«Светомузыка» поп–арта

Перепланировка квартиры общей площадью 56,42 м2 в новостройке спального района Вильнюса. Интерьер в духе поп-арта для хозяйки-студентки.

Светомузыка поп–арта
Светомузыка поп–артаОткрытые границы каждой зоны здесь возведены в художественный принцип. Легкая пластиковая мебель от VITRA в столовой соответствует духу молодежной квартиры Светомузыка поп–артаПониженная высота мебели в гостиной дает ощущение покоя и разгружает пространство Светомузыка поп–арта"Нога"-подставка барного столика одновременно служит мини-стеллажом, в секциях-ячейках которого можно хранить полезные мелочи или расставить сувениры
Светомузыка поп–арта
Светомузыка поп–артаИз-за обеденного стола вид на кухню напоминает абстрактную картину в духе Мондриана. Обилие поверхностей сероватого оттенка зрительно расширяет пространство. Кроме того, серый- отличный фон для ярких деталей
Светомузыка поп–арта
Светомузыка поп–артаВерхняя часть стены из стеклоблоков прозрачная, нижняя- матовая. Непрозрачная дверь у самого шкафа позволяет сохранять приватность комнаты отдыха Светомузыка поп–артаКаждый сантиметр санузла использован очень практично: между душевым отсеком и умывальником расположен унитаз, над ним- три ряда полок. Почти монохромная палитра, обилие прозрачных и блестящих поверхностей придают помещению воздушность Светомузыка поп–артаСоседство "рабочего уголка" и спального места выглядит естественно: и стол, и кровать выполнены в одной стилистике (VILBALTPEGA), строгие аксессуары не нарушают общей ритмической игры. Яркий текстиль от MARIMEKKO наполняет спальню веселыми интонациями. Сдвигая яркие полотнища штор, можно то прятать один из этих "тонизирующих" цветов, то разворачивать всю палитру, меняя настроение интерьера Светомузыка поп–артаПлан до переустройства Светомузыка поп–артаПлан после переустройства

Переехать в другой город, поступить в институт, начать новую жизнь... Молодой девушке для этого нужны смелость и решительность, оптимизм, открытость и эпатаж. Именно эти свойства юной хозяйки подчеркивает обстановка ее по-европейски стильной квартиры.

Яркая, солнечная палитра этого интерьера оказывает такое же тонизирующее действие, как коктейль из свежих тропических фруктов или звуки рок-н-ролла. Желтый и ярко-розовый, дополненные черно-белыми акцентами,- здесь нечто большее, чем просто цвета отделки. От всех поверхностей- стен, занавесей, бытовых предметов- будто исходит свет. Присмотревшись, замечаешь сложные, вытянутые пропорции помещения всего с двумя окнами. Такая квартира неминуемо должна была производить впечатление мрачного пенала! Однако ничего подобного не происходит, настолько точно удалось сыграть на цветовых акцентах, искусственных окнах из стеклоблоков и продуманных до мелочей деталях обстановки. Но расскажем обо всех стадиях происшедшей метаморфозы по порядку.

Прибалтийскому архитектору Наталье Сирутиене предложили создать интерьер для юной особы, перебравшейся на жительство в Вильнюс. Виктория поступила на экономический факультет Вильнюсского университета и переехала в столицу Литвы из своего родного Каунаса. Квартира, где ей предстоит провести студенческие годы, расположена на верхнем этаже трехэтажного дома- новостройки в спальном районе столицы. Две небольшие комнаты- кухня-гостиная и спальня- подходящий вариант для начала самостоятельной жизни. Теперь здесь достаточно места не только для подготовки к занятиям, но и для общения с друзьями в непринужденной обстановке. Прежняя планировка предусматривала слишком маленькую гостиную. Виной тому был санузел, расположенный рядом со входом в квартиру: типовой, совмещенный, небольшой по площади и со стандартным проходом от двери к раковине напротив. Из-за своей вытянутой формы он вклинивался в прихожую. Ктому же в центре квартиры находился коридор, который тоже съедал пространство.

От прежней планировки, терявшей естественный свет в неудачно задуманных изгибах коридора, было решено полностью отказаться. После сноса всех перегородок осевая организация пространства стала очевидной: окна по обе стороны этого вытянутого прямоугольника выходят на восток (со стороны кухни) и на запад (в спальне). Однако длинная стена напротив входа, в которую упирался взгляд переступившего порог, была абсолютно глухая, и весь день большая часть квартиры освещалась лишь рассеянным светом.

Стиль поп-арт, захвативший в пятидесятые-шестидесятые годы XXв. Америку, а затем и Европу, сегодня больше ассоциируется с картинками героев комиксов (творениями Роя Лихтенштайна) и многократно дублированными изображениями супов Кемпбелл, банок кока-колы, а также портретами Мерилин Монро и Элвиса Пресли работы Энди Уорхолла. Вмебели поп-арт ассоциируется с обтекаемыми формами и "кислотными" цветами. Абстрактный рисунок, кричащая расцветка, глянцевые поверхности и, конечно же, пластик, изобретенный в те годы,- неотъемлемые признаки этого направления в дизайне. Родившись как демократическое искусство, «осваивающее» предметы массового потребления, поп-арт стал стилем для избранных, «для тех, кто понимает». При этом второй смысл слова английского слова «pop» остается неизменным. Это междометие («хлоп» или «бух») все из тех же комиксов. Интерьер, выполненный в духе поп-арта, неизменно привлекает к себе внимание неожиданными эпатажными приемами.

Наталья Сирутиене не только решила расширить узкое окно в зоне кухни, но и сделала все для того, чтобы "донести" в центр квартиры максимум естественного света. От коридоров отказались сразу. Но без стены между спальней и гостиной обойтись было невозможно. Итогда эту стену решили сделать... стеклянной. Удачная идея нашла воплощение и в другой зоне: часть стены ванной комнаты- ту, что отделяет ее от кухни,- также выложили полупрозрачными стеклоблоками. Врезультате в прежде «глухом» санузле появился источник естественного света. Вдобавок при таком решении возникло ощущение незамкнутого пространства, что очень кстати, ведь после перепланировки помещение заметно уменьшилось. Выступавшую в коридор часть ванной снесли, и от входной двери теперь открывается вид на просторную светлую гостиную.

Входная зона составила с гостиной одно целое. Ее границы обозначает шкаф-купе, выполненный по индивидуальному проекту. Он возведен из кирпича и служит местом хранения верхней одежды и бытовых предметов, например пылесоса. Зеркальные раздвижные двери напротив входа добавили помещению недостающую глубину. При этом в зеркалах отражается свет, проникающий сквозь стеклянную стену. Ктому же собственное отражение всегда радостно встречает и провожает хозяйку. Ради удобства архитектор добавила в эту зону две пары встроенных потолочных светильников; внутри шкафа тоже есть подсветка.

Высокий пуф рядом со шкафом первым вступает в веселую поп-артовскую игру, правилам которой подчиняется весь интерьер. Впрочем, поп-арт и правила- плохо совместимые понятия. Это, скорее, система, предлагающая взамен строгих рамок и ограничений необычные цветовые сочетания и броские картинки. Так, например, насыщенный желтый цвет, в который выкрасили стену гостиной напротив входа, сам по себе уже вызов. Вместе с контрастирующей на его фоне мебелью, он делает интерьер близким по духу к настроению шестидесятых годов. Примечательно, что использование желтого стало самодостаточным декоративным приемом, не требующим дополнительных ухищрений. Вданном случае понадобилось лишь два крупных предмета обстановки- диван и торшер. Напротив них расположен низкий открытый стеллаж. На его нижней полке- журналы и книги, на верхней- телевизор. Низкая мебель для этой зоны выбрана не случайно: широкая полоса яркого орнамента визуально сокращает высоту стены (и без того незначительную), поэтому появление высокой тумбы или подставки производило бы давящее, искажающее пропорции впечатление.

Даже небольшая квартира нуждается в зонирующих перегородках. Поэтому и в "малогабаритке" со студийной планировкой либо спальня, либо кухня часто превращаются в отдельное помещение. Правда, тогда требуются особые ухищрения, чтобы избежать тесноты и темноты. Вэтой квартире стало светлее и просторнее благодаря стеклянным стенам. Аглавное- с ними появился момент эпатажа! Чтобы сохранить интимное настроение обоих помещений, для большей части перегородки Наталья Сирутиене выбрала матовые стеклоблоки. Свет через них проникает, а вот "картинка" почти не прорисовывается. При этом лишь верхняя часть перегородки между гостиной и спальней выложена рельефными квадратами. Вванной же стена выполнена из голубых матовых стеклоблоков. Строить эти стены начали еще до того, как приступили к отделке помещений. Держатся стеклоблоки на бетонном растворе. Мастер выложил их, используя специальные "кресты" с фиксирующими пластинами. Вставленные в процессе работы между стеклоблоками, они не дают им расходиться, а вертикали стены- нарушаться. Когда раствор полностью застывает, пластины-фиксаторы удаляют, а швы заполняют светлой мастикой.

Выбор отделочных материалов был предопределен самим сценарием жизни юной хозяйки. Студенческие годы, какими бы долгими они ни казались, пролетают быстро, а эта квартира задумывалась как дом для Виктории только на время ее обучения (трудно решить заранее, останется ли она в чужом городе). Апоскольку жилище получило статус временного, было решено использовать самые недорогие материалы. Полы в комнатах выложили березовым паркетом. Для стен использовали матовую краску. Почти всю ламинированную корпусную мебель для квартиры, в том числе кухонную, выполнила по индивидуальному заказу местная фабрика VILBALTPEGA (Литва).

Духом поп-арта буквально пронизаны и графичное оформление центральной зоны гостиной, и дизайн мебели: ковер с черно-белой сеткой рисунка, на нем- два кубических столика-подставки из черного и белого полированного пластика. Подушки с абстрактным рисунком "оживили" черный диван. Идаже полосатые кофейные чашки подобраны в общем стиле- автор проекта не оставила без внимания ни единой детали, ведь иначе «игра» теряет свою убедительность.

Кстати, игра с орнаментами в данном случае воспринимается как отголосок одного из "соседствующих" с поп-артом явлений в искусстве- оп-арта с его неожиданными оптическими эффектами.

Ключевым декоративным акцентом интерьера гостиной стал широкий фриз из обоев. Он протянулся по всей длине перегородки, отделяющей зону приемов от санузла и кухни вплоть до барной стойки, выполненной также по индивидуальному проекту. Перегородка выстроена из гипсовых блоков. Барная стойка служит не только тактичной границей между обеденным уголком у окна и рабочей зоной кухни. Она привнесла в квартиру настроение молодежного кафе: два барных стула с пластиковыми сиденьями словно специально созданы для задушевных разговоров. Круглый стол с ламинированной столешницей на тонких спицах металлического каркаса напоминает об эстетике летних кафе и удобен для небольшой компании друзей. Удачно дополняют мизансцену полупрозрачные полотнища однотонных рулонных штор, прикрывающих окно и балконную дверь.

Композиция кухни напоминает абстрактную картину. Глянцевые желтые поверхности ламинированных фасадов оттеняет серая напольная плитка. Вдоль стены разместилась бытовая техника, в том числе стиральная машина, встроенная под длинную цельную столешницу рабочей зоны. Машина установлена в глубоком кармане за выступом стены и не видна из зоны приемов.

Архитектор и хозяйка-студентка единодушно решили, что в этой квартире самое место смелым, активным цветам. "Внешне Виктория похожа на Барби. Светлые волосы, стройная фигура, яркая и броская одежда. Иоформление квартиры должно эмоционально соответствовать хозяйке",- говорит архитектор. Для решения этой задачи Наталья Сирутиене на общем нейтральном фоне отделки помещений расставила разные цветовые акценты. Впрочем, их гамма ограничена только тремя цветами, не считая нейтрального белого. Вкаждой комнате, за исключением ванной, основным тоном стен стал яркий желтый. Черное и насыщенно-розовое полотна штор шведского производства "раскрасили" световой поток, проникающий сквозь окна кухни. На противоположной стороне квартиры, в спальне, им вторят шторы и покрывало тех же ярких цветов. Ав центре квартиры черный, серый, малиново-розовый и желтый соединились в абстрактном рисунке обоев фирмы MARBURG (Германия) из коллекции, созданной в 2004г.Каримом Рашидом, дизайнером с мировым именем. Абстрактно-геометрический мотив фриза на перегородке между гостиной и кухней выглядит как увеличенный до гигантских размеров рисунок на платьях модниц шестидесятых годов.

Спальню отличает настоящее пиршество цвета. Дело не только в общей концепции. Эта комната объединяет две функциональные задачи. Она служит как местом для сна, так и своего рода кабинетом: за шкафом-купе, возле окна, находятся стол с компьютером и две полки. Что ж, оптимальный студенческий вариант, особенно в период сессий, когда ночные бдения над конспектами чередуются с короткими передышками. Одна из раздвижных дверей гардероба зеркальная; она примыкает к стене, выложенной стеклоблоками, и усиливает освещенность спальни, не нарушая, впрочем, интимности обстановки.

Вколорите почти квадратной спальни соединились две темы: цветная и черно-белая. Две желтые стены друг напротив друга, яркое малиновое покрывало и цветные финские шторы с крупным орнаментом повторяют гамму интерьера гостиной, но только в более концентрированном виде. Здесь почти отсутствуют крупные белые плоскости, разбавляющие сочные основные цвета; нейтральными остались только часть стены да изголовье кровати с прикроватными тумбами.

Кстати, в спальне потолок несколько выше, чем по всей квартире. Все дело в особенностях планировки дома. Вэтой части квартиры потолок был приподнят изначально, так что архитектору пришлось его даже специально понизить с помощью гипсокартона (иначе бы в спальне было слишком неуютно). Солнце, поднявшись утром со стороны кухни и дойдя на закате до окон спальни, продолжает игру всеми красками интерьера. Прозрачное стекло перегородки с цветными отражениями превращается в нарядный витраж. Колышущиеся шторы создают блики, подобные цветомузыке. Каждое мгновение приносит радость и то особое ощущение легкости, которое позволяет без сожаления расставаться с прошедшим днем и уверенно встречать новый.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.