Запад и Восток

Четырехкомнатная квартира общей площадью 103 м2: сочетание современной европейской эстетикой с индийскими мотивами и этническими предметами

Запад и ВостокУ входов в кабинет и спальню было запланировано место для фотографий, но их заменили непальские танки Запад и ВостокГорельеф в нише с изображением Кришны и Радхи вырезан из дерева. Хозяева привезли его из Индии Запад и ВостокКухня с L-образной расстановкой мебели получилась настолько удобной, что теперь хозяйка предпочитает сама готовить любимые блюда индийской и итальянской кухни. На стене- расшитый старинный чехол для ситара (конец XIXв.) Запад и ВостокВышитый коврик из необработанного шелка украшает стену над диваном в гостиной Запад и ВостокНа фоне стен персикового тона в спальне графично выделяется темная мебель. Вначале купили кровать и уже под нее подбирали остальную обстановку. Крамам для полога прикрепили драпировки из тончайшего вышитого хлопка. На стене- резной индийский алтарь. Напротив ложа- комод, у окна в углу- туалетный столик. Из спальни можно пройти в гардеробную

Запад и Восток
Запад и ВостокПлан до ремонта Запад и ВостокПлан после ремонта

Трудно поверить, что прежде это пространство представляло собой тесную коммуналку. Тем, кто находится в данной квартире, расположенной в самом центре мегаполиса, кажется, что они пребывают в ином измерении и за окнами- не урбанистический пейзаж, а умиротворяющие картины природы. Интерьер дышит покоем и дарит равновесие. Здесь приятно отдыхать, общаться и заниматься медитацией.

Хозяева приобрели квартиру в доме неподалеку от набережной Москвы-реки. Из окон двух помещений открывается вид на город, окна трех прочих обращены во двор, есть два небольших балкона. Еще одно планировочное достоинство жилья- почти полное отсутствие несущих опор, за исключением трех колонн, выступающих из стен. Внутренние перегородки несущими не являлись, а потому были демонтированы, после чего одна из колонн оказалась отдельно стоящей. Входе переустройства авторы проекта постарались максимально раскрыть центральное пространство квартиры, но при этом все-таки избежать студийной планировки как таковой.

Сценарии освещения

Запад и Восток
Классическая люстра над обеденным столом- это единственный традиционный осветительный прибор в доме. Под потолком холла- источники направленного света, напоминающие театральные софиты. Они прикреплены к металлической ферме длиной 7,5м, расположение которой задает мощный вектор движения в глубину пространства квартиры. Гостиную освещают пять бра, спальню- три «стаканчика», низко подвешенные над комодом.

Как уже упоминалось, окна выходят на две противоположные стороны. Нынешние гостиная и кабинет смотрят на запад (отсюда видна великолепная панорама делового центра столицы), спальня, столовая и кухня- на восток, на зеленую дворовую территорию. Такая ориентация по сторонам света выглядит символичной, ведь в дизайне этой квартиры с современной и в целом нейтральной европейской эстетикой сочетаются ориентальные мотивы и этнические предметы. Для каждой вещи тщательно выбрано место. Поэтому выразительные предметы не нарушают спокойных интонаций интерьеров.

За стеной дождя

На месте глухой перегородки шириной 303см, отделявшей нынешнюю столовую от холла, появилась необычная стеклянная завеса. Она подвешена к металлическому карнизу, смонтированному над входным проемом, и состоит из четырех полотнищ закаленного матированного стекла. На него нанесен рисунок, напоминающий струи стекающей воды. Пара полотнищ- сдвижные, два других закреплены стационарно. На перегородку из стекла можно направлять свет софитов, прикрепленных к ферме под потолком. Взависимости от угла их наклона возникает эффект то струящегося дождя, то водопада, мягко подсвеченного лучами солнца, то светового экрана, рисунок которого проецируется на окружающую обстановку.

От прежнего коридора, длинного и узкого, сохранился лишь маленький сегмент, который служит прихожей. Здесь установили комод и прикрепили круглое зеркало. За счет уменьшения площади кухни среднюю часть коридора расширили. Справа от входа- шкаф для верхней одежды, слева, в нише за углом,- двери в ванную комнату и гостевой санузел. Втех местах, где прежде были входы в комнаты с балконами, стенные перегородки теперь отсутствуют. Траекторию движения от входной двери замыкает выступ перегородок гардеробной, расположенных под углом 45. Под тем же углом по обе стороны от него- входы в спальню и кабинет. Диагонально срезана часть стен санузла и кухни со стороны прихожей. Эти линии поддержаны диагональной укладкой напольной доски во всех помещениях, что сбивает ощущение масштаба: под углом раскрываются в перспективе дальние зоны квартиры, и жилище кажется еще более просторным.

Индийские мотивы

Запад и Восток
Пару колонн, фланкирующих переход в гостиную, сделали элементами необычной композиции. Верхние их части украсили стилизованными капителями, поддерживающими несущую балку. Рядом с одной из колонн в холле стоит шкаф. Небольшой простенок между ним и вертикальной опорой закрыли зеркалом, тем самым создав иллюзию пространственной глубины, да и шкаф выглядит при этом не столь массивным. Точно такую же декорацию расположили и по другую сторону шкафа. Стволы колонн со стороны холла декорировали лентами вертикальных фризов. Они представляют собой многослойные рельефные панно, выполненные с помощью декоративных штукатурок и различных тонировок. На красном фоне как бы продавлен золотистый узор, напоминающий изображение на китайском шелке. Впол у оснований колонн вмонтированы по два цветных светильника. Втемноте эта подсветка, направленная на фризы, создает интересный эффект: колонны становятся похожи на столбы красного пламени. Всю парадную часть квартиры по периметру украшает напольный фриз, переходящий в декоративный плинтус. Он выложен из мозаики цвета антрацита и подчеркивает переход от темного пола к светлым стенам. «Лента», состоящая из нескольких рядов мелких мерцающих тессер, напоминает декоративную кайму на национальной одежде. Она поддерживает этническую тему в интерьере и в то же время гармонично сочетается с элементами современного декора.

Не только практичность

Запад и Восток
Нередко эстетика гостевых санузлов формируется "по остаточному принципу". Вданном же случае даже этому крохотному помещению придали индивидуальность. Большую часть торцевой стены и дверцы встроенного в нее шкафчика оклеили обоями Arte (Бельгия). Над умывальником- зеркало в резной раме, такими же рамами украшены и дверцы упомянутого шкафа. Обоями Arte, но другого рисунка оклеен и потолок, к которому подвешены два светильника-шара из матового стекла.

Современная эстетика Европы и индийская этника достигают здесь гармоничного созвучия. Отдельные компоненты экспозиции со временем могут измениться, но образ интерьера в целом сохранит свою цельность.

Почти как за городом
На вопросы редакции отвечает хозяйка квартиры Инна.

-Что для вас было самым главным при выборе концепции интерьера этой квартиры?
-Мы мечтали о большом пространстве. Высокие потолки, много света- для нас это важно. Благодаря В. Будильскому все наши эстетические и практические пожелания осуществились, интерьер вызывает ощущение, что находишься не в городской квартире, а в загородном доме.

-Обычно свободное пространство планируют в тех домах, где принято часто принимать гостей, многолюдные компании...
-Для нас эта квартира- место уединенного отдыха. Здесь все организовано для того, чтобы нам с мужем было удобно.

-А какие зоны стали для вас любимыми?
-Моя сторона- восточная. Люблю смотреть из окна столовой на тихие зеленые дворы, крыши старых домов, уголки Москвы. Кухня тоже смотрит на восток. АВолодя, мой муж, предпочитает запад: панорама динамичного делового центра за окнами, картины современной жизни, в гостиной- его любимый диван, телевизор... Наши предпочтения, кстати, точно совпали с теорией фэн-шуй.

-Вы заранее предусмотрели места для этнических аксессуаров?
-Мы сами привезли их из путешествий в период ремонта. Но уголки для «экспонатов» запланировали заранее, попросили автора проекта сделать подсветку. Кстати, при локальном освещении в темноте они выглядят очень выразительно, да и весь интерьер преображается. Свет красиво моделирует скульптуру, а красные фризы на колоннах и бра в гостиной светятся таинственным огнем.

Рассказывает автор проекта

Вначале хозяева мечтали об интерьере с ярко выраженным этническим характером. Доминирующей должна была стать тема Индии. Однако постепенно сложился образ более нейтральный. Цветовых предпочтений у супругов не было. Но после посещения одного из созданных нашей студией дизайна объектов, где было много красной кожаной мебели, владелец квартиры решил добавить детали красного цвета. Чтобы они не нарушали спокойных интонаций, мы использовали красный в штукатурных фризах, декоре колонн, подобрали настенные светильники с яркими плафонами. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы оживить в целом нейтральную палитру. Полы балконов облицевали плиткой и поменяли ограждения. Ввести в их рисунок стилизованное изображение мантры «ОМ» предложила хозяйка, а затем по нашим эскизам были выполнены металлические решетки.

Владимир Будильский

Редакция благодарит галерею «Лакшми» и салон Emile Marqu за предоставленные для съемки аксессуары.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.