Без права на ошибку

Двухкомнатная квартира площадью 42 м2: хозяин-архитектор создал план переоборудования малогабаритки, рассчитанный на очень ограниченный бюджет

Без права на ошибку
Без права на ошибкуШинная система под потолком гостиной объединила различного типа светильники, позволившие создать и общее освещение, и локальные подсветки отдельных зон, например, гравюры на стене
Без права на ошибку
Без права на ошибкуЗа счет ниши (ширина- 165см, глубина- 33см) в изножье кровати устроена дополнительная система хранения. Откатная зеркальная дверца шириной 60см закрывает бельевые полки, оставляя на виду стеллаж для книг Без права на ошибкуПолубарная стойка одновременно служит обеденным столом, за которым легко разместятся шесть человек. Кухня оснащена всей необходимой бытовой техникой, а СВЧ-печь, совмещенную с электродуховкой, вынесли за пределы рабочей зоны и установили на широком подоконнике Без права на ошибкуОкна комнат закрывают металлизированные жалюзи. На балконе также установлены книжные стеллажи Без права на ошибкуПолы гостиной, спальни, проходной зоны и частично кухни облицованы золотистой половой доской. Это визуально объединяет помещение в единое пространство Без права на ошибкуШирина "экономной" рабочей столешницы в месте примыкания к подоконнику гостиной- 45см (вместо привычных 60см), а в кабинетном "уголке"- 50см. Диван Ligne Roset (Франция) имеет оптимальную ширину для этой гостиной- 176см, при этом в разложенном виде он составляет 196см, вписываясь между стеной и тумбой для телевизора Без права на ошибкуПлан до ремонта Без права на ошибкуПлан после ремонта

Любому архитектору, создающему интерьер для себя, приходится решать гораздо больше проблем, чем при проектировании на заказ: детализированное и отрефлексированное знание собственных запросов, понимание всех плюсов и минусов каждой конкретной идеи не упрощает, а усложняет задачу. Тем более если речь идет о такой ювелирной работе, как обустройство малогабаритной квартиры.

Архитектору предстояло переоборудовать для жизни и работы двухкомнатную квартиру. Минималистский образ жилья строился в соответствии с традицией функционализма, которому присущи архитектурный подход к решению пространства и обусловленность отточенных форм практическими задачами. Важное значение имел и ограниченный бюджет- затраты требовалось оптимизировать.

Архитектор ставил перед собой две главные задачи: максимально освоить полезную площадь и создать впечатление простора и легкости, при этом не в ущерб представлениям о психологическом комфорте: спальню и санузел он сразу решил обособить. Врезультате перепланировки ни одна из комнат не осталась в прежних границах (к счастью, все внутренние перегородки не были несущими). Гостиная лишь немного изменила свои очертания, пожертвовав спальне небольшой фрагмент рядом с наружной стеной. Аплощадь спальни заметно сократилась в пользу прохода из прихожей в кухню и гостиную. Ванную и туалет объединили; вновь образованное помещение, выступающее на территорию бывшего коридора, сместили в сторону прихожей, чтобы сделать кухню более просторной.

«Монументальная» кухня

Небольшая кухня выглядит вполне масштабно- для этого архитектор использовал ряд приемов. Мебель расставлена с лаконичной точностью. По одной стороне L-образно расположенные напольные модули частично утоплены в нишу, что делает их менее громоздкими. Холодильник спрятан в специально выполненную для него нишу заподлицо. Газовый стояк скрыт в стенке стеллажа. Членение больших цветных плоскостей минимально: однотонную и как бы цельнолитую облицовку фасадов кухни не нарушают даже ручки, врезанные в края дверец. Аплитка "фартука" уложена бесшовным способом так, что воспринимается как единое полотно. Столешница из искусственного камня объединяет рабочие поверхности и верхнюю плоскость барной стойки (ее высота составляет 91см, что соответствует так называемой полубарной стойке). Из того же материала выполнена и полка стеллажа для кофемашины- количество материалов и цветов сведено к минимуму. Вынос барной столешницы (15060см) словно проецируется на равновеликую потолочную конструкцию, строго "рифмуясь" с ней. Высота последней невелика, поскольку автор проекта нашел встроенные светильники Fersa (Турция) с минимальной "посадкой"- они заглублены всего на 6,5см. Таким образом, декорация на потолке не «утяжелила» небольшое пространство.

Для стен квартиры выбрали краску Dulux (Великобритания)- белого и едва заметного сероватого цвета; оба оттенка хорошо сочетаются и с металлической отделкой (каркасы дверей шкафа-купе, корпуса светильников, плинтусы, кухонное оборудование), и с медовым цветом деревянных деталей. Бескомпромиссный пуризм функциональной эстетики в этом доме в очередной раз продемонстрировал дружественность к предметам различных традиций и времен.

После перепланировки каждое помещение стало выглядеть более просторным. Нейтральную прихожую сменяет интересная композиция в центральной части квартиры. Прежнего узкого коридора уже нет- он уступил место то выступающим, то отступающим объемам, сквозным перегородкам, зеркальным отражениям. Гостиная и кухня выполняют одновременно несколько функций (тем самым компенсируется недостаток площади), выдержаны в едином стиле и образуют общее студийное пространство. Рассчитывая оптимальные размеры и конфигурацию помещений, архитектор был вынужден искать мебель нестандартных габаритов- чуть меньше обычных, но в то же время достаточно удобных. При всей экономии пространства обстановка осталась комфортной, а главное- интерьер сохранил достоинство и «мужское лицо», не превратившись в миниатюрную игрушку.

Структурный дизайн

Без права на ошибку
Стены ванной облицованы плиткой размером 6015см. Ее раскладка выполнена без подрезки, с соблюдением общего ритмического рисунка и единого уровня горизонталей по всему периметру. Причем по вертикали щели между плитками заделаны на уровне основной поверхности, а горизонтальные швы намеренно заглублены и акцентированы через каждые три ряда алюминиевыми молдингами шириной 4мм. Между унитазом и ванной сделаны незаметные лючки доступа к разводкам коммуникаций, фильтрам для воды и кранам для подсоединения переносного бойлера накопительного типа (на случай сезонного отключения ГВС). Он подогревает воду для душа, ванны, умывальника и кухни.

Такова в общем виде концепция этого жилища. Однако при более пристальном рассмотрении все значительно сложнее и интереснее. Так, в гостиной и кухне видим конструктивные элементы, позволившие выйти за пределы этих зон: на территорию бывшего коридора с обеих сторон теперь выступают открытые стеллажные конструкции, усложнившие облик парадной части. На одном стеллаже установили кофемашину (в пределах кухни для нее не хватило места), а стеллаж для книг в гостиной расширили и сделали более вместительным. Главная проблема заключалась в том, что после удаления старых перегородок под потолком проходного пространства остался ригель, выступающий на 40см,- для эстетики маленькой квартиры подобная деталь убийственна. Потолок в проходной зоне и прихожей понизили на 18см, зашив гипсокартоном. Гипсокартонная "вставка" не достигает боковых стен, одной стороной она примыкает к ригелю, а с другой- ее границей служит внешняя стена кухонного стеллажа. Следует признать, что автор проекта проявил себя как искусный мистификатор. Всей проходной зоне, протянувшейся от прихожей до внешней стены квартиры, он придал диагональное направление- ему подчинены внешние границы шкафа-купе и стеллажей, подшивная конструкция потолка. Отклонение от прямого угла составляет лишь около 4 и поэтому незаметно. Зато вошедший рассматривает интерьер в наиболее выгодном ракурсе: перспектива прохода, открывающаяся из прихожей, направляет взгляд к гостиной, а не к пустому выступу внешней стены. Возникает ненавязчивая траектория движения в сторону зоны приемов, виднеющейся сквозь зазор между полками стеллажей.

Тонкая игра

Без права на ошибку
Выражение: "Бог- в деталях" полностью применимо к композиции стеллажей и потолка в проходной зоне. Так, между выступами полок книжного стеллажа и пилоном оставлен воздушный зазор, усложняющий перспективу. Казалось бы, логичнее соединить полки с перегородкой, как в кухонном стеллаже, но тогда ушло бы ощущение воздушности. Декоративный пилон теперь в полной мере имитирует несущую опору, частично врезающуюся в ригель. Толщина внешней перегородки кухонного стеллажа со стороны кухни больше, чем со стороны коридора,- ее нарастили с помощью штукатурки, следуя диагональному направлению, заданному композицией потолка.

Уюта, легкости и цельности в этом интерьере удалось достичь с помощью точно рассчитанных приемов, сложность которых целиком осталась за кадром. Не в этом ли лучшее подтверждение мастерства архитектора?

Рассказывает автор проекта

Решившись на ремонт квартиры, я составил план переоборудования, рассчитанный на очень ограниченный бюджет. Но потом стал усложнять задачу: в процессе переустройства приходит азарт, и это затягивает. Предпочтение отдавал более качественным и затратным, хотя и не самым дорогим материалам, более интересным, как мне кажется, с точки зрения дизайна.

Местонахождение кухни и гостиной было предопределено: помимо соблюдения СНиПов и расположения коммуникаций сыграло свою роль то, что я люблю слушать музыку, но громкость ее звучания не должна мешать соседям. Поэтому под гостиную отведена комната, с двух сторон ограниченная внешними стенами дома.

Для ванной я сначала предполагал заказать потолок из матового стекла с подсветкой, но в предложенном поставщиками варианте световой поток распределялся неравномерно по всей площади, что нарушало чистоту эстетической концепции. Поэтому я отдал предпочтение натяжному потолку; в центр его помещен большой светильник в прямоугольном плоском корпусе. Его дополнила пара галогенных светильников, подсвечивающих зеркало над раковиной.

Архитектор Михаил Слободской

Редакция благодарит салон BoConcept за предоставленные для съемок аксессуары.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем