Сиди и смотри!

Обзор рынка техники для домашнего кинотеатра: цены и производители основных компонентов, характеристики моделей. Дизайн комнаты для просмотра фильмов.

Сиди и смотри! TOSHIBA Сиди и смотри! EPSON
Только видеопроектор позволяет наслаждаться по-настоящему "широким" экраном в домашней обстановке Сиди и смотри!Основные компоненты домашнего кинотеатра DAW6100 (LG): шестиканальный цифровой усилитель, проигрыватель, тюнер и комплект беспроводной акустики Сиди и смотри!Схема подключения компонентов домашнего кинотеатра:
1- аудио-видеоресивер;
2- DVD-проигрыватель;
3- видео-магнитофон;
4- система приема спутникового ТВ;
5- видеомонитор;
6- комплект акустики;
7- сабвуфер Сиди и смотри! SHARP Сиди и смотри! YAMAHA
В последние годы в быту широкое распространение получили DLP- видеопроекторы Сиди и смотри!Самый большой в мире на сегодняшний день LCD-телевизор- модель LG с диагональю 55 (140см)- конкурент тандему "проектор-экран" Сиди и смотри! PIONEER
Плоские громкоговорители экономят место в небольших помещениях Сиди и смотри!Домашний кинотеатр с аппаратурой DOLBY DIGITAL: тыловые громкоговорители работают в режиме стерео Сиди и смотри! SHARP
Вгостиных важно скрыть кабели "от чужих глаз" Сиди и смотри!DLP-проектор
RD-JT50 (LG) отличается высокой яркостью- до 2500 ANSI лм, что позволяет его эксплуатировать при свете Сиди и смотри! YAMAHA
DLP-проектор
DPX-1000 в режиме "кино" обеспечивает контрастность до 2700:1 Сиди и смотри! STEWART
Для получения качественного изображения от видеопроекторов используют экраны с улучшенными отражающими способностями Сиди и смотри! 3M
Над обликом модели Х50 (3M) работали художники из PININFARINA Сиди и смотри! SANYO
Крышка на передней панели защищает объектив в нерабочем состоянии от загрязнения и царапин Сиди и смотри! DWIN ELECTRONICS
Вкомплект TransVision TV3 входит проектор на чипе DLP HD2 Mustang (DWIN) и внешний видеопроцессор Сиди и смотри!Изображение, выходящее за угол прямого зрения человека, воспринимается более реалистично Сиди и смотри! TOSHIBA
Видеопроектор позволяет "с головой" погрузиться в мир компьютерных игр Сиди и смотри! TOSHIBA Сиди и смотри!Впроекторах
DLA-SX21 (JVC) используется новая технология получения изображения D-ILA Сиди и смотри!Левый, правый и центральный громкоговорители должны располагаться на одинаковом расстоянии от зрителя. Угол, образованный лучами, направленными от зрителя на левый и правый громкоговорители, составляет 45...60Сиди и смотри! MITSUBISHI
LCD-проектор
LVP-HC3U оснащен матрицей с разрешением 960540 пикселей Сиди и смотри!Комплект акустики для домашнего кинотеатра D450PDD (JAMO, Дания) Сиди и смотри! SAMSUNG
Модель домашнего кинотеатра HT-KD800 с функцией караоке Сиди и смотри! VELODYNE
Сабвуфер используется для воспроизведения "нижнего баса" Сиди и смотри!Кинотеатр "в одной коробке" LH-T1000 (LG) рассчитан на комнату площадью около 30м2Сиди и смотри!Комплект домашнего кинотеатра
DA-W6100 (LG) снабжен комплектом тыловых АС, оснащенных системой беспроводной передачи данных по технологии Bluetooth Сиди и смотри!Используя сворачиваемый экран, домашний кинотеатр можно оперативно "организовать" в любой комнате без ущерба для ее интерьера Сиди и смотри! PANASONIC
Широкоугольный объектив и ЖК-панель формата 16:9 (модель
PT-AE500E) помогут создать настоящий кинотеатр в комнате обычной квартиры Сиди и смотри! SHARP
Короткофокусный объектив позволяет устанавливать проектор в небольших помещениях

Кино любят все. Ауж за комфортный просмотр свежайшего блокбастера «на дому» многие готовы, как говорится, душу отдать. Неудивительно, что домашние кинотеатры приобрели огромную популярность.

Экскурс в новейшую историю

Домашние кинотеатры впервые получили распространение в США в начале девяностых годов XXв., хотя общая идея- сделать доступным дома просмотр кино с качественным звуком и изображением- возникла значительно раньше. До конца девяностых устройство домашних кинотеатров сдерживалось высокой стоимостью всех компонентов. Ипо сей день высококачественные видеопроекторы и системы воспроизведения многоканального звука могут стоить сотни тысяч долларов, а для их размещения требуются отдельные залы площадью в десятки квадратных метров. Разумеется, дорогая hi-end техника доступна далеко не каждому. Но за последние годы производителям удалось существенно снизить стоимость всех компонентов домашнего кинотеатра без ущерба для качества звука и изображения.

Под термином "домашний кинотеатр" подразумевается, прежде всего, набор аппаратуры, воспроизводящий изображение и многоканальный звук. Этот звук воспроизводится, по меньшей мере, шестью акустическими системами-АС (громкоговорителями, или колонками, если они выполнены в отдельном корпусе): передней левой, правой и центральной (фронтальными), парой тыловых, а также отдельным источником НЧ-колебаний- сабвуфером. Эта "классическая" схема обозначается цифрами "5.1" (пять громкоговорителей плюс сабвуфер). Существуют и более совершенные комплекты, в которые добавляются одна или две центральные тыловые АС либо второй сабвуфер. Итут, как говорится, нет предела совершенству- были бы деньги. Влюбом случае без многоканального звука система домашним кинотеатром являться не будет.

Начнем с квадратных метров

Сиди и смотри! SONY
Как правило, комплект домашнего кинотеатра используется как центр домашней развлекательной системыПодбор компонентов и проектирование домашнего кинотеатра- задача непростая, требующая, кроме капиталовложений, еще и определенных знаний в области акустики, "слуха" и опыта. Это приблизительно как настройка пианино- теоретически все понятно, но, как правило, владельцам приходится приглашать профессионального настройщика. Недаром все чаще работы по созданию домашних кинотеатров поручаются специализирующимся на этой "теме" архитектурно-дизайнерским бюро. Но услуги бюро стоят достаточно дорого (до 20% от стоимости самого домашнего кинотеатра), да и их рекомендации зачастую идут вразрез с общим представлением о "дизайне" ("Как это- вынести сервант с бабушкиным фарфором и снять любимую люстру?!», «Зачем менять симпатичные обои на звукоотражающие панели?!»). Поэтому многие приобретают готовые комплекты аппаратуры или конструируют кинотеатр самостоятельно.

Желательно, чтобы комната для домашнего кинотеатра была в плане прямоугольной, а не квадратной, площадью минимум 15-20м2. Места для зрителей рекомендуют размещать так, чтобы расстояние от них до экрана было вдвое больше, чем до задней стенки. Не следует располагать места слишком близко к стене- рядом с ней становятся заметными на слух искажения звука, особенно низкочастотной области его спектра (неприятный "гулкий бас"). При этом между зрителем и экраном должно сохраняться расстояние не меньше 2-3 (но не более 6-7) диагоналей экрана. Если комната невелика, лучше "не жадничать" и не стараться "впихнуть" в нее видеопроектор с гигантским экраном- даже при очень хорошей технике зрителям будет заметно "зерно" изображения. Вкрайнем случае, зрительские места можно немного отодвинуть к задней стене. При этом ее необходимо завесить специальными панелями, например, производства ECOPHON (Швеция) или ACOUSTO (Финляндия), гасящими «лишний» бас, и тыловыми громкоговорителями ненаправленного звучания.

Проектируя дизайн комнаты для просмотра фильмов, помните: ничто не должно отвлекать вас от "пира духа". Поэтому необходимо избегать поверхностей, отражающих свет,- зеркал, светлых обоев, хрустальных люстр ит.д. Разумеется, в обычной гостиной полностью избежать подобных предметов едва ли удастся, но чем дальше на "периферию" они будут вынесены, тем лучше. Не случайно в отделке настоящих кинотеатров так часто применяются мягкие ткани темной окраски. Источники освещения лучше располагать сбоку от экрана, но не за спинами зрителей. Окна должны быть зашторены. Вслучае использования проектора необходимо обеспечить полное затемнение!

Особо хочется сказать о мебели для аудиовидеокомплекса. Существуют производители, специализирующиеся на изготовлении стоек под аппаратуру, например SPECTRAL, LI KO DESIGN, SCHROERS SCHROERS, JUST RACKS (Германия), EMPIRE (Малайзия). Их продукция может стоить дороже "обычных" стеклянных полочек и шкафчиков, но эта разница оправданная. Подобная "спецмебель" изготавливается из особого сверхпрочного стекла, которое не вибрирует даже при озвучивании сабвуфером вселенских катастроф. Снижение вибрации достигается за счет увеличения массы- так, стойки под акустику часто делаются засыпными (дробью или песком). Кроме того, в них предусматриваются каналы для скрытой прокладки кабеля, а наиболее "продвинутые" модели LI KO DESIGN, SCHROERS SCHROERS снабжаются встроенной подсветкой.

Проектор- в проекте

Сиди и смотри! SONY
Преимущество плазменных панелей и LCD-телевизоров заключается в отсутствии необходимости затемнения комнаты при просмотре кинофильма или телепередачиКак считают многие любители кино, настоящий домашний кинотеатр должен оснащаться видеопроектором. Только эта техника может обеспечить действительно большое, как в кинотеатре, изображение на экране (хотя широко распространены домашние кинотеатры, оборудованные кинескопными телевизорами, плазменными панелями, ЖК-дисплеями; обо всех этих устройствах мы рассказывали в статье "Роман сэкраном»). Современные модели видеопроекторов обладают достаточной яркостью, чтобы воспроизводить картинку с диагональю в несколько метров. При этом качество изображения будет не хуже, чем «в телевизоре»; наоборот, отраженный от полотна экрана свет гораздо комфортнее для глаз.

Сегодня на рынке присутствуют 3 типа видеопроекторов, различающихся по способу получения изображения: с жидкокристаллическими матрицами (LCD), с микрозеркальной матрицей (DLP) и кинескопные (CRT).

ВLCD-проекторах мощная проекционная лампа освещает светопроницаемую ЖК-матрицу, на которой с помощью оцифрованных сигналов с видеопроигрывателя создается цветная картинка. Затем эта картинка проецируется объективом на экран. По сравнению с ЖК-дисплеями LCD-матрицы для проекторов чрезвычайно малы. Так, сегодня наиболее распространены проекционные матрицы с диагональю порядка дюйма (и даже меньше). Всовременных LCD-проекторах доминирует полисиликоновая технология (LCD Poly-Si). Вней присутствуют 3 тонкопленочные полисиликоновые матрицы, каждая из которых освещается одним из основных цветовых потоков RGB. Затем три цветные картинки сводятся системой призм в одну полноцветную и проецируются объективом на экран.

Такие матрицы могут выдерживать высокую температуру, что позволяет устанавливать в проекторах мощные металлогалогенные лампы. Эта технология обеспечивает лучшую цветопередачу и контрастность изображения по сравнению с используемой в более старых моделях проекторов матрицей LCD TFT. Другая новая технология называется MLA (Micro Lens Array). Вней конструкция матрицы дополнена массивом микролинз, которые позволяют чуть ли не вдвое увеличивать яркость изображения.

LCD-проекторы отличаются невысокой ценой, хорошей цветопередачей и яркостью, но по параметрам контрастности уступают DLP-проекторам. Недостатком их является вероятность изменения характеристик со временем работы и наличие сетки на изображении. Поэтому наиболее простые LCD-модели чаще всего используются как оборудование для презентаций. Вдомашних кинотеатрах сегодня применяют LCD-проекторы стоимостью от $1100-1200 до $5000-8000. Дорогие LСD-проекторы отличаются от моделей для презентаций более качественной проработкой деталей в тенях, точной передачей световых оттенков и низкой шумностью. Примерами LCD-проекторов, предназначенных для использования в домашних условиях, могут служить EMP-TW10H от EPSON, PLV-Z2 от SANYO, PT-AE500 от PANASONIC, PJ-TX10 от HITACHI (все- Япония).

За "точку преодоления звукового барьера" в истории домашнего кинотеатра можно принять 1980-е гг., когда фирмой DOLBY (США) была разработана система кодирования звука Dolby Surround. Эта система (иногда о ней говорят "формат звучания") позволяла воспроизводить многоканальный звук с помощью кодирования аудиоданных, которые можно было записывать на кассеты hi-fi-видеомагнитофона. Системы кодирования Dolby Surround и аналогичные, появившиеся позже (например, Dolby Pro Logic), применяются и сегодня. Но аналоговые форматы постепенно вытесняются принципиально более качественными системами кодирования звука Dolby Digital (годпоявления- 1992), DTS и их усовершенствованными версиями Dolby Digital Surround ЕХ ит.д. Здесь уже применяется цифровая запись для каждого звукового канала в отдельности (а их используется не 2, как в стереозаписи, а целых 5). Это позволяет добиться четкой локализации звука (спереди, сзади, справа, слева) и максимального правдоподобия при воспроизведении "спецэффектов". Вкачестве носителя цифрового формата используются диски DVD, первые проигрыватели которых появились в продаже в 1996г.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Воснову технологии DLP заложен принцип обработки света с помощью DMD-кристаллов (Digital Micromirror Device), представляющих собой матрицу полупроводниковых переключателей света. Каждое зеркальце управляется цифровым сигналом от индивидуальной ячейки памяти. На одной микросхеме (площадью в несколько квадратных сантиметров) расположено около миллиона таких зеркал. Наклон каждого из них меняется в зависимости от цвета пикселя воспроизводимой картинки. Таким образом, свет будет, в соответствии с положением зеркала, отражаться либо в объектив, либо мимо него, в светопоглотитель. Чем больше возможный угол поворота зеркала, тем выше контрастность изображения. Поэтому увеличение максимального угла наклона всего на 2 (с 10 до 12) в последних моделях микросхем (DMD HD2+ Mustang) дает реальный выигрыш в качестве картинки.

Водночиповых устройствах цветное изображение создается с помощью так называемого дискового цветофильтра. Это вращающееся колесо, поделенное на несколько (4, 6, 7) разноцветных секторов. Свет от проекционной лампы падает на диск, который вращается со скоростью 60 или 180 об/с, и, проходя через него, попадает на микрозеркала. Таким образом, на них падает не белый свет, а непрерывно меняющаяся "чехарда" из лучей красного, зеленого и синего цветов. Соответственно, в каждый момент времени проектор создает на экране не "разноцветную", а однотонную картинку. Но при этом цветовая насыщенность отдельных пикселей от тона к тону меняется. Из-за большой скорости смены цветов зритель видит "натурально окрашенную" иллюзию. Тем не менее некоторые люди менее восприимчивы к этой "иллюзии" и видят на экране не полноцветную картинку, а крайне неприятное для глаз разноцветное мерцание- возникает так называемый «эффект радуги». Он более заметен при рассматривании экрана под углом или с помощью периферического зрения. Избавиться от него можно, увеличив частоту смены цветовых оттенков. Для этого или повышают скорость вращения диска, или увеличивают количество цветовых секторов на нем.

Такая технология обеспечивает высокую яркость картинки на экране, поскольку основная потеря яркости происходит на этапе прохождения света сквозь стеклянную поверхность LCD-панелей. Квадратные зеркала имеют размер 16 микрометров и разделены зазором в 1 мкм, а значит, 90% падающего света попадает на зеркала и только 10% приходится на зазоры. Благодаря этой конструкции в образе, проецируемом на экране, почти не видна структура изображения, столь заметная в жидкокристаллических матрицах.

Технология отражения света от микрозеркал (основная идея- "не терять свет") характеризуется высокой яркостью (величина светового потока- до 16000 ANSI лм), контрастностью и точностью цветопередачи. Использование одного чипа делает устройство компактным. Впрочем, DLP-проекторы выпускаются и в трехчиповом варианте. Вэтом случае каждый чип «командует» одним из цветообразующих световых потоков (красным, зеленым, синим), на которые распадается белый свет лампы. Затем полученные 3 картинки объединяются в полноцветное изображение. Трехчиповые DLP-проекторы обеспечивают высочайшее качество изображения, но стоят довольно дорого (десятки тысяч долларов) и сравнимы в этом с CRT-проекторами.

Одночиповые DLP-проекторы различаются по конструкции цветового колеса и марке DLP-матрицы (все они производятся компанией TEXAS INSTRUMENTS, США). Всамых современных моделях- ScreenPlay 7205 от InFocus, VX-1000ci от RUNCO INTERNATIONAL (оба- США), XV-Z12000 от SHARP (Япония)- используется 7-сегментный цветовой диск, который, по сравнению с 6- и 4-сегментными, обеспечивает лучшую цветопередачу, насыщенность изображения "в тенях" и исключает образование "эффекта радуги". Что касается DLP-чипов, то "последним словом техасской техники" считаются микросхемы DMD HD2+ Mustang с усовершенствованным механизмом поворота микрозеркал. Правда, цены на новейшие модели высоки (более $10000). Но уже "предыдущее поколение" DLP-проекторов, по своим техническим характеристикам мало уступающих новинкам, можно приобрести за $4000- например РЕ7800 от BENQ (Тайвань).

Если говорить о ценах, то одночиповые DLP-проекторы практически сравнялись с LCD-проекторами. Сегодня в продаже можно найти бытовые модели с DLP-матрицей за $2300 (S90, SHARP), $1900 (RD-JT 50, LG) и даже за $1390 (U5-112 японской фирмы PLUS). Авот изображение DLP-проекторы дают, как правило, более высококачественное, их картинка высококонтрастна, точнее цвета и мелкие детали при воспроизведении сложных динамических сцен. Поэтому можно сказать, что DLP-технологии догоняют LCD и (по оценкам TEXAS INSTRUMENTS) в ближайшие годы достигнут 50% от всего рынка в целом.

Альтернативой DLP-проекторам, возможно, станут устройства, использующие технологию D-ILA (на LCOS матрицах), разработанную компанией JVC (Япония). Вэтой технологии (D-ILA- Direct Drive Image Light Amplifier) применяются жидкие кристаллы на силиконовой подложке, которые работают на отражение света (как в DLP-проекторах), а не на пропускание (как в традиционной LCD-технологии). Спомощью D-ILA можно достичь очень высокого разрешения, сравнимого с фактическим предельным разрешением 35-миллиметровой кинопленки- до нескольких тысяч пикселей по горизонтали и вертикали. D-ILA- проекторы обеспечивают высокое качество цветопередачи, но по контрастности пока уступают проекторам DLP. Стоимость устройств для домашних кинотеатров- от $8000.

Напоследок необходимо упомянуть кинескопные CRT-проекторы. Этот тип проекционной техники появился очень давно (достаточно вспомнить проекционный телевизор "Москва", выпускавшийся в 1950-е гг.), но и по сей день остается востребованным в домашних кинотеатрах hi-end класса. Кинескопные проекторы обеспечивают самое лучшее изображение, и за это им "прощают" и освежающе высокую стоимость ($30 000-60 000 и более), и небольшую яркость, и громоздкость, и капризность (настройка такого проектора обойдется примерно в $1000, а комплект ламп, требующий замены каждые 2-3 года,- в $3000-5000).

Марка Производитель Разрешение матрицы, пиксели Мощность светового потока, ANSI лм Уровень шума, дБ Расстояние до экрана, м Размер картинки по диагонали, дюймы Масса, кг Цена, $
TLP ET1 TOSHIBA 858480 - 28 0,75-2,5 30-100 3,4 1150
PLV-Z2 SANYO 1280720 800 24 1-6 30-200 3,4 1800
PJ-TX10 HITACHI 854480 800 25* 0,7-7,8** 30-300 - 1500
LVP-HC3U MITSUBISHI 560540 1300 27 1,5-11,9 35-300 2,7 1690
PT-AE500 PANASONIC 1280720 850 27 1,2-7,4 40-200 2,9 1750
EMP-TW200 EPSON 1280720 1300 28 0,8713 34-300 5,3 2100
VPL-HS20 SONY 1386788 1400 - До 14,1 40-300 5,4 2900
LPX-500 YAMAHA 1280720 800 30 0,9-13,1 35-350 4,8 4200
*- в режиме сниженной шумности; **- с широкоугольным объективом

Марка Производитель Разрешение матрицы, пиксели Мощность светового потока, ANSI лм Уровень шума, дБ Расстояние до экрана, м Размер картинки по диагонали, дюймы Масса, кг Цена, $
RD-JT 50 LG 12801024 2000 35 0,8-10 22-300 2,9 1900
XV-Z201E SHARP 1024576 700 30 1-6,3 30-200 4,6 2950
TDP-MT500 TOSHIBA 1024576 700 26 1б8-7,8 50-180 3,2 3000
SP-H500AE SAMSUNG 1024 576 600 28 - - 9 3900
РЕ7800 BENQ 1280720 1000 До 32 1,5-5 31-300 6,7 4000
ScreenPlay 7205 INFOCUS 12801024 1100 - 1,5-9,2 35-200 4 7900
LVP-HC2000U MITSUBISHI 1270720 700 23 1,8-11,8 50-250 7,8 10999
HT 200 SIM2 MULTIMEDIA (Италия) 800600 800 - 2,2-13,5 50-250 5 10200
TransVision3 DWIN ELECTRONICS (США) 1280720 1200 - 2,1-10,7 60-200 6,8 10500
DPX-1000 YAMAHA 1280720 800 28 0,86-9,14 60-200 13,8 11250

Лучше один раз увидеть...

При выборе видеопроектора необходимо обратить внимание на такие важные его характеристики, как воспроизводимая мощность светового потока и контрастность изображения, максимальное разрешение картинки, пропорции экрана, возможность смещения объектива для получения картинки без трапецеидальных искажений.

Чаще всего покупатели обращают внимание на яркость и контрастность. Но необходимо помнить, что это- величины "субъективные", и методики их измерения у разных производителей могут не совпадать (наиболее "запутанная" величина- контрастность, с помощью которой можно сравнивать разве что проекторы от одного и того же производителя). Тем не менее первоначальное представление о проекторе по ним получить можно. Считается, что для затемненного помещения домашнего кинотеатра с диагональю экрана 150-200см годятся проекторы с величиной светового потока от 800-900 ANSI лм. Офисные презентационные проекторы обычно обеспечивают более высокую яркость (поток 1200-1300 ANSI лм), так как работают в освещенном помещении.

Более важно знать максимальное разрешение- количество пикселей на экране по горизонтали и вертикали. Чаще всего встречаются видеопроекторы с разрешением 800600, 1024768, 12801024, а также 852480, 964544, 1024576, 1280720 точек. Чем больше максимальное разрешение, тем теоретически выше качество отображенной на экране картинки. Но такая зависимость наблюдается не всегда- многое зависит от алгоритма преобразования, используемого в конкретной модели проектора. Часто бывает, что видеопроекторы, способные чуть ли не идеально воспроизводить запись сигнала высокой четкости (количество строк по горизонтали может доходить до 1080), хуже справляются с «обычным» эфирным телесигналом или видеомагнитофонной записью.

Поэтому, выбирая видеопроектор, лучше увидеть его в работе, чем изучать подробное бумажное описание. Увы, высокая стоимость и отличные заявленные характеристики не гарантируют качества картинки. Поэтому "смотреть" выбранную модель нужно так же внимательно, как, скажем, прослушивать новую акустическую систему. Потратьте на просмотр побольше времени. Попробуйте сесть в одну, другую точку смотровой комнаты, чтобы взглянуть на экран под разными углами и убедиться, что увиденное не создает дискомфорта, например, не возникает "эффект радуги". Важен и выбор изображения для анализа. Ни в коем случае не пытайтесь оценить качество картинки с помощью мультфильмов или демонстрационных дисков "от производителя". Проверять изображение лучше всего с помощью любимых DVD- дисков, просматривая те сцены, где много быстро движущихся светлых или темных объектов (например, эпизоды ночной погони). "Классическая" тестовая запись- сцена бомбардировки американской базы "Пирл-Харбор" в одноименном фильме (взрывы, вспышки, обилие черно-белых деталей ит.д.).

Если экран освещается неравномерно (на однородном фоне заметны более яркие или темные места), картинка рябит, рассыпается на квадратики, детали серого цвета окрашиваются в какие-то посторонние тона, а за быстро движущимися объектами тянется паразитный «шлейф», качественным такое изображение назвать нельзя.

Установку проектора можно осуществить несколькими способами. Проще всего расположить устройство на столике против экрана. Этот вариант не требует затрат сил и средств, но неудобен. Прежде всего потому, что проектор занимает место в центре комнаты. Кроме того, вентилятор охлаждения его лампы создает заметный шум (порядка 30дБ), а в центре комнаты обычно как раз располагаются лучшие места для просмотра, и подобное соседство нежелательно. Кстати, оценить проектор "на слух" так же важно, как "на глаз". Ведь для зрителя важен не только уровень шума, но и его тембр (например, ровное басовитое гудение или режущий уши визг). Так или иначе, при установке проектора в центре комнаты лучше выбрать самую "тихую" модель с уровнем производимого шума не более 30дБ, например VPL-HS20 от SONY, PJ-TX10 от HITACHI, XV-Z91E от SHARP, LVP-HC3U от MITSUBISHI, PT-AE500E от PANASONIC, PLV-Z1 от SANYO, EMP-TW500 от EPSON (все- Япония). Лидером здесь можно считать DLP-проектор LVP-HC2000U (MITSUBISHI) с уровнем шума 23дБ.

Гораздо удобнее потолочное крепление (подробнее об этом мы писали в статье

"Куда народ смотрит?")- проектор места не занимает, да и луч от него проходит высоко, так что можно передвигаться по комнате, не отображаясь на экране. Но этот вариант потребует дополнительных затрат на прокладку кабеля в потолке и монтажную штангу- сумма может достичь $1000-2000. Используется и боковое расположение проектора со смещением от линии, проходящей перпендикулярно через центр экрана, на 10-20. Для получения прямоугольной картинки проекторы снабжаются устройством коррекции горизонтальных трапецеидальных искажений, неизбежно возникающих при расположении "сверху" или "сбоку". Цифровая коррекция трапецеидальных искажений есть у всех моделей, а что встречается достаточно редко- так это смещение объектива по вертикали и/или горизонтали, позволяющее избежать потери качества, которая возникает при использовании цифровых алгоритмов. Такое устройство имеется в проекторах VPL-HS50 от SONY, PLV-70 от SANYO, Nighthawk SX6000 от NEC (Япония).

Среди дополнительных критериев оценки видеопроектора назовем фокусное расстояние объектива. Сточки зрения оптической конструкции встречаются устройства, оснащенные объективом с широкоугольной линзой (короткофокусные) и телеобъективом (длиннофокусные). Первые можно устанавливать чуть ли не вплотную к экрану. Например, в моделях TLP ET1 от TOSHIBA, DPX-1000 от YAMAHA минимальная дистанция, на которой можно расположить проектор относительно экрана (проекционное расстояние), составляет 0,75 и 0,86м, соответственно, что позволяет использовать проектор даже в очень маленьких помещениях. Наоборот, проекторы с длиннофокусным объективом (например, HT 200 от SIM2 MULTIMEDIA) устанавливают на расстоянии до 13м от экрана. Внекоторых моделях проекторов предусмотрена возможность подбора объектива с необходимым фокусным расстоянием для получения картинки оптимального размера.

Проектор желательно подключать к сети с помощью источника бесперебойного питания, чтобы экономить ресурс лампы. Если в процессе демонстрации кино выключится свет, то при отсутствии источника бесперебойного питания высока вероятность того, что дорогая лампа проектора сгорит из-за перепада напряжения.

Конечно, качество картинки в домашнем кинотеатре во многом определяется видеопроектором. Но существенную роль играет и использующийся с ним "в паре" экран. Отом, как его выбрать и правильно установить, а также о других компонентах домашнего кинотеатра мы расскажем в следующих публикациях журнала.

Редакция благодарит компании "М.ВИДЕО", "ПУРПУРНЫЙ ЛЕГИОН", "РУССКАЯ ИГРА", "ЭРА", AT TRADE, СТС CAPITAL, DELIGHT 2000, представительства компаний LG, HITACHI, SHARP, SONY, TOSHIBA за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем