Солнечная геометрия

Одесская квартира площадью 120 м2 свободной планировки. Классический стиль в интерьере уступил место современному минимализму.

Солнечная геометрияСтрогий ритм, мягкая цветовая гамма и ясность линий выдержаны во всей квартире. Стеклянные двери играют роль световых "окон", а не глухих границ: в этом интерьере все проницаемо Солнечная геометрияУголок отдыха выделен в самостоятельную зону. Приземистые мягкая мебель и столик, длинные шторы создают иллюзию более высоких потолков Солнечная геометрияВход в спальню расположен в самом дальнем от входа углу гостиной. Его предваряет "мягкий уголок" напротив телевизора. DVD и кассеты убраны в комод Солнечная геометрияМногоугольник спальни включает несколько зон: собственно ложе, уголок рядом с гардеробной и эркер. Со временем пространство у окон заполнит зимний сад Солнечная геометрияВ просторной спальне минимум мебели. Вдвух комодах хранятся мелочи. Одежда спрятана в гардеробной Солнечная геометрияВход в ванную комнату расположен напротив окна спальни. "Живой" свет придает обстановке утонченность Солнечная геометрияЗеркало в деревянной раме и подвесной комод со встроенным умывальником от AXIA «парят» на фоне полированной настенной плитки и вносят легкий привкус ар деко. Бордюры из темной плитки визуально меняют пропорции ванной

Солнечная геометрия
Солнечная геометрияВ гостевом санузле потолочные светильники встроены в прямоугольную деревянную раму. Вертикальные, от пола до потолка, контрастные вставки из темно-шоколадной плитки визуально приподнимают невысокий потолок и расширяют небольшое пространство Солнечная геометрияПлан до переустройства Солнечная геометрияПлан после переустройства

Александр Надточей- архитектор, известный своим пристрастием к классике. Но на сей раз, следуя пожеланиям заказчиков, он обратился к более современной теме. Представляемая на этих страницах стильная и элегантная одесская квартира решена в духе минимализма.

Солнечная геометрияОбеденная зона выделена потолочным декором и нарядным светильником. Свет отражается от зеркальной поверхности натяжного потолка, визуально увеличивая его высотуИмеющиеся "стартовые условия" открывали перед архитектором широкие возможности. Вкирпичном доме-новостройке с бетонными перекрытиями все квартиры имели свободную планировку, поскольку несущие здесь- только внешние стены. Выслушав пожелания заказчиков, супружеской пары, Александр Надточей предложил свой вариант организации пространства, который был принят практически сразу. Работы, включая отделку, велись в течение четырехмесяцев.

Учитывая современный характер будущего дизайна, о котором мечтали заказчики, архитектор предложил схему со студийной планировкой парадной зоны. Справа от нее расположился кабинет, слева- спальня, ванная и гардеробная. "Солнечную ориентацию" жилища (его большие окна выходят на юг и на запад, обеспечивая на протяжении дня отличную инсоляцию) решили использовать максимально. Удачная изначальная конфигурация квартиры и дизайнерские приемы позволили наполнить естественным светом даже удаленные от окон зоны. Хозяева стремились к созданию максимально комфортных условий, соответствующих качеству европейского жилья. Поэтому работы по обустройству квартиры включали в себя не только общие подготовительные мероприятия (создание гидроизоляции в "гигиенических зонах", заливку стяжки, выравнивание стен и потолков, возведение перегородок из гипсокартона), но и оборудование системы теплых полов во всей общественной зоне, в спальне и в санузлах, установку новых окон со стеклопакетами и системы кондиционирования. Последняя особенно актуальна в теплое время года. Одесса- город южный, и поскольку бо,льшую часть дня в окна проникают прямые лучи солнца, о поддержании оптимального микроклимата решили позаботиться сразу.

Может ли минималистичный интерьер уживаться с эстетикой ретро? Данная квартира вполне подтверждает возможность и даже успешность соседства строгих современных форм со стилистикой ар деко. Тему 30-х годов прошлого века деликатно задали несколько стилизованных фотографий хозяйки в гостиной и кабинете. Элегантным фотопортретам особую достоверность придали соответствующие макияж, одежда и аксессуары, а также общая эстетика фотосъемки, включая и монохромную цветовую гамму «под сепию». Ретропортреты не только гармонируют по цвету с общей обстановкой комнат, но и создают утонченную интригу, отсылая к традиции костюмированных портретов в западно-европейской живописи.

Сегодня старинные фото и их умелые стилизации очень популярны у нас и за рубежом. Многие фотохудожники увлекаются черно-белой фотографией, стилизуя свои снимки под старинные гравюры и офорты с изображением натюрмортов и пейзажей, произведений архитектуры. Особым изыском выглядят цветные фотографии, имитирующие «едкие» цвета первых цветных фотопленок. Подобные произведения служат не меньшим украшением интерьера, чем более привычные живопись и графика.

Дизайнерскую концепцию отличают сдержанность и строгость, взвешенное использование деталей, широкий, свободный шаг в распределении объемов. При оформлении квартиры решили придерживаться правила «ничего лишнего», и многое зависело от точного соблюдения пропорций, выбора предметов обстановки. Что касается второго условия, то здесь хозяин на свой вкус определил беспроигрышный вариант, предпочитая итальянскую мебель известных марок.

Солнечная геометрияКабинет- единственное помещение в квартире, где окна закрывают жалюзи. Такое решение вполне оправданно: для сосредото-ченной работы яркий солнечный свет будет досадной помехой. Золотистые тона мебели и стен вполне компенсируют "бегство от солнца". Матовое свечение потолочной подсветки и плафон над столом дополняют локальный свет настольной лампыЗона прихожей намечает цветовую гамму и общую стилистику всей квартиры: вдоль стены справа- встроенный шкаф, слева- зеркало и комод. Торжественные интонации в сдержанный дизайн внесло оформление входа в центральную часть квартиры: прямо с порога взгляд падает на распашные двери, за которыми открывается все большое помещение гостиной-столовой. При этом не сразу бросается в глаза, что архитектор несколько сместил угол, под которым расположена стена с распашными дверями, точнее, построил сложную ломаную перегородку. Для продуманной пространственной игры одну стену прихожей сделали короче примерно на метр. Под углом идет лишь центральная часть перегородки, в которую встроены двери. Боковые же отрезки расположены перпендикулярно прилегающим стенам. Это позволило не нарушать строгих пропорций центральной части квартиры и точно вписать в планировку мебель: кухонные шкафы расположились "в линию", деликатно скрывшись от глаз входящего за простенком. Таким образом, рабочая зона не нарушает нарядную картину. Ломаная перегородка позволила решить и еще несколько задач. Впервую очередь, обеденная зона стала более просторной. Спротивоположной же стороны перегородка отступила ровно настолько, сколько понадобилось для двери в гостевой санузел. Внем установили душевую кабину, унитаз и умывальник.

Вцелом центральная зона выглядит очень просторной за счет четырех окон. Эту часть квартиры прямые лучи солнца заливают бo,льшую часть суток. Цветовая гамма построена на сочетании светлого теплого дерева, белоснежных диванов и бледно-серых стен при обилии стекла. Ивсе это дополнено темной напольной доской, которая уравновешивает воздушный верх.

Внутренние «окна» усиливают впечатление воздушности помещения: двери в прихожую, спальню и кабинет выполнены из матового стекла на деревянных каркасах. Причем переплеты этих дверей напоминают рисунок оконных рам. Сходную роль играет шкафчик в простенке между дверями в кабинет и в прихожую. Мотив окна подхватывает композиция кухонных шкафов. Она скомпонована в виде широкой рамы вокруг небольшого простенка над рабочей поверхностью, отделанного белой плиткой. По сторонам кухонную зону ограничивают гипсокартонные перегородки. Неким подобием еще одного окна, овального «окулюса» на потолке, отмечено местоположение обеденного стола. Натяжной потолок с почти зеркальной поверхностью и расходящиеся от него кругами рельефы и светильники визуально приподнимают пространство в центре комнаты, размыкая однообразную плоскость над головой. Мотив круга повторяется и в потолочном рельефе ванной. Округлые очертания смягчили жесткую сетку прямых линий, в остальном бескомпромиссно выдержанную. Помимо потолочной композиции, зонирующую функцию выполняет низкий сервант между обеденной группой и уголком отдыха. Над ними в небольшие углубления-бороздки в гипсокартонном потолке вмонтированы точечные светильники.

Мнение психолога

Солнечная геометрия
Этот современный и стильный интерьер я бы назвала театральным. Скорее всего, владельцы его ведут открытый, публичный образ жизни. Безупречность линий и форм, качество дизайна призваны продемонстрировать гостям отличный вкус и высокий статус хозяев. При этом все, что могло бы поведать их личную историю, полностью отсутствует. Вероятно, супруги- люди очень рациональные, прагматичные, эти качества, по-видимому, проявляются и в их личных взаимоотношениях. Квартира красноречиво демонстрирует стремление ее владельцев начать жизнь с чистого листа, ничего не привнося из прошлой жизни. Примечательно в этом смысле, что фотографии хозяйки стилизованы под иную эпоху и представляют очень увлекательную, хотя и совершенно вымышленную, «театрализованную» версию ее «истории».

Кандидат психологических наук,
психолог-консультант Елена Тимошевская

Из гостиной можно попасть в небольшой кабинет Г-образной формы. Справа от входа- встроенный шкаф от пола до потолка, чуть дальше- удобный двухместный диванчик и торшер. Письменный стол с компьютером и книжный шкаф спрятаны за углом и выделены в самостоятельную, ярко освещенную солнечным светом зону.

Вход в спальню расположен в дальнем конце гостиной-студии. Особое очарование ей придает эркер. Вэто помещение солнце приходит раньше, чем во все остальные. "Мини-сад", который собирается устроить здесь хозяйка, внесет элегические нотки в сдержанную обстановку. Неглубокая ниша в изголовье рассчитана на то, чтобы поместить на узкую полочку вазу с цветами или повесить картину, слева- открытый мини-стеллаж. Композиция в целом создает строгий графичный рисунок, поддержанный минималистскими бра в нише и шинной системой вдоль стены, за которой находится ванная комната. Световой сценарий дополняют три потолочных светильника, вмонтированные над изголовьем кровати, и три узких плафона, свисающие с потолка на границе с эркером. Вуглу, рядом со входом в ванную, расположена дверь в большую гардеробную комнату.

Примечательно, что оба санузла, и гостевой, и хозяйский, решены в единой стилистике. Воснове- строгий рисунок, построенный на сочетании двух цветов: светло-бежевые стены и полы красиво контрастируют с мебелью под венге (ванная комната хозяев) и вставками из темно-коричневой плитки (оба санузла). Причем в ванной темные бордюры тонкими росчерками оттеняют строгую композицию обеих половин помещения- зоны умывальника и собственно ванны, вмонтированной в подиум. Унитаз и шланг гигиенического душа спрятаны в небольшую нишу за умывальником. По иному принципу организован декор в гостевом санузле: вставки из темной плитки образуют широкие вертикальные плоскости. Стиральная машина и бойлер накопительного типа не выглядят здесь диссонансом, скорее, они воспринимаются как часть функционального дизайна.

Стилистическое единство, сохраняющееся в оформлении всех зон интерьера, и удобная планировка позволили сделать эту квартиру в равной мере удобной как для тихого семейного отдыха, так и для светского общения в многочисленной компании друзей.

Редакция благодарит салон мебели «САНТАРОЗА» и салон «LIGNE ROSET» за помощь в проведении фотосъемки.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.