Какой витраж выбрать? (Свой дом №3 2006)

Какой витраж выбрать? (Свой дом №3 2006)
Какой витраж выбрать? (Свой дом №3 2006)Двери в технике "Тиффани". Автор - Наталья Заботина ("СТУДИЯ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА") Какой витраж выбрать? (Свой дом №3 2006)Эти ширмы, разграничивая пространство на зоны, не лишают интерьер цельности Какой витраж выбрать? (Свой дом №3 2006)Витражный портал в технике спекания. Автор - Наталья Мардарь

Все витражи этого подмосковного дома выполнены в классической технике, которая позволяет соединять довольно крупные куски стекла, и поэтому больше всего подходит для заполнения рам панорамных окон, конструкций межкомнатных перегородок и подвесных потолков. Суть технологии состоит в том, что вырезанные по эскизам дизайнера кусочки цветного стекла вставляют в металлический П-образный профиль (в данном случае латунный, хотя нередко используют свинцовый), а места стыков надежно спаивают. Такой витраж на удивление прочен и долговечен и может стать настоящей фамильной ценностью, передаваемой по наследству от поколения к поколению. Кнедостаткам следует отнести дороговизну (1м2 стеклянного панно стоит в среднем от $800 до $1500 и более) и довольно значительную массу готового изделия.

Нужно заметить, что классический витраж тяготеет к простым и геометричным формам. Для создания тонкого и детализированного рисунка, состоящего из мелких фрагментов, обычно применяют технику "Тиффани". Вырезанные или специально отлитые кусочки цветного стекла оборачивают по краям самоклеящейся медной лентой (фольцем), раскладывают по макету в соответствии с эскизом, а потом спаивают между собой. Данная технология позволяет создавать объемные предметы интерьера - торшеры, бра и люстры, что очень сложно, а порой и невозможно сделать в витраже на металлических профилях. Единственное, пожалуй, в чем "Тиффани" проигрывает "классике" - это прочность. Что касается цены на такой витраж, то в зависимости от сложности его исполнения она колеблется от $600 до $1500.

Существуют и витражные техники, исключающие использование какого бы то ни было металлического профиля. Кним относится, в частности, так называемый фьюзинг. Суть этого способа в том, что рисунок выкладывают из маленьких кусочков стекла по принципу аппликации, а затем спекают их в печи при температуре около 850 С в единый пласт. Таким образом можно создать монолитную композицию со сложным, выразительным рельефом. Фьюзинг - довольно непростая и дорогостоящая технология (1м2 изделия обойдется в $700-1000), для изготовления самостоятельного декора ее используют редко. Обычно подобные панели становятся элементами классического свинцового витража.

Метаморфозы стекла

Еще совсем недавно ассортимент стекла, применяемого для витражей, был весьма узок. Сегодня же выбор его поистине огромен: прозрачное и цветное, листовое и фактурное... Кроме того, за последнее время появилось множество способов обработки этого материала.

Фальцовка (огранка) использует эффект преломления света. Стекла, обработанные таким способом, могут походить на вставленные в раму полудрагоценные камни, хрусталь или перламутр. Но для получения широкой фаски, которая смотрится наиболее выигрышно, стекло должно иметь толщину как минимум 6-8мм (у обычных оконных стекол она составляет 3-4мм). Это приводит к увеличению массы изделия, что вызывает дополнительные трудности при его установке. Стоит такая операция $90-600 за 1 пог. м.

Еще один популярный метод глубокой обработки стекла - так называемая пескоструйка. Материал подвергают воздействию струи сжатого воздуха и абразива, в результате на поверхности образуются углубления, которые создают иллюзию объемного изображения, напоминающего изморозь. Чем толще стекло, тем отчетливее проявляется декоративный эффект. "Пескоструйные" изделия относительно недороги - 1м2 панно стоит около $250.

Имитации

Если установить настоящий витраж по тем или иным причинам невозможно, решением проблемы станет его имитация. Нужного эффекта можно достичь за счет наклеиваемых на стекло полупрозрачных пленок и ленты, выступающей в роли медной или свинцовой протяжки. Ксожалению, выглядит такой псевдовитраж не вполне достоверно, да и срок его службы не слишком велик. Пожалуй, единственное достоинство "обманки" в ее дешевизне - 1м2 панно обойдется в сумму порядка $150.

Можно также расписать стеклянное полотно при помощи специальных красок (самостоятельно или заказав "картину" в стекольной мастерской). Сначала на лист стекла эпоксидной смолой с красителем наносят контур рисунка, а в образовавшиеся ячейки заливают цветные лаковые смеси. Правда, и в этом случае копия проигрывает оригиналу - такой «витраж» едва ли прослужит более трех лет.

Строго говоря, полученные изделия не являются витражами в полном смысле слова. Однако их производство оказывается более простым, быстрым и дешевым. Да и стекло можно использовать уже не «классическое» силикатное, а акриловое или органическое.