Новый поворот

Однокомнатная квартира общей площадью 66,5 м2 — пример воплощения всех требований к дому для современной пары средних лет.

Новый поворотДизайн мебели в гостиной и кухне гармонирует по стилистике и форме. Зона готовки отделена от гостиной лишь небольшой перегородкой- кулисой. Многочисленная подсветка, ниши, сочетание больших, контрастных по цвету и фактуре плоскостей дополняют главную пространственную интригу Новый поворотНа стены прихожей и коридора нанесена бежевая рельефная штукатурка. Сверху ее покрыли цветным воском, что создало интересную тональную игру

Новый поворот
Новый поворотЧтобы визуально скорректировать пропорции помещения с невысокими потолками, архитектор использовала сочетание длинных низких горизонталей (комод, полки, мягкая мебель) и вертикальных, как бы ниспадающих с потолка линий (шторы до пола, светильник над журнальным столом) Новый поворотДля паркетного пола гостиной выбрали клен- его оттенок прекрасно сочетается с общим колоритом гостиной. Телевизор расположен таким образом, чтобы, открыв дверь в спальню, можно было видеть экран, не вставая с кровати. Длинные горизонтали полок, комода и ниш визуально удлиняют короткую стену. Оригинальный дизайн светильников соответствует каждой зоне помещения Новый поворотКухня, столовая зона и гостиная теперь воспринимаются как единое целое. Покрытие из темной плитки на полу кухни лишь визуально отделяет эту активную функциональную зону от гостиной. Оригинальная стеклянная вставка на полу (такая же, как и в коридоре) акцентирует обособленность обеденного уголка. Автономность кухни подчеркнута ярко-терракотовым цветом декоративной штукатурки Новый поворотЗа одной из дверей платяного шкафа в спальне скрывается вход в ванную. Всамом углу устроили компактный рабочий уголок Новый поворотДля экономии пространства в "кабинетном уголке" мини-стеллаж для книг расположили в нише. На одну из его полок опирается узкий стол, предназначенный для компьютера. Три низко спущенных плафона освещают рабочую зону Новый поворотНебольшая раковина и стиральная машина в ванной комнате объединены столешницей под цвет венге из LG Hi-Macs Новый поворотПлан до переустройства Новый поворотПлан после переустройства

Каким должен быть дом для современной пары средних лет? С удобной и элегантной гостиной, где можно подолгу общаться с близкими друзьями. Суютной спальней, чтобы, нежась в кровати, смотреть любимые фильмы. Не так-то и много требований. Но можно ли их воплотить в квартире с одной-единственной жилой комнатой?

Недостаток прежней планировки этой небольшой квартиры- слишком прямолинейная организация помещений (в буквальном и переносном смыслах). Непосредственно с порога вошедший видел перед собой дверь, ведущую в единственную жилую комнату. Неудобные выступы прямых углов мешали свободному движению. Лишенное комфорта и тайны маленькое пространство казалось из-за своей планировки еще меньше. Такое положение вещей совершенно не устраивало хозяев. Поэтому одной из главных задач требуемого переустройства должно было стать продуманное проектирование траекторий движения и усложнение внутренних объемов квартиры, ее превращение из однокомнатной в двухкомнатную. Обратившись в архитектурное бюро Маши Степановой, заказчики в первую очередь надеялись найти профессионалов, располагающих опытом подобной реорганизации пространства.

Автор идеи "превращения" архитектор Инна Лобова уже имела в своем портфолио несколько воплощенных в жизнь проектов, где ей удалось разрешить аналогичную проблему. Вданном же случае на 65м2 нужно было разместить гостиную и спальню, обозначить столовую зону и организовать функциональную кухню. Ктому же необходимость хранения вещей подразумевала создание хотя бы небольшой кладовой, а желание принимать гостей- устройства дополнительного, гостевого, санузла, как это принято в квартирах большей площади.

Воплотить чаяния заказчиков помогло интересное планировочное решение. По замыслу архитектора, кухня становилась композиционным ядром дома. Ее решили расположить в самом центре квартиры, под углом 45 по отношению к окружающим помещениям. На небольшой площади сооружение новых перегородок, ломающих ортогональную логику пространства, может на первый взгляд показаться необоснованно усложненным. Однако такой ход решал сразу несколько проблем.

От напольного покрытия обычно требуют высокой износостойкости и декоративности. Вданном случае оно должно было подчеркнуть нестандартное расположение кухни. Сделать это удалось с помощью стеклянной вставки в пол на границе плитки и паркета. Декоративный элемент "обрамил" угол помещения. Устройство такой детали создало некоторое техническое затруднение, однако архитектору удалось найти исполнителей для воплощения идеи. На начальном этапе ремонта, при заливке стяжки, для будущей стеклянной вставки было оставлено углубление в полу, ограниченное по контуру толстыми деревянными рейками. Его заполнили натуральным камнем. Деревянные опоры для стеклянного полотна покрыли серебряной краской под металл, так как в квартире довольно много металлических конструкций. Вдальнейшем по краю вставки проложили светящийся шнур (выключатель от него выведен на стену). По замыслу архитектора у стеклянного пола не должно быть углового шва. Единственный таковой- между стеклянными полотнами- совпадает с границей проема в кухонной стене. Аксессуар в виде фигуры чайки, органично вписавшийся в эту «курортную» тему, подобрала сама хозяйка дома.

Впервую очередь просматриваемая прежде от входной двери гостиная скрылась за изгибом коридора. Этот необычный изгиб появился за счет организации в прихожей небольшой выступающей кладовой. Границы же коридора обозначил угол кухонной стены, врезающийся в пространство между прихожей и гостиной. Последняя, даже не будучи скрытой за дверью, теперь недоступна взгляду входящего.

Уменьшилась ли основная комната из-за такого расположения кухни? Вовсе нет, поскольку помещения не разделяются перегородкой или дверью. Зато смежная с кухней ванная приобрела новые габариты. Входят в нее теперь из спальни, которая появилась на месте прежней кухни. Новое планировочное решение помогло найти место и для гостевого санузла-он отделен от ванной комнаты новой перегородкой. Для входа в санузел из прихожей пришлось сделать проем в несущей стене. Естественно, все эти изменения отражены в проектной документации, поданной на согласование, и в соответствии с ними получено разрешение на перепланировку.

Рациональной планировке квартиры вторит простой и функциональный подход к стилевому решению пространства. Соединение натуральных материалов и металлических элементов подчеркнуло выразительность простых геометрических форм. Цветовая гамма комнат, по желанию супружеской пары, должна была стать теплой. Архитектор сделала ставку на благородное сочетание оттенков натурального дерева, использованного в меблировке и отделке квартиры (венге и беленый дуб). Но само по себе оно выглядело бы слишком традиционным и нейтральным. Поэтому в центре квартиры была устроена оранжевая кухня, откуда по всем помещениям разошлись яркие цветовые акценты.

Направление движения от входной двери обозначено рисунком напольной плитки- он отмечает повороты изломанной линии коридора. Крупным квадратам черно-коричневой и светло-бежевой плитки на потолке вторят светильники с круглыми светлыми абажурами на темных квадратных основаниях.

Напротив шкафа с раздвижными дверями из беленого дуба находится зеркальная ниша со стеклянными полками, оборудованная в стене кладовой. Это первая "обманка", поскольку зеркало, идущее от самого пола, как бы дематериализует толщу стены, побуждая поменять направление движения. Здесь даже рисунок плитки "угадывает" такой маневр, отходя по полу широким лучом от зеркальной ниши. За поворотом другая стена кладовой также декорирована нишей. Вней расположилась небольшая библиотека. Поверхность между книжными полками внутри ниши покрашена в охристо-терракотовый цвет, который здесь кажется приглушенным. Стены кладовой возведены из пеноблоков, но благодаря декоративной отделке подсобное помещение стало украшением прихожей.

Дизайн входной зоны- удачная находка архитектора. Помещение украшено большим зеркалом, выполненным по эскизу автора проекта. Оно закреплено на перегородке из пеноблоков, за которой находится кухня. Интригующее отражение в зеркале (библиотека в нише, стена гостиной) как будто бы оформляет вход в еще одну комнату, реально не существующую. Также в зеркале отражается вставка из бамбуковых обоев- она образует интересное сочетание с декоративным поясом, устроенным непосредственно под нею на полу. Речь идет об углублении, которое засыпано галькой разного размера и закрыто стеклом. Тонированный в теплый коричневый цвет бамбук служит эффектным фоном для картины, подсвеченной закрепленным над ней бра. Обои из бамбука наклеили в эту и две другие неглубокие ниши, причем ширина углублений, оставленных между листами гипсокартона на начальном этапе ремонта, была рассчитана строго по размеру рулона. Обрамление большого зеркала деревом и изготовление деревянных полок для библиотеки выполнила мастерская Антона Колтунова. Рельефная деревянная рама зеркала была специально подобрана под цвет бамбуковых обоев. Аналогичным образом украсили и стену гостиной.

Довольно часто при нехватке свободной площади в комнатах выходом из положения оказывается устройство раздвижных дверей. Но весьма необычный прием- спрятать дверной проем в другое помещение за раздвижными дверями большого шкафа в спальне, как предложила Инна Лобова. При строительстве перегородок будущего гардероба был устроен проем между его левым и правым сегментами. Одна из раздвижных дверей большей части гардероба на самом деле открывается в короткий коридор, ведущий из спальни в ванную комнату. Для визуального расширения этой промежуточной «секции» проход в ванную комнату украсили зеркалом.

На входе в гостиную диагональное направление, в котором уложен паркет, снова обозначает движение к центру квартиры. Вкачестве материала для паркетного пола выбрали клен- его светлый теплый оттенок прекрасно сочетается с общим колоритом гостиной, где на всем лежит оранжевый отблеск. Пределы кухонной зоны обозначены декоративными приемами, в частности оформлением потолка. Ведь, как говорилось выше, граничащая с коридором перегородка не доведена до самого потолка. Ихотя здесь его уровень понижен, все-таки "воздух" между ним и стеной остается. Вэтом зазоре нарочито технологично смотрится вытяжка. Ее квадратный в сечении воздухоотвод воспринимается как металлический столб, поддерживающий потолок. Эффект парения подкрепляет и люминесцентная подсветка карниза. Еще больше «воздуха» дают круглые точечные светильники на потолке, которые на деле направлены на шкафы и рабочую зону кухни со столешницей из кориана.

Вообще освещение в этой квартире играет весьма важную роль- достаточно посчитать, сколько разных вариантов подсветки использовано в оформлении пространства. Там, где потолок кухни переходит к основной высоте потолка гостиной, квадратные точечные светильники придают плоскости легкость и повторяют световой аккорд над библиотекой. Три небольшие лампы спускаются сверху на тонкой проволоке и обозначают обеденную зону. Компактный раскладной стол в случае прихода гостей легко увеличить.

Люстра из множества гибких закрученных элементов акцентирует зону отдыха над квадратом журнального столика. Он занял место рядом с угловым диваном, напротив которого стена была оборудована под домашний кинотеатр. Из пеноблоков выложен своеобразный ризалит, выступающий на глубину одного пеноблока, с последующей контрастной отделкой деревом под цвет бамбука по светлой штукатурке. На его фоне разместились в ряд глубокие тумбы-контейнеры и полки из венге, а в центре- широкая плазменная панель и аппаратура. Для того чтобы солнечный свет не мешал смотреть телевизор, на окна повесили жалюзи из тонкого бамбука натурального цвета и тюль в тон стен.

Одним из сложных мест ремонта стало требование заказчиков устроить канальное кондиционирование с принудительным подмесом свежего воздуха. Чтобы добиться достаточной циркуляции, необходимо было разместить два внутренних вентиляторных блока, каналы от которых расходились бы по всем комнатам. Если для небольших по объему воздуховодов нашлось место в перегородках и незначительно пониженном потолке, то размер громоздких основных блоков подразумевал существенное понижение последнего. Выходом из создавшегося положения стала идея поместить блоки на кронштейнах с упругими прокладками под самым потолком подсобных помещений- один в кладовой, другой на антресоли над входом в ванную комнату. Об их местоположении говорят лишь небольшие вентиляционные решетки в стене коридора и над шкафом в спальне. Вслучае поломки доступ к блоку, находящемуся в гардеробной, осуществляется из ванной комнаты.

Оранжевая ниша с подсветкой, оставленная вверху этого ризалита, как и яркое кресло напротив него, а также другие аксессуары в гостиной ответили на вызов, бросаемый цветом кухонных стен ансамблю комнат. Если раздвижная дверь между гостиной и спальней не закрыта, отсюда можно увидеть, что в интерьере спальни есть не менее своенравный цветовой акцент. Уже при входе в эту комнату обращает на себя внимание глубокий коричневый цвет стены в изголовье кровати. Цвет шторы на окне подобрали в соответствии с оттенком декора плитки в ванной комнате. Вцелом колористическое решение интерьера спальни рассчитано на спокойную релаксацию, так как построение пространства само по себе весьма динамично. Налево от дверного проема резкой диагональю во всю длину стены протянулся большой шкаф, а в самом углу расположился "рабочий уголок". Сама стена представляет собой нечто вроде многослойной декорации. На ее "основной" слой и на потолок наложены светлые плоскости. Они, в свою очередь, служат фоном для темных деталей- тумбы и полки. Точечные светильники и карнизная подсветка подвесного потолка, край которого немного не доходит до стены, обращают внимание на эту его особенность. По обе стороны от изголовья кровати сверху спускаются светильники: три с одной стороны и один с другой. Расположив большую кровать в центре комнаты, архитектор постаралась исполнить еще одно желание владельцев квартиры. Теперь, отодвинув дверь между гостиной и спальней, они могут, не вставая с кровати, смотреть телевизор (хотя до него целых шесть метров- большой экран позволяет не думать о расстоянии).

Дверь, ведущая в ванную комнату, замаскирована под одну из створок шкафа. Успешно обыграв неправильную форму помещения, в нем установили большую угловую ванну, душевую кабину и унитаз. Вертикальные полосы из красочной декоративной плитки придали помещению устремленность ввысь, несмотря на опущенный по краям потолок (такая особенность обусловлена технической необходимостью скрыть вентиляционные каналы). Как видите, усложнив ежедневный маршрут хозяев, архитектор создала иллюзию долгого и увлекательного, полного приятных неожиданностей путешествия по небольшой, в сущности, квартире. Впроцессе этого путешествия каждая деталь, однажды заинтересовавшая входящего, потом напоминает об уже пройденном пути и обещает увлекательное продолжение истории.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.

Руководитель дизайн-бюро: Мария Степанова

Архитектор: Инна Лобова