Как в былые времена

Квартира (72,5 м2) в доме, построенном около ипподрома. Декор, мебель, обои, текстиль — все напоминает уютные английские интерьеры XIX в.

Как в былые времена
Как в былые временаАрки, возведенные по проекту архитекторов, помогли объединить пространство, не прибегая к радикальной перепланировке. Границы холла, столовой и кухни четко обозначены за счет разных напольных покрытий Как в былые временаКлассическая кухня с деревянными фасадами идеально вписывается в общую стилистику "старой квартиры". Заметная деталь: форма вытяжки над газовой плитой и вид латунного смесителя на мойке тоже выдержаны в духе ретро Как в былые временаЭти портреты лошадей были специально подобраны для оформления квартиры после ремонта. Ахарактерная развеска в ряд одинаковых по формату аналогичных картин- давняя европейская традиция Как в былые временаПолукруглое завершение большого раскладного обеденного стола вторит широкой дуге арочного проема Как в былые временаВ кабинете (как и, за некоторыми исключениями, во всей квартире) мебель старинная. Это наследство, оставленное предыдущими поколениями. Она была отреставрирована квалифици-рованными мастерами так, чтобы ею снова можно было свободно пользоваться Как в былые временаУставленные книгами, керамикой и безделушками полки, обилие картин (хотя повторяющийся раппорт рисунка на обоях уже создает ощущение заполненной поверхности стены)- все это напоминает уютные английские интерьеры XIXв. Как в былые временаИзлюбленный прием в современной архитектурной практике, а именно зрительное увеличение интерьера за счет использования в комнате зеркал, не нарушает очарования спальни, ведь зеркала старинные Как в былые временаДиагональное направление укладки паркета в спальне "размывает" границы комнаты и четкие размеры помещения по длине и ширине Как в былые временаДекор ванной комнаты продолжает главную стилистическую линию квартиры: мебель темного дерева, резные филенки на шкафу под раковиной, фигурная рама зеркала, латунные смесители придают помещению шарм английского ретро Как в былые временаПлан до переустройства Как в былые временаПлан после переустройства

Эта четырехкомнатная квартира расположена в доме, построенном в начале XX века неподалеку от ипподрома. Данное обстоятельство, а также фамильное увлечение ее хозяев конным спортом повлияли на некоторые особенности декора помещений. Но главное- заказчики мечтали сохранить впечатление старины. Так что и после реконструкции в оформлении квартиры просматривается эстетика классического английского особняка XVIII-XIX вв.

В четырех комнатах проживает семья из трех человек: родители и их сын- старшеклассник. Расположение, назначение и размеры гостиной-столовой, кабинета, спальни и комнаты младшего домочадца (она служит ему спальней и кабинетом) решили оставить прежними. Изменить собирались нежилые помещения и маршруты движения по квартире. Самым неудачным местом выглядела кухня- узкая, вытянутая, с окном в торце. Чтобы сделать помещение комфортабельным и светлым, снесли глухую перегородку между ним и столовой. Взамен выстроили большую пологую (коробовую) арку почти во всю длину старой стены. Относительно прежнего местоположения арка смещена на 20см, что сократило площадь столовой всего на 1,5м2. Перегородку, отделяющую столовую от гостиной, частично заменили аркой с широким проемом. Кроме того, вход на кухню из холла обрамляет полуарка. Таким образом, столовая и кухня стали проницаемыми и воздушными. Они почти насквозь просматриваются из самых разных точек, даже от входной двери.

Изменения коснулись и прихожей. Раньше от нее в сторону кухни и кабинета рукавами расходились два коридора. После перепланировки оба исчезли: один стал частью ванной комнаты (она увеличилась почти вдвое), а за счет другого немного изменили прихожую, которая обрела квадратную форму. Очень узкий и тесный туалет рядом с входной дверью стал на 0,5м2 просторнее- также за счет прежнего коридорчика. Наконец, дверь изолированного кабинета ранее выходила в коридор, а теперь в эту комнату можно пройти из столовой.

Переоборудование началось с демонтажа всех прежних дощатых межкомнатных перегородок и дверей, а также со снятия прежних слоев штукатурки (она состояла из известковой смеси, нанесенной по дранке- диагонально перекрещивающимся тонким рейкам). Пришлось освободить помещения от дымоходов давно разобранных печей, заменить старый канализационный стояк и электрику. Паркетный «пирог» и плитку удалили, как и деревянные доски чернового пола. На полностью расчищенном пространстве архитекторам предстояло не просто создать интерьер, соответствующий былой классической стилистике квартиры, но и подчеркнуть «связь времен».

Отдельного внимания заслуживают перекрытия (а вместе с ними полы и потолки) дома, где расположена квартира. Исходная конструкция базировалась на стальных двутавровых балках, опиравшихся на толстые несущие кирпичные стены. Поперек балок на нижних полках двутавров были проложены деревянные брусья наката, к ним снизу крепились доски обшивки потолка. Поверх балок лежали другие брусья (лаги). На них, в свою очередь, настилались доски черного пола. Вот с таким междуэтажным «пирогом» и пришлось работать нашим архитекторам. Между деревянными лагами уложили плиты минеральной ваты Rockwool (Дания), а затем собрали новый дощатый пол из шпунтованной половой доски. На нее настелили полиэтиленовую пленку (внахлест, с проклейкой швов), а сверху укрепили 12-миллиметровую фанеру, которая послужила основанием для штучного паркета. Для гостиной, кабинета и спальни подобрали недорогой, но износостойкий дубовый паркет («РАДУГА»), а для столовой предпочли более благородную и ценную вишню («ОБНИНСКИЙ ПАРКЕТНЫЙ ЗАВОД»). Поверхность пола отшлифовали и покрыли лаком в три слоя: сначала нитроцеллюлозным, а затем алкидно-уретановым фирмы «ТЕКС».

В качестве отделочного материала дерево послужило объединяющим мотивом для разнообразных и многочисленных деталей, наполняющих помещения. За счет продуманной игры тонами и фактурами карнизов, арок, мебели и дверей даже в небольших комнатах не возникает ощущения разнобоя и пестроты. Новая мебель была подобрана так, чтобы составить единый ансамбль со старинной хозяйской мебелью. Врамы из такого же темного полированного дерева и бронзы «одеты» многочисленные акварельные изображения породистых лошадей (прадедовская фамильная коллекция) и, конечно, зеркала. Из темного дуба выполнены и штанги для штор. Дополняет общее впечатление текстиль. Камерный характер кабинета, например, подчеркивают диванные подушки с искусно вышитыми изображениями лошадей.

В ванной комнате, туалете и прихожей выполнили двойную гидроизоляцию и, сделав стяжку, положили новую керамическую плитку.

Спроектировав классический, квадратный в плане холл, архитекторы расставили удачные декоративные акценты. Холл сообщается со всеми помещениями квартиры (кроме уже упомянутого кабинета, хотя его часть просматривается через большую арку столовой). Уже в этой зоне обращает на себя внимание тщательность выбора отделочных материалов, прежде всего дерева, гармонично объединившего все зоны. Оформление пола подчеркивает форму входного пространства: светлый квадрат обрамили по периметру бордюром и украсили маленьким орнаментированным квадратом в центре, наклеив более мелкую узорчатую плитку (вкрапления из нее же значительно оживили однотонную напольную керамику цвета охры на кухне).

Единое решение- светло-бежевые стены и контрастирующая с ними темная, кофейного тона, отделка арок, обозначивших зону прихожей, кухни и столовой,- зрительно увеличило эту часть квартиры. Все три комнаты «гостевой половины» (холл, гостиная, кухня) выглядят теперь как единое целое.

Вкачестве межкомнатных дверей выбрали испанские темно-коричневые филенчатые деревянные полотна фабрики VISEL. Все арочные проемы тоже отделали деревом по контуру. По чертежам архитекторов отечественные мастера изготовили к ним дубовую облицовку и осуществили их монтаж. Тон деревянной отделки (цвет морилки) подбирали специально, в соответствии с оттенком дверных наличников. Сбольшим вниманием выстроили декоративную архитектонику арок, снабдив каждую подобием замкового камня, а боковым частям придали облик пилястр с базами и капителями. Между прочим, похожие деревянные овальные арки украшают некоторые помещения старого московского ипподрома. Соблюдая правила игры, темными деревянными же решетками-ширмами, сделанными на заказ, декорировали и новые биметаллические радиаторы SIRA (Италия). При замене старых окон металлопластиковыми (фирма «ОКОННЫЙ СУПЕРМАРКЕТ») внутреннюю поверхность рам также заказали с ламинированием под дерево, под стать подоконникам из ДСП.

Для того чтобы замаскировать сильные неровности стен, их обшили гипсокартонными листами (ГКЛ) в два слоя. Обшивку закрепили на металлическом каркасе. Новые перегородки, как и широкие арки в гостиной, возвели из одинарного металлического каркаса С- 112 и тоже обшили ГКЛ. Вхолле, на кухне и в столовой стены покрыли светлой водоэмульсионной краской, использовав колоранты для получения теплого персикового тона, гармонирующего с цветом темного дерева.

Вгостиной, кабинете и спальне наклеили виниловые обои двух видов, разделив их лентой бордюра "в старинном вкусе". Вгостиной и кабинете вертикальные полосы рисунка нижних, цокольных, обоев эффектно сочетаются с крупным узором основного вида. Для спальни же выбрали однотонные розовые полотна для цокольной части стены и мелкий светло-розовый сетчатый рисунок для остальной поверхности.

Приятная особенность старого дома- высокие потолки. До ремонта их высота составляла 3,26м, но во многих помещениях ее скрадывали антресоли. Их полностью разобрали, а на деревянные потолочные брусья набили новые доски, которые и послужили основой для отделки.

По мнению Ольги Лусенковой, самым выгодным решением верхней зоны было бы устройство натяжных потолков (быстрота монтажа, все неровности скрываются за ПВХ-пленкой. Возможные протечки от соседей (не редкость в старых домах) бессильны испортить такой потолок). Но заказчик предпочел подшивные потолки из ГКЛ. Во влажных помещениях, разумеется, использовали влагостойкие ГКЛ (идля стен тоже). Потолки закрепили на металлическом каркасе.

Встоловой архитекторы сначала планировали декорировать потолок брусьями из полиуретана, имитирующими старые деревянные балки. Это сулило более живописную стилизацию под старину. Но хозяева квартиры предпочли нейтральное решение- белые балки из ГКЛ. Витоге на потолке смонтировали четыре перекрещивающихся бруса- два продольных и два поперечных. Образовавшиеся кессоны украсили лепными карнизами из пенополиуретанового профиля.

При большой исходной высоте снижение менее чем на 15см существенно не повлияло на облик помещений. Зато в образовавшийся зазор были спрятаны электропроводка, трубы с горячей водой, протянутые через всю квартиру от водонагревателя.

На стыке стен и потолков по всей квартире закрепили широкие потолочные карнизы из пенополиуретана. Их классические профили напоминают лепнину дореволюционных зданий. Для каждой комнаты архитекторы подбирали свой лепной декор. Адля оформления потолочных светильников в гостиной, кабинете, спальнях и прихожей подыскали разные лепные розетки. Их отличают не только габариты (диаметр варьируется в зависимости от размеров каждой люстры), но и характер рельефа. Более лаконичный применен в прихожей, более нарядный- в столовой, наконец, более камерный, мелкий- в спальнях и в кабинете (вся лепнина- от компании NMC, Бельгия). Потолки вместе с наклеенной на гипсокартон лепниной покрыли в два слоя водоэмульсионной краской от BECKERS (Швеция).

Важную роль в создании ощущения "дореволюционной квартиры" сыграла мебель. Ее тон должен был точно сочетаться с общим колоритом помещений. Особенно тщательно выполнялась отделка интерьера деревом. Оно вообще стало главным фактором, формирующим настроение жилища. Новая мебель итальянского производства была приобретена для комнаты сына (кровать и письменный стол) и для столовой (обеденный гарнитур). Ее подобрали в расчете составить единый ансамбль со старинными предметами из прежней обстановки. Шкаф, который сейчас находится в спальне, был на две трети восстановлен в реставрационной мастерской. Специально для интерьера кабинета ту же процедуру проделали и с потолочным светильником. Ощущение домашнего уюта в спальне и кабинете создается благодаря почти сплошному заполнению поверхности стены. Среди книжных полок и шкафов развешаны картины- наследство, бережно хранимое владельцем квартиры в память об отце-художнике, жившем в этой квартире. И, конечно, весь дом украсили изображения лошадей: на акварелях в холле, аксессуарах в столовой, подушках в спальне.

Вгостевом санузле и в ванной комнате стены отделали керамической плиткой, оставив лишь узкую полоску на самом верху, по всему периметру. Потолок покрыли акрилатной водостойкой краской, заколерованной в мягкий чайно-кремовый цвет. Ачтобы и здесь создать впечатление спокойного классического интерьера, выбрали плитку в условно-итальянском, помпейском духе- под травертин и мрамор, с узорчатым бордюром, будто вырезанным старыми мастерами.

Отсутствие горячего водоснабжения- еще один "наследственный признак" дома, осложнивший работу над проектом. Воду здесь нагревала старая кухонная газовая колонка, которую заменили более мощной современной моделью. Для ее маскировки архитекторы соорудили декоративную полуколонну, примыкающую к стене кухни. Этот элемент выступает ровно настолько, чтобы спрятать в своей тени расположенную в углу газовую колонку с дымоходом. Внутри муляж скрывает водопроводный стояк. Вода от него к сантехническим приборам поступает по металлопластиковым трубам, прикрепленным к деревянным балкам потолка. Дальше трубы ныряют под гипсокартонную обшивку кирпичных стен. Для этого между несущими стенами и ГКЛ был специально оставлен зазор в 20см.

Сегодня в дизайне интерьеров особым вниманием и спросом пользуется так называемый английский стиль, хотя это понятие довольно расплывчато. Речь идет не о буквальном повторении примет какого-то временного отрезка (например, эпохи Тюдоров, короля Георга или королевы Виктории), а, скорее, об общем духе Англии, известной своим консерватизмом и культом приватной жизни. "Английский интерьер" привержен традиционным формам и приемам отделки, но очень сдержанным: легкие элементы классики или готики, минимум дорогого камня, много дерева, преимущественно темного или тонированного (мебель, облицовка стен, отделка окон и дверных проемов), вместо позолоты- резьба, латунь и бронза. Обои и обивка в вертикальную полоску, полы в шашечку, массивная мебель, фамильный антиквариат, множество гравюр и акварелей, украшающих стены,- все это приметы английского стиля.

В ванной комнате тонкая канализационная труба (всего 5см в диаметре) не позволяла установить унитаз. Поэтому он был смонтирован в маленькой туалетной комнатке возле прихожей, будучи присоединенным к общему стомиллиметровому канализационному стояку. Втуалете установили и небольшую раковину (все финского производства от IDO). Так как площадь ванной увеличилась, кроме самой купели и раковины туда поместилась стиральная машина, что, впрочем, не привело к большим потерям пространства. Стилистически оба "влажных" помещения, при всей их очевидной функциональности, выглядят как продолжение жилых комнат, соответствуя их классической отделке. Намек на историческое прошлое квартиры- смесители Antica от BANDINI (Италия). Они выполнены в стиле ретро из полированной латуни и покрыты легким чернением, что делает их похожими на старинную медь или бронзу.

Ремонт длился 6,5месяца. Витоге, полностью реконструировав старую квартиру, архитекторы смогли и сохранить дух благородной старины, и создать интерьер с воплощенным в нем особым стилем жизни, который не грех передать следующим поколениям (вместе с любовью к живописи и страстью к лошадям).

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.

Архитектор: Ольга Лусенкова

Руководитель строительных работ: Валерий Пчелинцев

Архитектор: Андрей Власов