Жил-был чердак

Рассказ об одном из возможных путей создания мансарды в чердачном помещении сталинского дома.

Жил-был чердакЖилой дом в городе Лыткарино после надстройки мансардного этажа. Жил-был чердакФункциональное и эстетичное мансардное окно Zenith не противоречит альтернативному варианту - окну-дормеру и обеспечивает требуемый уровень освещенности. Жил-был чердакЛестница на больцах (металлических стяжках) - неплохое архитектурное инженерное решение для двухуровневой городской квартиры, в которой приходится экономить каждый метр полезной площади. Жил-был чердак"Окультуренные" балки старых стропил - органичная часть создаваемого интерьера. Жил-был чердакВертикальное окно-дормер фирмы Deceu-ninck в люкарне мансарды.

В настоящее время создание в квартире второго уровня — мансарды в чердачном помещении сталинского дома — реальный вариант решения жилищной проблемы для сотен тысяч жителей российских городов. Наша статья об одном из возможных путей создания такой квартиры.

Хотим, как у Кая и Герды

Герои сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Кай и Герда, как известно, «жили в мансардах смежных домов» и даже в гости ходили друг к другу по крышам. Ах, как хотелось в детстве хотя бы чуточку пожить в сказочной и знакомой только по книгам мансарде! К сожалению, она как пережиток зодчества капитализма оказалась напрочь выброшенной из архитектурно-планировочного арсенала соцреализма.

Зато были потрясающие чердаки! С воркующими голубями, с пушистыми зеленоглазыми котами, с теплыми лучами света, струящимися через слуховые окна, со старой рухлядью, хранимой жильцами, привыкшими к хроническому дефициту.

Автора на сцену!

История распорядилась так, что жилое помещение на чердаке названо мансардой по имени французского архитектора Франсуа Мансара (1598-1666). Любой парижанин расскажет вам о начале массового строительства мансард в городе. Дело в том, что Людовик XIV, заботясь о целостности исторической части города, надстраивать дома запрещал. Однако стоимость земли в центре Парижа из года в год сильно росла. И тогда предприимчивые буржуа, используя авторитет придворного архитектора Ф. Мансара, убедили Людовика, что преобразование чердака в жилое помещение не является возведением нового этажа. В 1635 году Ф. Мансар произвел реконструкцию королевского замка в Блуа, где впервые расположил жилое помещение под вальмовой крышей. Такие сооружения впоследствии получили его имя. Забавно, но история с мансардами вновь повторяется спустя почти 250 лет в Москве.

Лет десять назад чиновник из Госкомархитектуры, услышав слово «мансарда», автоматически отвечал «нельзя» (хотя запретительных документов на этот счет никогда не существовало), аргументируя свой отказ тем, что мансарда не характерна для исторического облика российских городов. Немногочисленные исключения, как водится, подтверждали правило. Проблему дефицита жилья пытались решать путем дорогостоящего новостроя. Ситуация изменилась с возникновением и развитием рынка недвижимости. По оценкам специалистов, в России только надстройка на один этаж уже существующих зданий может дать около 1 миллиона квартир. Преобразование чердачного пространства домов первых массовых серий индустриального домостроения в жилые и офисные помещения обходится в полтора раза дешевле, чем новое строительство. Распоряжением мэра Москвы Ю. М. Лужкова от 2 июля 1996 года N49/-РМ «Об устройстве мансардных помещений под жилые цели в жилых домах в г. Москве» возведению мансард в городе был дан зеленый свет. Разработали и утвердили «Положение об устройстве жилых помещений мансардного типа в жилых домах в г. Москве», в котором сформулированы правовые и инженерно-строительные требования, предъявляемые к застройщику и собственникам жилья, регламентирован порядок оформления документов.

В СССР освоением чердачного пространства и созданием мансардных этажей четырнадцать лет назад стала заниматься проектная группа под руководством академика архитектуры Л. В. Хихлухи. Сегодня пропагандистами этого важного для городского и усадебного хозяйства России начинания являются крупные производители мансардных окон и кровельных материалов — итальянская фирма TEGOLA CANADESE, ЗАО VELUX-RUSSIA и российско-германское предприятие BRAAS-ДСК-1.

Создание городских мансардных этажей осуществляется как посредством реконструкции стропильно-кровельной системы дома, так и с использованием имеющейся. Работы производятся без отселения жильцов дома.

Осуществленная в 1997 году фирмой VELUX экспериментальная реконструкция четырехэтажного здания в подмосковном Лыткарино путем надстройки мансардного этажа с изменением геометрии крыши продемонстрировала возможности этого направления в строительстве. В результате город получил 9 квартир площадью от 44 до 72 м2 каждая, стоимость которых оказалась на 40% ниже стоимости аналогичных квартир в домах-новостройках.

В ходе эксперимента в городе Лыткарино проектировщиками были предложены три принципиально разные схемы реконструкции чердаков, преобразованных в жилые одно-, двух- и трехэтажные мансарды (1-3). Основной целью всего этого было найти решение, позволяющее получить как можно больше дополнительной жилой площади. Кроме отличий в геометрии кровли, принципиальным является вынос конструкций за изначальный периметр дома, причем рассматривался как вариант с небольшим консольным выносом, так и схема с максимальным выступом на дополнительных опорах с устройством эркеров в лежащих ниже квартирах.

Что дешевле: реконструкция чердачного помещения или покупка новой двухуровневой квартиры? Разумеется, реконструкция. Почему бы тогда не купить дешевую квартиру под крышей и не надстроить второй уровень — недорогую мансарду? Действительно, если есть стены и крыша, необходимые переделки никак не могут стоить дороже заново возводимых капитальных стен, перекрытий, стропил, «крышного пирога» и кровли. Разумеется, многое зависит от местоположения квартиры, категории дома, конъюнктуры рынка. Однако такая реконструкция с устройством второго уровня в чердачном пространстве обойдется вам в среднем на треть дешевле, нежели новая квартира примерно той же площади. Впервые за всю историю риэлтерского дела в Москве появился спрос на жилье, расположенное на последних этажах домов сталинской постройки.

Двухэтажная крутизна

Преобразование чердачного пространства в мансарды с использованием имеющихся стропил, обрешетки и кровли является весьма перспективным. В этом направлении развивает свою деятельность российско-болгарская строительная компания «РОБОС+», на счету которой несколько удачных архитектурно-планировочных решений организации мансардных этажей и реализованных проектов. Типичные проблемы реконструкции чердаков и проверенные пути их разрешения мы рассмотрим на следующем примере.

Планировочные решения. Что представлял собой этот чердак до реконструкции? Массивные фермы стропил из бревен, скрепленные ржавыми скобами, деревянные затяжки (ригели) из мощного бруса, кирпичные столбы-опоры для подстропильных стоек, заляпанные голубиным пометом, вентиляционный короб и трубы отопления, укутанные в асбестовую «шубу», паутина по углам.

Архитектора В. Е. Лоскутова и дизайнера А. Ю. Заховаеву эта картина не испугала. Планировочное и объемно-пространственное решения, принятые ими, представляют несомненный интерес для обитателей пятиэтажек, десятками тысяч возведенных после войны по типовым проектам. Созданное архитекторами жилое помещение представляет собой квартиру, второй уровень которой находится в чердачном пространстве. Помещения на нижнем этаже квартиры (площадью 85 м2) соединены с мансардой (42 м2) маршево-винтовой лестницей. Аналогичных мансард в чердачном помещении этого дома нет. Цель проектировщиков — предоставить будущим жильцам максимум удобств при минимуме расходов на реконструкцию. Перепланировка нижнего этажа квартиры произведена прежде всего для создания удобного сообщения с мансардой. Часть стены со стороны гостиной сделали вогнутой, образовав большую полуовальную нишу, в которую вписали лестницу, ведущую наверх. Для экономии пространства она выполнена на подвесных штырьковых опорах (больцах), благодаря чему выглядит легко и компактно. Изготовленная из отечественных материалов, лестница стоит недорого. Прямоугольник мансарды разделили диагонально расположенной перегородкой на две части, где разместились детская, кабинет, туалет и кладовая.

Жил-был чердакАвторы проекта:
Евгения Кондратьева,
Юрий Мархашов.В далекие 90-е годы пионеры в превращении чердака в удобное жилье осваивали новые горизонты, буквально продираясь сквозь препоны старой и уже созревшей новой бюрократии. Выдержать все бури и благополучно довести дело до конца могли лишь настоящие фанатики, энтузиасты овеянной романтикой жизни под облаками в уютной мансарде, переделанной из грязного чердака. В данном случае налицо всевозможные атрибуты нетрадиционного жилища; а также стеклянные фонари в крыше, мощные открытые балки из деревянных бревен, свободная планировка и т.д., дополнительно «приправленные» для создания буколической атмосферы разнообразными сельскими аксессуарами.

Диагональная композиция помещений мансарды усилила функциональность лестницы в конструкторско-строительном и дизайнерском направлении. Стена детской комнаты стала ограждением лестницы. В нише над ней расположен книжный шкаф. Появилась возможность свободно «манипулировать» с прилегающим пространством, выделяя место для встроенных шкафов, гардероба (в детской комнате) и кладовых. Диагональное зонирование отчасти продикто-вано и необходимостью размещения в углу мансарды санузла, «привязанного» к находящемуся ниже канализационному стояку. В соответствии с требованиями пожарной безопасности в стене бывшего чердака сделан аварийный выход на лестничную клетку.

Укрепление конструкций. Подстропильные балки (прогоны) вывесили на домкратах, старые кирпичные столбчатые опоры разобрали и на их место установили сваренные из двух швеллеров стальные прямоугольные столбы сечением 12 х 12 см. Подгнившие части стропильных ферм заменили новыми. Балки очистили от грязи и покрыли консервирующим водно-дисперсионным составом, произвели противопожарную обработку всех деревянных конструкций. Стальные скобы оставили на месте, сняв с них слой ржавчины.

Прочность затяжек из массивного бруса инженеру М. М. Фурсову показалась сомнительной, да и дизайнер не нашла их эстетичными. Поэтому вместо деревянных установили сдвоенные металлические затяжки из стального листа толщиной 1,5 мм, стянутые болтами, но разместили их на полметра выше.

Жил-был чердакАрхитектор
Сергей Ерофеев (г. Санкт-Петербург)
Декоратор
Олег Федоров.Наклонные плоскости, столь активно формирующие характерные особенности мансардного жилья, можно трактовать в интерьере по-разному, а именно: рассматривать как стены и выбрать отделку, принятую в обычных квартирах, — оклеить обоями в веселенький цветочек или полоску либо воспринимать как необычный потолок. И тогда отдается предпочтение белому цвету, контрастирующему или, напротив, гармонирующему с цветом стен. Мансардные окна располагаются максимально высоко и оформляются, как зенитные фонари, освещающие верхним естественным светом всю комнату. В качестве эффективного дополнения к пространственным интерьерным решениям используются контрастные сочетания цветов.

Перекрытия. Межэтажное перекрытие, где сделан лестничный проем, осталось почти в неизменном виде. В домах, построенных в 50-е годы, перекрытия представляют собой каркасные конструкции с оштукатуренными по дранке и побеленными потолками, а чердачные перекрытия отличаются от прочих большей глубиной засыпки, в качестве которой должны быть шлак, керамзит, а не строительный мусор, как это чаще всего имеет место. Со стороны чердака часть засыпки удалили, уложили дополнительные лаги, поверх них — более совершенный теплоизоляционный материал «Изовер». К балкам перекрытия прикрепили листы водостойкой фанеры, покрытой ламинатом Eurofloor.

Утепление. Под самой крышей поверх контробрешетки натянули и прибили маленькими гвоздями два слоя гидроизолирующей полиэтиленовой пленки толщиной 0,15 мм. Следующий за ней термоизолирующий слой минеральной ваты Rockwооl (толщиной 10 см) прикрепили прибиваемыми к стропилам прижимными деревянными брусками, служащими основой для теплоотражающего и пароизолирующего покрытия «Пенофол».

Параллельно с изготовлением «крышного пирога» были проведены работы по строительству стен мансарды и по их теплоизоляции. Каркас стен делался из 10-сантиметрового бруса, пространство между брусьями заполнялось плитами минеральной ваты Rockwооl и листами утеплителя «Изовер».

На заключительном этапе отделки стен производилась обшивка гипсокартонными листами ТИГИ-KNAUF, шпаклевка и покраска. Дизайнер предпочла нейтральный светло-серый цвет стен, которые гармонируют с естественным цветом деревянных балок и оконных рам.

Жил-был чердакАрхитектор
Светлана Белошейкина.Реконструкция чердака и превращение его в мансарду имеет значительное преимущество перед реконструкцией обычной квартиры: количество вертикальных несущих конструкций минимально. Стойки, раскосы и балки стропильной системы не занимают много площади, тем самым предоставляя архитекторам возможность создавать единое пространство, наполненное воздухом и светом. Наклонные стены-скаты крыши, «разорванные» окнами с люкарнами или мансардными, сами по себе являются достаточно мощным фактором, формирующим пространство. В больших залах и камерных уголках квартиры качественная отделка, выверенные пропорции элементов и наличие только необходимых предметов придадут бывшему чердаку современный стильный облик.

Крыша и потолок. Строителям повезло: обследование крыши показало, что обрешетка и сравнительно недавно уложенная кровля из оцинкованного листового железа не требуют замены и капитального ремонта. была необходима лишь дополнительная заделка на листах фальцев и мелких отверстий герметиком. Для вентиляции стропильной системы в коньковой части кровли проделали отверстия размером 80 х 25 см.

Проект мансарды создавался с учетом всех пожеланий заказчика и в соответствии с объективными возможностями реконструкции чердачного пространства. Дело в том, что параметры высоты вертикальной части стены и угла наклона крыши взаимосвязаны. Рекомендуемая высота вертикальной стены под скатом при наклоне крыши в 30 к горизонтальной поверхности не менее 1,5 м, в 45 - 1,1 м, в 60 и более — 0,5 м. Значит, ширина мансардного помещения также зависит от угла наклона крыши. Кроме того, пришлось считаться с существующими коммуникациями — вентиляцией, отоплением и канализацией.

- Чердак - пространство между конструкциями кровли, наружными стенами и перекрытием верхнего этажа.
- Мансарда - жилое помещение в чердачном пространстве под скатной крышей. Ее конфигурация обуславливает взаиморасположение комнат.
- Как бы хорошо ни была теплоизолирована и защищена от воздействия солнечных лучей крыша, она в наибольшей степени подвержена действию солнца, ветра, дождя и снега. Поэтому к устройству «крышного пирога» и окон в мансарде предъявляются повышенные требования.

Угол ската крыши дома, о котором идет речь, равен 30, между тем проектировщики решили сделать высоту стенки 1,3 м при максимальной высоте потолка в центре помещения 2,23 м и ширине мансарды 5,9 м. Читатель догадался, что для взрослых этот потолок низковат, зато для детей в самый раз — прежде всего на них это помещение и рассчитано, хотя в мансарде одна из комнат задумана как кабинет главы семьи.

Разноуровневые потолки нижнего этажа квартиры решили сделать из недорогих гипсокартонных плит производства ТИГИ-KNAUF, которые крепили к старым, но еще прочным балкам. После шпаклевки и покраски потолков и стен финской краской TIKKURILA квартира приобрела современный и достаточно стильный вид.

Санузел. Перенос санузла с места на место — занятие, как известно, хлопотное, а в многоэтажном доме почти невозможное, так как строительными нормами запрещена прокладка канализационных труб над жилыми помещениями. Поэтому на нижнем уровне оставили туалет и ванную комнату там, где им отведено место архитектором, — в равнодоступном от спальни, детской и кухни месте. Установили финскую сантехнику, пол и стены отделали итальянской плиткой. Санузел на бывшем чердаке расположили непосредственно над санузлами, находящимися этажами ниже. Потребовалось лишь нарастить канализационный стояк и подвести водопроводные трубы.

Жил-был чердакАрхитектор
Максим Орловский
(студия Артура Вануни).Жилье в мансарде дарит своему обитателю драгоценную иллюзию обладания отдельным домиком прямо на крыше здания в самом центре города. (Ассоциативный ряд мгновенно замыкается на знаменитом Карлсоне.) Привольный образ жизни, не стесненный пристальным взглядом из окон напротив, способствует повышению жизненного тонуса хозяина пентхауса, и как результат — достаточно оптимистичный интерьер с необычной мебелью и яркими красками. Живя в неординарной квартире, можно позволить себе необычные эксперименты с традиционными для рядовых квартир зонами гостиной, кухни или спальни. Обилие света и непривычная высота помещения становятся помощниками архитектора и дизайнера в оформлении интерьера.

Вентиляция и отопление. Проблему свежего воздуха в санузле мансарды решили экономично и эффективно, сделав принудительную вентиляцию с выводом вентиляционного канала в старый недействующий дымоход. В общем, на перепланировке и ремонте сэкономили процентов около 50% от возможных затрат, а по качеству жилище приблизилось к элитной двухуровневой квартире.

Трассу четырех вентиляционных каналов, проходивших через будущую мансарду, изменили, подключив их к параллельным коммуникациям. В доме с послевоенных времен сохранились бездействующие дымоходы от некогда функционировавших дровяных печей. Один из них использовали для вывода двух дополнительно созданных вентиляционных каналов — кухонной вытяжки и принудительной вентиляции туалета в мансарде. Внизу, в базовом помещении, находится камин. Его трубу, изолировав 15-сантиметровым слоем минеральной ваты Rockwool, вывели на крышу и спрятали часть дымоходного канала в техническом пространстве между капитальной стеной дома и стеной мансарды. Верхние магистрали системы отопления убрали туда же.

Окна. Ласковые лучи солнца пробиваются через оставленное на прежнем месте прямоугольное слуховое окно, но большего размера. Раньше, до реконструкции, оно находилось чуть выше номинальной высоты обзора и было маленьким. Чтобы площадь окна увеличилась, а нижний уровень относительно сидящего за столом и стоящего человека соответствовал принятым в жилищной архитектуре нормам, потребовалось лишь вынести окно вперед на полметра. В кабинете установлено недорогое, но качественное многофункциональное окно Zenith итальянской фирмы TEGOLA CANADESE. Изначально приняли решение использовать смешанный тип освещения, хотя отношение площадей световых проемов к полу мансарды соответствует норме (1:10).

Отделочные материалы

Вид работ Помещение Материалы Кол-во в ед. изм. Стоимость в $
ед. изм. общая
Отделка поверхностей
полы санузел Напольная керамическая плитка Vitra, 30 x 30 см 6 м2 30 180
детская, кабинет Паркетная доска-ламинат EUROFLOOR 35 м2 25 775
стены санузел Настенная керамическая плитка Vitra, 20 x 25 см и 20 x 20 см 12 м2 35 420
Водоэмульсионная водостойкая краска Remonti Asse фирмы TIKKURILA 12 м2 5 60
детская, кабинет Водоэмульсионная водостойкая краска Garmony фирмы TIKKURILA 120 м2 3 360
потолки санузел Влагостойкий гипсокартон ТИГИ-KNAUF и водоэмульсионная водостойкая краска Remonti Asse фирмы TIKKURILA 17 м2 20 340
остальные помещения Гипсокартон ТИГИ-KNAUF и водоэмульсионная водостойкая краска Garmony фирмы TIKKURILA 115 м2 17 1955
Установка конструкций
двери внутренние мансарды Финские буковые 2 шт. 150 300
окна гостиная Мансардное Zenith 1 шт. (1 м2) 450 450
помещения мансардного этажа Пластиковые с тройным стеклопакетом Deceuninck (Бельгия) фирмы «МОСТПЛАСТ» 1 шт. (2 м2) 180 180
подоконники помещения мансардного этажа ДСП ламинированная 2 п/м 15 30
перегородки санузел Влагостойкий гипсокартон ТИГИ-KNAUF 10 м2 35 350
остальные помещения Гипсокартон ТИГИ-KNAUF 110 м2 30 3300
стены помещения мансарды Гипсокартон ТИГИ-KNAUF, утеплитель URSA 43 м2 48 2064
«крышный пирог» помещения мансарды Гипсокартон, утеплитель Rockwool, ЗАО «МИНВАТА» 50 55 2750
Всего: 13514

Рекомендуем