Комфорт в квадрате

Конструкция-«иероглиф» и кухня в шкафу-купе, — интерьер двухкомнатной квартиры общей площадью 105,7 м2 никак нельзя назвать скучным.

Комфорт в квадратеДекоративная перегородка-иероглиф, отделяющая гостиную от прихожей, весьма функциональна: на ее многочисленных полках могут расположиться книги, сувениры и прочие малогабаритные предметы Комфорт в квадратеПрихожая выдержана в том же стиле и в тех же тонах, что и гостиная. Их разделение весьма условно Комфорт в квадратеКухонная мебель светлого дерева, дополненная, блеском металла, продолжает перспективу гостиной Комфорт в квадрате"Пограничная" конструкция, разделяющая гостиную и кухню, продолжается и на стене. Квадратные отверстия в ней эффектно акцентированы подсветкой Комфорт в квадратеСогласно учению фэн-шуй, обеденный стол- важнейший предмет интерьера. Илучше, если он окажется круглым- тогда потоки энергии будут плавно его обтекать Комфорт в квадратеОбеденная группа- своего рода буфер между кухней и гостиной. Продуманно расположенный светильник подчеркивает местонахождение круглого стола Комфорт в квадратеНа фоне яркой разноцветной плитки стеклянные полочки почти незаметны- они кажутся совсем невесомыми, но в то же время очень практичны и надежны Комфорт в квадратеНесмотря на кажущуюся компактность, кровать отличается многофункцио-
нальностью: вее изголовье скрывается шкаф, куда можно убрать подушки, над ним располагаются полочки и встроенные ночники Комфорт в квадратеЗеркало в гостевом санузле обрамлено мозаикой, фрагменты которой повторяются на полу и на стенах Комфорт в квадратеПлан до реконструкции Комфорт в квадратеПлан после реконструкции

Почти в каждом авторском интерьере присутствуют образ, символ, философская подоплека. Так что зачастую одна комната несет в себе идеи дзэна, вторая- непознанную культуру ацтеков, а по кухне и вовсе можно изучать Гегеля. Что, спрашивается, в такой квартире делать? Думать. Аеще- учиться, учиться... Агде же жить? Икогда? Вот архитектор Мария Степанова и решила, наконец, создать интерьер, в котором будет приятно и спокойно жить, а не только постигать идеи.

Заказчики полностью поддерживали точку зрения архитектора. Им требовалось комфортабельное жилье с достаточно обособленными помещениями, которых должно было хватить на всех членов семьи. Плацдармом для дизайнерского действа стала двухкомнатная квартира в новом строящемся доме. Ее первоначальная планировка, мягко говоря, не отвечала требованиям хозяев. Для сравнительно небольшой квартиры, рассчитанной на одного, максимум двух человек, была спроектирована прямо-таки огромная кухня- 18м2. Сэтого царственного места кухню решили потеснить на более скромные позиции, а на ее "жилплощади" устроить полноценную комнату- гостевую или кабинет, способную через какое-то время превратиться в детскую. Перепланировку существенно облегчило то, что строители по просьбе заказчиков не стали возводить межкомнатные перегородки. Авсе благодаря предусмотрительности хозяев- они купили квартиру еще тогда, когда и дома-то не было, один фундамент. Врезультате ломать ненужные перегородки не пришлось.

Для новой кухни выделили небольшой (5м2) кусочек прихожей, благо она имела довольно внушительные размеры и от такого передела не особенно пострадала. Сами хозяева не комплексуют по поводу миниатюрности кухни- они хоть и любят готовить, но посвящать всю свою жизнь кулинарии не предполагают, а для приготовления пищи имеющегося пространства вполне достаточно. Кроме того, принятое решение объясняется практической необходимостью. Планировка квартиры линейная, все окна смотрят на одну сторону, а коммуникации проходят с противоположной стороны, у стены. Решение пристроить к этой стене кухню избавило от необходимости тянуть трубы к новому пищеблоку- их просто позаимствовали у соседней ванной комнаты.

По замыслу автора проекта, прямо от входной двери должна была открываться полная панорама гостиной. Но такая открытость уместна в квартире-студии, а в нашем случае требовалось визуально разделить прихожую и гостиную. Изначально на границе хотели поставить большой аквариум. Он бы эффектно пропускал свет от окна гостиной, и вода бы играла солнечными бликами, наполняя прихожую приятным мерцанием. Но вся эта фантастическая красота стушевалась перед одним постулатом фэн-шуй. Оказывается, по древней китайской философии, вода, находящаяся напротив входа, "вымывает" из дома деньги. Услышав такое, даже стойкий к влиянию азиатской премудрости человек задумается. Витоге аквариум решили заменить перегородкой. Ачтобы не пропадало ощущение свободного пространства, Мария Степанова предложила сделать ее не сплошной, а "просвечивающейся". Получившаяся конструкция похожа на иероглиф. Через ее несимметричные сквозные полки прекрасно проходит свет от окна, который так боялись потерять. Вобщем, получили то, к чему стремились: декоративная перегородка визуально разделяет пространство, но не делает его совсем уж замкнутым. Мария Степанова скромно добавляет, что и иероглиф-то специально не планировался. Просто, рисуя будущие полки, она должна была постоянно отбрасывать тяжелые и громоздкие детали. Вот и получилась гармоничная и стремящаяся к равновесию форма.

Фэн-шуй - древнекитайская философия, с мистико-символических позиций объясняющая законы организации жилого пространства. Дословно "фэн-шуй" переводится как "ветер и вода". Согласно древним китайским верованиям, именно эти силы в максимальной степени влияют на земной ландшафт и на судьбу, здоровье и благополучие человека. Учение гласит, что через каждую точку земли постоянно проходит множество энергетических потоков (кстати, существование энергетических полей подтверждает и современная физика). Исвободное и беспрепятственное их прохождение, а также недопущение их столкновений обеспечивает грамотное применение законов фэн-шуй. Движение и направление потоков напрямую зависит от формы земельного участка, местонахождения здания, его архитектуры, расположения предметов в помещении и т.д. Это учение подскажет, как правильно построить дом, спланировать комнаты и расставить в них мебель, чтобы привлечь удачу, спокойствие, гармонию и процветание. Например, приверженцы фэн-шуй не рекомендуют супружеским парам обзаводиться микроволновой печью- считается, что она привнесет в отношения сложности и холодность, поскольку действует с помощью холодной энергии, относящейся к стихии металла, а не огня. Авот изобилия, оказывается, добиться очень просто. Для этого достаточно повесить напротив обеденного стола зеркало- отраженная в нем пища будет «удваиваться» и символизировать богатство. Для того чтобы скорее найти работу, нужно повесить на кухне произведение искусства в черных тонах. Для исправления подпорченной репутации понадобятся красные занавески на кухне, а при нехватке денег выйти из положения помогут пурпурные подушки на диване в гостиной.

"Иероглиф" расположен на условной границе, отделяющей прихожую и кухню от гостиной. На этой же линии находится обеденная зона- круглый стол со стульями. Она олицетворяет плавный переход от кухни к гостиной. Инадо всем этим, продолжая визуальную границу, устроили подшивную конструкцию из гипсокартона. Она «спускается» на стену, замыкая разделительную линию. Как и в «иероглифе», в этой конструкции имеются квадратные отверстия. Кроме того, ее окрасили в более интенсивный цвет, чем гостиную в целом. Хозяева квартиры сначала испугались столь радикального приема, полагая, что темный потолок будет «лежать на плечах». Однако риск оправдался: потолок не выглядит низким, а акцентированная «линия» выделяется на общем фоне и привлекает внимание.

Остальное пространство гостиной выдержано в более спокойных разбеленных тонах терракотовой гаммы. Вообще, пастельные оттенки используются во всей квартире- это было одним из основных пожеланий хозяев. Также они хотели ограничить количество предметов мебели в гостиной. Поэтому здесь находятся только большой угловой диван и стенка для аудио- и видеоаппаратуры. Стараясь отойти от «девчачьих интерьеров» (выражение автора проекта) с закругленными формами, стенку собрали из шкафов-кубиков, перекликающихся с квадратами описанной выше «линии». Кстати, такое решение еще и удобно, ведь из «кубиков», как из детского конструктора, всегда можно соорудить композицию любой конфигурации.

Продолжают "квадратную" тему, а заодно и восточные мотивы "иероглифа" японские шторы на окнах. Это два полотна разной длины, вторящие оттенку подвесного потолка. Аквадратные прорези в них в точности копируют потолочные. Граница на полу между плиткой прихожей и паркетом гостиной тоже весьма условна. Ивыполнена не как ровная диагональ, а в виде квадратных ступенек. Словом, «квадратная» тема господствует везде. Даже в коридоре на плиточном полу выложен тот же рисунок, что и на подвесном потолке.

В таком "геометрическом" помещении и освещение должно быть соответствующим. Простым по форме и современным по стилю. По двум противоположным сторонам комнаты протянули шины. Лампочки на них незаметны, но дают много света. Вкоридоре же источники встроили в подвесной потолок, чтобы не вешать банальную люстру. Вдруг она отвлекла бы внимание от «иероглифа», которому уготована лидирующая роль в интерьере?

Несмотря ни на что, хозяева и автор проекта не хотели отказываться от большого аквариума в гостиной. Его поместили в специально сделанное углубление в стене, соседствующей со спальней. Но этим дизайнерская мысль не ограничилась- всю нишу для аквариума решено было оформить a la naturelle, для чего ее стенки отделали плиткой под дикий камень. Иполучился своеобразный, слегка одичавший кусочек природы посреди вполне городской квартиры. Асоседство с природой, как известно, способствует полноценному отдыху и расслаблению.

А теперь вернемся к изгнанной на задворки интерьера кухне. Содной стороны, ее роль в данном архитектурном контексте, можно сказать, второстепенна: нужна она исключительно для практических нужд. Асугубо функциональные вещи, как известно, прячут... Вшкаф. Понадобилась- достали, попользовались и опять убрали. Вот и кухню тоже спрятали. И чем не шкаф? Окон нет, находится в самой глубине квартиры, да еще и закрывается раздвижными дверями. Шкаф-купе, да и только! Сдругой стороны, если двери этой кухни-шкафа раздвинуть, она окажется совсем не второстепенным, а очень даже полноценным компонентом объединенного пространства гостиной-столовой. Асветлый деревянный фасад кухни, контрастируя с насыщенным цветом подвесного потолка, замкнет и уравновесит цветовой ряд гостиной (темные шторы- светлые тона гостиной- терракотовая разделительная "линия"- светлый фасад кухни).

Архитектурное решение спальни было продиктовано двумя обстоятельствами: во-первых, желанием хозяев как можно рациональнее использовать не слишком большое пространство, а во-вторых, непрямоугольной формой комнаты- она имеет скошенный угол с большим окном. Параллельно окну возвели перегородку, благодаря которой помещение обрело форму равностороннего многоугольника (эту же форму повторяет и подшивной потолок). Кроме того, появилась входная зона, она же гардеробная, где разместились большие шкафы-купе. Впогоне за свободными метрами купили кровать без тумбочек. Их роль играют оригинальные поворачивающиеся столики, прикрепленные к ложу с обеих сторон. Туалетный столик из гипсокартона и стекла- авторская вещь. Среди готовой мебели в многочисленных магазинах и салонах не нашлось подходящего для этой спальни, и архитектору пришлось спроектировать его самой. Скошенная форма столика и козырька с подсветкой над ним замечательно вписывается в помещение, где все углы срезаны.

Спальня выдержана в успокаивающих сине-голубых тонах. Но если стены светло-голубые, то перегородка и шторы выделены темно-синим. Такой прием позволяет избежать монотонности "сонного царства". Абояться излишней мрачности не стоит- окна выходят на солнечную сторону. Справа и слева от кровати в перегородку вмонтированы стеклоблоки. Кроме декоративной функции, они выполняют и чисто практические: во-первых, пропускают свет во входную зону, во-вторых, будут снабжать естественным светом аквариум в живом уголке гостиной.

В копилку идей

Комфорт в квадрате
Пропилеи храма Морфея

Необычная конфигурация комнаты, в которой предполагалось устроить спальню, подсказала архитектору интересную идею размещения шкафов для одежды и хозяйственных мелочей. Кровать поставили напротив окна. От входной двери спальная зона должна была отделяться перегородкой, параллельной скошенной наружной стене. Справа и слева от двери расположили высокие шкафы с раздвижными дверями. Левый, Г-образный шкаф вполне традиционен для современных квартир, а вот правый значительно интереснее. Его оригинальность заключается в остроумном использовании поставленных под углом перегородок между спальней и гостиной. Вэтом месте архитектор успешно превращает «мертвый» угол одной комнаты в декоративный «живой» уголок другой. Шкафы-купе обрамляют вход в спальню, создавая небольшой «предбанник». Искусственно зауженный проход, помимо своей основной функции видоизмененной гардеробной, выполняет еще несколько, относящихся к разряду архитектурных игр со зрителем. По пути из небольшой темной зоны (вставленные в стену стеклоблоки меняют ситуацию несущественно) к свету и простору голубой комнаты легко ошибиться в оценке реального метража спальни. Давно известный и распространенный прием оказывается как нельзя более уместным в интерьере небольшой московской квартиры. Изобретение древних греков применяется сегодня не менее успешно, чем в языческих храмах.

Поскольку в хозяйской ванной оборудована сауна, помещение не стали объединять со спальней. Решили, что не очень этично водить желающих попариться гостей через столь интимную комнату. Ванная, словно в противовес всей остальной квартире, пестрит яркими цветами. Такой интерьер предполагает эмоциональную встряску после спокойствия и уравновешенности других помещений. Да и неплохо слегка взбодриться перед принятием водных процедур.

Мария Степанова использовала в этой ванной четыре контрастных цвета: белый, желтый, оранжевый и зеленый. Кстати, оказалось, что подобрать такие вроде бы распространенные оттенки непросто- часто они просто не желали сочетаться друг с другом. Аведь это решение построено на контрасте цветов, но не тонов, тона должны быть абсолютно равносильными. Особую динамику и игривость "веселой" ванной комнате придают фрагменты, выложенные более мелкой плиткой. Время от времени глаз "цепляется" за квадратик, где вместо одной плитки обычного размера- целых четыре, но маленькие, и тоже разных цветов.

Как правило, производители керамической плитки выпускают не один модельный ряд продукции, а сразу целую коллекцию. Внее входят различные элементы, необходимые для оформления помещения. Прежде всего, это так называемая фоновая (или основная) плитка- обычно однотонная или с неброским повторяющимся рисунком (например, под текстуру мрамора). Для стен и пола всегда предусматривается разная плитка, более и менее износостойкая. Включаются в коллекцию и различные декоративные вставки. Их количество и разнообразие зависят от престижности коллекции и, конечно, сказываются на ее цене. Это может быть плитка с рисунком, с вкраплениями металла, натурального камня или дерева. Также предлагаются декоративные бордюры, широкие или тоненькие, как карандашики. Оснащаются наборы плитки и функциональными принадлежностями: плинтусами и уголками для них и для бордюров. Иногда в коллекциях присутствуют специальные элементы для оформления лестниц: лестничный плинтус, керамические проступи и "подступенки"- плитка для отделки вертикальной части ступеньки; рамки и уголки для зеркала. Все виды плитки, входящей в состав коллекции, сочетаются друг с другом. Элементы выполняются в общем стиле, объединяются основополагающей идеей. Часто вся коллекция бывает выдержана в одной цветовой гамме, а если и нет, то ее компоненты подходят друг к другу по тону.

Проблема с мебелью для ванной решена довольно оригинально: столешницу под раковину сделали сами и выложили той же плиткой, что и стены. Плюс к тому соорудили оригинальную этажерку со стеклянными полочками. Конструкция выглядит очень легкой, ажурной, поскольку полочки крепятся к тонким металлическим струнам, а не к широким деревянным или пластиковым опорам. Благодаря оригинальной находке проектировщиков- вместо технических струн, применяемых обычно, они использовали струны для штор- этажерка смотрится более эстетично. Да и не заметно некрасивого крепежа- все закрывается аккуратными хромированными заглушками. Чтобы этажерка не раскачивалась, струны натянули довольно сильно. Но со временем они будут ослабевать, и их придется подтягивать.

Гостевой санузел тоже выложен квадратиками разноцветной плитки, только на сей раз сине-голубой гаммы. Вдополнение использованы небольшие фрагменты венецианской мозаики. Ее рисунок повторяет и плитка на стене. Здесь же разместился прачечный блок, над которым в стену встроены стеклоблоки. Вот такая получилась комфортабельная и нарядная квартира. Аесли кому-то непременно нужна идея, можно сказать и так: идея этого проекта- покой, душевное равновесие и умиротворенность.

В детской сконструирована функциональная стенка с многочисленными нишами. Не зная точно, для чего они будут использоваться, архитектор Мария Степанова предусмотрела углубления самой разной длины, высоты и глубины. Пока комната играет роль гостевой-кабинета, здесь стоит телевизор, располагаются видеокассеты, журналы и всякие мелочи. Но в один прекрасный момент их место могут занять погремушки, бутылочки и соски. Словом, в любое время может возникнуть необходимость что-то здесь изменить. Чтобы это не составило особого труда, стенку выполнили из пеноблоков. Выбранный материал более удобен для последующего моделирования, чем гипсокартон, из которого тоже частенько изготавливают подобные сооружения (например, в данном случае это декоративная перегородка-"иероглиф" в гостиной). Кстенкам и полкам из пеноблоков можно прикреплять дополнительные элементы, например, навешивать стеклянные дверцы. Только нужно грамотно подобрать дюбели с шурупами или анкеры. Кроме того, можно выломать ненужные полки и соорудить новые.
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.