Ожившая история

В оформлении четырехкомнатной квартиры (106 м2) архитектор показала удивительную способность дарить устаревшим вещам «второе дыхание».

Ожившая историяГостям в этом салоне легко и удобно рассредоточиться на группы; в каждой зоне предусмотрена отдельная подсветка Ожившая историяЗеркало над комодом в гостиной расположено так, что днем в нем отражаются окно и сидящие около него на диване гости; вечером играют отблески свечей Ожившая историяЗа выступом стены в кухне- очаровательный уголок, где несколько человек могут расположиться за круглым столом. Для удобства хозяйка использует здесь сервировочные столики на колесах Ожившая историяКухонный "фартук" выложен стилизованной под старинные голландские изразцы плиткой Ожившая историяПо колориту спальня напоминает букет пионов, а шелковые простыни и подушки, тканое покрывало и антикварные ковры настраивают на отдых Ожившая историяЦветовая палитра ванной построена на характерном для английского интерьера сочетании: белый (керамическая плитка), золотисто-коричневый (клинкер) и сложный зеленый Ожившая историяОбилие изящных предметов искусства в ванной, непривычное в современных домах, здесь оправдано отличной работой вентиляции старого здания Ожившая историяВ кабинете-гостевой два стола: маленький туалетный расположен в углу, у окна, рабочий, с компьютером,-в центре комнаты у стены. Золотистая портьера наполняет небольшое помещение солнечным светом. Подсветкой зеркала служат шесть современных лампочек-прищепок Ожившая историяБоковые стенки ложа и открытых полок являются перегородками, отделяющими стеллажи с одеждой Ожившая историяУже в прихожей "зрителя" захватывает увлекательно срежиссированный и волнующий интерьерный "спектакль". Все предметы здесь- подлинные, учтены даже такие мелочи, как оконные и дверные ручки Ожившая историяВ ванную можно пройти из спальни и из коридорчика рядом с кухней. Вход из приватной комнаты в ванную обрамляет портьера, придавая изящество открывшейся мизансцене Ожившая историяВанная комната несколько расширена за счет кухни и прежде существовавших «девичьей» комнаты и коридорчика

Способен ли исторический интерьер выглядеть свежо и современно? Можно ли создать уникальную коллекцию антикварных предметов интерьера и произведений искусства, уложившись в скромный бюджет? Квартира, о которой мы расскажем, позволяет дать утвердительные ответы на эти непростые вопросы.

Хозяйка квартиры Жанна Дубска признается: «Представить себе современную послевоенную квартиру как мое личное пространство я не могла никогда. Конечно, мне приходилось жить и в студенческих общежитиях, и в зданиях конца ХХ в. Но когда появились средства и встал вопрос выбора, я его сделала сразу же, едва увидев дом времен югендстиля и квартиру. Это именно то, что мне нужно! И она сделала почти невозможное. Запущенная коммуналка, наводившая ужас на знакомых и друзей, дружно отговаривавших нынешнюю владелицу от такого приобретения, за два года превратилась в зачаровывающее гармонией и уникальным историческим антуражем «фамильное гнездо с историей».

Переосмысливая классику

Благородный декор стен этой изысканной квартиры построен на классических деталях и точно подобранной сложной цветовой гамме. Так, одна стена в розово-охристой гостиной выкрашена в арбузно-розовый цвет, по периметру под потолком проходит молочно-шоколадный фриз, обрамленный тонкими белыми профилями; так же выделен выступающий угол перед окном. Как и подобает в классическом интерьере, нижнюю часть стен закрывает широкий белый плинтус.

Жанна-человек творческий и необычный. Модельер по образованию, преподаватель, известный стилист, сотрудничающий с модными журналами, она обладает отточенным вкусом. Приобретая квартиру, она уже знала, что будущее жилье по стилистике должно быть подобно тому, в котором провела юные годы ее бабушка: "Я сама родилась в таком доме, построенном в конце ХIХ-начале ХХ в. Умоей бабушки, правда, сохранилось совсем немного вещей того времени". Конечно, о каком-то "чистом" стиле, как и о серьезной стилизации под модерн, речи не шло-в этом случае интерьер должны были бы украшать лепнина, витражи, росписи. Но ведь и облик дома трудно отнести к чистому югендстилю (ярче всего о нем напоминает спиралевидная лестница, но в квартире она не просматривается). Настоящий бидермайер (классика начала ХIХ в.)-удовольствие для состоятельных коллекционеров. Поэтому эстетика форм, начиная от профилированных карнизов и филенчатых дверей и заканчивая люстрами и классическими рамами на графике историка моды Александра Васильева, апеллирует преимущественно к неоклассике рубежа ХIХ-ХХ вв.

Ожившая история

Скульптура Пьеро из керамики была куплена на парижской барахолке. Стеклянный шар-светильник отсутствовал- его подобрали значительно позднее. Еще один Пьеро (мыльница)- в ванной: хозяйка его сама отреставрировала.

Собственно ремонт потребовал не так много времени и средств: перенесли перегородки в кухне и ванной комнате, покрасили стены, потолки и отреставрировали старые дощатые полы (только в уже упомянутых помещениях полы пришлось менять). Втех редких случаях, когда антикварную деталь подобрать не удавалось, выручала стилизация: "В ванной комнате находится кладовая, для которой я искала дверь определенного размера, даже давала объявление. Витоге все-таки пришлось сделать на дверь накладку по своему чертежу».

Обеденный уголок от «Тонет»

Ожившая история
Изысканным украшением этой кухни служит целый "ансамбль" прославленной компании "Братья Тонет" (Gebrder Thonet, Австрия): диван, круглый обеденный стол, кресло и шесть стульев были куплены хозяйкой в разное время и отреставрированы. Они составили изящный гарнитур, вполне функциональный по сей день.
Михаэль Тонет (1796-1871) прославился тем, что изобрел уникальную технологию производства гнутой мебели. Вместо привычных плоских кусков дерева, слабо поддающихся изгибам и требующих множества соединений и декоративных накладок, маскирующих стыки, он использовал наборную фанеру из бука и специальные приемы сгибания, обеспечившие необычайное разнообразие форм и декоративных возможностей мебели. Он также устранил необходимость многочисленных соединений и добился создания очень прочных конструкций, чрезычайно упростив процесс сборки. Коммерческий успех и влияние этого мастера на мебельный дизайн были огромны. Мебель Тонета ценили Ле Корбюзье и французские импрессионисты, а его стул №14 до сих пор производит фабрика «Братья Тонет».

Первое, на что обращает внимание каждый гость этого удивительного дома,-сочные цвета и сложные оттенки стен. Свыбором палитры связана отдельная история. "Вскоре после покупки квартиры у меня гостил мой друг Васильев,-вспоминает Жанна.-Пока мы беседовали, он один за другим вырывал и раскрашивал листки блокнота. Всего получилось около ста вариантов. Потом мы прикладывали эти листки к стенам при разном освещении, выбрасывали неудачные-и так до тех пор, пока для каждой не осталось по одному листку". Затем последовала кропотливая работа по смешиванию красок Sadolin (Эстония)-лишь к концу второгомесяца был найден основной тон, благодаря которому глубокий синий цвет прихожей отливает теплым лиловым, а охристо-розовая гостиная будто подсвечена изнутри оранжевым... Конечно, такая яркая палитра не была характерна для неоклассики, но в городе, где долго тянутся пасмурные холодные зимы, так приятно, когда стены дома радуют глаз солнечным колоритом! Сияющие краски дополнены переливами двухсторонних портьер из тафты, напоминающими о временах модерна.

Декор или перепланировка?

Ожившая история
Стоит ли мучиться с переносом стен и перепланировкой, если даже несовершенство пропорций придает достоверность и обаяние "дому с историей"? В данном случае перед нами поучительный пример того, как чисто декораторские приемы совершенно преобразили негармоничный по пропорциям интерьер.
Так, новый цвет стен узкого и длинного коридора позволил пространству "задышать" и обрести ощущение объема. А окно, украшенное роскошными драпировками, маленький овальный столик-консоль и пара изящных стульев стали своеобразными визуальными "цезурами", разделившими длинный проход на зоны и приглашающими сделать остановку, как и картины на стенах.
Почти анфиладное расположение проходов между коридором, гостиной и спальней, акцентированное контрастными цветами стен, украсило интерьер пространственной интригой: фрагменты помещений просматриваются подобно нарядным кулисам в театре. "Да, интерьер моего дома несколько театрален,- замечает хозяйка,- но, на мой взгляд, это и составляет его привлекательность. Ведь артистизм важен не только в умении одеться и преподнести себя, но и в способности украсить свое жилище».

Почти с каждой деталью интерьера связана своя история, порой напоминающая детектив. Например, люстра в прихожей (вернее, то, что от нее оставалось) даже у самого владельца антикварной лавки вызывала недоумение-он предлагал из ее круглого металлического каркаса с крючками сделать... подстолье. Илишь опытный взгляд профессионала помог Жанне определить истинное назначение груды бесполезного металла. Плафоны и подвесы она подбирала уже в другое время и в разных местах. Это касается почти всех светильников. «За границей я путешествую с блокнотом, в котором подробно зарисовано и записано, какого размера детали мне нужны и для чего, и кропотливо выискиваю то, что необходимо для реставрации того или другого предмета».

Эксклюзивное ложе

Ожившая история
Устроить отдельную гостевую комнату не удалось, и хозяйка квартиры оборудовала дополнительное спальное место в кабинете. Поскольку в конце XIX- начале ХХ в. раскладных диванов еще не существовало, она решила соединить антикварные детали с современными элементами и нарисовала подробный эскиз. Всоответствии с ним изготовили диван шириной 0,9м и длиной 2м, который дополнили подлинными и тщательно отреставрированными частями старинного буфета эпохи ардеко (это закрытые секции шкафа над ложем). По обеим сторонам их достроили открытые секции и окрасили всю конструкцию в теплый оливковый цвет. Теперь непосвященному трудно отличить настоящие антикварные элементы от новодела.

Стоит отметить, что благодаря настойчивости и азарту собирателя хозяйке удалось уложиться в весьма скромный бюджет: она буквально по крохам собрала уникальную обстановку. Вквартире сохранилась и старинная печь-сейчас ею не пользуются, зато бережно отреставрировали. Некогда печей было две (вторую, находившуюся между комнатой дочери, кабинетом и коридором, снесли прежние жильцы, они же заложили в кухне окно, превратившееся ныне в декоративную нишу).

Обустраивая свое жилье, хозяйка особенно заботилась о создании правильных видовых точек и мизансцен. От входов в комнаты, с диванов и кресел открываются тщательно выстроенные живописные ракурсы: зеркала, в которых отражается интерьер, перспективы соседних помещений, картины. По этой же причине в спальне соорудили подиум, хотя предметом интереса был вид за пределами дома: "Мне нравится, проснувшись, смотреть в окно,-говорит хозяйка.-Я долго подбирала высоту подиума-она составила примерно 35см, и при высоте кровати 40см я могу любоваться видом, не вставая с постели". Во всех комнатах-множество со вкусом расставленных аксессуаров из блестящего металла, бронзы, цветного стекла и расписного фарфора; это создает праздничное настроение, и по большей части детали не утратили своей функциональности. Особый уют интерьеру придают многочисленные светильники, обеспечивающие мягкую локальную подсветку. Стены украшают антикварные картины, карандашная графика, гравюры, вышивки (жанровые сцены, портреты, эскизы к театральным постановкам). Для каждого приобретения хозяйка коллекции сама подбирает раму. Экспозиция периодически меняется в зависимости от настроения.

Ожившая история
Скульптура кошки была привезена хозяйкой из Египта и так пострадала во время транспорти-ровки, что потребовала тщательной реставрации. На столе- французская настольная лампа времен модерна и пепельница в виде цветка со съемными лепестками

"Интерьер должен быть разнообразным",-полагает Жанна Дубска. Воформлении своей квартиры она продемонстрировала не только преимущества этого подхода, но и удивительную способность дарить вышедшим из употребления вещам «второе дыхание», чтобы они удивляли нас своей красотой.

Новое-это хорошо забытое старое

На вопросы редакции отвечает автор проекта- владелица квартиры.

- Что кроме соотнесения с определенной эпохой воспоминаний детства послужило для Вас критериями при выборе жилья?

- Собираясь приобретать квартиру, я определила, какая площадь мне необходима: не менее 90 и не более 120м2. Уменя 18-летняя дочь (к моменту покупки квартиры ей было 15 лет). Так что требовались две спальни, кабинет с книжными шкафами и туалетным столиком, большая кухня (обычно гости едят там, поэтому столовая мне не нужна) и гостиная-салон. Все эти условия соблюдены. Для гостевой комнаты не хватило площади, поэтому я устроила одно спальное место для гостей в кабинете.

- Что сохранилось из прежнего антуража квартиры?

- Все, что можно было отреставрировать: большая часть дверей (за исключением двери между кухней и ванной), полы- их отчищали вручную, а не циклевали, чтобы сохранить фактуру досок (новые положили в кухне и ванной). Для всех дверей я подобрала антикварные ручки и накладки. Печь сносить не стала, хотя ею и не пользуюсь.

декоратор Жанна Дубска

Ожившая историяПлан до переустройства Ожившая историяПлан после переустройства
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.