А Версаль-то скучный!

Почему одни пейзажи действуют на нас благотворно, а другие раздражают, утомляют? Видеоэкология утверждает: человеческому глазу не нравятся монотонные глухие плоскости, навязчиво повторяющиеся элементы, агрессивные цвета. Мы со специалистом Ольгой Ворониной обсудили, каким должен быть загородный участок с точки зрения этой науки

Почему одни пейзажи действуют на нас благотворно, а другие раздражают, утомляют? Видеоэкология утверждает: человеческому глазу не нравятся монотонные глухие плоскости, навязчиво повторяющиеся элементы, агрессивные цвета. Мы со специалистом Ольгой Ворониной обсудили, каким должен быть загородный участок с точки зрения этой науки

А Версаль-то скучный!
Ольга Воронина,
президент Ассоциации ландшафтных архитекторов и инженеров, член Союза архитекторов РФ, академический советник РАН

- Ольга Николаевна, какие «визуально неблагополучные» моменты могут возникнуть на даче?

- В первую очередь угнетают большие монотонные плоскости: например, серый бетонный торец дома или абсолютно прямоугольный двор, выложенный однообразной брусчаткой. Взгляд утомляется, созерцая это "видеобезобразие". Часто вид портит огромная парковочная площадка перед зданием. Вподобных случаях мы обычно советуем максимально "расчленять" пространство - допустим, высадить по периметру площадки высокоштамбовые деревья (с высотой кроны до 2,5м). Когда они вырастают, их ветви смыкаются, образуя уютный полог. Кстати, из окон дома это смотрится великолепно. Легко избавиться от однообразия участка, высадив островки многолетних трав, злаковых растений. Сучетом сезонности цветения можно создавать меняющиеся картины из растений.

А Версаль-то скучный! 1 А Версаль-то скучный! 2 А Версаль-то скучный! 3

1. Буйный цветник, который обрамляет тропинку, ведущую к дому с мезонином, - хорошее решение. Он разбивает пространство на приятные для глаза массивы цветов и зелени. Можно создавать настоящие живописные произведения, используя вместо красок растения.
2. Очень длинная дорожка с монотонной зеленой "изгородью" - вряд ли удачный вариант с точки зрения видеоэкологии.
3. Невыразительный торец дома и довольно протяженный пустой газон - это не «видеоэкологичный» вид, его не спасает даже небольшая клумба c яркими пятнышками цветов, разбитая перед фасадом

- Какие ошибки с точки зрения видеоэкологии допускают хозяева загородных участков?

- Пейзаж, ландшафт - сложный комплекс. Здесь важно почувствовать ритм, масштаб "картинки", которую вы создаете. Высаженные на участке растения должны находиться в гармонии и с домом, и с человеком. Если территория маленькая, вряд ли стоит сажать крупные деревья - сосны, платаны, дубы: они будут подавлять вас. Аесли "фазенда" отличается солидными размерами, она, наоборот, предусматривает большие куртины деревьев. Но здесь обязательно надо оставить место для просторных полян, чтобы было видно небо. Любопытно, что в последнее время наблюдается засилье голубых елей. Их сажают целыми аллеями по периметру дома, и получается очень похоже на воинский плац. Яничего не имею против этих замечательных деревьев, хвойные породы - это прекрасно, настоящее море фитонцидов... Но почему бы не создать у себя на участке интересную композицию из тех же елей? Скажем, взять ель шаровидной формы ("Нидиформис"), добавить ель плакучую ("Инверса") и ель "Хупси" с кроной выразительных очертаний. Сточки зрения видеоэкологии это гораздо предпочтительнее. Взгляд будет вам благодарен за то, что отвергли однообразные формы.

Стриженый сад нравился ЛюДОВИКУ XIV

- Но ведь знаменитые регулярные парки, например в Версале, построены именно на повторяемости, единообразии определенных элементов. Акак красиво!

- Не совсем согласна с Вами. Да, партерные виды Версаля действительно хороши. Но от многих людей, побывавших в нем, я слышала странные на первый взгляд высказывания: "Я там устал"; "Знаешь, в какие-то моменты было даже страшновато..." Ведь Версаль - это бесконечные ряды подстриженного кустарника (самшита). Строгая геометрия, будто циркулем вычерченные боскеты со скульптурными формами. Человека несколько часов возят по парку, и он видит, в сущности, одни и те же композиции. Думаю, в Версале явные проблемы с видеоэкологией.

- А вот Людовику XIV, «королю-солнцу», и его придворным это нравилось...

- Мне кажется, парк во многом представлял собой особую сценическую площадку, фон, на котором происходили самые разные события: фейерверки, премьеры театральных постановок, гулянья, охоты... Вэтом смысле партеры Версаля были очень удобны.

Это любопытно

Как выяснилось, глаз человека и во сне, и наяву совершает быстрые движения продолжительностью 0,005 с, ориентированные во всех направлениях, но больше в горизонтальной плоскости, с частотой 1-2 раза в секунду. Ученые назвали это движение "саккада" (в пер. с франц. - "хлопок паруса"). Когда человек смотрит на однородную плоскость, частота саккад возрастает до 15-16 раз в секунду. При таком режиме глаза больше напрягаются и, соответственно, быстрее устают. Поэтому мы так неуютно чувствуем себя, долго находясь в агрессивном пространстве - среди глухих стен, пустырей, монотонных ландшафтов.

- Вспомнив историю паркового искусства, нужно признать, что со временем от регулярных парков отказались...

- Совершенно верно. То, что сейчас ландшафтные архитекторы пытаются имитировать на загородных участках, - это чаще всего английский пейзажный парк. Он возник в XIXв., вобрав множество несвойственных классике традиций. Люди неожиданно открыли для себя совершенно другое ландшафтное искусство. Из путешествий на Восток, в частности в Китай, они привозили яркие впечатления о садах, в которых растения живут свободно, их никто не стрижет. Китайские садовые сюжеты были абсолютно иными: они не стремились поразить, а воздействовали на чувства, вызывали эмоции. На Востоке создавали сады-настроения: например, устрашающий сад (нагромождение камней, падающая с крутого склона вода и корявая сосна) или сад-идиллию (ровная водная гладь, одинокий парус вдали). Англичане соединили европейские традиции и несомненные достижения садового искусства Востока. Ис видеоэкологией в таком пейзажном парке стало, конечно, лучше.

Огород превращается... в цветник?

- Ольга Николаевна, недавно довелось побывать в знаменитом французском замке Вилландри, славящемся своими огородами. Там грядки с капустой, морковью и салатом смотрятся как изысканные цветники. Аобрамляющие их затейливые изгороди из подстриженного кустарника дадут фору любому нарисованному орнаменту...

- Сельскохозяйственным посадкам у нас почему-то всегда уделяли крайне мало внимания. Считалось, что огород - это просто огород и поля, засаженные ровными рядами свеклы или картошки, ни на какие ландшафтные изыски он претендовать не может. Но нашлись специалисты, которые думали иначе. Смотрите: русское поле, может быть интуитивно, на подсознательном уровне, «подгоняли» к требованиям правильного визуального восприятия. Наши предки вряд ли знали, что такое видеоэкология, и тем не менее успешно «расчленяли» протяженные участки сельхозугодий: высаживали островки берез, какие-то перелески, куртинки... Это совершенно правильный ход. Сейчас многие специалисты в области ландшафтного проектирования ратуют за «художественное» оформление земель, которые используются в чисто утилитарных, сельскохозяйственных целях. Поэтому даже на собственном огороде не стоит забывать о законах видеоэкологии.

А Версаль-то скучный! 4 А Версаль-то скучный! 5 А Версаль-то скучный! 6

4. Водоем - визуально наиболее богатый объект. Стоит даже немного поменять ракурс, и картинка полностью преобразуется. Таким образом, в этом уголке сада вы можете проводить долгие часы, и он вам не наскучит.
5. Если скамейка расположена на подобном участке, любой дачник будет отдыхать здесь с удовольствием, поскольку место абсолютно соответствует всем требованиям видеоэкологии: полное видовое и фактурное разнообразие.
6. Одинаковые конструктивные элементы таунхауса достаточно навязчивы - они, безусловно, утомляют глаз

О барбекюшнице и рождественской елке

- Любопытно, что сейчас заказывают чаще всего ландшафтному архитектору? Что люди хотят увидеть на своем участке? «Сделайте мне красиво, богато, комфортно»?

- Заказывают обычно набор каких-то утилитарных позиций. Допустим, хотят три яблони, две вишни, рождественскую елку (как же без нее?), мостик, скамеечку, печь-барбекю (она очень популярна) и, конечно, водоем. Аландшафтный архитектор уже сам додумывает, как добиться того, чтобы все это не противоречило законам видеоэкологии. Кстати, водоем - очень благоприятный элемент с точки зрения видеоэколога. Ведь здесь возникает сразу несколько «сюжетов»: течение и падение воды, гладь, каскады... Глаз буквально купается во впечатлениях, отдыхает. Водный объект практически исключает какую-либо монотонность.

- А что куда нужно вписывать: дом в ландшафт или, наоборот, ландшафт «подстраивать» под дом?

- Умный владелец участка заказывает сразу дом, сад и интерьер. Объясню, почему именно такой подход верен. Ландшафтный архитектор посоветует, как расположить здание, чтобы сад из окон выглядел более выразительно. Он учтет, какой вид открывается из спальни, а какой - из гостиной, даст рекомендации, как правильно обустроить входную зону, чтобы крыльцо и лестница не заняли пол-участка. Некоторые грамотные дизайнеры, начиная создавать жилой интерьер, прежде всего фотографируют виды из окон. Это очень профессиональное отношение к делу, ведь внутреннее обустройство и внешнее окружение дома должны представлять собой единое целое.

Отличиться!

- И все-таки каким должен быть гармоничный загородный участок?

- Стоит вспомнить менталитет русского человека: построю дом не такой, как у соседа, обязательно отличусь. Изабор поставлю другой, и наличники по-иному украшу, а вместо елки посажу тую! Мне кажется, с этой нашей национальной особенностью не надо бороться - наоборот, ее следует культивировать. Максимальное разнообразие - лучшее средство борьбы с визуальной монотонностью.

Под Нижним Новгородом есть дачный поселок Терраски: совершенно одинаковые дома стоят в чистом поле и производят довольно унылое впечатление. Строители, возводя эти однообразные здания, явно не подумали о видеоэкологии. Не так давно я ездила в Америку и увидела там точно такой же поселок-близнец. Правда, застройка была расположена полукругом, и дома по мере их обзора немного меняли ракурс - это отчасти спасало положение. Так что, думаю, надо смелее экспериментировать и не ждать, когда вас поселят в «одинаковый» дом с «одинаковой» елкой.

Взагородном поселке, где дома выполнены в одном стиле, можно исправить положение, поработав с ландшафтом. Например, отказаться от глухих подпорных стенок из бетона в пользу живописных склонов, палисадники оформить в виде террас, посадить разновысотные деревья. Картина будет совершенно иная.

Когда солируют ударные

- Ну, с монотонностью понятно. Аможет ли повредить нашему глазу переизбыток эстетических впечатлений?

- Я придумала такое сравнение: ландшафтная архитектура сродни музыке. Как в музыке очень важен ритм, так и в пейзаже растения должны создавать определенный ритмический рисунок: удар - пауза, чередование открытых и закрытых пространств. Человек зашел под полог леса - расслабился, отдохнул; вышел на открытую поляну - взбодрился. Наши маленькие сады именно из-за небольших размеров часто содержат лишь «ударные» ноты. Мы стараемся включить в них все самое интересное и зрелищное, забывая, что в восприятии должны быть паузы, моменты расслабления.

Унас загородные участки нередко созданы словно для игрушечной жизни: они не соответствуют тому ритму, к которому привык человек. Так, по правилам смена пейзажных картин должна происходить примерно через 100-120м. Если человек скачет на лошади - через 250м, а если едет на машине - через 400м. Ав наших частных садах ландшафт меняется через каждые 8м. Порой человек заходит в подобный сад, и ему нравится: здесь так интересно, а там так эффектно! Посмотрел и... устал. Открывает калитку, ведущую из сада в поле, - как хорошо: даль, монотонность, однообразие... Раньше очень умело учитывали разный ритм восприятия. ВПавловском парке, например, есть район Белая Береза, который проектировали специально для восприятия конным всадником: его надо осматривать, передвигаясь верхом на лошади, а пешком будет скучно.

Рекомендуем