасо нашел простой и не противоречащий общей концепции выход: нижняя часть двух открывающихся секций окна в студии снаружи прикрыта небольшими экранами из матового стекла в алюминиевых профилях, прикрепленных скобами к рамам.

Свободный полет над Таллином В такой спальне самый закоренелый прагматик становится романтиком: созерцание изменчивого неба и окрестностей пробуждает тягу к странствиям Со стороны окна граница студии обозначена гипсокартонной "кулисой"- в этом уголке хозяин собирается поставить телевизор. Всамой глубине помещения расположена спальня. Отом, что скрывается за стеклянной перегородкой, догадаться легко, но рассмотреть детали не удастся: матовое стекло играет роль своеобразной японской ширмы. Низкое ложе вплотную примыкает спинкой к перегородке, похожей в плане на скобку, и обращено к стене с низким комодом (на нем будет установлен телевизор). Пара прикроватных тумбочек с лампами офисного типа дополняет этот уголок.

По одну сторону кровати- остекленные окно и дверь на лоджию, занимающие всю внешнюю стену. По другую- дверь гардеробной. Из спальни предусмотрен проход в ванную комнату. Туда же можно попасть и из гостиной- путь рассчитан так, что автономность спальни останется ненарушенной. Ванная решена в том же минималистском ключе, что и остальные зоны.

Идеология этого жилья декларирует соответствующий образ жизни: открытый, ясно и четко выстроенный, который подходит человеку доброжелательному и полному гармонии с окружающим миром.

В этой квартире застройщик не предусмотрел внутренних несущих стен, что дало возможность воплотить главную идею- максимально сохранить и подчеркнуть панорамный вид из окон. Вытянутые пропорции основного пространства- почти 3 : 1 (!)- предстояло скорректировать, разделив на более короткие фрагменты, но так, чтобы прозрачность и простор все-таки доминировали. Потому предпочтение отдано нешироким перегородкам-кулисам из гипсокартона. Но, как бы радикально ни был настроен владелец, полное отсутствие преграды между спальней и гостиной не слишком приятно, и вокруг кровати возведена перегородка-ширма из широких листов матового стекла. Это создает ощущение некоторой обособленности помещения. Тот же прием использован и при проектировании гардеробной в прихожей. Стеклянные полотнища толщиной 20мм вставлены в алюминиевые профили и зафиксированы по всей длине горизонталей от пола до потолка. Перегородку между гостиной и проходом в ванную комнату также обшили стеклом (теперь на ней играют отражения пейзажа за окном)- это расширило границы. Той же цели служит и зеркало в ванной.

Архитектор-дизайнер Тасо Мяхар

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем