Terra incognita

Перепланировка квартиры площадью 97,5 м2 в старом доме в минимальные сроки. Интерьер квартиры заставляет забыть о ее реальных размерах.

Terra incognitaЖитель современного мегаполиса нуждается и в пространственной интриге, и в обстановке, способствующей отдыху. Оба эти правила здесь соблюдены. Цветовая гамма приятно расслабляет, а созерцание многообразия форм, по мнению психологов, ведет к отличной психологической разгрузке Terra incognitaОслепительная белизна этой "скульптурной" перегородки превращается, за счет умелой подсветки, в завораживающую игру волн разнообразных оттенков Terra incognitaДля домашнего кинотеатра выбрали акустику BOSE- хороший вариант для небольшого помещения сложной формы. Оранжевые пуфы, выполненные по эскизам архитектора, гармонично дополняют общую цветовую гамму Terra incognitaИзящные стулья от CALLIGARIS обладали лишь одним недостатком: их тонкие ножки продавливали пробковый пол. Архитектор сконструировал для них "копытца" из нержавеющей стали: они и покрытие спасли, и эстетику мебели не нарушили Terra incognitaСдержанную обстановку небольшой спальни украсили экзотические мотивы: пестрое покрывало на кровати и картина над изголовьем, наподобие тех, что висят в гостиной. Терракотовый оттенок стен и цвет пробкового покрытия, напоминающего дранку, перекликаются с красками парадной половины Terra incognitaОблицовка стен ванной комнаты заставляет вспомнить о саванне: на золотисто- бежевой плитке- "подсвеченные солнцем" облака Terra incognitaПлан до реконструкции Terra incognitaПлан после реконструкции

Молодой владелец квартиры в преддверии женитьбы решил обустроить свою квартиру. Его пожелания касались в основном эстетики, но в них не было почти ничего конкретного. Таким образом, проектирование подтолкнуло архитектора к неординарным решениям, а заказчика- к внимательному изучению собственных пристрастий и вкусов.

Terra incognitaБлагодаря продуманным пропорциям объемные архитектурные конструкции не кажутся громоздкими. Вгостиной они сочетаются с "бесплотными" деталями из прозрачного стекла, например полками и подставкой под аппаратуруТаинственные арки, напоминающие входы в древние пещеры, белоснежная скала, вырастающая наподобие атолла из сумрачных глубин, подводные обитатели, бесшумно скользящие в мягком сиянии, которое исходит от загадочных шаров над головой... Мир этой небольшой квартиры настолько необычен, что заставляет забыть о ее реальных размерах. Здесь невольно чувствуешь себя путешественником, углубившимся в недра нового континента. Ас чего начиналось выстраивание этого мира?

Заказчик нашел архитектора по публикации в журнале "Идеи вашего дома". Пожелания к будущему интерьеру сводились к минимальным срокам ремонта, не слишком дорогим материалам и мечте о чем-то необычном. Квартира в семиэтажном доме полувекового возраста нуждалась в основательной перепланировке. Все старые перегородки и полы пришлось убрать. Потолки выровняли гипсокартоном, полы- стяжкой и специальным выравнивающим раствором, капитальные стены заново оштукатурили. Окна квартиры выходят на две стороны. Такой ориентации теперь отвечает и планировка: северную часть занимают парадные помещения (гостиная, столовая и расположенная в глубине кухня), южную- приватные (спальня и кабинет). Пространственная интрига задана необычной композицией с арками, предполагающей круговое движение. Этот архитектурный элемент одновременно и разделяет, и объединяет гостиную и коридор. Принцип расположения всех архитектурных форм чем-то напоминает принцип организации японского сада камней Реанцзы- в нем какая-то часть композиции всегда остается скрытой от зрителя. Здесь же в поле зрения вошедшего должна непременно попадать хотя бы одна из выразительных деталей.

Хозяин квартиры не сразу оценил замысел архитектора. Но, увидев объемный макет, больше не возражал. Иза следующие 8месяцев его жилище полностью преобразилось.

Terra incognitaДля монтажа конструкции с аквариумом, который весит около 350кг, пришлось сварить раму-подставку из квадратного трубчатого профиля. Внутри колонны спрятаны шланги, провода, вся автоматика, фильтр, компрессорУже с порога взгляд вошедшего приковывает колонна с аквариумом: это своего рода приглашающий жест и ширма, заслоняющая часть интерьера: на просвет сквозь толщу воды проступают лишь очертания окон и дивана. Затем посетитель оказывается перед двумя арками. Их текучие и упругие очертания, как и формы перегородки-волны, напоминают биоморфную архитектуру Гауди. Терракотовый цвет арок имитирует скальную породу. «Природную» тему поддерживают серо-голубой оттенок перегородки на границе с кухней (на самом деле она выполнена из гипсокартона), пробковый пол (он визуально подчеркивает единство трех зон: гостиной, кухни и прихожей), а также подоконники из красного мрамора, выбранные самим заказчиком. Каждая стена гостиной имеет свой цвет, что придает интерьеру большую выразительность.

Надо отметить, что, хотя в оформлении жилища использовались сравнительно недорогие материалы, от мастеров потребовалось очень высокое качество работ. Только соблюдение этого условия позволило добиться полноты впечатления от сложного дизайнерского замысла.

Terra incognita
Арки сложной формы не имеют острых сопряжений со стеной, создающих впечатление перетекания линий. По аналогии с ними, закругленные очертания придали и оконным откосам. Конструкция стены выполнена из фанеры и оргалита. По мнению архитектора, еще лучше было бы использовать специальный реставрационный гипсокартон толщиной 6мм, поскольку фанера- "дышащий" материал, что со временем ведет к небольшим деформациям поверхности. Чтобы уберечь стены сложного профиля от изменений формы, их сплошь оклеили мелкоячеистой малярной сеткой и уже по ней зашпаклевали. При нанесении штукатурки направление фактурных мазков подчеркивало обтекаемую форму стены. Вкачестве финишного покрытия выбрали влагоустойчивую латексную краску. Врезультате возникновения мелких трещинок на поверхности можно не опасаться.

Архитектор предусмотрел многочисленные виды подсветки в гостиной и коридоре. Их можно варьировать, обыгрывая в течение дня то одну зону, то другую. Скрытая подсветка в колонне, галогенные светильники в перегородке-волне, стеллажах и потолочной решетке на кухне подчеркивают выразительность архитектурных решений. Необычно выглядят 4 бумажных светильника, прикрепленные к потолку так, будто это объекты неведомого происхождения, вырастающие прямо из его поверхности. Они напоминают сгустки световой энергии, в которые переходит динамика криволинейных форм. Световую игру поддерживает и отделка коридора. Подсветка здесь устроена под самым потолком, в прямоугольных нишах с вогнутыми задними стенками. Углубления подчеркнуты алюминиевыми уголками, внутри спрятаны обычные лампы накаливания, направленные в потолок.

Как в естественном природном ландшафте, в этой квартире пространственные достоинства раскрываются в движении. Каждый новый поворот предлагает неожиданный ракурс. Вот из-за колонны с эллипсовидным аквариумом показался домашний кинотеатр. Симметричная композиция стены подчеркнута узкими стеллажами из гипсокартона с декоративными полками. "Мягкий островок" в центре гостиной- диван цвета сумрачного вечернего неба- ориентирован именно на эту зону. Аквариум перекликается с формой и размером экрана телевизора. Только обойдя искусственный водоем со всех сторон, можно оценить пластические достоинства компактной и в то же время объемной колонны, в которую он вмонтирован.

Вдальнем от входа конце гостиной видна кухня. Она осталась на прежнем месте, но слегка уменьшилась в размерах- за ее счет расширили ванную комнату. Сочетание открытых и закрытых секций и контрастная двухцветная облицовка фасадов придали Г-образной композиции корпусной мебели легкость и ненавязчивость. Эта мебель вполне гармонирует с более артистичной обстановкой гостиной, но не отвлекает внимание от дизайнерских объектов. Увхода на кухню установлены небольшой обеденный стол с прозрачной столешницей и стулья от CALLIGARIS.

Terra incognita

Потолок над рабочей зоной кухни выполнен в виде сквозной воздушной решетки из тонированного бука. Внее вставлены галогенные лампочки. Эту декорацию архитектор придумал для того, чтобы замаскировать неэстетичную газовую трубу,- зашивать ее гипсокартоном запрещают СНиП. Теперь же, в случае необходимости, решетка легко снимается и затем так же быстро ставится на место.

В остальных помещениях квартиры мы находим различные "отклики" на дизайн гостиной. Вванной- это пластический мотив с колонной, облицованной мозаикой. После объединения туалета и ванной комнаты на границе между ними, рядом с умывальником, открылся канализационный стояк. Его замаскировали под архитектурную деталь. Фигурный архитрав под потолком с вмонтированной в него подсветкой придал всей композиции завершенность, повторив очертания столешницы из оникса. Компактное расположение умывальника и унитаза компенсировало появление большой угловой модели ванны с гидромассажем (чтобы вместить ее в небольшое помещение, пришлось «прихватить» часть коридора). Такую же площадь, как ванна, занимает маленькая сауна напротив. Как и во всей квартире, в этом помещении есть очень интересно оформленный светильник. Он представляет собой овальное «окно» в потолке, выполненное из молочно-белого оргстекла, за которым спрятаны люминесцентные лампы.

Продолжением "природной" темы гостиной выглядит декор спальни. Одну из ее стен оклеили обоями из рисовой бумаги. Вдополнение подобрали матерчатый потолочный светильник и бра из того же материала, что обои. Пестрое покрывало и несколько "африканских" аксессуаров придали комнате экзотический вид. Обстановка кабинета исключительно деловая: угловой рабочий стол с компьютером, встроенные книжные стеллажи, тумбы с принтером и факсом, вертикальные стойки для CD-дисков. Вспальне и кабинете за счет сдвига части стенной перегородки между ними появились ниши со встроенными шкафами (в спальне их две, в большей расположился телевизор). Рядом с окнами в обоих помещениях- небольшие открытые стеллажи. Систему хранения дополняют две кладовые в противоположных концах коридора и встроенный шкаф в прихожей.

Квартира, как видим, отвечает не только необычным эстетическим запросам своего владельца, но и требованиям комфорта. Совместить эти два не всегда дружественных принципа помогла позиция архитектора. Ведь, по его мнению, "в работе над интерьером самое интересное- красиво и легко увязать трудновыполнимые требования заказчика с реальными возможностями помещения». Именно такой взгляд позволил автору проекта реализовать и один из основных своих творческих постулатов: «Минимум эстетических средств, максимум результата».

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.