Властители геометрии

Динамика перекошенных объемов и строгая Белая гостиная, — похоже, что в этой пятикомнатной квартире нашли свое воплощение сказки Льюиса Кэролла.

Властители геометрииЖелтый цвет активно включается в общую игру. Его энергия придает особый динамизм конструкциям из гипсокартона. Только кухонная мебель полностью желтая. Это самый теплый и радостный уголок квартиры

Властители геометрии
Властители геометрииИз полумрака прихожей раскрывается пространство гостиной, насыщенное светом. Изгиб полосатой стены с цепочкой квадратных светильников и асимметричными нишами задает направление взгляду- прямо к трехгранному окну эркера с импровизированным зимним садом Властители геометрииБелая гостиная- не совсем белая. Чтобы подчеркнуть основной цвет, архитектор ввел в интерьер отдельные достаточно яркие пятна. Желтый фрагмент подвесного потолка и сиреневые полосы на стене напоминают о буйстве красок, царящем за стеной Властители геометрииЧеткой, яркой графике кухни-столовой гостиная противопоставляет игру светотени на светлых плоскостях и мягкой пластике чехлов на диванах и креслах Властители геометрииКухня-столовая, она же гостиная-фейерверк. Комната создавалась для радостного времяпрепро-вождения- для семейных праздников и вечеринок с друзьями Властители геометрииКонтраст ярко-синих и желтых оттенков создает необыкновенно радостную атмосферу. Вэтом, наверное, секрет популярности именно этого сочетания в интерьерах современных квартир
Властители геометрии
Властители геометрииБарная стойка, а точнее, напольный шкаф, окруженный барными стульями, сделана точно такой же высоты, как и основной кухонный блок. Этот композиционный прием не влияет на комфортность душевных посиделок Властители геометрииСпальня решена в особом, собственном ключе. Правда, ее этнические мотивы можно связать с разноцветьем кухни-столовой, напоминающим буйство красок экзотических островов Властители геометрииВанная комната может похвастаться не только большим окном и приличной площадью. Прекрасная сантехника располагается на достойных постаментах. Чтобы помыть руки, нужно подняться на несколько ступеней. Зато в утопленную в подиум гидромассажную ванну удобнее попасть, переступив через невысокий бортик Властители геометрииКвадратные ниши и пестрый рисунок керамической плитки наверняка навеяны основной темой интерьера, заявленной в кухне-столовой Властители геометрииПлан до реконструкции Властители геометрииПлан после реконструкции

Все было как в прогрессивных сказках для одаренных детей и философски настроенных взрослых- как у Льюиса Кэрролла или в фильме «Королевство кривых зеркал», где момент перехода в совершенно иное измерение неизменно сопровождается словами: «Как вдруг очутился...»

Казалось бы, подумаешь, "место действия"- не центр города, не престижное сообщество домов европейской эстетики, даже не загородный элитный поселок. Перед нами- рабочая окраина Екатеринбурга (поархитектуре в своей исторической части достаточно скудного) со звучным названием "Вторчермет". Таким образом, сравнительно новый, добротно-кирпичный типовой дом расположен "вдали от шума городского". Ивыглядит весьма экзотично. Этакий вставной зуб среди трех- и пятиэтажек, коротающих которое уж десятилетие без капремонта, и деревенских домишек, дымящих трубами печного отопления. Однако внешний вид здания никак не предвещает интерьера, который вы обнаруживаете чуть позже. Хочется спросить: «Что произошло на космической станции, по ошибке пилота врезавшейся в дом с довольно общим лица (фасада) выражением?» Оказывается, вот что: здесь и сейчас архитекторы объявили войну ортогональным пересечениям и прямым линиям и совершили мини-революцию в отдельно взятой квартире.

Берясь за проектирование интерьера, екатеринбургский архитектор Михаил Хусаинов, помимо стандартных пожеланий заказчика ala "удобно и красиво", имел в активе право на полную свободу экспериментов, разрешение на любую, пусть даже самую кардинальную перепланировку да еще установку на реализацию передовых идей, соотносящихся с архитектурой сегодняшнего дня. Хозяева- молодая пара, успевшая помучиться в "хрущевках" и "типовушках",- потребовали также "поселить" в интерьере ощущение простора. Общая площадь в 150м2 была получена путем объединения двух квартир, состоявших из тесных комнаток. Обсудив и утвердив план реконструкции, строители начали ломать старое и возводить новое. Благо конструкции дома позволяли сносить все перегородки, прорубать новые проемы во внутренних несущих стенах и расширять уже имеющиеся. Центральная часть квартиры лишилась большинства сужающих пространство стен и превратилась в единое целое- приятную «кают-компанию», достаточно формально разделенную на гостиную, кухню-столовую и прихожую. Даже на утепленную лоджию обеспечен свободный доступ, так что ее правильнее считать продолжением комнаты, нежели улицы.

Едва переступив порог, понимаешь, что ощущала Алиса, угодив в Зазеркалье. Гипсокартонная перегородка, украшенная стеклянными полочками неправильной формы и как будто неровно порезанная гигантскими ножницами, образует расширяющийся бутылочным горлышком коридор, за выступом которого скрываются крючки для верхней одежды. Так что даже множество шуб, курток и пальто не будет никому мозолить глаза. Решение простое, но оригинальное- удачная альтернатива повсеместным шкафам-купе. Зигзаг коридора задает ритм всей квартире, отличающейся контрастным дизайнерским рисунком. Вприхожей использован сине-желтый кафель. Плитка уложена косо, и непонятно: то ли стены «съезжают» на пол, то ли пол «взбирается» на стенку.

Строго говоря, в квартире наличествуют две сообщающиеся гостиные, поскольку так называемая кухня-столовая лишь номинально является местом, предназначенным для приготовления и поглощения пищи. На самом деле и в том и в другом помещении места хватает для всего: и для досуга в семейном кругу, и для приема гостей. Аобстановка, в зависимости от обстоятельств и состава компании, нужна разная. Посему наличие сразу двух гостиных- решение весьма мудрое, напоминающее "режиссуру" кабинета чиновника высокого ранга: вот- зона протокольных встреч с делегациями, а вот- удобные кресла для неформальных бесед, что называется, "без галстука". Этими соображениями и был продиктован стиль оформления гостиных. Содной стороны- непорочная классика, с другой- бесшабашность авангарда. Фрачная серьезность официального раута легко сменяется необязательностью кулуаров. И, что замечательно, воспетая еще Чернышевским «перемена декораций» может происходить почти мгновенно, в результате небольшого перемещения.

Гостиная №1 (слева от входа), она же Белая гостиная, олицетворяет покой, размеренность, известные рамки приличий. Все здесь сделано так, чтобы не ударить в грязь лицом. Интерьер- сама простота, abovo (лат.- отяйца)- подчеркнут двумя полуовалами: естественным (эркер с окном на солнечной стороне- источник дневного света) и иллюзорным (эллипсоидный изгиб противоположной стены, "отражатель"). Это изысканно-белая, умиротворяющая взор гостиная, где все подчинено власти света, его извлечению и сохранению, а цветовое решение потворствует спокойному времяпрепровождению. Пол выложен натуральным штучным паркетом и пропитан отбеливающим раствором. Диван и кресла покрыты чехлами из ткани, по фактуре стилизованной под классические вафельные полотенца. На полу- очень ворсистый, даже кудрявый ковер. Специально подобранные белые радиаторы смотрятся мило и аккуратно. Дополняет картину напольная скульптура пятнистого дога, а живую нотку вносит разнообразная ботаника, тянущаяся к солнцу.

Закругленная стена- важный элемент архитектурного замысла. Ее плавная линия не просто придает композиции комнаты завершенность, но и выполняет попутно несколько иных функций. Стена "держит" на себе внимание, борясь с общей расплывчатостью и холодностью белизны. Эффектные ниши- прекрасное пристанище для не менее эффектных аксессуаров, штучек декоративно-прикладного назначения (ваз и пр.). Неожиданные яркие сиреневые полосы, пересекающие стену, привносят в декор свежую струю и одновременно предваряют соседнюю, пеструю гостиную. Плюс ко всему кривая стенка демонстрирует целую осветительную установку с разнокалиберными источниками от TARGETTI, LUCEPLAN и OLIGO (Италия). Всовокупности c потолочной системой они позволяют в темное время суток настраивать освещение по усмотрению хозяев. Локальное освещение удобно не только во время просмотра телепередач и прослушивания музыки. Вночной час нижняя подсветка образует путеводную дорожку, не позволяет сбиться с пути и налететь на мебель.

Но переместимся, наконец, в гостиную, дополненную кухней. Окунемся в фантазийный мир деформаций, как будто заимствованный из декораций к культовому фильму «Кабинет доктора Калигари», пронизанный экспрессионистской эстетикой его знаменитых рисованных задников с искаженными пропорциями и неестественными углами наклона элементов. После медитативной белизны предыдущей гостиной взрывная мощь эксперимента резко и контрастно «приводит пейзажи в движенье, но без напряженья», как пел некогда Борис Гребенщиков. Динамика перекошенных объемов, эклектичных совмещений достигает здесь своего апогея. Карусель разогналась и затянула в круговорот все те яркие элементы, которые присутствовали в убранстве прочих комнат.

Это как оперная увертюра, вобравшая в себя отрывки последующих главных тем. Плитка и паркет, на первый взгляд плохо совместимые материалы, встретились и образовали на границе прочный альянс- "сложносочиненный" пол. Странное шахматное поле перегородки собрало воедино те квадратики, что обильно, но разрозненно присутствуют в отделке прихожей и, как позже выяснится, ванной. Глянцевый натяжной потолок BARRISOL (Франция)- вкакой-то мере отражение зеркальных поверхностей, которые присутствуют в только что упомянутых помещениях. Змейка монорельсовой системы освещения, как будто проплывающая по овальному потолочному «озеру», вносит в интерьер подвижность. Чтобы установить сложную конструкцию из подвесных потолков нескольких уровней и типов с вмонтированными светильниками, разводкой электрики, трубами систем кондиционирования, потребовалась, по словам архитектора, поистине ювелирная работа. «Пришлось повозиться», но точные расчеты во многом облегчили старания строителей.

В копилку идей

Властители геометрии
Мир вверх тормашками

Безумный ритм нашей жизни, круговорот обязанностей и дел придает особую ценность редким минутам покоя. Не случайно на смену экстравагантным квартирам, поражавшим воображение любителей интерьерных журналов, сейчас приходят жилища, совсем иные по стилистике и самому принципу оформления. Понятие «интерьер для жизни» становится более актуальным, чем «модный интерьер». Только некоторые люди, в силу особенностей характера чувствующие себя как рыба в воде посреди житейской суеты, отваживаются на продолжение архитектурных экспериментов.

Зачем ломать голову, какая картина украсит стену комнаты, если можно из самой стены сделать произведение абстрактного искусства? Спомощью гипсокартона и кропотливого труда рабочих на стене (сэнергичным перетеканием на потолок) возникает объемная композиция из падающих квадратов. Она напоминает раскрашенную любителем шахмат и желтого цвета типовую бетонную панель со вставленным окном.

Каким бы фантастическим ни был полет фантазии дизайнера, в нем всегда найдется место и для практических деталей. Вперекошенном окне расположились стеклянные полочки и даже круглые металлические часы. Эти элементы достаточно нейтральны по внешнему виду, чтобы не нарушить общий художественный замысел, и одновременно удовлетворяют потребность хозяев в месте для демонстрации трофеев из разных уголков земли, куда их заносила неуемная жажда впечатлений.

Доминирующий в помещении цвет выделить трудно, и это вполне объяснимо. Ведь тут имеет место дозированное разнообразие оттенков, составляющих радужно и радостно переливающийся коктейль из всех цветов, задействованных в других комнатах. Явный намек на это можно найти в абстрактных, колористически насыщенных графических работах, украшающих стены. Активно работают в интерьере белый и красный, впечатляет "желтковый" выплеск кухни Ola от SNAIDERO (дизайн Pininfarina), выгодно оттененные бледно-голубым тоном мебели и обеденной зоны.

Г-образный кухонный фронт позволил очень удачно установить раковину- аккурат напротив бывшего окна, как сейчас предпочитают делать на Западе. Там ценится предоставляемая хозяйке возможность, перемывая посуду, любоваться видами окружающего ландшафта. Климатические условия России не позволяют монтировать в или на наружную (отделяющую квартиру от улицы) стену водопроводные и канализационные трубы- из-за опасности промерзания и разрыва. Внашем случае от окна остался лишь проем, поскольку лоджию, расположенную за ним, остеклили и утеплили. Именно это и позволило расположить мойку таким образом. Красивые виды заменены декоративной плиткой «под дикий камень», которой облицевали стены проема, и белой рольшторой с цветочным рисунком.

Нельзя не отметить, насколько идеально вписалась в общую картину кухня. Она очень компактна и при этом функциональна. Короткая барная стойка приятно сближает сидящих вокруг нее. Ктому же стойка непривычно невысока и находится на одном уровне с кухней, что пластически уравновешивает композиционное решение столовой-гостиной, призванной, по замыслу Михаила Хусаинова, подпитывать своей энергией хозяев квартиры и их гостей.

Властители геометрииДетская щеголяет нежным салатовым цветом стен и грамматическим рисунком ниш над кроваткой. Вочертании подсвеченных многоугольников легко угадывается первая буква алфавитаНо не все в жизни сахар, надо по ходу дела сказать и об одном-единственном вынужденном недостатке новой планировки. Мы имеем в виду детскую, выходящую, вместе с примыкающим к ней маленьким санузлом, прямо в Белую гостиную. Понятно, что более удобное решение проблемы значительно ухудшило бы детально построенный интерьер большого холла. Однако отправлять ребенка спать при таком раскладе- целая проблема. Инесоразмерно малая площадь комнатки еще усугубляет положение. Полочки-ниши над кроваткой (кстати, забавные, выполненные в форме букв) хотя и сообщили детской известную декоративную легкость, но потребовали возведения фальшстенки из гипсокартона, что лишило и без того тесную комнату еще какой-то части площади. Впрочем, и малое пространство можно организовывать достаточно успешно. Например, горка, спускающаяся с высокой кровати, упирается прямо в дверь. Радует и теплый салатовый тон стен, и теплое ковровое покрытие- самая верная профилактика простудных заболеваний.

А теперь пора прошествовать в ванную комнату, знатную, надо сказать, по всем показателям. Тут вольготно и просторно. Широкое окно заливает светом и яркими бликами чашу ванны, и они смешиваются с бурлящими струями гидромассажа. Зеркало во всю стену удваивает видимое пространство и переходит в фальшстенку, продолжающую заигрывать с эстетикой "перекошенных объемов". Опять супрематически скачущая напольно-настенная мозаика из кафеля. За дверцами шкафа-купе скрываются стиральная машина и прочая прачечная утварь. Арядом- мини-сауна на дому. Из дополнительных благ цивилизации- пол с подогревом (пустячок, а приятно).

Выскочив из ванны, попадаешь в спальню. Тут зона экспериментов, кажется, заканчивается. Лишь экспрессивный, похожий на молнию подвесной потолок с подсветкой напоминает о царящем за стеной буйстве красок и форм. Сну ничто не должно мешать, не правда ли? Для определения стиля, который смутно угадывается в спальне, напрашивается прилагательное "колониальный". Песочная гамма, шелестящие планки жалюзи, этнические аксессуары- мечта путешественника. Пол, застеленный натуральной итальянской циновкой, подиум в районе кровати навевают ощущение размеренного лета стран с тропическим климатом. Даже входную дверь сделали раздвижной, на манер экзотических фусума. Так что на минуту даже забываешь, что находишься в местности, которая намного ближе к Сибири, чем к Африке.

Но ведь в королевстве кривых зеркал все всегда наоборот- иллюзорно, неправильно в отличие от обыденного, но разумного незазеркалья. И, честно говоря, выныривать восвояси, в реальность, не особенно хочется. Хочется продлить очарование- оборудовать подобный островок побежденной геометрии и холить и лелеять свою тайную страсть к асимметричным пространствам. Хотя каждый школьник знает, что у геометра Пифагора даже штаны во все стороны равны, он на самом деле носил тунику- достаточно свободную и удобную одежду, предполагающую произвольный крой. Не все на свете поверяется катетами, за исключением, может быть, прямоугольных треугольников. Свобода, понимаемая как нарушение традиций, помогает преодолевать косность сознания. Обустраивая себе жилище, человек, сам того не ведая, чертит свою собственную линию жизни. Инам, в сущности, безразлично, пересечется ли она за горизонтом с каким-либо еще геометрическим объектом.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем