Семейная коммуналка

Трехкомнатная квартира общей площадью 80,6 м2 в сталинском доме. Импровизация на тему «печки-лавочки», созданная на одном дыхании.

Семейная коммуналкаКоридор- это минимум декоративных элементов, простота и лаконичность в отделке. Так архитектор отдает дань достижениям скандинавских дизайнеров и одновременно акцентирует внимание зрителя на ступенчатом подвесном потолке, напоминающем белое облако на лазоревом небе. Семейная коммуналкаОтделка поверхностей подчеркивает их фактуру и текстуру. Рельефные обои на стенах, покрытый прозрачным лаком комод и нарочито грубо тонированная дверь отлично вписываются в реминисценции на тему кантри Семейная коммуналкаПринцип студии максимально реализован именно в этой комнате. "Смешанные, но не взболтанные" зоны прекрасно уживаются на 20м2Семейная коммуналкаВид из гостиной на кухню. По идее архитектора глянцевый натяжной потолок должен был зрительно увеличить высоту комнаты. Так что мастерам из фирмы «МИАЛ-С» пришлось потрудиться, чтобы плоскость выглядела единой Семейная коммуналкаУголок девичьей. Борясь с излишней традиционностью, архитектор позволил себе несколько современных мотивов в отделке. Скошенному краю перегородки вторит вставленный под углом стеклоблок, а ступенька подиума подсвечивается квадратным светильником- совсем как в залах модных кинотеатров Семейная коммуналкаДерево присутствует практически в каждом элементе обстановки молодежной комнаты- будь то сосновый столик, полка, завершающая перегородку, или корпус настенных часов Семейная коммуналкаПерегородка и подиум высотой в одну ступеньку делят комнату подростка на спальню и место для занятий Семейная коммуналкаСемейная коммуналкаПлан помещений до (вверху) и после (внизу) реконструкции

"Не бывает маленьких ролей..."- эту фразу мы, дети эпохи главнейшего из всех искусств, впитали с молоком матери. Илишь с возрастом пришло понимание, что заложенная в парадоксальном афоризме идея может быть безболезненно экстраполирована на любую иную незначительную по масштабам работу. Смысл сохраняется: большому мастеру не зазорно браться за "маленькое" дело, а взявшись за него, он не сумеет сделать плохо. Унего просто не получится. Если он действительно Мастер.

Дмитрия Федорова нет нужды представлять архитекторам и искусствоведам. Атем читателям, кому это имя покажется незнакомым, напомним, что "SALON-interior" в 2000году опубликовал плакат-календарь с интерьером, принадлежащим «перу» как раз этого Мастера.

Отчего же архитектору пришла фантазия взяться за сравнительно нетрудоемкую «сталинку»? Ведь, если абстрагироваться от конкретного заказа и исполнителя, следует признать, что малобюджетные квартиры невыгодны исполнителю. И, при наличии «серьезных» клиентов, ему должны быть неинтересны скромные в финансовом отношении проекты. Однако у Дмитрия на сей счет своя философия, основные постулаты которой не просчитываются на калькуляторе. Позже мы еще вернемся к этой теме, а сейчас поговорим о стечении обстоятельств, приведших к созданию интерьера.

Проблема поиска хозяевами жилья "своего" архитектора не раз обсуждалась на страницах нашего журнала. По словам Дмитрия, только 12% заказчиков выходят на автора будущего интерьера благодаря рекламе. Ив этом смысле данный случай- один из оставшихся 88%. Хозяйка трехкомнатной сталинской «распашонки» узнала Дмитрия через знакомую, над квартирой которой он успел потрудиться раньше.

Обсуждение концепции будущего интерьера происходило в условиях мира и полного согласия. Хозяйка хотела создать уютное современное жилье для себя и своих взрослых детей. Основная идея сводилась к тому, чтобы обособить мир каждого из трех домочадцев и одновременно не дать им забыть о "неформальном объединении" под названием семья. При этом саму хозяйку больше всего волновала зона кухни, где она- очевидно, за отсутствием конкуренции- чувствует себя "какдома». Еще ее интересы распространялись на ванную комнату. Последняя должна была иметь солидный размер и двадцать четыре часа в сутки желать заключить хозяйку в свои «объятия». Таким образом, создание двух санузлов оказалось предопределенным.

Что было дальше? В общем-то случайно оброненную заказчицей фразу об интерьере «а-ля студия» архитектор подхватил с изящной непосредственностью. Ив результате возникли три студии: юношеская, девичья и главная- хозяйки. Осматривая квартиру, ощущаешь, что она создавалась на одном дыхании. Вцелом это недалеко от истины: вся работа (включая проект и собственно строительство) была сделана за два месяца.

"Студия- мастерская живописца или скульптора; школа, готовящая художников или актеров; название некоторых театральных коллективов молодых актеров; предприятие по производству кино- и телефильмов, киностудия или телестудия; специальное помещение, откуда производятся радио- или телевизионные передачи". (ОжеговС.И. Словарь русского языка)

Приятно сознавать, что составители толковых словарей отнюдь не безгрешны. Итот факт, что они пропустили еще одно известное значение слова, дает нам возможность попробовать себя в их роли. Итак...
Студия- жилое помещение, квартира, представляющая собой единый объем, разделенный на смысловые и функциональные зоны перегородками, не доходящими до потолка, мебелью, изменением уровня пола.

Каждый оказавшийся в квартире наверняка обратит внимание на многократно повторенную ограждающую конструкцию, на первый взгляд чисто декоративную. Но смысл этих белых стенок различной высоты и формы намного шире. Прежде всего, нельзя не заметить, что они отчетливо ассоциируются с печью- толи русской, то ли голландской. Иэто позволяет обнаружить в них некое объединяющее начало. Ведь именно положением печи в избе определялась планировка деревенской пятистенки- семейной «коммуналки» русской деревни, вокруг печи выстраивалась вся жизнь.

Идея печки родилась в процессе работы, и это в стиле Федорова. Импровизацию Дмитрий рассматривает как одну из самых очевидных форм творчества. Потому его проекты воплощены в схемах, а не подробных чертежах, и ни он, ни строители, начиная работу, не знают точно, чем и как будет отделана та или иная часть интерьера. Вот и решение включить в "печные" стенки стеклоблоки (расположенные под разными углами и в какой-то мере ассоциирующиеся с изразцами) было достаточно случайным. Но таким образом удалось вполне оправданно использовать материал, который нравится и заказчику, и архитектору. Встиле Дмитрия и большое количество ручного труда в окончательной доводке деталей. То есть откровенно ручного труда, нарочитой аляповатости, позволяющей создать ощущение обжитости нового интерьера. Энергия рук, разглаживавших стенки "печки", остается в них навсегда, благодаря чему они и "греют". Аведь именно это- главная составляющая уюта.

Характерно, что стенки в большинстве случаев не достигают потолка, их верхние торцы отделаны деревом. Разумеется, это своего рода полки, но не ради них усечены стенки. Просто в таком случае пространство остается единым, открытым, и на него не давит потолок. Кстати, вот вам неновый, но действенный способ решить проблему ограниченности квартиры по высоте.

Кровати в гостиной и девичьей размещены в своеобразных альковах, образованных все теми же «печными» стенками. Наверное, ложась спать, обитатели квартиры испытывают особое чувство уюта.

Интересны и сами кровати. Хозяйка купила три одинаковых самонадувающихся матраса, и под них архитектор сделал рамы, являющиеся по сути шкафами, положенными на пол и открывающимися с торца. Дело в том, что в квартире оказалось маловато места для хранения вещей. Аиз-под этих кроватей вытягиваются ящики на колесиках, в которых можно хранить все, что угодно,- от постельных принадлежностей до подшивок старых журналов и опустевшей стеклотары. Кровати смонтированы на подиумах с подсветкой, и излишне говорить, что все это решено в одном стиле.

Единственная странность пола в данной квартире заключается в излишней толщине подготовительного слоя- 45см. Полы на асфальтобетонной основе по-прежнему делают в заводских или торгово-складских зданиях. Вжилье применять асфальт не рекомендуется из-за возможности вредных испарений. Кроме того, широкое распространение получили удобные самовыравнивающиеся смеси, прекрасно заменяющие асфальтобетон, а по своим технологическим свойствам во много раз превосходящие его.

Архитектор впервые столкнулся с ситуацией, при которой основой для паркета служил 45-сантиметровый слой асфальта. Когда его извлекли и вывезли, потолок стал не просто выше, а несравненно выше, и у порога пришлось сделать ступеньку. Втой части квартиры, что принадлежит хозяйке, пол решен в нескольких уровнях, и это кое-где приблизило к нему потолок. Вот почему последний сделан здесь отражающим, глянцевым. Во всей квартире пол покрыт паркетом из бамбука, который удалось приобрести сравнительно недорого на распродаже.

Заметим, что в реализованном проекте вообще много экономичных решений. Они касаются и дизайна в целом, и материалов, и мебели.

Достаточно беглого взгляда на снимки, чтобы ощутить степень вмешательства декора во "внутренние дела" квартиры. Психологическая атмосфера современного дома, особенно панельного, считает Дмитрий (ив этом с ним нельзя не согласиться), как-то очень недвусмысленно дает понять, что выражение "Мой дом- моя крепость" весьма условно. Ставить здесь колонны из итальянского мрамора можно, но неразумно. Впанельном здании, как ни в каком другом, уместны эклектика и минимализм (привлекающие, кстати, своей экономностью). Обширные плоскости и их цвета эстетичны сами по себе. Илишь на сочетании тонов построена привлекающая взгляд декоративная игра. Минималистский интерьер (так называемый скандинавский дизайн) предполагает и неброскую функциональную мебель, которую сейчас можно найти в магазинах IKEA. Всамом деле, многие предметы интерьера были со временем приобретены именно у этой фирмы, столь любимой московскими архитекторами и дизайнерами за то, что она «страдает излишней демократичностью». Исходно же из мебели планировались лишь несколько встроенных шкафов, которые, как и кровати, невозможно отделить от архитектурной составляющей проекта.

Основными отличиями скандинавского дизайна от других национально-географических школ являются лаконичность, сочетающаяся с многофункциональностью; пристрастие к природным материалам, главным образом дереву; отсутствие ярких насыщенных цветов (преобладает светлая пастельная гамма) и, наконец, некоторое тяготение к стилю кантри. Подробнее о скандинавском дизайне вы можете прочитать в журнале
"Идеи вашего дома" №10 за2000год.

Можно ли назвать то, что совершено в этой некогда коммунальной квартире, просто ремонтом? Вряд ли. Дмитрий Федоров не только сделал помещение пригодным для жизни, но и создал абсолютно новый мир с особой атмосферой, в которой жизнь человека может круто измениться. Ивряд ли кто-нибудь усомнится, что в лучшую сторону. Не случайно одним из самых важных элементов декора Дмитрий считает так называемый "предмет из истории". Одна-две бытовые детали из прошлого примиряют новосела с незнакомым еще жилищем, снимают стресс, имя которому- ремонт-переезд. Архитектор активно, но в то же время тактично наполняет помещения энергией, заложенной в старые вещи их изготовителями и прежними владельцами, поскольку подобная энергия всегда положительна. Вэтой квартире ауру «знакомого с детства окружения» создают старинные картины, уложенный на пол ковер ручной работы и намеренно состаренное (путем протирания деревянных элементов мелкой шкуркой) и без того уже неновое кресло.

В заключение есть смысл вернуться к теме, с которой начиналась эта статья и знакомство с интерьером. Хотелось бы немного порассуждать, какими принципами руководствуется архитектор, берясь за не слишком выгодную для себя работу. Впрочем, зачем рассуждать, когда проще спросить его самого. На вопрос, слабость ли это к "миниатюрам" или что-то иное, Дмитрий Федоров ответил: "Люблю работать для среднего класса, поскольку в большинстве случаев это люди с реальными запросами и доброжелательным отношением к исполнителю. Сбогатыми заказчиками далеко не всегда чувствуешь себя комфортно, а значит, интерьер может получиться не от души. Подобная работа мне не только не интересна, она попросту вредна для моего душевного здоровья. Если я изначально чувствую натянутость во взаимоотношениях с заказчиком, то сразу начинаю искать повод отказаться от работы, какие бы деньги за нее ни предлагали. Аберясь за малобюджетные проекты, я ощущаю себя волшебником, способным осчастливить больше хороших людей, поскольку имею возможность сделать больше квартир. Иэто очень для меня важно».

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.