Техническое обслуживание сплит-систем

Как правильно проводить сервисное обслуживание сплит-систем

С приходом жаркого времени года нередки ситуации, когда хозяева обнаруживают, что кондиционер перестал эффективно охлаждать помещение. Что делать с прибором? Проводить техническое обслуживание, добавлять или менять фреон? Попробуем разобраться.

Техническое обслуживание сплит-систем

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Замена фреона (хладона) является одной из любимых тем на многих форумах, посвящённых бытовым системам кондиционирования. Однако проблема далеко не всегда сводится к пресловутым утечкам. Не следует забывать, что кондиционер является сложным, высокотехнологичным оборудованием, и его работоспособность зависит от качества монтажа и регулярности технического обслуживания.

При правильном монтаже утечек хладагента вообще быть не должно в течение всего срока службы, точно так же, как в холодильниках. И все ежегодные дозаправки просто свидетельствуют о том, что техника не в порядке и её нужно ремонтировать. Перед сдачей в эксплуатацию, например, полагается опрессовка трубопроводов, которая должна производиться при давлении в 41,5 бар (реальное рабочее давление фреона в системе, при работе на охлаждение от 7 до 40 бар, для R-410a) и при температуре заполняющего газа (азота) 45 °С.

Если регулярно осуществлять чистку сетчатого фильтра грубой очистки, то, скорее всего, в половине случаев необходимость вызова специалиста отпадёт сама собой

Если кондиционер перестал эффективно работать, то прежде всего убедитесь, что оба блока сплит-системы содержатся в чистоте. Не забывайте: раз в 2 нед следует чистить фильтры внутреннего блока, а раз в сезон — промывать радиатор наружного блока.

7 операций, производимых при техобслуживании кондиционера

  1. Чистка фильтров внутреннего блока (сетчатый фильтр грубой очистки).
  2. Чистка крыльчатки вентилятора охлаждения внутреннего блока (при необходимости).
  3. Чистка/промывка теплообменника наружного блока (при необходимости).
  4. Промывка дренажной трубки.
  5. Проверка работоспособности электрических соединений. 
  6. Диагностика рабочего состояния оборудования кондиционера (замер параметров с целью определения достаточности фреона). 
  7. Дозаправка/перезаправка фреона (при необходимости).

Заправка кондиционера фреоном производится через клапан наружного блока, поэтому желательно, чтобы этот блок был легкодоступен для обслуживания. В противном случае любые процедуры вылетят в копеечку. Скажем, комплексное техобслуживание сплит-системы в Москве сейчас обойдётся в 2–2,5 тыс. руб., а за услуги промышленных альпинистов придётся доплатить ещё 5–6 тыс. руб.

Производители рекомендуют полностью слить смесевые фреоны R407 или R410 и заправить заново хладагент до нормативной массы. Это позволяет избежать ошибок. Заправлять смесевые фреоны необходимо в жидком состоянии, не в газообразном! Сейчас начинают поставлять кондиционеры на новом фреоне R32 (у Toshiba, например, с 2017 г. это серия BKVG). Он однокомпонентный и в этом отношении более удобный: его не надо сливать — можно лишь немного добавить и проверить массу по весам.

Виктор Ковалёв

Технический эксперт Toshiba

Фреоны — это целая группа газо­образных фторсодержащих углеводородов. В бытовых кондиционерах могут использоваться разные фреоны. Чаще всего это смесь R-410A (50 % дифторметана и 50 % пентафторэтана), встречаются также фреоны R-32 (дифторметан), R-22 (хлордифторметан). На данный момент оборудование, работающее на R-22, не выпускается, этот хладон может встречаться разве что в старых моделях. Вот почему стоить обратить внимание на новые модели

Самый надёжный способ заправки кондиционера — это полное удаление фреона и затем заправка точным количеством газа, ведь даже нехватка или избыток всего 20 г фреона повлияет на работоспособность устройства 

Для проведения самой процедуры нужно специальное оборудование. В самом простом случае должны быть точные электронные весы и манометрический коллектор со шлангами. Заправлять без весов, «на глазок», запрещено. Также нельзя смешивать разные типы фреонов. Скажем, в системах, предназначенных для работы с хладагентом R410A, запрещено использовать другие хладагенты, а в системах, предназначенных для работы с хладагентом R22 и пр., — применять хладон R410A. При смешивании хладагентов двух марок в холодильном контуре возникает недопустимо высокое давление, что может стать причиной разрыва контура и аварии.  

Многие специалисты рекомендуют обязательно ежегодно заправлять кондиционер фреоном, ссылаясь на то, что со временем газ «улетучивается». Но это далеко не так! Если в процессе установки кондиционера монтажники проводили операцию «Проверка на герметичность» (закачка азота в трубопроводы и внутренний блок под давлением 41,5 бар), то система является полностью герметичной, и никакой утечки фреона не должно быть в течение всего срока эксплуатации. Таким образом, если специалист после проведения диагностических операций говорит, что есть необходимость дозаправить кондиционер фреоном, то он, мягко говоря, лукавит. Если действительно произошла утечка фреона, то он должен установить место утечки, восстановить герметичность контура, а затем полностью перезаправить кондиционер. Если этого не сделать, то можете считать, что вы купили абонемент на ежегодную заправку.

Рустам Жамалетдинов

Инженер департамента кондиционирования и энергоэффективных решений lG electronics

Комментарии ( 0 )

Яндекс.Метрика