Страна чудес

Перепланировка квартиры площадью 120 м2 в монолитном доме: сказочное подобие древней страны пирамид, где жизнь превращается в приключение.

Страна чудесКвартира начинает интриговать прямо с порога. Вдверцах шкафа-купе отражается фрагмент гостиной. Потолочный светильник в форме яйца в прихожей создан по эскизу архитектора. На нем- изображение египетского гороскопа Страна чудесБлагодаря колоннам и потолочному светильнику парадная часть квартиры выглядит динамично и ясно делится на зоны Страна чудесЛампы дневного света, установленные за потолочным светильником, излучают мягкое желтоватое свечение, лампы- прожекторы яркими слепящими лучами выхватывают детали декорации, цветные вставки из стекла загадочно мерцают Страна чудесОкна в гостиной украшены выкованными для данного интерьера карнизами. Их украшают детали, выполненные в египетской стилистике, например изображения змей. Ккарнизам подвешены витражные панели Страна чудесПрямо от входной двери выложенная из плиток "дорожка" ведет в глубь квартиры. Справа- гостиный зал и кухня, в конце коридора- кабинет и спальня

Страна чудес
Страна чудесОдно из неоспоримых достоинств квартиры- большое количество окон. Вспальне они занимают две стены и к тому же отражаются в зеркальных дверцах встроенного шкафа. Пространство комнаты от этого кажется еще более прозрачным Страна чудесЗа окнами открывается фантастический вид. Легко возникает иллюзия, что ты летишь в корзине воздушного шара Страна чудесГромадная лодка, подвешенная под потолком ванной комнаты, играет роль светильника. Она представляет собой уменьшенную копию древнеегипетского судна Страна чудесБольшое зеркало в ванной усложняет игру с пространством. Как и многие другие элементы интерьера, оно выполнено вручную: рама вырезана из липы, древесина которой отличается мягкостью и легко поддается обработке Страна чудесКабинет, оформленный хозяином, выдержан в голубой гамме. Оригинальный элемент декора- ступенчатой формы потолок с подсветкой Страна чудесНа торцах стен "древней пещеры", обрамляющей вход в гостевой санузел,- ленточные орнаменты с объемными изображениями жуков-скарабеев, нарядными узорами из цветов Страна чудесТрубы, которые в ванной обычно безнадежно портят интерьер, здесь превращены в эффектный элемент декорации. Они аккуратно обмотаны веревками. Просто и оригинально! К потолку на бечевках прикреплены миниатюрные глиняные кувшины Страна чудесВ крошечном гостевом санузле над раковиной повешено необычное зеркало-бабочка, заключенное в неровную, словно оплывшую раму. Внее вмонтирован светильник- "факел". Сложная форма зеркал и их угловое расположение создают впечатление реального проема Страна чудесПлан до реконструкции Страна чудесПлан после реконструкции

Просыпаться в корзине воздушного шара, завтракать в компании фараонов, хранить вещи внутри саркофагов... Жизнь в этой квартире превращается в увлекательное приключение. Да и как иначе? Ведь творческий коллектив под руководством архитектора Ольги Кругляк и самого хозяина создал здесь, на площади 120м2, сказочное подобие древней страны пирамид, в путешествие по которой мы и отправимся...

Хитросплетение причин

Желание поселиться в Древнем Египте, без сомнения, экстравагантно. Хотя причины, подтолкнувшие владельца квартиры к такому неожиданному решению, неоднозначны. Главный герой этой истории- киевлянин Олег Мудрак. Он возглавляет строительную фирму с бригадой высококвалифицированных рабочих и обладает огромным опытом в проведении ремонта и создания интерьеров.

Приобретя квартиру на одном из верхних этажей нового, только что сданного дома, Олег столкнулся с необходимостью реализовать в условиях довольно жесткой существующей планировки свой собственный сценарий. Ограничения лишь стимулировали творческий поиск. Он решает преобразить квартиру в нечто необычное, яркое и эффектное, собираясь задействовать свои ноу-хау и остроумные технологические изобретения, накопившиеся за долгие годы профессиональной деятельности. Ктому же среди знакомых Олега много творческих людей: живописцы, декораторы, мастера по витражам, керамике, художественной ковке, столярному делу. Тут нельзя не упомянуть о еще одной, чисто экономической стороне вопроса. Дело в том, что вещи, созданные вручную по авторским эскизам, дешевле аналогичных по качеству и мастерству исполнения, но купленных в готовом виде. Итак, осталось лишь придумать тему, которая позволила бы реализовать богатый потенциал возможностей. Такой темой стал Древний Египет. Тогда же была приглашена архитектор Ольга Кругляк. Ей предстояло воплотить оригинальные идеи в конкретные образы и разработать планировку квартиры.

С видом на Нил

Планировочное решение квартиры продиктовано расположением несущих колонн и стояков, уже существовавших перегородок, а также сложной конфигурацией внешних стен. Вкакой-то степени структура пространства была задана изначально, поскольку в этом многоэтажном доме запрещено что-либо ломать или передвигать. Кухню и санузлы надо было оставить на своих местах. Апрежде чем приступить к отделке, пришлось провести трудоемкие подготовительные работы по выравниванию стен и потолка с помощью маячного оштукатуривания.

Существовавшие межкомнатные перегородки ясно подсказывали деление квартиры на парадную и приватную зоны. Первая представляет собой открытое пространство студийного типа, ориентированное на стену, украшенную панорамой. Чтобы придать большой, но аморфной парадной зоне динамику, решили "закрутить" ее композицию по спирали, для чего понадобилось установить две колонны. Стой же целью на потолке гостиной создали сложную подвесную конструкцию- громадный светильник из гипсокартона. Прихожую решили не акцентировать, "страна чудес" начинается прямо с порога. Функциональные детали тактично занимают пристенное пространство слева от входа и почти незаметны. Это, во-первых, оборудованный в углу встроенный шкаф для верхней одежды, в зеркальных дверцах которого отражается вся экзотическая гостиная, и, во-вторых, миниатюрный гостевой санузел, проход в который скрыт за стенами "пещеры"- специально выполненной пластической декорации, о технологии создания которой речь впереди.

На все детали этого интерьера наброшена патина времени. Бамбуковый паркет в диванном зале покрыт специальным лаком, который привел к образованию паутины трещинок. По углам пол подкрашен темной краской, будто сохранил здесь первоначальный цвет, а в центре, где чаще ходят, истерся. Чтобы состарить стены, в штукатурный раствор добавили глину, поэтому после его высыхания на стенах появились тончайшие трещины (эту технологию придумал хозяин квартиры), более глубокие трещины процарапаны острыми предметами вручную. Поверх них написаны и диорамы Египта. Покрытые кракеллюрами картины выглядят как произведения с долгой музейной историей. От использования кракеллюрного лака отказались, так как он недолговечен и со временем начинает вышелушиваться. Колонны из шамотной глины обжигали на заводе при определенной температуре, каждый раз покрывая их очередным слоем краски. Врезультате их поверхность потрескалась. Вкоридоре уложили расколотую на кусочки напольную плитку, а на потолке и стенах санузлов нарисовали разводы, будто краску размыли потоки воды. Не избежали общей участи обеденный стол, тумбочки и комод в коридоре. Чтобы «состарить», их царапали, шлифовали наждачной бумагой, делали в них дырки.

Выложенная песчаником дорожка подсказывает направление движения к "диванному залу"- зоне гостиной с домашним кинотеатром. Угловой диван расположен амфитеатром, обращенным в сторону экрана телевизора. За ним, как за ширмой, скрывается рабочее место с компьютерным столиком. Вэтой зоне, как и положено в рабочем кабинете, отличное освещение: естественный свет падает из трех эркерных окон. Сдругой стороны эркера- обеденная зона. Два пилона сложной конфигурации отделяют обеденное пространство от собственно кухни. Из нее можно выйти на небольшой балкончик, который намеренно не стали остеклять полностью, сохранив открытым как своеобразное развлечение. Когда стоишь здесь и смотришь вниз, дух захватывает от высоты.

Вплотную к перегородке, которая изначально находилась за нынешним диваном, примыкает барная стойка. Ее основание сложено из кирпича, а сама она деревянная. Отсюда, с высоких барных стульев, так же удобно смотреть телевизор, как и с дивана.

Помещения приватной половины нанизаны на четкую ось длинного коридора, ведущего в глубь квартиры, к хозяйскому санузлу с ванной и душевым отсеком, кабинету и спальне. Напротив санузла в небольшом помещении устроена домашняя прачечная. Здесь стоят стиральная машина, бойлер, фильтры и умягчитель воды, на стенах- открытые полки. При создании эффектных декораций не пренебрегали соображениями современного комфорта: квартира оборудована системой кондиционирования, а в санузлах и коридоре, где в качестве покрытия применена плитка, устроены теплые полы. Но не планировка определяет характер этого напоминающего театр пространства.

В копилку идей

Страна чудес
Чтобы создать необычную "обманку" с видом берегов Нила, настенную роспись дополнили трехмерной инсталляцией. Для этого вначале к стене прикрепили арматурный каркас из металлической сетки. На него уложили пропитанную гипсовым раствором мешковину, придав ей вручную необходимую форму. Когда и раствор, и мешковина высохли, последнюю тонировали в "природный" коричневый цвет. Эта декорация на переднем плане служит для того, чтобы нивелировать переход от обычного пространства к иллюзорному. Спомощью такого приема размывается граница между реальным и виртуальным- современным интерьером и выдуманной страной, лежащей где-то далеко за его пределами. Ощущение смещения реальности усиливается и за счет «египетских» колонн и других «очень древних» деталей, например «фрагмента стены» с нишами, к которой примыкает барная стойка.

Виртуозами в создании живописных "обманок" были художники барокко. Они использовали этот прием как элемент игры, стремясь не только поразить зрителя, но и сделать его участником выдуманного действия, актером на импровизированной сценической площадке (например, изображая на стене приоткрытую дверь или балкон с балюстрадой, а на потолке- круглое окно- окулюс, в котором видно небо). Сама же традиция создания живописных настенных «обманок» уходит корнями в античную Грецию и Рим.

В поисках приключений

Итак, представление начинается. Первое действие разворачивается в гостиной. Отправным пунктом для декоративного решения центральной зоны стало желание как-то обыграть монотонную плоскость стены. Она начинается справа от входной двери и тянется на целых 11м. Так появился панорамный вид с одного берега Нила на другой. Ав связи с этим образом выстроился весь интерьерный сценарий главного помещения квартиры.

Вот сквозь "пролом" в стене зрителю неожиданно открывается чудесная панорама: полноводная река, лодки, облака, синева южного неба... Линия горизонта, изображенная художником, в точности совпадает с той же линией, но реального пейзажа за окнами, что усиливает обманный эффект. Вокруг самой панорамы- «горы», объемные элементы, создание которых потребовало немалых усилий. Кухня по контрасту с гостиной подчеркнуто современна и функциональна. Вся бытовая техника, столешница и аксессуары выполнены в цвете металлик. Гарнитур с ясными горизонтальными членениями фасадов, оттеняющими криволинейные формы стен вокруг, подбирал сам хозяин. Подходящий вариант нашелся у итальянской компании ROSSAVA. Кухонный фронт отделан деревом, тон которого идеально гармонирует с колоритом парадной зоны.

Продолжая прогулку по квартире, повсюду обнаруживаешь неожиданные сюрпризы. На барной стойке- загадочные иероглифы, а на стенах вокруг- различные персонажи, нарисованные красками или отлитые из бронзы: животные, птицы, люди и божества. Они выполнены в технике воскового литья и достаточно тяжелы. Чтобы надежно прикрепить их к стене, при отливке у каждой фигуры с обратной стороны предусмотрели специальный штырь.

Надо отметить, что, прежде чем приступить к разработке проекта, Ольга Кругляк внимательно изучала альбомы и монографии по искусству Древнего Египта. Известно, что его сложная символика преимущественно имеет отношение к загробной жизни. Весь мрачный подтекст сразу исключили, выбирая лишь несущие благие пожелания символы. Причем для каждого помещения были подобраны образы и иероглифы, тематически связанные с его назначением. Например, в зоне кухни-столовой собрано все, что касается еды, а в ванной- воды. Теперь вольно скопированные орнаменты и изображения смешиваются с вещами, привезенными хозяином из страны пирамид,- базальтовыми и латунными статуэтками, которые стоят на специальных полочках в коридоре, и сундуками, которые можно увидеть прямо у входа.

В этой квартире нет ни одного острого угла и почти отсутствуют прямые поверхности. Текучие изменчивые очертания стен вызывают в памяти помещения пирамид- похожие на пещеры залы и ведущие к ним туннели. Однако добиться такой "естественной" неровности гораздо труднее, чем получить идеально гладкую поверхность. Создание декорации ведется в несколько этапов. Сначала стену тщательно выравнивают с помощью мокрой штукатурки, затем на нее набивают металлическую сетку, придавая необходимую конфигурацию. Сетку штукатурят, а когда раствор подсохнет, шпателем снимают излишки. Затем всю плоскость покрывают побелкой, а после просушки шлифуют вручную наждачной шкуркой. Последний этап- собственно покраска. Создать эффект перетекания одного тона в другой удалось, смешав сухие красители-колоранты нескольких оттенков, которые затем развели водой и белилами, а затем добавили в белую краску. Благодаря этой технике в гостиной и коридоре богатство оттенков завораживает.

Всанузлах, где использовались водоэмульсионные краски, кажется, что на стене остались разводы от дождя. Для этого на цветовую основу нанесли полупрозрачные слои более светлого оттенка.

Впарадной зоне декорации и их детали смотрятся особенно эффектно при включенной подсветке- прожекторах, один из которых укреплен над диваном, а другой на кухне. Здесь их установили затем, чтобы еще раз подчеркнуть условный, театральный характер интерьера. Кроме этих светильников, на потолке над всем пространством диванного зала смонтирована гигантская, сложной формы подвесная конструкция из гипсокартона (размер- около 12м2). Сее внутренней стороны по периметру установлены лампы дневного света, излучающие неяркое, таинственное золотистое свечение. Вконструкции вырезаны отверстия, куда вмонтированы вставки из цветного стекла. За ними спрятаны лампочки, интенсивность света которых можно регулировать, меняя цветовую насыщенность освещения.

Ванная комната готовит свои сюрпризы. Охристые оттенки парадной зоны здесь сменяются цветами настоящего подводного царства. Стены и пол выложены бирюзовой плиткой, ванна JACUZZI облицована сине-голубой мозаикой, и даже потолок голубой. Самая необычайная деталь в оформлении помещения- лодка, подвешенная под потолком. Это уменьшенная копия настоящей египетской лодки (ее изображение отыскали в учебнике по мореходству), вырезанная из цельного ствола липы. Чередуя матовый и глянцевый лак, удалось создать впечатление влажной поверхности бортов. На них наклеили мох, и стало казаться, будто древняя лодка только что поднята со дна морского подводными археологами. Чтобы усилить впечатление, поверхности потолка придали сходство с водной поверхностью, видимой из глубины. Рядом с лодкой бесшумно «проплывают» рыбы, подвешенные к потолку на тонких лесках.

Пройдя через маленький коридорчик, попадаешь в кабинет. По стилистике он несколько отличается от остальных помещений квартиры. Вместо плавных скругленных линий здесь преобладают четкие и прямые. Дело в том, что хозяин хотел обозначить себя в качестве архитектора, и еще до начала проектирования было оговорено, что кабинет он оформляет по своему усмотрению. Вся мебель здесь расставлена вдоль стен- стол, книжный шкаф, два дивана. Дополнительным местом хранения служит встроенный шкаф с раздвижными дверцами.

На одной из стен масляными красками изображен панорамный вид нильского берега (противоположного тому, что мы видели в гостиной). Очень интересно решение потолка: с помощью гипсокартона ему придали ступенчатую форму. Кцентру потолка с двух сторон ведут по три ступени- получился пирамидальный свод. Это символические «ступени совершенства», поднимаясь по которым, согласно египетской мифологии, можно приблизиться к идеальному состоянию. Сбивая масштаб и привнося шутливые нотки, на потолке расположился огромный кованый комар, прикрепленный к нему леской.

Ухорошего представления должен быть запоминающийся финал. Вэтой квартире завершающим аккордом является спальня, с которой связан почти детективный сюжет. Всоответствии с духом романтики и приключений романов Жюля Верна, наш герой Олег Мудрак предположил, что расхитители сокровищ древних пирамид в XIXв. вполне могли путешествовать на воздушном шаре. Так появилась... «летающая» кровать.

Пожалуй, самым оригинальным элементом этой квартиры можно назвать кровать в виде корзины воздушного шара. Кажется, что она подвешена под потолком и ее можно раскачивать, словно громадную колыбель. На самом деле это иллюзия. Вокруг кровати устроен подиум с выдвижными ящиками для хранения белья.

Внем предусмотрен паз, в который и вставили невысокую незаметную подставку ложа. Оно, как и некоторые другие предметы мебели (стулья, шкафчик для вина на кухне), делалось из ротанга по эскизам архитектора в Таиланде. Кровать-люлька неглубока, но необычайно просторна (около 9м2). Чтобы внести ее в квартиру, пришлось разбирать окна в спальне и на тросах, с помощью альпинистов, поднимать конструкцию наверх. Сложная операция продолжалась целый день, с утра до позднего вечера, так как любое неточное движение привело бы к сколам и другим повреждениям ротанга.

Впотолок непосредственно над ложем по кругу вмонтированы металлические кольца, закрепленные на анкерных дюбелях.

Сквозь кольца пропущена веревка, на которой подвешена полусфера из легкого шелка. Полусфера изображает нижнюю часть шара и служит светильником (в нем скрыты лампы накаливания, незаметные снизу). От колец к нижнему ободу, а затем к самому ложу протянуты «канаты», привязанные морскими узлами. Вся конструкция настолько надежна, что каждая из веревок может легко выдержать вес взрослого человека. Для пущей достоверности по бокам к кровати прикреплены «мешки с балластом». Их наполнили хвойной стружкой, и по комнате разливается едва уловимый аромат соснового леса.

Кложу- корзине воздушного шара перекинут трапик. Поскольку квартира расположена на одном из верхних этажей, а в спальне имеется большой эркер, вид из окна открывается совершенно ошеломляющий. Легкие занавески из голубой органзы на окнах напоминают облака. Стены и потолок украшены рельефной лепниной- то ли это корни деревьев, то ли клубы облаков. Все слегка мерцает, так как подкрашено лаками для ногтей (для создания нужного эффекта, по мнению авторов, подходят и нетривиальные материалы). Напротив кровати, на подставке из ракушечника,- телевизор и музыкальный центр. Для вещей предусмотрен встроенный шкаф с зеркальными дверцами. Мелочи можно хранить в шкафу-саркофаге (трудно поверить, что он сделан киевскими умельцами из фанеры).

Египет своими руками

В этой квартире с любовью и энтузиазмом был "возделан" буквально каждый сантиметр, а многие предметы мебели и почти все элементы декора исполнялись вручную. Что говорить, готовые вещи смотрелись бы здесь неуместно. Стены покрыты разными составами акриловых красок в 7-8 слоев, все без исключения поверхности и предметы искусственно состарены. Трудоемкий, но увлекательный труд захватил всех. Вот, например, комнатные двери. Они сделаны на заказ из массива дуба в столярной мастерской. Их красили и покрывали лаком вручную, так что образовались потеки и неровности, остались мазки кисти. Маляры приходили в ужас от того, что приходится портить дорогой материал. Вдверях проделали прорези, в которые затем вставили витражи из узорчатого львовского стекла, отличающегося высоким качеством. Оно было выплавлено на заказ художником по витражам, а потом подкрашено и подрезано по форме. Кусочки стекол скреплены проволочками, покрытыми сусальным золотом. Витражи задуманы в виде лотоса и папируса- священных растений египтян. Тот же мастер выполнил витражи для выкованных специально для этой квартиры карнизов. Они украшают окна в гостиной. Итак же кропотливо, с таким же мастерством и выдумкой здесь делалось все без исключения.

Все ленточные орнаменты на торцах стен и объемных декораций в виде входов в пещеру выполнены с помощью специальной шпаклевки. Она представляет собой бесцветную густую массу и отличается длительным сроком высыхания. За счет того, что шпаклевка медленно отвердевает, ее можно моделировать, придавая нужную форму в виде рельефов со сложным рисунком. Орнаменты раскрашены акриловыми красками, поверх которых нанесен лак в несколько слоев. Для получения блестящей поверхности поверх краски изображения можно натереть воском- это придает рельефам сходство с драгоценными эмалями.

Этот интерьер может вызывать совершенно противоположные реакции: от безоглядного, почти детского восхищения до полного скепсиса и недоумения. Но можно сказать уверенно, что равнодушным здесь не останется никто, а значит, желаемый результат достигнут в полной мере.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.

Архитектор: Ольга Кругляк

Руководитель строительных работ: Олег Мудрак

Рекомендуем