Памятка для заказчика: Работа над проектом

Организационно-экономические требования к архитектурной мастерской, технические тонкости и рекомендации по оценке проекта. Примеры из жизни.

Работаем над проектом

Итак, вы хотите сделать свою квартиру красивой и удобной, а если повезет- шедевром мирового зодчества. Первая большая проблема на этом пути- выбор архитектора. Кее решению надо отнестись так же серьезно, как к выбору своей второй половины,- ведь в созданных совместными усилиями интерьерах вы будете жить, возможно, много лет. Кроме того, придется достаточно плотно общаться с архитектором, по меньшей мере от шести месяцев до года (проект+ авторский надзор). Определяющими условиями плодотворной совместной деятельности являются взаимное доверие и эмоциональная совместимость. Если работы архитектора вам нравятся, но интуитивно вы ему не доверяете- лучше поискать другого. От ошибок в выборе никто не застрахован, поэтому рекомендуем заключить своего рода брачный контракт, который позволит сохранить деньги и время, если вы все-таки ошибетесь.

Кроме красивых цветных эскизов полноценный дизайн-проект должен быть снабжен необходимыми техническими чертежами и схемами.

План ванной комнаты (вид сверху): Вид из гостиной:
Памятка для серьезного заказчика
  1. Раковина.
  2. Полотенцесушитель.
  3. Сантехнический шкаф.
  4. Душевая кабина.
  5. Унитаз.
  6. Ванна.
  7. Монтаж канализации в стене.
  8. Вентиляционный короб.
  9. Монтаж канализации в подиуме душевой кабины и в фальшкоробке ГКЛ.
Памятка для серьезного заказчика
  1. Короб ГКЛ.
  2. Подиум под душевую кабину (бетон).

Чтобы не посеять в ранимых душах творцов от архитектуры сомнение в вашей порядочности и доверительном к ним отношении жесткими условиями договора, можно сослаться на непреодолимую третью силу (жену, мужа, тещу, банк), выдавшую вам кредит на ремонт и настаивающую на формальной стороне дела. Вконце концов, большинство пар в цивилизованном мире заключают брачный контракт и не видят в этом ничего обидного. Только необходимо помнить, что даже самыми жесткими и хитрыми условиями договора нельзя заставить бездарного зодчего создать шедевр. Поэтому ищите прежде всего талант.

Один из самых надежных способов выбора- рекомендации близких вам людей, которым этот архитектор уже что-то спроектировал. Во-первых, вы сможете в непринужденной обстановке и не один раз рассмотреть все плюсы и минусы реального результата работы архитектора, что проблематично сделать при стандартных 10-20-минутных показах квартир. Во-вторых, подробно расспросите знакомых или друзей обо всех нюансах работы с ним.

Если у вас нет такой возможности, следующим по эффективности способом выбора является проведение тендера, результатом которого будет эскизный проект (форпроект). Снашей точки зрения, оптимальное количество участников тендера- трое. При двух "соискателях" трудно выявить явного фаворита, а при количестве участников больше трех анализ проектов становится слишком утомительным занятием. На сегодняшний день опытные и, соответственно, имеющие стабильный круг клиентов частные архитекторы или фирмы вряд ли согласятся участвовать в конкурсе бесплатно. Разработка форпроекта сейчас стоит от $500 и выше, следовательно, для проведения архитектурного тендера из трех квалифицированных участников вам понадобится не менее $1500. Врезультате конкурса вы должны получить три архитектурные концепции вашей квартиры, включающие в себя:

  1. обмерочные чертежи;
  2. общую планировку;
  3. планы полов, потолков, развертки стен с указанием типов отделочных материалов;
  4. принципиальную расстановку сантехнического оборудования, кухни, радиаторов отопления;
  5. принципиальные схемы вентиляции и кондиционирования.
О том, на что следует обратить внимание при оценке форпроектов (ивообще архитектурных проектов), будет сказано ниже.

Если заказчик не готов потратить определенную сумму на тендер и верит в свою безошибочную интуицию, то, посетив 5-7 архитектурных мастерских и ознакомившись с результатами их работы (нетолько на бумаге, но и на реальных объектах), он вполне сможет решить для себя вопрос выбора. От подобного объезда не уйти и тем, кто хочет организовать конкурс, просто результатом анализа будет выбор нескольких претендентов.

Исключить объезд можно, опубликовав объявление о проведении тендера в одном из ведущих архитектурных журналов. Тогда специалисты найдут вас сами при условии, что объявление будет не очень маленьким (начиная с 1/8страницы) и в нем будет указано, что организатором конкурса является частный заказчик. Большинство архитекторов научено горьким опытом участия в тендерах крупных компаний и в государственных тендерах, которые, как правило, носят формальный характер- их победитель известен заранее. Затраты на рекламные объявления необходимого формата в «глянцевых» журналах сравнимы с затратами на проведения конкурса. Но экономия в этом вопросе вряд ли целесообразна, поскольку маленькие объявления или объявления в рекламных газетах скорее всего пройдут незамеченными. Поэтому, если нет возможности дать полноценное объявление, лучше повнимательнее изучить опубликованные в тех же журналах работы архитекторов и самому посетить архитектурные мастерские.

При выборе участников тендера следует обратить внимание на ряд организационно-экономических и технических условий.

А. Организационно-экономические требования к архитектурной мастерской

  1. Проектировать ваш объект должен именно тот архитектор, работы которого вам понравились при просмотре. Часто бывает так, что этот архитектор уже уволился или занят в другом проекте, и руководство фирмы предлагает другого, работы которого вы не видели.

  2. Выясните состав окончательного проекта и его стоимость у каждой фирмы для сравнения их между собой. Важно, входит ли туда инженерная часть, или это лишь архитектурный проект; какие разделы имеются в инженерной части; осуществляет ли фирма согласование перепланировок с разрешительными органами. Косени 2002г. сложилась следующая ценовая ситуация на рынке проектных услуг по реконструкции квартир (впроект входят: архитектура+ подбор мебели+ «инженерка» по электрике, слаботочным сетям, сантехнике, утеплению лоджий, вентиляции и кондиционированию):
     

    • частные архитекторы (втом числе без лицензий, потому что это для них дорого)- $20-30 за 1м2;
    • архитектурные фирмы (имеющие лицензии на проектные работы)- $40-100 за 1м2;
    • "знаменитые" архитекторы (обычно тоже без лицензий, потому что не считают нужным их открывать, имея внушительный послужной список)- от $100 за 1м2.

    В договор с архитектором обязательно надо включить пункт об авторском надзоре. Имеются по крайней мере две причины, по которым авторский надзор необходим. Первая- врамках авторского надзора архитектор незаметно для заказчика будет исправлять в проекте допущенные им ошибки. Вторая- архитектор окажет активное противодействие упрощению проекта строителями, а попытки упрощения будут обязательно предприняты последними с целью облегчения своей участи. Стоимость авторского надзора начинается со $150 в месяц при посещении архитектором объекта 1раз в неделю.

    Если фирма делает только архитектурную часть, надо иметь в виду, что отдельные "куски" проекта для среднестатистической квартиры в 100м2 будут стоить:
     

    • электрика- $300-700;
    • слаботочные сети- $100-200;
    • сантехника (водоснабжение + канализация)- $100-300;
    • утепление лоджий, балконов- $100-300;
    • вентиляция и кондиционирование- $200-400.

    Утверждение на МВК (Межведомственной комиссии вашего района) серьезных перепланировок (например, проемов в несущих стенах, перекрытиях и т.п.) специализирующиеся на этом фирмы осуществят за сумму, начинающуюся от $2000 в течение двух-трех месяцев (участных маклеров дешевле). Такой большой срок согласований связан прежде всего с тем, что заседания МВК проходят 1раз в месяц, поэтому начинать надо как можно раньше. Львиную долю затрат на утверждение составляет стоимость проекта усиления проемов. Дело в том, что вмешиваться в несущие конструкции имеют право только авторы общего проекта дома, в котором вы имеете счастье проживать, или 1-2 специализированных института в Москве (если дом старый и найти автора его проекта не представляется возможным). То есть налицо монополия со всеми вытекающими финансовыми последствиями. Сам по себе проект усиления- вполне тривиальная вещь. Но если вы попробуете «сунуться» за ним самостоятельно и официально, то скорее всего вам просто запретят делать перепланировку под благовидным предлогом заботы о целостности здания.

    Вообще говоря, у проблемы вмешательства в несущие конструкции дома есть 3возможных решения. Первое- вместе с архитектором найти вариант, минимально ущемляющий ваши желания, но позволяющий отказаться от демонтажа несущих конструкций ("дешево и сердито"). Второе- обратиться в специализированную фирму за вышеуказанную сумму ("дорого, да мило"). Третье- нанять высококвалифицированного инженера, который докажет специалистам института, что ваша перепланировка ничем не угрожает зданию (для искателей приключений). Вэтом случае о цене вопроса и сроках его реализации можно только догадываться. Хотя был на нашей памяти один случай, когда согласовать сложную перепланировку не смогла даже специализированная фирма, поскольку институтские конструкторы не захотели брать на себя ответственность и осложнять себе жизнь серьезными расчетами. Итут в поле зрения заказчика попал один внезапно освободившийся от своих обязанностей в связи с перестройкой кандидат наук, который все благополучно посчитал, начертил и утвердил в институте-монополисте. Обошлось это заказчику раза в 3 дешевле, чем запрашивала фирма, потерпевшая фиаско. Но случай этот- редкое исключение из общего правила и в настоящее время вряд ли возможен, поскольку подобные кандидаты наук снова востребованы и адекватно себя оценивают. Однако если у вас лично есть инженерное образование...

    Всегда предпочтительнее заказать архитектурную и техническую часть проекта в одном и том же месте. Если же понравившийся архитектор или фирма не делает технической части, надо иметь в виду, что стоимость "инженерки"- не менее 20% от стоимости архитектурной части. Плюс к этому вы будете втянуты в дрязги между двумя независимыми организациями- автором архитектурного проекта и автором инженерной части к нему. Каждая из сторон будет доказывать свою правоту, в результате чего вы можете потерять уйму времени и нервов, а первоначальный архитектурный замысел изменится до неузнаваемости по причине наложения на него всевозможных технических ограничений.

Чтобы этого не произошло

  1. Оплату проектных работ следует разделить на этапы:

    • аванс (желательно 25%, хотя архитекторы обычно просят 50% от общей суммы);

    • 50% от общей суммы после выполнения проекта вместе с инженерной частью (неважно, кем будет выполняться эта часть- сотрудниками той же мастерской или сторонней организацией) и официальным утверждением всех перепланировок в соответствующих инстанциях (неважно, будет ли этим заниматься мастерская или придется воспользоваться услугами других людей); этот этап можно разбить на две равные проплаты (по25%): первую- после окончания архитектурной части, вторую- после «инженерки» и согласований;

    • 25% от общей суммы после приемки проекта в работу подрядной строительной организацией с соответствующим обязательным указанием в договоре, которое должно выглядеть примерно так:

      "Данный проект может быть реализован в полном объеме в рамках квартиры, находящейся по адресу ____________. Общая стоимость строительно-отделочных работ (указать, с какими материалами или без материалов) при этом составит сумму ________, которая не может быть изменена, если Заказчиком не будут внесены изменения в проект. Работы обязуемся выполнить за _____ месяцев после получения аванса. Стоимость реализации всех архитектурных и технических решений проекта учтена в вышеуказанной сумме. Все проектные размеры будут выдержаны. Вслучае возникновения неучтенных при предварительном изучении проекта трудностей в его реализации обязуемся совместно с архитектором преодолеть их без увеличения стоимости и сроков выполнения работ».

    Разумеется, архитекторы и строители будут не в восторге от таких формулировок, но если они ответственные и квалифицированные специалисты, то бояться им нечего. Ас разгильдяями лучше дела вообще не иметь- напрасно потратите деньги и время и все придется переделывать заново. Для большей уверенности архитектора в вашей порядочности в договоре с ним хорошо бы обозначить предельные сроки на разработку инженерной части проекта, согласование с разрешительными инстанциями и выбор строительной организации. На "инженерку" квартиры средней сложности обычно уходит 4-6 недель, на согласование проемов в несущих стенах и перекрытиях- 1,5-3месяца, на подбор строительной организации- 2-4 недели. Таким образом, определяющим по срокам является согласование на МВК. Но спасает то, что его можно начинать практически одновременно с архитектурным проектированием, поскольку дизайнерская концепция квартиры обычно созревает в течение первых двух недель. После этого целесообразно сразу же запускать по инстанциям схему перепланировки в надежде получить все разрешения одновременно с окончательной готовностью проекта.

    Конечно, перечисленные выше меры не спасут вас от ошибок архитектора, но они помогут выявить эти ошибки еще до финансирования попыток их реализации и сохранить ваши деньги и нервы. Кроме того, вы заранее будете обладать полной информацией о стоимости и сроках реализации фантазий архитектора и в случае необходимости сможете настоять на упрощении проекта.

    Следует насторожиться, если строительная организация без детального изучения проекта соглашается подписать договор с указанными выше формулировками. Скорее всего вы имеете дело с непрофессионалами, которые не понимают, во что ввязываются. Это грозит вам, как минимум, потерей времени на подготовительные работы, в процессе которых выявятся ошибки архитектора (охарактерных ошибках- смотри ниже). Но к моменту выяснения этого обстоятельства вы уже оплатите соответствующие работы и материалы и автоматически будете втянуты либо в сложный процесс возвращения денег, либо в не менее сложный процесс устранения недостатков совместными усилиями архитектора и строителей на безвозмездной основе. Если стоимость переделок существенна, то безвозмездный процесс возможен лишь теоретически. Апрактически- строительная фирма может закрыться, ее ответственные лица и архитектор исчезнуть из вашего поля зрения со всеми вытекающими отсюда потерями. Конкретные действия, которые обычно проводят ответственные профессиональные строители перед приемкой в производство проекта и подписанием договора с заказчиком, будут нами подробно рассмотрены в следующих статьях, а сейчас вернемся к архитекторам.

  2. Вдоговоре с каждым участником архитектурного конкурса должна быть указана твердая сумма на выполнение проектных работ в случае его победы в тендере, а также перечислены составные части проекта. Оплата тендера для выигравшего включается в общую стоимость проектирования.

Б. Технические тонкости проекта и рекомендации по его оценке

Памятка для серьезного заказчикаСистемы отопленияОговоримся сразу: речь пойдет об оценке технической и технологической части проекта. Восприятие художественно-эстетической стороны творения достаточно субъективно, даже профессионалы часто расходятся во мнении об одном и том же. Мы же обсудим вещи практические и однозначные.

Памятка для серьезного заказчикаСхема водоразбора вспальном санузлеКонечно, архитекторы ошибаются не по злому умыслу, а по рассеянности. Или находясь в творческом порыве, когда совершенно невозможно обращать внимание на всякие глупости вроде нормативных допусков на не вертикальность и не горизонтальность плоскостей в конкретной квартире, необходимости "свободных" размеров в каждой цепочке, нереальности желания спрятать канализационную трубу в несущую стену... Ивообще, какие там трубы, когда речь идет ни больше ни меньше о шедевре мирового зодчества! Но вот с точки зрения финансовых и временных затрат на воплощение «шедевра» «глупости» эти имеют огромное значение. Так что иногда полезно опускать архитектора из-за облаков на грешную землю. Нижеперечисленные критерии технически грамотного проекта помогут вам и в ситуации выбора архитектора (при анализе его предыдущих работ).

Начнем с измерительных приборов. Почему-то считается, что если в планировке стоят размеры типа "4721мм", то архитектор является высококвалифицированным и дотошным специалистом, который "все просчитывает до миллиметра". Не удивляйтесь потом, что такой проект вряд ли будет реализован в первозданном виде. По-настоящему профессиональные строители не возьмутся за выполнение работы "подетскому рисунку», без приведения его к существующим технологическим нормам, после которого может существенно измениться и архитектура.

"Допускаемое отклонение действительной длины" для обычных рулеток (третий класс точности) для размера 4721мм составляет 1,2мм (ГОСТ 7502-98). Иэто "при температуре окружающей среды 20С и натяжении измерительной ленты рабочим усилием 101Н" (цитата из того же ГОСТа). То есть даже при соблюдении всех этих идеальных условий размер "4721мм" при измерении одной рулеткой может быть равен 4719,2мм, а другой- 4722,2мм. Кинструментальной следует добавить косвенную (1мм) и случайную погрешность, вызванную сложными условиями измерений (уровень к рулетке обычно не прикладывают, прямой угол тоже определяют "наглаз" и температуру с натяжением не тарируют). Врезультате получается, что перенести планировку с чертежа на объект с помощью обычных рулеток в условиях стройки с точностью, большей 5мм, вряд ли возможно. Иэто свидетельствует не о низкой квалификации строителей, а о суровой реальности, которую архитектор должен учитывать. Ведь для того чтобы получить превосходную архитектуру, совсем не обязательно морочить голову строителям миллиметрами. Если же какой-то определяющий размер должен быть выведен с точностью до миллиметра, в проекте необходимо акцентировать на этом внимание. Чтобы подрядчик в смете заложил космические технологии и приборы, а заказчик заранее узнал о предстоящих (космических) затратах. Итак, при проверке проекта полезно иметь в виду:

Правило №1.
Оптимально, если планировочные размеры (даются в миллиметрах) оканчиваются на «0» или на «5».

Теперь о допусках. Вмонолитном или панельном домостроении нормативные допуски геометрических размеров в пределах квартиры площадью 100м2 составляют сантиметры (кому интересны подробности, может открыть соответствующие СНиПы). Сучетом низкой квалификации дешевых "иностранных" рабочих эти отклонения могут вырасти и до десятков сантиметров. Например, 10-15-сантиметровая разница в диагоналях прямоугольной стометровой "коробки"- не такая уж большая редкость. А 3-5-сантиметровые отклонения от вертикальности стен и горизонтальности плит перекрытия можно найти практически в каждой квартире.

Это обстоятельство почему-то ускользает от внимания архитекторов. На обмеры они обычно выезжают только с рулеткой. Замеры производятся лишь в двух-трех точках ограждающих конструкций и совершенно необоснованно привязываются потом к целой стене или плите перекрытия (рис. 1, 2). Как правило, у архитекторов нет ни желания (надетальный обмер потребуется 2-3 дня), ни инструментов (отвес, водяной уровень с длиной шланга от 10м и т.д.) для проведения тщательного "провешивания" и "пробивки уровня" объекта. Термин "провешивание" обозначает проверку вертикальности стен, колонн и т.п., "пробивка уровня"- это проверка горизонтальности плит перекрытия, балок и т.п. Понимая сложность и скучность задачи обмера, некоторые архитекторы пользуются услугами специализированных фирм, имеющих для этого полный набор инструментов. Ксожалению, такой подход тоже не дает полной гарантии от ошибок. Хорошо, если специалисты фирмы подойдут к обмерам ответственно, но нередко на это не хватает ресурсов и времени. Апроверить выполненную работу становится возможным лишь в процессе строительства, когда всплывают ошибки. Деньги фирме к этому времени уже заплачены и с нее «взятки гладки».

Исключить «вредное» влияние на проект ошибочных измерений можно двумя путями:

  1. Попытками более скрупулезного и точного проведения замеров.
  2. .
  3. Соблюдением при проектировании правила №2.

Правило №2.
Любой одиночный размер при его реализации должен иметь технологический "люфт" в пределах нескольких сантиметров (обычно люфты закладываются в толщину штукатурки, стяжки, фанеры и других оснований для чистовой отделки). Любая цепочка размеров должна иметь хотя бы один "свободный" (или "размер со звездочкой"), который безболезненно для проекта может быть изменен в пределах 5-10 см.

Актуальность описанной выше проблемы подтверждается тем фактом, что за 20лет работы в области элитного ремонта автор этих строк ни разу не встречал безупречных обмерочных и планировочных чертежей, которые бы полностью подтвердились в процессе строительства. На каждом объекте обязательно «взрываются бомбы замедленного действия», заложенные архитектором при обмерах и в технологических решениях. Для примера приведем два характерных случая из практики.

Памятка для серьезного заказчика Памятка для серьезного заказчика
Рис. 1
Замеры с индексом(А) произведены архитектором, размеры с индексом(Р)- реальные. С,Д- несущие монолитные стены, расположенные под углом более 90
Рис.2
А- существующий несущий монолитный простенок, Д- сквозные короба вентиляции, Е- проектируемая перегородка, С,В,М- монолитные стены

На рисунках 1, 2 обмерочные и соответствующие им проектные размеры, заложенные архитектором, отмечены буквой "А", реальные размеры- "Р". Указаны также места проведения замеров. На рисунке1 схематично изображена зона входа в квартиру свободной планировки в новом доме. Справа при входе должен был располагаться короб с нишей для электрощитка и проводов, за ним- зеркальный шкаф для верхней одежды, изготавливаемый под заказ в Италии. Архитектором было сделано 3вертикальных замера (места указаны на рисунке) вдоль стены входной двери, отличающихся всего на 5мм, к наименьшему из которых он привязал отметку уровня чистого пола. Существующие монолитные стены и потолок решили не штукатурить, а только зашпаклевать, поскольку они выглядели довольно гладкими. Короб электрощитка был запроектирован из гипсокартона. По контуру между стенами, потолком и шкафом планировался тарированный зазор 5мм.

Строители выполнили необходимые работы, выдержали проектные размеры, архитектор их проверил и принял. Шкаф благополучно "пришел" из Италии. Но когда приступили к его сборке, выяснилось, что в центральной части он не проходит по высоте, поскольку потолочная плита перекрытия именно там "провисает" на 13мм по отношению к местам замера. Пришлось снова разбирать шкаф, срочно искать столярную мастерскую, которая не испугается "строгнуть" его нижнюю планку на злополучные 13мм, не испортив изделия. Понятно, что после такого вмешательства отечественных мастеров итальянский дизайн шкафа отнюдь не улучшился. Заказчик уже смирился со своей участью и лишь злобно наблюдал, как в "вылизанной" квартире снова очищали, выравнивали и красили потолок. Взорвался клиент только тогда, когда все было готово к очередной "примерке" шкафа- аон опять "невлез"- теперь уже по ширине. Опустим ненормативные существительные, прилагательные и глаголы, которыми заказчик щедро награждал архитектора со строителями, и вернемся к технической стороне дела.

Оказалось, что между несущими стенамиС и Д не было угла 90, угол был тупым- стена С уходила на 20мм (по линии лицевой поверхности шкафа) от перпендикуляра к стенеД, проведенного в точке их пересечения. Стенку гипсокартонного короба электрощитка строители размечали по стенеС. Соответственно, стенка эта находилась под острым углом к Д (состороны шкафа). Поэтому прямоугольное сечение шкафа никак не могло вписаться в полученный параллелограмм. Все было бы не так ужасно, если бы стенаС и потолок не были монолитными (несущая арматура открылась после сбивки 10мм бетона) или хотя бы были оштукатурены. Тогда размеры ниши под шкаф имели бы вертикальные и горизонтальные технологические люфты (читай правило№2), позволяющие не трогать саму мебель. Кроме того, при установке штукатурных маячков строители обязательно заметили бы "провисание" потолка- половина проблемы была бы снята. Но стены и перекрытие были несущими и только шпаклеванными. Поэтому пришлось разбирать гипсокартонный короб электрощитка со всеми вытекающими последствиями, в том числе и в состоянии заказчика.

Самое интересное, что ему пришлось перенести не только двухнедельную задержку сдачи объекта и моральные травмы, но и оплатить все происходящее, так как строители выдержали проектные размеры, а на архитектора можно было только орать- свои деньги он давно получил и оплачивать издержки не собирался ввиду «временной финансовой несостоятельности». Судиться с ним из-за нескольких сотен долларов заказчик посчитал ненужным.

Рисунок 2 поможет нам понять еще одну типичную неприятную ситуацию, безболезненно "разрулить" которую вполне могло бы наличие "свободного" размера в цепочке (смотри правило№2). Индексы у размеров те же, что на рисунке1, и также изображена зона входа в квартиру. Основными помехами для архитектора были "неубираемые" вентиляционные коробаД (сквозные по всем этажам) и несущий монолитный простенокА. После долгих мучений родилась приемлемая и модная сегодня концепция с плавно переходящими друг в друга пространствами прихожей, кухни и гостиной, отделенными только напольными покрытиями. На кухне и в прихожей решено было положить плитку, в гостиной- паркет. Линия раздела плитки и паркета должна была совпасть с осью простенкаА. Правда, проход из прихожей на кухню получался узковатым, но все же соответствовал минимально допустимому по нормативам- 850мм. ПерегородкуЕ и ограждение вентиляционных коробов решено было сделать из кирпича и оштукатурить. Вполучающуюся нишу в Германии заказали кухонный шкаф. Его ширину архитектор вычислил, отняв от обмерочных 3050мм толщину штукатурки простенкаА (20мм), минимальную ширину прохода (850мм), толщину оштукатуренной перегородкиЕ (160мм), технологический зазор (10мм) и толщину штукатурки стеныВ (20мм). Одного замера между стенойВ и простенкомА ему показалось достаточно, тем более что у другого торца простенка измерениям мешали старые ограждения венткоробов.

Когда строители демонтировали эти ограждения и попытались разметить новые, оказалось, что простенокА не параллелен стенеВ. Расстояния между ними, замеренные у противоположных торцовА, отличались на 50мм: 3050 и 3000мм (см.рис.2). Кроме того, простенокА был "завален" в сторону стеныВ на 20мм, что, соответственно, "съело" весь люфт по штукатурке простенка. СтенуВ не штукатурить было нельзя- после демонтажа старых венткоробов открылись ее причудливые отклонения от плоскости. Такие, что даже проектных 20мм штукатурки оказалось мало, пришлось кое-где сбивать бетон. Уменьшать расстояние между А и Е не позволяли нормативы и заказчик.

Самым простым выходом из этой ситуации могло показаться возведение перегородкиЕ параллельно простенкуА и оштукатуривание боковой стенки ниши шкафа параллельноВ. Несколько сантиметров кирпича, "налезающего" при этом на венткороб, можно было бы сбить. Но никуда не деться от клина по плитке. Клин- это непараллельность шва плитки (доски, паркетной клепки) стене (или мебели), то есть разное расстояние от шва до стены по ее длине. При разметке плитки параллельно простенкуА ширина клина вдоль стеныВ составляла 120мм, вдоль стенС и М- 50мм. При разметке параллельно стенеВ клин вдоль простенкаА составит 50мм (см.рис.2). Для плитки размером 2020см такое, конечно же, недопустимо.

Разумеется, к этому времени немцы уже приступили к изготовлению шкафа и наотрез отказывались изменить его габариты. Единственным размером в цепочке, где можно было бы найти недостающие 5см, оказалась толщина перегородкиЕ. Поэтому, несмотря на то что кирпич и сухая смесь были уже закуплены и доставлены на объект, перегородкуЕ решили сделать толщиной 160 - 50 = 110мм из гипсокартона, а простенокА доштукатурить до параллельности стенеВ. Теперь посчитаем убытки:

  • разница между ценой покупки и последующей продажи кирпича:
    1200шт.1,3 руб. = 1560 руб.;
  • соответственно сухой смеси:
    25 мешков20 руб. = 500 руб.;
  • транспорт: 1500 руб.;
  • погрузо-разгрузочные работы: 1600 руб.
    Итого: 5160 руб.

Как всегда, платил заказчик. Потеря денег и увеличение на неделю сроков окончания работ его не очень-то расстраивали- главное, что проблема была решена.

Но это оказалось только начало. Гипсокартонщики смонтировали перегородкуЕ и ограждения коробов, обеспечив сантехнику только доступ к канализационному стояку. При попытке утопить сливную трубу от мойки в стенуВ сантехник обнаружил в ней силовую арматуру. Стена оказалась несущей, вырезать в ней арматуру- все равно что пилить сук, на котором сидишь. Тем более что квартира находилась на третьем этаже 16-этажного дома.

Опять пришлось искать недостающие 35мм (вообще диаметр сливной трубы ПВХ у раструба- 60мм, но спасли 20мм штукатурки и 10мм бетона до арматуры). Иснова единственным местом, где их можно было найти, оказалась толщина перегородкиЕ. Решили ее демонтировать, заменить 75-й стоечный профиль на 50-й и сделать обшивку однослойной. СтенуВ наштукатурили на 35мм, чтобы спрятать злополучную трубу. Ксчастью для себя, заказчик об этом так ничего и не узнал. Архитектор уговорил строителей переделать все за свой счет, пообещав задействовать их на своих будущих объектах и закрыть глаза на некоторые огрехи по качеству. Сам же молодой зодчий запомнил на всю жизнь:

Правило №3.
В несущие стены из монолитного бетона нельзя прятать канализационные и водопроводные трубы. Больше не будем утомлять читателя примерами из жизни и просто приведем еще несколько рекомендаций по проектированию, гарантирующих строительный процесс от накладок и переделок.

Правило №4.
Ниши под мебель должны выполняться с соответствующим запасом для ее установки (уточняется у сборщиков мебели).

Правило №5.
Вновь проектируемые перегородки, в которых скрываются водопровод, канализация и другие коммуникации, должны иметь толщину, обеспечивающую их несущую способность и звукоизоляцию смежных помещений.

Правило №6.
Места для скрытого монтажа блоков кондиционирования и вентиляции должны иметь размеры, позволяющие разместить не только сами эти блоки, но и подводку к ним (воздуховоды, фреоновые трубки, электропитание и автоматику) с учетом технологических радиусов изгиба.

Правило №7.
При проектировании элементов подвесного потолка, закрывающего воздуховоды и другие коммуникации, необходимо учитывать размеры профиля для крепления гипсокартона.

Правило №8.
При скрытом размещении технологического оборудования (втом числе вентилей) к нему должен быть предусмотрен доступ для замены и ремонта.

Правило №9.
Галогенные светильники, встроенные в подвесной потолок, утепленный горючими материалами (пенопласт, пенофол, теплон и другие), должны быть изолированы от них негорючим утеплителем.

Правило №10.
Толщина "пирога" утепления парапета лоджии (утеплитель+ профиль+ 2слоя гипсокартона) должна составлять не менее 100мм.

Правило №11.
Схемы подключения сантехприборов к водопроводу и канализации (сточными размерами) должны быть подшиты к проекту и переданы на объект в самом начале строительных работ, так как прокладка коммуникаций производится в первую очередь. Схемы эти имеются у фирм-поставщиков соответствующего оборудования. Модули сантехоборудования, замуровываемые в стену (некоторые смесители душевых кабин, ванн, инсталляционные системы унитазов и т.п.) должны поставляться на объект перед началом штукатурных работ.

Ко всем вышеперечисленным правилам необходимо добавить «штормовое» предупреждение:

Самые непредсказуемые и изощренные неприятности таит в себе процесс реализации эксклюзивных элементов архитектуры и интерьеров, в просторечии называемых "нетленками" (производное от понятия "нетленные произведения искусства"). Здесь скрывается целый пласт проблем, которые будут рассмотрены нами в отдельной статье. Сейчас же ограничимся напоминанием о том, что создание одной такой "нетленки"- даже маленькой и простенькой с виду- часто превышает стоимость отделки целой комнаты.

Надеемся, что наше повествование окажется полезным и заказчикам и архитекторам. Хотелось бы, чтобы они не испугались трудностей, прочитав эту статью, а просто настроились на серьезное отношение к проекту.

Рекомендуем