Другие берега

Трехкомнатная квартира общей площадью 100 м2. Авторам проекта удалось превратить сложные стартовые условия, порожденные изъянами исходной планировки, в новый вектор эстетического поиска

Другие берегаСерой плиткой облицованы и подиум в студии, и балкон, отделенный от нее лишь прозрачными створками двери. Благодаря этому интерьер и внешняя среда составляют единое целое- в лучших традициях конструктивизма Другие берегаСтупень подиума, служащая границей между студией и прихожей, треугольные объемные полки, способствующие формированию правильных ортогональных очертаний зоны гостиной, со стороны входа в квартиру выглядят очень активно и придают брутальный характер "вылепленным" объемам. Цветовая гамма уравновешивает активность линий Другие берегаТелевизор прикреплен к стене, отделанной теми же декоративными панелями, что и рабочая зона кухни. "Структурность" композиции подчеркивают металлизированные раскладки между прямоугольниками. Подшивной потолок (за ним спрятаны многочисленные провода) прорезан тремя узкими нишами с подсветкой. Ниши параллельны кухонной стене, что позволяет упорядочить общую структуру пространства Другие берегаСтены балкона отделали такой же декоративной штукатуркой, как в спальне. Две стеклянные створки отделяют его от студии. Облицованная плиткой под кирпич колонна и зимний сад вызывают ассоциации с загородным домом Другие берегаЗакарнизная подсветка в студии сочетается с подвесными плафонами, акцентирующими различные зоны Другие берегаВозникает впечатление, что L-образно расположенная рабочая зона кухни находится у самого окна, реальные границы пространства трансформируются Другие берегаДля плинтуса на балконе использовали ту же самую керамогранитную плитку, которой облицован пол Другие берегаВертикальный радиатор отопления выглядит в этой спальне как арт-объект и поддерживает общее впечатление легкости Другие берегаПлан до ремонта Другие берегаПлан после ремонта

Стремительные диагонали, уравновешенные статичными объемами; вспышки цвета, оживляющие строгую ахроматическую гамму; «световые щели», оттеняющие необычную структуру; обилие живого и искусственного света... Интерьер этой квартиры интригует, увлекает, радует яркой эстетикой и трезвой сбалансированностью многообразных контрастов.

Архитектурное бюро Натальи Сморгонской, взявшейся за этот сложный проект, отличается крайне внимательным и нетривиальным подходом ко всем составляющим процесса проектирования. Ипрежде всего- к планировочным решениям, с которых начинается создание пространственного образа.

Эта квартира привлекла наше внимание потому, что авторам проекта удалось не только гармонизировать внутренние объемы жилья, но и превратить сложные стартовые условия, порожденные изъянами исходной планировки, в новый вектор эстетического поиска.

Контуры первоначального плана представляли собой два многоугольника, разделенные несущей стеной. По форме один из них тяготел к немного вытянутому прямоугольнику, второй представлял собой неправильный пятиугольник, три его стороны были расположены под разными углами по отношению к первому. Сложный пунктир отрезков перегородок, предусмотренных застройщиком, делил площадь квартиры на четыре весьма негармоничных, вытянутых помещения, привязанные к узкому коридору и прихожей.

Гармоничный контраст

Другие берега
Для квартиры со столь сложными внешними очертаниями очень важно было найти приемы, обеспечивающие ощущение стабильности и динамического равновесия между отдельными элементами. Две основные зоны студии- гостиная и кухня- расположены под углом 60 и отделены друг от друга невысоким подиумом, на котором расположены рабочая зона, барная стойка и обеденный стол. Гостиная с домашним кинотеатром вписана в правильный прямоугольник, расстановка мебели и ее формы подчеркивают очертания этой зоны; напольное покрытие- светлая доска. Подиум для контраста отделан темно-серой полированной плиткой, уложенной в том же направлении, что и доска в гостиной. Все элементы обстановки на подиуме «привязаны» к диагональной стене и не нарушают ортогональных линий и прямых углов.

Вновом проекте остались только внешний контур, внутренняя несущая стена и единственная несущая колонна. Исчезли коридор и узкие комнаты. Вместо этого большую часть пятиугольника заняла студия, объединившая кухню, столовую и гостиную. Эта зона интерьера обрела строгие четкие очертания, появились дополнительная объемная перегородка с глубокой нишей для встроенной кухонной техники и декоративный портал, маскирующий несущую опору; под его прямоугольной аркой расположены зона готовки и барная стойка. Кстудии примыкают ванная с сауной, а непосредственно при входе в квартиру- гардеробная, гостевой санузел и ниша с навесным комодом, которые скрывают от взгляда вошедшего не слишком красивые внешние очертания входной зоны и задают четкую структуру пространства. Значительная часть площади за несущей стеной (проем в ней не стали закрывать дверью, дабы визуально не сужать границы студии) отведена под детскую. Дверь в эту комнату находится в глубине «тамбура» с входом в спальню родителей. Из детской можно пройти в гардеробную. На этой же «половине» за несущей стеной обустроена маленькая спальня, квадратная в плане; теперь из нее предусмотрен выход на балкон.

Баланс цвета и света

Кухонную зону удлинили примерно на 70см, отказавшись от перегородки, замыкавшей кухню по границе венткороба. На присоединенном участке выстроили объемную перегородку, а в нее встроили холодильник, шкафы для посуды и кофемашину. Обе вентшахты скрыли за перегородкой из гипсокартона, покрытой ярко-оранжевой декоративной штукатуркой. Над рабочей зоной с мойкой перегородка переходит в декоративный карниз- вплоть до того места, где к нему присоединяется поперечная «балка» арки, обшитой темно-серой плиткой под кирпич. Примыкающая к стене рабочая зона кухни расположена в подобии ниши, задняя поверхность которой отделана декоративными панелями под светлое дерево.

Эстетические требования владельца сводились к оформлению в стиле минимализма и стремлению максимально наполнить интерьер источниками искусственного освещения, что представляло немалую сложность и в инженерном, и в строительном плане. Впроцессе осуществления проекта идея минимализма трансформировалась и воплотилась в структурно тяготеющем к конструктивизму дизайне с яркими цветовыми контрастами (оранжевые стены в гостиной, желтая- в детской ит.п.)- они появились в интерьере по желанию хозяина уже в ходе работы.

Больше воздуха!

Маленькую спальню объединили с балконом. Расширив ее таким образом более чем на половину изначальной площади, чтобы гармонизировать облик интерьера, авторы проекта решили также использовать визуальные средства. Так, три двери шкафа-купе, занимающего всю стену напротив ложа, сделали зеркальными. Входная дверь в спальню- из матового стекла в тонком металлическом профиле. Визголовье соорудили неглубокую нишу и оклеили ее обоями из натуральной соломки. Светлый пол и белый потолок придали интерьеру воздушность. Это впечатление поддерживает и плоский квадрат светильника с натяжным тканым плафоном-«парусом» под потолком.

Важной эстетической составляющей проекта стали красивые перспективные построения: последовательная смена планов, поддержанная цветом, фактурами, взаимным расположением объемов, подсветками. Вэтом смысле парадная половина полностью оправдывает свое название, так как уже с порога вас буквально захватывает и увлекает вглубь разворачивающаяся, как веер, композиция, воспринимающаяся по-разному в зависимости от выбранной точки обзора. Здесь в полной мере обыгран эффект, к которому приводит правильно рассчитанная диагональная планировка: пространство кажется значительно шире, а перспектива как бы уходит в бесконечность. Траектория движения от входа в квартиру завершается выходом на балкон- большой стеклянной дверью.

Другие берега
Другие берега
Жизнерадостные цвета детской, кажется, излучают свет благодаря трем большим окнам. От лучей солнца комнату защищают белые римские шторы с небольшими яркими аппликациями. Детская, как и все остальные жилые комнаты, оборудована аудиоколонками, соединенными с музыкальным центром, расположенным в зоне гостиной в студии. Рядом с входом в гардеробную установлена тумба с аквариумом. Таким образом, у детской появилось четвертое "окно"- на этот раз не на улицу, а в подводный мир.

Отметим, что и в студии, и в остальных помещениях, несмотря на разнообразную потолочную и закарнизную подсветку, возможности естественного освещения использованы максимально. Так, пролет арки (под ней размещены варочная поверхность и барная столешница) по размерам больше окна, перед которым она находится, и поэтому потери дневного света минимальны. Ктому же арка расположена строго перпендикулярно к боковой стене и скрывает отклонение внешней стены с окном от ортогональной линии. Двери на балкон представляют собой два прозрачных полотнища в обрамлении алюминиевых профилей, что также способствует хорошей инсоляции. После необходимых согласований спальня хозяев была объединена с балконом (проем дополнительно укрепили соответствующими конструкциями), это усилило светоносность интерьера, придало ему видимость большого воздушного объема (чему способствовали также зеркальные двери шкафа-купе). Вдетской избыток окон (целых три!) создавал даже определенное неудобство при расстановке мебели. Тем не менее решение было найдено: кровати расположили параллельно оконному проему, примыкающему к стене родительской спальни; один стол почти в точности соответствует размерам простенка между окнами, второй поставили вдоль длинной стены справа от окна (таким образом, естественный свет падает на поверхность письменного стола слева).

Другие берега
Стены и пол ванной комнаты облицованы крупной полированной плиткой бежево-дымчатого цвета, визуально расширяющей пространство. Почти половину помещения занимает кабина сауны. Чтобы комната казалась просторнее, душевой отсек огражден безрамной стеклянной конструкцией, а два встроенных шкафа по обе стороны умывальника закрыты зеркальными дверцами в металлических рамах- таких же, как у зеркала в простенке.

Данный проект демонстрирует не только современный подход к дизайну интерьера, но и высококачественное техническое оснащение. Архитекторы, используя самые современные материалы, создали интересную объемно-пространственную структуру. Благодаря их усилиям сформирован новый облик жилья, соответствующий высоким критериям комфорта и красоты.

Рассказывает Владимир Петров

Во время работы над этой квартирой перед нашей строительной фирмой был поставлен целый ряд сложных инженерных и строительных задач, которые, впрочем, удалось полностью решить, и качество работ не вызвало никаких нареканий. Владелец, экономист по образованию, очень серьезно относился к каждому инженерному, техническому узлу, вникал во все технологии, проверял оптимальность предложенных решений, искал свои варианты. Стремясь к безупречному техническому оснащению квартиры, он попросил установить самые современные датчики протечки воды, пожарной и охранной сигнализации. Интерьеры насыщены элементами, при монтаже которых нужна высокая точность. Так, приобретенные хозяином двери требовали установки заподлицо со стеной с допуском 0,5см. Сложным было аудиооснащение: от центрального блока управления подвели коммуникации к каждой комнате, сделали закладные под встроенные колонки.

Ввиду того что в ванной комнате владелец хотел установить дизайнерскую модель душа с лейкой большого диаметра, пропускающей 40л воды в 1 мин, необходимо было обеспечить соответствующий напор воды и сток. Чтобы повысить давление воды, создана система гидрокомпенсации, для быстрого стока в трапе сделано дополнительное отверстие и оборудована система насосов. Впроцессе обустройства и прокладки теплоизолирующих материалов мы не только, как обычно, соблюдали требуемые нормы, но в ряде случаев по просьбе владельца превысили их.

Опыт нашей работы на объекте показал, насколько важно, чтобы сотрудничество с хозяевами проходило в обстановке доверия. Конечно, прояснение всех вопросов, вызывающих сомнение у заказчика, необходимо, но не менее важно довериться специалисту: это помогает организовать правильную последовательность операций и сэкономить время.

Директор строительной фирмы «Петров СПб»

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.

Руководитель дизайн-студии: Наталия Сморгонская

Архитектор: Анна Беляевская

Директор: Владимир Петров