Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьере

Творческие фантазии на тему колонны в современном интерьере. Функциональные и декоративные задачи, материалы, отделка поверхностей и типы орнамента.

Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереСовременная квартира украшена коринфскими колоннами из оселкового мрамора. Старинная технология изготовления колонны из гипса с минеральными пигментами и воском доступна сегодня и позволяет создавать интерьеры в дворцовом стиле Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереОрдерная система не была жесткой схемой, механически повторяемой в каждом конкретном решении. Каждый интерьер с использованием элементов ордера- всегда творческое решение Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереЕще одна пара сдвоенных колонн, выполняющих исключительно важную функцию - они скрывают массивную несущую конструкцию Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереКвадратные в сечении колонны с глубокими каннелюрами несколько массивных пропорций естественно вписались в стилистически нейтральный интерьер, привнеся в него неожиданно свежую ноту Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереУпрощенная до аскетизма, классическая по своему происхождению колонна в центре гостиной, кроме конструктивно-пространственной, выполняет декоративную задачу. Элегантная легкость формы превращает колонну в большой восклицательный знак Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереПара сдвоенных колонн посреди просторной гостиной служит зонированию, выделяя домашний кинотеатр в отдельное пространство. Декоративность этих квадратных в сечении колонн подчеркнута материалом, а геометрический силуэт отчетливо читается в свободном светлом окружении. Пространство приобрело классическую простоту Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереТворческие фантазии на тему классической колонны неисчерпаемы. Эта колонна наводит на мысль, что у архитектора какие-то большие счеты к классике... Иначе почему бы распиливать колонну пополам? Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереАнтикизированной полуколонне на высоком постаменте несколько одиноко в ванной без поддержки. Очевидно, что за ней просто скрыты коммуникационные сооружения. Здесь использована третья функция колонны- чисто утилитарная. Но в этом интерьере ванной комнаты полуколонна именно классического типа совсем необязательна и может быть заменена любым декоративным выступом Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереИзысканность ионического ордера оказывается чрезвычайно уместной в небольшой по размерам гостиной Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереСовременный интерьер допускает иронию также и по отношению к понятиям несущих и несомых архитектурных элементов. Колонна на барной стойке становится просто вертикалью в пространстве. Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереАрочный проем фланкирован гладкими полуколоннами с высокой простой капителью без каких-либо декоративных элементов Ода колонне, или Еще один способ поставить восклицательный знак в интерьереФрагменты колонн в том или ином виде применяются как подставки. Колонна-подставка в качестве декоративно- игрового элемента интерьера «висит» в пространстве

Во время рядового ремонта хозяева, как правило, не задаются вопросом, что такое колонна и зачем она, собственно говоря, нужна в квартире. Анекоторые люди вообще могут никогда в жизни не соприкоснуться (как в прямом, так и в переносном смысле) с этим чудом архитектуры. Однако трудно представить себе более банальную архитектурную форму, чем колонна. Недаром ее беспощадно эксплуатировали всегда и везде- в доме, во дворце, в храме, в парке и на площади. Кроме того, нет ничего проще для архитектора, чем замаскировать очевидные пространственные или декоративные неудачи, расставляя там и сям послушные колонны.

Способы и частота применения колонн в интерьере порой непредсказуемы. Мы ограничим curriculumvitae колонны временем наиболее дисциплинированного из стилей- классицизма. Тем более что она стала своего рода символом, характерным образом интерьера в духе классицизма. Врамках этого стиля и попробуем рассмотреть ее тектонические и декоративные возможности. Внашем журнале была дана картина различий между классикой и классицизмом. Сегодня мы поговорим о том, что их объединяло,- об ордере и колонне.

Биография стиля

Классицизм зародился и существовал в европейском искусстве XVI - начала XIXвв. Обращение к формам античной архитектуры как к эталону гармонии создало в определенном смысле совершенный стиль, выражавший этические и эстетические идеалы эпохи. Обычно различают классицизм XVIIв. и классицизм XVIII - начала XIXвв. (последний часто именуется неоклассицизмом). Однако в пластических искусствах тенденции стиля наметились уже во второй половине XVIв. ВИталии- вархитектурной теории и практике Палладио ("Идеи вашего дома" N9 за 2001 г.).

Огромное влияние на классицизм XVIIIв. оказало бурное развитие археологии и расширение знаний о греческой и римской древности (именно в это время проводились раскопки Геркуланума, Помпеи, и историки, архитекторы, художники открывали миру античную гармонию).

Во Франции стиль проявляется уже в XVIIв. Часто ранний классицизм XVIIв.- стройный, простой и величественный- именуют стилем ЛюдовикаXVI. Далее, в конце XVIIIв., следует стиль Директории (отлат. Directorium), названный так в честь короткого правления Директории (1795-1799). Вистории Франции это переходный период между годами революции, гражданской войны и установлением империи Наполеона Бонапарта. Стиль Директории представляет собой все тот же классицизм ЛюдовикаXVI, только более строгий, суровый и рационалистичный. Воформлении интерьеров преобладают белый и серый цвета, а весь декор иногда сводится к скромному линейному или поясному орнаменту. Моду на полосатую мебельную обивку и на оформление мебели в целом диктует фабрика Жакоба.

Британский классицизм обычно подразделяют на стиль Адама и Хэплуайта (середина 70-х гг. XVIIIв.) и стиль Шератона (после1790г.). Большое влияние на развитие классицизма в Англии оказал архитектор Роберт Адам. Он много работал в области интерьера и издал в1776г. сборник с проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления помещений. Проекты мебели Р.Адама в значительной степени обусловили появление моды на античные мотивы и элементы ордерной системы в оформлении интерьеров.

Чтобы во всей полноте представить себе место и роль колонны в организации пространства и определении стиля, вспомним типы ордеров в классическую эпоху. Каждый из них имел свое пропорциональное строение и свою систему декора. Ордер стал основой архитектурного языка классицизма, в пропорциях и формах он приближался к античным образцам.

Колонна как функция

Давайте подумаем, когда и с какой целью человек однажды воздвиг колонну. Очевидно, ее история уходит в далекое прошлое. Едва покинув пещеру и соорудив первую крышу над своей головой, человек позаботился об опоре для этой крыши. Там, где климат был к нашему предку благосклонен, стены не играли первостепенной роли, их можно было заменить опорой, подпоркой, столбом. Все это близкие, хотя и неотесанные родственники образцово-изящной архитектурной детали- колонны. Но, как и ее грубоватые предшественники, колонна прежде всего служит для того, чтобы поддерживать перекрытие, крышу, балкон, фронтон.

Впрочем, были и исключения. Известна любовь римлян к символам славы и мужественности, благодаря которой возникло уникальное явление в архитектуре- отдельно стоящая колонна. Сточки зрения строгой функции это совершенно бесполезная вещь. Тем более необычно ее появление в римской культуре, известной своей рациональностью. Стоящая в гордом одиночестве среди площади колонна подпирает лишь небеса. Но именно эта бессмысленная с точки зрения удобства и пользы архитектурная форма открыла уникальные возможности для организации пространства. Вчем и выразились ее цель и предназначение. Возвышающаяся посреди площади, такая колонна получила название триумфальной. Она должна была убеждать зрителя, что земная слава не всегда проходит бесследно. Вблистательном ряду триумфальных колонн хочется особо отметить колонну Траяна на римском форуме, Александрийскую колонну на Дворцовой площади Петербурга, Вандомскую на одноименной площади Парижа и Нельсоновскую на Трафальгарской площади в Лондоне.

Эти победительные красавицы всегда окружены значительным, но далеко не инертным пространством. Их энергичные вертикали уравновешивают пустоту, заставляют жить и дышать пространство площади. Подчеркнуто высокие, триумфальные колонны служат своего рода восклицательными знаками в строфах города. Пространство площади живет яркой эмоциональной жизнью, фокусируясь вокруг колонны, сталкиваясь и борясь с нею, но в конечном счете подчиняясь ее неоспоримому торжественному величию.

Итак, вот вам две функции колонны: служить для чего-либо опорой и организовывать пространство. Задачу организации пространства колонна, естественно, решает не только во внешней городской среде, но и в интерьере здания или комнаты.

Связь колонны с растительными формами породила множество образных сравнений, например "лес колонн". Но колоннада классицизма- далеко не хаотически растущий лес, а своего рода противопоставление разума и порядка природной случайности. Популярность этого архитектурного элемента в классицизме настолько велика, что можно вспомнить пейзажи знаменитых художников, например Клода Лоррена, отважно расставлявших ряды колонн просто посреди парков и полян. Идеальным окружением был свободно разбитый английский парк. Уже французский классицизм XVIIIв. определил новые типы построек, среди которых стоит выделить изысканно-интимный особняк в парковом окружении. Колоннада связывала два пространства- замкнутое (дворец) и открытое (парк). Классицизм возродил и так называемое полуоткрытое пространство- террасу или площадку, ограниченную с одной или нескольких сторон колоннадой (прообразом послужил античный портик).

Интерьеру классицизма в целом присущи логичность и ясность. Колоннада диктует ритмическую организацию внутреннего пространства. Расстояние между колоннами, их объемы и высота могут преобразить пропорции помещения.

Основным жилым интерьером классицизма является дворцовый, и место колонны в нем определяется функциями помещений. То же можно сказать и о ее внешнем облике- он тоже меняется в зависимости от функции. Впарадных покоях и приемных залах использовали все ту же колоннаду, незначительно отстоящую от плоскости стены и, как правило, поддерживающую антресоли или хоры. Вофициальных парадных помещениях присутствовали колонны коринфского или ионического ордера. Вдекоре капителей использовались важнейшие орнаментальные мотивы классики- листья аканта, корзины, волюты.

Мода на классику достигла пика в тот момент, когда колонна в качестве декоративного элемента стала украшать мебель. Ножки столов и кресел, фасады шкафов и секретеров фланкировались ионическими колоннами и полуколоннами в миниатюрном варианте. Именно они, наряду с пилястрами и карнизами, подчеркивают архитектонику мебели. Колонна с бронзовой капителью часто служила самостоятельной опорой для столешницы.

Колонна в современном интерьер

Чем объясняется неизменная популярность этого классического архитектурного элемента у современных дизайнеров, архитекторов и декораторов? Как ранее, так и сейчас колонна (или группа колонн в тех или иных сочетаниях) служит организации пространства. Но если исторические интерьеры классицизма активно эксплуатировали ее как опору, то современная колонна преимущественно играет роль украшения интерьера или подчеркивает его стилевую принадлежность. Впрочем, ее функциональность тоже не забывается. Например, если вам потребуется скрыть какие-либо коммуникации, то лучше колонны ничего для этой цели не придумано. В декоративно-пространственных решениях лучше применять либо парные, либо сдвоенные колонны. Пар может быть несколько- 2,3 и даже 4, если позволяет площадь. Функциональные же задачи колонны в современном частном интерьере таковы:
1.Создание или усиление ритмической организации окружающего пространства.
2.Зрительное изменение пропорций помещения. Этот архитектурный элемент успешнее других справляется с непростыми задачами зрительного расширения или повышения пространства.
3.Зонирование помещения.

Очевидно, что колонну чаще встретишь в интерьерах дворцового стиля. Именно она придает помещению торжественность и гордое величие. Благодаря колонне жилье словно проникается образами нетленной классической красоты.

Материалы, из которых изготавливают колонны сегодня

Отчасти это относится даже к эпохе классицизма, а уж к нынешним временам в особенности: значение имеет не столько архитектоника колонны как опоры, сколько ее декоративная роль в интерьере. Отсюда так важны цвет колонны и материал, из которого ее выполнили. Современные технологии открыли более чем широкие возможности для включения колонны в интерьер. Сейчас нет необходимости делать ее особо прочной (скажем, из мрамора или гранита). Впрочем, от природных материалов тоже не стоит отказываться.

Материалы, из которых делают колонны, можно разделить на натуральные и искусственные. Кнатуральным относятся разные породы мрамора, гранита, известняка и дерева. Внастоящее время вы можете приобрести (изготовив на заказ) колонны в лучших традициях дворцовых интерьеров: из натурального мрамора или травертина- природного камня, занимающего промежуточное положение между мрамором и известняком. Из травертина построен древнеримский Колизей. Материал несколько дешевле натурального мрамора. Вам достаточно определиться только с выбором цветовой гаммы материала.

Все мы помним Малахитовый зал Зимнего дворца, массивные нарядные колонны густого зеленого цвета. Тяга к царственным колористическим изыскам может быть удовлетворена и сегодня. Целый ряд фирм предлагает ониксы, зеленый и черный мрамор из Индии, Индонезии, Ирана и Египта, принимая заказы на изготовление порталов, балюстрад и, конечно, колонн. Благородство натурального камня- будь то полупрозрачный оникс, плотная красноватая яшма или загадочный малахит- не сравнимо ни с чем. Эти материалы рекомендуются для внутренней отделки зданий, поскольку слишком дороги, чтобы подвергать их воздействию непогоды и превратностям внешнего мира. Авот гранит и известняк подойдут для колонн, расположенных снаружи.

Гранит- горная порода, состоящая из слюды, шпата и кварца. Различают граниты с крупным, средним и мелким зерном. Именно зернистая фактура этого камня часто обыгрывается в изделии. Такие свойства гранита, как низкая водопроницаемость и устойчивость к истиранию, оценены давно. Можете быть уверены, что колонны из него послужат вам и вашим потомкам лет триста.

Базальт- исключительно твердая порода. Нередко бывает материнской для других, более мягких камней (например, агата, оникса, яшмы).

Мраморы, как и граниты, различаются величиной зерна. Более прочны к механическим воздействиям мелко- и среднезернистые породы. Мраморы бывают однородными по строению (белые и серые) и неоднородными (все цветные мраморы). Окраска камня зависит от примесей. Мрамор менее устойчив к воздействию внешней среды, чем гранит,- может тускнеть, желтеть, даже крошиться. Исключение составляют такие сорта, как «Саянский», «Московский» или итальянский «Бланка Каррара» (под этими названиями они и фигурируют сегодня на рынке природного камня). Мрамор используют как поделочный и строительный материал. Называть мрамор принято по его внешнему виду или месту добычи. Лучший камень добывали на острове Парос, в знаменитых каменоломнях Каррары в Тоскане (Италия). Так называемый египетский мрамор с черными пятнами битума и желтыми прожилками доломита происходит из Специи в Лигурии (Италия).

Настоящими мраморными колоннами лучше украсить внутренние пространства здания. Сегодня вам могут предложить уже готовые колонны и балюстрады из самого дорогого камня, представленного на рынке,- розового мрамора "Россо Португало", белого "Бланка Каррара" или сиреневого "Саломе". Есть более дешевые сорта: "Саянский"- кремового, белого или светло-серого цвета, эффектный "Пуштулимский"- белый материал с красивыми красно-черными прожилками.

Малахит- ярко-зеленый минерал, по строению напоминающий агат. Получил свое название от греческого "малакси"- мальва, поскольку его цвет несколько напоминает цвет листьев этого растения. Малахит- исключительно ценный камень. Благодаря соединениям меди имеет глубокий, насыщенный зеленый цвет. Добывают его на Урале, в Южной Австралии, в Чили.

Жадеит, нефрит, ониксы, яшма, лазурит, родонит относятся к полудрагоценным или поделочным камням и идут только на облицовку колонн.

И все же мы живем в век новых технологий и искусственных материалов. Апотому обратимся к новейшим способам изготовления колонн. Сегодня их можно делать из прессованного или литого бетона, полиуретана, искусственного камня и композитных материалов.

Основу так называемого искусственного камня составляет керамическая или каменная крошка, к которой, кроме связующего, добавляют пигмент, кварцевый песок и т.д. Уразных производителей рецептура может иметь свои особенности. Колонны с облицовкой из искусственного камня смотрятся в интерьерах просто прекрасно. Полиэфир, укрепленный стекловолокном и мраморной пылью, представляет собой непористый материал, стойкий к атмосферным воздействиям и влаге и обладающий небольшим весом. Так, колонна высотой 244см и диаметром 20см выдерживает статическую нагрузку до5,5т. Ивесит при этом лишь 25кг! Рынок строительных материалов предлагает также изделия из полиуретана, пластера и стекловолокна. Эти пустотелые колонны можно превратить из декоративных в несущие. Делается это либо путем поэтапной заливки бетона, либо металлическим армированием.

Поверхность и фактура

Поверхность колонны может быть гладкой или каннелированной. Древние сравнивали вертикальные каннелюры со свободно лежащими складками одежды. Но для классицистической колонны более характерна гладкая фактура. Это может быть ровная, лишь слегка шероховатая поверхность гранита или известняка со следами обработки абразивным инструментом. Особенно ценится такая обработка, которая позволяет выявить красоту природного камня, сохраняя его цвет и текстуру.

Типы орнамента

Скажем сразу: в деле воспроизведения орнаментов, украшающих капители колонн, искусственные материалы обладают более широкими возможностями, чем натуральные. Техника резьбы по камню требует значительных трудозатрат. Но и сегодня капитель колонны, будь она из полиуретана или песчаника, увенчивается листьями аканта или пальметтой.

Изысканный декор, стройность формы, богатство архитектурно-пластических возможностей сделали классический тип колонны любимым и часто цитируемым в современных интерьерах элементом.

Русско-дизайнерский разговорник

Ордерпереводе означает "порядок")- система правил, при которой уравновешены соотношения несущих и несомых частей здания. Кнесущим и относится колонна.

Колонна- архитектонический элемент, называемый также «тело вращения». Представляет собой сооружение в виде высокого столба, который служит опорой в здании или отдельно стоящим монументом. Состоит из базы, ствола и капители.

База- основание, на которое устанавливается ствол колонны.

Ствол- тело колонны, которое часто считают собственно колонной. Вдействительности это лишь часть целого.

Каннелюры (отфр. Cannelure)- вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Классицизм часто использовал и гладкие стволы колонн.

Капитель — завершение колонны или пилястры. Вот теперь, после того как мы увидели капитель, можно сказать, что перед нами колонна целиком.

Волюта- орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на ионической капители.

Пальметта- орнамент, напоминающий стилизованные листья пальмы. Используется в украшении коринфской капители.

Дорический ордер- строгий, лаконичный, мощный, «мужской». Колонна дорического ордера имела массивный ствол, обходилась вообще без базы и отличалась простой, довольно широкой капителью без декора.

Ионический ордер- изящный, утонченный, «женский». Колонна стоит на базе, имеет изящные каннелюры и капитель с орнаментом в виде волют.

Коринфский ордер, как и ионический, отличается стройностью и наличием базы. Для него характерен растительный декор капители. Римляне дополнили греческие ордеры еще более пышно декорированным композитным ордером, сочетавшим в себе элементы коринфского и ионического. Перечисленные ордеры во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.