Аудиогалактика

Аудиосистемы: классификация, компоненты, технические характеристики. Правила расположения акустики в интерьере.

АудиогалактикаМузыкальный центр Technics SC-DV280 предназначен для многоканального воспроизведения звука DVD-дисков АудиогалактикаТюнер DENON TU-1500RD ($370) + CD-проигрыватель ARCAM DIVA CD72 ($590) + усилитель DENON PMA-1055R ($690), AE Aefprit300 (Англия) $650/пара Аудиогалактика"Молодежная" мода в музыкальных центрах- это яркие цветные корпуса, выразительные, кричащие о себе динамики и максимум всевозможных кнопок и ручек. JVC HX-Z3 RАудиогалактикаMульти-форматный проигрыватель PIONEER DV-757 AL (воспроизводит DVD, Video-CD, CD-R, CD-RW, SACD, DVD-Audio)

Аудиогалактика
АудиогалактикаРесивер ONKYO TX-SR600E мощностью 115Вт на канал позволяет декодировать и усиливать шестиканальный звуковой и видео-сигналы с DVD- приставки, а также использовать его как тюнер АудиогалактикаМини-дисковая дека серии QS (производитель- SONY, $450) АудиогалактикаПотолочный вариант расположения акустики B W LM 1
Аудиогалактика
АудиогалактикаМежблочные кабели IXOS (Англия) для Hi-Fi-системАудиогалактикаНедорогая Hi-Fi-система YAMAHA собрана из четырех компонентов: CD-проигрывателя CDX-496 ($220), кассетной деки KX-393 ($200), тюнера TX-492RDS ($190) и усилителя AX-396 ($280). Комплект дополнен полочной акустикой MONITOR AUDIO SilverS2 АудиогалактикаМикросистема Philips MC50/22 АудиогалактикаВиниловый проигрыватель Champion от CLEARAUDIO АудиогалактикаМикросистема Sony CHC-TB10 с логическим управлением и оптическим выходом для MD АудиогалактикаМини-система Philips FWC785/34 с ченджером на три диска и трехполосной акустикой АудиогалактикаБоковые панели акустических систем псевдоблочного микро-центра призера Award 2000 года Yamaha CRX-E200 Silver серии Piano Craft покрыты рояльным лаком АудиогалактикаНапольная акустика VeritasV2.4 имеет широкий частотный диапазон (30-30000 Гц) и мощность 250Вт АудиогалактикаПроизводителям WATERFALL удалось "обмануть"законы физики и воспроизвести в стеклянном корпусе (толщина6мм) достойный звук. Однополосная "малышка" Athabadca АудиогалактикаHi-Fi-мини-система ONKYO серии AX АудиогалактикаКорпуса акустики микросистем JVC UX-2000 и -7000 выполнены из настоящей «европейской» вишни

Большинство из нас хотя бы раз в жизни приобретали домашнюю аудиосистему. Кто-то остановил свой выбор на простейшем портативном бумбоксе, другие обустроили нишу спального гарнитура средних размеров мини-системой, ну а самые заядлые меломаны создали подобие концертного зала, разместив по периметру своей гостиной мощную акустическую систему.

Модель Тип CD-проигрыватель (количество загружаемых дисков, воспроизводимые форматы) Тюнер (диапазоны радиоприема, количество запоминаемых станций) Кассетная дека (количество загружаемых кассет, наличие автореверса) АС (мощность, количество полос, диапазон частот в Hi-Fi-системах) Эквалайзер (наличие, режимы) Габариты,мм (высота
ширина
глубина)
Прочие особенности Цена, $
До $300
Vitek VT-3470 Микро-система 1 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
10 + 10
1 автореверс 25 Вт 2-полосная Отсутствует 280690300 Эксклюзивный дизайн: основной блок и колонки выполнены в форме трех пирамид, причем вершина центральной в темноте светится мягким голубым светом 110
Philips MC 50/22 Микро-система 3 CD, CD-R, CD-RW FM, MW, LW 40 1 автореверс 25 Вт
2-полосная
Ручная регулировка высоких и низких частот 250539310 - 219
JVC MX-K10 R Мини-система 3 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
30 + 15
2 15 Вт
3-полосная
Pop, Rock,Classic, Active Bass 310725390 - 219
SamsungMMB9 Микро-система 1 CD, CD-R, CD-RW FM, MW, LW 15 + 8 + 7 1 автореверс 40 Вт
3-полосная
Pop, Rock, Classic, Super Bass 290590320 Расширенный диапазон FM 227
$300-500
Sony CHC-TB10 Мини-система 1 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
20 + 10
1 авторевер 50 Вт
2-полосная
Pop, Rock,Classic, Hall, Stadium 290610340 Усиление низких частот GROOVE 300
Philips FW C785/34 Мини-система 3 CD, CD-R, CD-RW FM, MW, LW 40 2 автореверс 120 Вт
3-полосная
Pop, Rock,Classic, Hall, Disco 360750400 Усиление низких частот WOOx 330
JVC HX-Z3 R Миди-система 3 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
30 + 15
1 автореверс 70 Вт
3-полосная
Pop, Rock,Classic, Hall, Disco 440670350 Ручная регулировка низких частот 490
$500-1000
Yamaha CRX-E200 Silver Микро-система 1 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
30 + 15
Нет, но можно подключить 60 Вт
2-полосная
Ручная регулировка высоких и низких частот 300600220 2-блочная система:
CD+TUNER
580
Sony MCH-S7AV Миди-система 3 CD, CD-R, CD-RW FM, AM
20 + 10
2 автореверс 120 Вт
3-полосная
Ручная регулировка высоких и низких частот 470750330 5-блочная система:
CD+TUNER+усилитель+TAPE
715
Technics SC-DV280 Миди-система 5 CD, CD-R, CD-RW, VIDEO-CD, DVD FM, AM 40 2 автореверс 65 Вт
3-полосная
Ручная регулировка высоких и низких частот 420750300 Pro-logic, Super-surround 960
Onkyo HS-N1 Hi-Fi-мини-система 1 CD, CD-R, CD-RW FM, AM Отсутствует 30 Вт
2-полосная
Pop, Rock,Classic, By Pass, 2режима Acoustic Presents 203270234 (электронный блок) Выход с предусилителя для сабвуфера, USB порт 930

В 60-70-егоды уже прошлого, XXвека существовало два класса музыкальной аппаратуры. Первый именовался portable и представлял собой моноблочную переносную систему с возможностью автономного питания от батареек. По сегодняшним меркам переносные устройства тех лет предназначались для настоящих Геркулесов, до того были громоздки. Второй класс аппаратуры назвали Hi-Fi (отанглийского High Fidelity- высокая верность). Эти системы собирались из отдельных блоков, были стационарными и стоили дороже. Правда, и воспроизведение они обеспечивали значительно более качественное.

Попытка классифицировать музыкальные системы сегодня- дело непростое. Можно подразделить их на три большие группы: переносные (моноблочные конструкции с тюнером, магнитофоном и (или) CD-проигрывателем), стационарные музыкальные центры (втом числе псевдомодульные системы без возможности замены блока), блочно-модульные системы (каждый блок независим и заменяем). Дополнительно по типоразмеру различают микро- (ширина передней панели без колонок 120-220мм), мини- (220-300мм) и миди-музыкальные центры (300-400мм). Блочно-модульные системы бывают мини (ширина панели до 220мм), миди (220-380мм) и стандартные полные модули (430-480мм).

Сегодня музыкальные центры производят десятки фирм под торговыми марками AIWA, JVC, KENWOOD, LG, PANASONIC, PIONEER, SAMSUNG, SONY, TECHNICS, YAMAHA и др. Среди музыкальных центров выделяют отдельную группу изделий Life Style, которые отличаются нетрадиционным дизайном и высоким качеством исполнения. Яркими примерами могут стать JVC UX-7000, BOSE Life Style.

Блочно-модульные аудиосистемы должны удовлетворять требованиям категории Hi-Fi. На российском рынке этот класс представлен многими фирмами: DENON, MARANTZ, ONKYO, PANASONIC, PIONEER, TEAC, SONY (Япония), PHILIPS (Голландия), REVOX (Швейцария), UNISOUND (США), NAD (Великобритания) и др. Самый дорогой и самый высококачественный класс аппаратуры, производимой в единичных экземплярах и почти всегда вручную, получил название Hi-End. Большинство фирм, работающих с AV-техникой, выпускают аппаратуру этого класса. Однако существуют и те, кто специализируется только на Hi-End: MCLNTOSH, MARK LEVINSON, WILSON AUDIO, MARTIN LOGAN, LEGACY (США), JM-LAB (Франция) и др.

Человеческий слух способен воспринимать звуковые частоты от 16Гц до 20кГц, что составляет около десяти музыкальных октав. Этот диапазон можно приближенно разделить на три группы: низкие (16-250 Гц), средние (250-2000 Гц) и высокие (2000-20000 Гц) частоты (иногда выделяют шесть групп). Взависимости от динамиков конкретных акустических систем, граница между низкими и средними частотами может пролегать в промежутке 100-300 Гц, а между средними и высокими- 2000-8000 Гц.
Каждый музыкальный инструмент, в зависимости от своего "голоса", звучит в определенном диапазоне, стили музыки также различаются преобладанием определенной полосы частот. Поэтому при выборе акустической системы необходимо учитывать музыкальные пристрастия слушателя. Любителям авторской песни под гитару рекомендуется отдавать предпочтение качеству средних частот, поклонникам диско и техно- низким и высоким частотам, фанатам рока и джаза- низким и средним. Классическая музыка затрагивает наиболее широкий звуковой спектр.

Компоненты аудиосистемы

Намереваясь приобрести компактную мини-систему или собрать Hi-Fi-комплект, покупатель непременно столкнется с огромным выбором. Множество фирм, множество моделей... Неопытному новичку, как говорится, придется туго. Поэтому прежде всего необходимо решить, каких функций вы ждете от своей музыкальной аппаратуры. Будет ли это "минимальный джентльменский набор" (радиоприемник и обычный CD-проигрыватель), или же вы души не чаете в старом добром виниле, да к тому же хотите приобщиться к новому формату SACD, HDCD? Если проигрывающие устройства- всегда выбор покупателя, то такие компоненты, как усилитель, акустическая система, должны присутствовать в любой музыкальной системе, даже самой простой. Попробуем более подробно остановиться на описании различных компонентов аудиосистемы.

Проигрыватель компакт-дисков. Сегодня на рынке трудно обнаружить хоть одну аудиосистему, в которой бы отсутствовало устройство для проигрывания CD. Даже большинство современных магнитол оснащены лазерным проигрывателем (врезультате чего родилось название CD-магнитола), а уж музыкальные центры и Hi-Fi-системы обычно имеют многодисковые проигрыватели (покупатели частенько называют их CD-чейнджеры), рассчитанные на одновременную загрузку двух-пяти, а иногда даже шести дисков. CD-диск, как известно, можно прослушивать, начиная с любой из записанных на него композиций. Более того, многие из современных проигрывающих устройств позволяют задавать порядок воспроизведения композиций с нескольких загруженных дисков в произвольном порядке.

Небольшой по размерам компакт-диск (всего 8 или 12см в диаметре, массой 15-30г) впервые появился в 1982г. Ик середине 90-х практически вытеснил аналоговые носители звука- аудиокассеты и виниловые пластинки. Информация на CD записана в цифровой закодированной форме, а ее считывание происходит бесконтактным способом- лучом миниатюрного полупроводникового лазера. Затем посредством цифроаналогового преобразователя (ЦАП) она приводится к стандартному аудиосигналу, поступающему на вход усилителя. Благодаря цифровой форме представления информации, не изнашивается ни сам диск, ни считывающее устройство, а любитель музыки получает возможность многократного прослушивания записи без изменения качества. Ктому же компакт-диск устойчив к механическим воздействиям- загрязнению и мелким царапинам.

Кассетная дека по-прежнему популярна среди любителей аналогового звука и владельцев музыкальных библиотек с уникальными записями на аудиокассетах. Одно из главных ее достоинств- низкая стоимость носителя информации (около $20 за лицензионную аудиокассету с записью). Всобранном комплекте Hi-Fi ее встретишь не так часто, а вот приобретая моноблочную систему, вы, скорее всего, обнаружите в ее составе одно- или двухкассетную деку. Вбольшинстве случаев она будет снабжена системой синхронизации с CD (что дает возможность записи с CD на аудиокассету), а также функцией автореверса. Все чаще в составе «модных» Hi-Fi-моноблоков ее заменяет аналогичная по функциям MD-дека.

Тюнер (отангл. tune- настраивать), или радиоприемное устройство, бывает аналоговым или цифровым. Преимущество последнего- более качественный прием сигнала и точная настройка на частоту прослушиваемой радиостанции. Как правило, тюнер работает в нескольких диапазонах: FM, AM, MW, LW и иногда имеет расширенный FM-диапазон, более и менее "закрывающий" отечественные УКВ-станции (65-74 МГц), популярные среди многих российских слушателей.

Усилитель необходим для повышения мощности полученного с проигрывающего устройства (любого) сигнала без искажений. Принцип его действия основан на увеличении интенсивности электрических колебаний при сохранении их формы (частотного спектра, фазовых отношений). Взависимости от элементной базы, усилители бывают ламповые и транзисторные (намикросхемах). Ламповые усилители, широко распространенные в середине прошлого века, сегодня встречаются редко, в основном в аппаратуре Hi-End-класса ручной сборки.

Главный параметр усилителя- это номинальная мощность на канал, которая определяется при заданном значении коэффициента гармонических искажений (КНИ). КНИ для ламповых усилителей составляет не более 1%, а для транзисторных- не более 0,2%. Если производитель не указал номинальную мощность канала, то ее можно приблизительно оценить как четверть максимальной потребляемой от сети 220В мощности, указанной на тыльной стороне аппарата или в паспорте изделия.

Мощность усилителя подбирается в зависимости от типа прослушиваемой музыки (классика, рок и т.д.) и размеров помещения (например, для "кабинетного" звучания аудиосистемы в комнате площадью 14м2 достаточно номинальной мощности усилителя 20Вт на канал).

Ресивер объединяет в одном блоке функции многоканального усилителя и тюнера (вдомашнем кинотеатре).

Эквалайзер (отангл. equalize- уравнивать)- устройство, позволяющее корректировать тембр звучания путем регулирования амплитуды звуковых колебаний в различных частотных диапазонах. Благодаря этому устройству, можно подбирать наиболее адекватное звучание различных стилей музыки: джаз, рок, кантри, рейв, техно, классика и т.д.

Большинство фирм производят эквалайзеры графического типа. Это устройство с несколькими фильтрами, каждый из которых регулирует определенную узкую полосу частот, усиливая или уменьшая интенсивность звука этой полосы. Параметрический эквалайзер устроен сложнее и дает более качественный звук. Дополнительно он регулирует ширину каждой полосы, а также способен сдвигать ее центральную частоту.

Акустическая система (АС) обычно состоит из нескольких блоков, в которые встроены громкоговорители разного типа (взависимости от их количества в одном блоке акустические системы бывают двух-, трехполосными и т.д.). Каждый динамик рассчитан на воспроизведение определенной полосы частот. Стоимость акустической системы может составлять и несколько сотен долларов, и несколько тысяч, а иногда доходит и до десятков тысяч. Понравится ли покупателю звучание того или иного комплекта акустики, зависит, прежде всего, от его, покупателя, индивидуальных особенностей- пола, возраста, физического состояния, музыкальных пристрастий. Выбирая гармоничный вашему вкусу дизайн и приемлемые размеры комплекта аппаратуры, не забудьте послушать ее звучание и учесть характеристики мощности, сопротивления и неравномерность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики).

Производители могут указывать в инструкции различные параметры мощности. Задача покупателя- согласовать максимальную входную долговременную мощность АС с номинальной мощностью выбранного усилителя. Например, для усилителя мощностью 50Вт на канал рекомендуемая мощность АС 20-150Вт, меньшая мощность АС может привести к выходу из строя громкоговорителей.

КПД АС редко превышает 1%, поэтому акустическая мощность, создаваемая громкоговорителями в помещении, может быть в сотни раз меньше номинальной мощности усилителя музыкальной системы. Например, акустическая мощность симфонического оркестра в полном составе из 120инструментов в кульминационные моменты составляет всего 20Вт.

Большинство усилителей рассчитано на подключение АС с номинальным сопротивлением от 4Ом и выше, причем 8Ом предпочтительнее. Впаспорте либо на задней панели усилителя обычно содержатся рекомендации по номинальному сопротивлению АС.

И наконец, диапазон частот. Вдорогих Hi-Fi-системах диапазон частот может составлять от 40Гц до 20кГц. Неравномерность АЧХ по стандартам MЭК (Международная Электротехническая Комиссия) для систем категории Hi-Fi в диапазоне от 50Гц до 12,5кГц не должна превышать 4дБ в середине диапазона и -8дБ на краях. Вхорошо звучащих музыкальных центрах диапазон частот составляет 50Гц- 12,5кГц. Если производитель расширяет границы диапазона, то скорее всего это рекламный ход.

Нетрадиционные проигрыватели

Итак, мы перечислили основные компоненты встречающихся на рынке аудиосистем. Но, кроме наиболее популярных CD-дисков и аудиокассет, существует множество других носителей звука. Азначит, и других проигрывающих устройств. Заядлые меломаны, конечно, могут поспорить с определением «нетрадиционные», но именно таковыми эти устройства являются для среднестатистического слушателя.

Виниловые проигрыватели. Впоследнее время меломаны вновь обратили свое внимание на проигрыватели виниловых пластинок. Причин тому несколько. Одни слушатели просто предпочитают аналоговый звук цифровому- он более "живой", в нем отсутствуют шумы квантования. Удругих сохранилась обширная библиотека виниловых дисков, а ведь многие уникальные записи так и не были переизданы на CD. Для третьих привлекателен дизайн винилового проигрывателя- плавно скользящая по поверхности диска алмазная игла создает ощущение солидности и теплоты звучания. На российском рынке представлены виниловые проигрыватели таких фирм, как PIONEER, TECHNICS (Япония), NAD (Канада), CLEAR AUDIO (Германия).

Решив включить в свой аудиокомплект виниловый проигрыватель, следует помнить о нескольких важных моментах. Первое. Даже самые дешевые модели стоят не одну сотню долларов (один из самых дешевых проигрывателей PIONEERPL990 обойдется покупателю в $190), а цена топовых может достигать нескольких тысяч и даже десятков тысяч (например, высококачественная "вертушка" Master Reference фирмы ClearAudio стоит $14тыс.). Аво-вторых, при покупке проигрывателя грампластинок проверьте наличие встроенного фонокорректора в самом проигрывателе или усилителе (на задней панели усилителя должен присутствовать соответствующий аудиовход PHONO).

MD-проигрыватель неожиданно обрел популярность 3-4года назад, но сегодня практически вышел из моды. Для поклонников MD-дисков по-прежнему продается большое количество специализированных плейеров, а вот отдельные блоки уровня Hi-Fi постепенно становятся редкостью (например, Sony MDS-JA33ES). Тем, кто ни разу не встречался с устройством mini-disk, сообщаем: это действительно маленький по размерам носитель (диаметр 64мм), для защиты от пыли и царапин упакованный в пластиковую кассету размером 68725мм. Запись цифрового или аналогового(!) сигнала на диск производится с использованием стандарта ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), в результате чего исходная информация сжимается в 5-6 раз. Максимальная длительность записанной информации, как и у обычного CD, составляет 74мин. Стоимость MD-диска на сегодняшний день всего 50руб.

SACD-, DVD-Audio-проигрыватели. Диски формата SACD (Super Audio CD) сегодня уже нашли свою публику, их выбор исчисляется сотнями и покрывает самые разные музыкальные направления: классику, джаз, рок, поп-музыку. Отличительная особенность диска- запись многоканального звука. Большинство носителей этого типа двухслойны (CD- и SACD-слои), поэтому воспроизводить их звук способна не только специальная аппаратура, но и обычные CD-проигрыватели. Стоимость одного SACD-диска сопоставима с обычным лицензионным CD: $18-25.

Еще не ставший столь широко популярным формат DVD-Audio позволяет записывать как двухканальный, так и многоканальный звук. Вкачестве дополнительной информации могут размещаться видеоклипы, фотографии, тексты. Этот формат теоретически позволяет записывать звуковые сигналы в полосе частот от 0 до 96кГц (тогда как в обычном CD полоса звуковых частот не выходит за рамки 0-22,5кГц).

С наступлением эпохи домашних кинотеатров фирмы-производители часто объединяют возможность проигрывания видеодисков DVD и современных аудионосителей. Пример подобного мультиформатного проигрывающего устройства- MARANTZ DV-8300 (победитель европейского конкурса AWARD EISA в номинации Audio Player, стоимость $1860), способный читать форматы DVD-Video, DVD-Audio, SACD, музыкальные CD, Video CD, SAVD, MP3, HDCD. Кстати, число пользователей формата MP3 (MPEG Layer3) постоянно увеличивается. Не относясь к высококачественным форматам звукозаписи, он привлекает возможностью размещения на одном диске до восьми часов музыкальной записи.

Как собрать Hi-Fi-систему

Самый простой ответ на этот вопрос- накопить побольше денег и доверить выбор специалисту. Существуют фирмы, которые занимаются комплектацией музыкальных систем и домашних кинотеатров. Однако и самому хозяину будущего «сокровища» не помешает знать одну простую истину: все компоненты аудиосистемы в идеале должны быть взаимно согласованы по качеству. Принято считать, что характеристики аудиосистемы определяются характеристиками самого низкого по качеству компонента. Так, при наличии высококлассных громкоговорителей и отличного проигрывателя виниловых дисков все их достоинства можно потерять, включив в тракт неподходящий усилитель.

Качественную систему можно собрать как из компонентов одной торговой марки, так и из продукции разных фирм. Совместимость (иликатегорическую несовместимость) различных аудиоустройств вам обязательно прокомментируют в хорошем магазине. Так, например, специалисты фирмы "М.ВИДЕО" предлагают два готовых Hi-Fi-комплекта. Первый состоит из четырех блоков YAMAHA (CD-проигрыватель CDX-496, кассетная дека KX-393, тюнер TX-492RDS и усилитель AX-396) и дополнен акустикой Monitor Audio Silver S2. Общая стоимость системы- $1480. Второй вариант собран из блоков различных производителей: CD-проигрыватель ARCAM DIVA CD72, тюнер DENON TU-1500RD, усилитель DENON PMA-1055R и английская акустика AE Aefprit 300, стоимость комплекта- $2290. Окончательное решение о покупке советуем принимать только после многократного прослушивания компонентов в различных комплектах. Имя фирмы, технические характеристики и совет специалиста- это всего лишь рекомендация. Самый же важный критерий при выборе- собственный слух.

Серьезное внимание стоит уделить и дизайну аппаратуры. Внешний вид основных компонентов (проигрывателей, усилителей, эквалайзеров) у большинства производителей очень близок: металлическая коробка серебристого или платинового цвета с множеством кнопок или крутящихся ручек. Авот облик акустических систем- это воплощение самых безумных дизайнерских фантазий. Солидные и кричащие; крошечные, размером с CD-диск, и огромные, в рост человека; стройные и «пухлые»; дразнящие металлические и успокаивающие из натурального дерева... Скорее всего вы сами сможете сориентироваться, какие из них достойны стать полноправными «жильцами» вашего интерьера. Однако не нужно отдавать предпочтение дизайну в ущерб техническому и качественному уровню системы.

Среди поклонников Hi-Fi и Hi-End наблюдаются две противоположные тенденции. Одни стремятся сделать из акустики главный акцент интерьера, его энергетический центр. Фирмы с удовольствием откликаются на такое желание и предлагают самые невозможные по своему внешнему виду динамики. Например, немецкая компания AC AVANTGARDE ACOUSTIC выпустила рупорную акустику огромных размеров, стилизованную под 50-егоды прошлого столетия и очень любимую поклонниками джаза. Другая крайность- выбор встраиваемой акустики, которая призвана быть максимально незаметной. Вэтом случае стоит обратить внимание на продукцию американских фирм SONANCE и SPEAKERCRAFT.

Обязательно соотнесите габариты и мощность акустической системы с габаритами помещения (комната в городской квартире или же просторный загородный дом). Колонки, идеально звучащие в помещении 58м, могут оказаться слишком басистыми и громогласными в комнате в два раза меньше (45м). Владельцу домашнего кинотеатра разумнее приобрести одну аудиосистему, которая будет обслуживать и театр (многоканальный звук), и аудиоаппаратуру (стереозвук). Если вы еще не обзавелись домашним кинотеатром, но собираетесь сделать это в ближайшие год-два, вам также разумнее приобрести многоканальную аудиосистему (5.1, 6.1 или 7.1, в зависимости от вашего стремления к совершенству). Самая простая многоканальная система 5.1 включает в себя два фронтальных динамика, один центральный, два тыловых и сабвуфер, в 7.1 добавляются еще две боковые колонки.

Музыкальные центры

Hi-Fi-аппаратура рассчитана на заядлого меломана. Покупатель, воспринимающий музыку просто как хорошее развлечение и возможность отдыха, скорее всего, озаботится приобретением качественной микро- или мини-системы. Тем более что по цене это более приемлемый вариант.

Никогда не приобретайте музыкальный центр без предварительного прослушивания, "купившись" на его уникальный внешний вид! Атакже обратите внимание на функции: лучше, чтобы CD-чейнджер позволял менять диски во время проигрывания одного из них, тюнер был цифровым, а дека- сфункцией автореверса. Возможно, вы получите в нагрузку проигрыватель MP3-дисков (например, в модели Philips MC90 стоимостью $600). Проверьте наличие пульта дистанционного управления, покрутите ручки эквалайзера (насколько реально он что-то меняет в звучании), соотнесите мощность системы с размерами своей комнаты. Оцените звучание басов- оно должно быть глубоким, в меру насыщенным. Упругий и напористый бас предпочтите затухающему: определить это свойство можно при акцентировании внимания на барабане- басовая нота не должна звучать после окончания удара по барабану. И... не забудьте о дизайне!

Кстати, ежегодный приз европейской аудио-прессы (EISA Award) за последние четыре года получили следующие модели музыкальных центров: JVC UX-MD 9000R (1999г.), YAMAHA Piano Craft (2000г.), JVC FS-SD 1000R (2001г.), DENON 201 SA Series (2002г.).

Размещение в интерьере

Стены, пол, потолок и предметы мебели можно считать полноправными элементами акустической системы. Идействительно, звучание одного и того же набора колонок будет неодинаковым в разных помещениях. Секрет заключается в акустических особенностях каждой комнаты: времени реверберации (многократные затухающие отражения волны), звукопоглощающих свойствах. Существует даже целая наука, изучающая эти особенности- архитектурная акустика. Для современных квартир с комнатой объемом 30-100м3 приемлемое время реверберации составляет приблизительно 0,15-0,3с.

Комнату, предназначенную для прослушивания, следует особенно тщательно изолировать от внешних источников шума, способных испортить впечатление. Для этого можно использовать двухкамерные стеклопакеты с различной толщиной и шагом расположения стекол. Системы вентиляции и кондиционирования рекомендуется снабдить шумоглушителями. Вотдельных случаях стены и потолки можно полностью обработать специальными материалами, например звукоизолирующими панелями Ecophon Acusto (производитель- шведский концерн ECOPHON).

Звуковая волна, встречая преграду, согласно законам физики, частично отразится от нее, частично рассеется, частично будет поглощена. Чем тверже и плотнее стена, тем больше акустической энергии она отражает (именно поэтому так хорошо звучат «арии» в ванной). Большое количество отражений вызывают эхо и размывают звуковую сцену, делают звучание гулким. При слишком сильном поглощении (много ковров, тяжелые портьеры на окнах) звук становится глухим и невыразительным. Проверить, «живая» комната или «мертвая», можно, хлопнув в ладоши: если вы слышите отчетливые звуки и даже эхо, помещение необходимо приглушить. Наоборот, при очень глухом звуке рекомендуется вынести толстые ковры или заменить их облегченными дорожками и циновками.

Лучший способ борьбы с "паразитными" отражениями- рассеяние звуковой волны. Рассеивающими поверхностями служат, например, книжные полки (незастекленные), жалюзи на окнах, картины. Элементы интерьера, имеющие размеры 10-20см, создают рассеивающий эффект для частот выше 1000Гц, на частотах 200-500Гц проявляется влияние поверхностей с размерами 1-2метра. Хорошие результаты дает наложение мелких конструкций на более крупные- в этом случае рассеивание звуковой энергии происходит равномернее и в более широком диапазоне частот. На плоском потолке гулкого помещения можно закрепить деревянные рейки. Существуют также "профессиональные" рассеивающие устройства, например тюнинговые накладки Harmonixs RFA-781 (Япония). Так называемые "трубы-ловушки" (Tube Trap) производства Acoustic Sciences Corporation (США) представляют собой цилиндрические устройства, изготовленные из полых стеклопластиковых труб диаметром около 28см. Одна сторона цилиндра обладает поглощающими свойствами, а другая- отражающими. Поворачивая их вокруг своей оси, можно подобрать необходимый для каждого помещения "режим работы". Водной комнате часто требуется расположить сразу несколько таких "ловушек": установить их можно по углам (чтобы избавиться от низкочастотных стоячих звуковых волн), вдоль боковых стен и т.д.

Также проблемы со звучанием возникают из-за неверного размещения фронтальных колонок. Слушателя и динамики рекомендуется располагать в "вершинах равнобедренного треугольника", причем отрезок "слушатель-колонка" лучше сделать чуть большим, чем расстояние между самими колонками. Громкоговорители обычно устанавливают на уровне головы сидящего человека, слегка повернув к нему, но не слишком близко к стенам (чтобы не возбуждать резонансы) и не в углах. По поводу местонахождения сабвуфера (вомногих акустических системах он представлен в виде отдельного блока) существуют разные мнения. Одни считают, что его расположение не имеет значения (это действительно верно для комнат небольшого размера). Другие производят сложнейшие расчеты, пытаясь отыскать для него наиболее подходящую "жилплощадь". Мы же рекомендуем прислушаться к основным правилам расположения акустики и поэкспериментировать с ними на практике. Идеального звучания системы можно добиваться, меняя месторасположение слушателя относительно динамиков, переставляя мебель в комнате- тут уж все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но только не забудьте среди стольких хлопот, что главной целью покупки аудиотехники было удовольствие от прослушивания самой музыки.

Редакция благодарит фирму "М.ВИДЕО" за помощь в проведении фотосъемки, а также компании "АРХИТЕКТУРНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА", AT TRADE, A.P.TECHNOLOGY, BARNSLY SOUND и лично Александра Гайдарова (вице-президент российской секции «Общества Инженеров Электроакустиков» (AES)) и Сергея Марченко (физический факультет МГУ) за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем