В пестроте, да не в обиде

Отделка ванных комнат мозаикой: материалы, орнаментальные и цветовые решения, особенности укладки. Фирмы-производители и ценовые рамки.

В пестроте, да не в обидеКрупноформатная мозаика из керамогранита от CASA DOLCE CASA В пестроте, да не в обиде BISAZZA
Стеклянная мозаика не поглощает воду, что позволяет использовать ее в помещениях с повышенной влажностью (BISAZZA) В пестроте, да не в обидеДля отделки душевой кабины использована мозаика серии LeGremme разных оттенков (BISAZZA) В пестроте, да не в обидеВванной комнате сегодня особенно популярны бело-голубые тона (OPIOCOLOR) В пестроте, да не в обиде APPIANI В пестроте, да не в обидеСамая распространенная форма наборных элементов- квадратная. Существуют квадратики нескольких размеров- 1010, 2020 и 5050мм В пестроте, да не в обиде"Морские камешки" от GIARETTA. Уложенные в произвольном порядке, разноразмерные пластинки создают своеобразный рельеф, напоминающий россыпь морской гальки В пестроте, да не в обидеМозаика- довольно прочный материал, поэтому ее спокойно можно укладывать на пол (BISAZZA) В пестроте, да не в обидеМозаичная облицовка из керамического гранита, выполненного под натуральный камень, от CASA DOLCE CASA В пестроте, да не в обидеПоследнее веяние дизайна венецианской мозаики-
перламутровый блеск. Этот эффект достигается благодаря использованию в качестве дополнительных чипсов авантюрина. (BISAZZA) В пестроте, да не в обидеМеталлическая мозаика Metallisma от SICIS В пестроте, да не в обидеМозаика с рваным краем из керамогранита от BICONTI В пестроте, да не в обидеМногие производители изготавливают мозаичные композиции по собственным эскизам. Наиболее распространены геометрические узоры В пестроте, да не в обидеПрозрачная мозаика отличается глубиной цвета, но для ее укладки необходима белая подложка (OPIOCOLOR) В пестроте, да не в обидеТщательная разметка основания особенно важна при укладке мозаики на фасонных поверхностях (BISAZZA) В пестроте, да не в обиде"Классика в уменьшенном формате"- так характеризует свою коллекцию стеклянной мозаики Solitare компания JASBA В пестроте, да не в обидеОдно из достоинств мозаики- возможность комбинирования в одном помещении нескольких коллекций (BISAZZA) В пестроте, да не в обидеРозон Sabino от SAICIS В пестроте, да не в обидеМозаика APPIANI имеет абсолютно гладкую поверхность, скругленные углы и кромки, о которые нельзя пораниться В пестроте, да не в обидеКонтраст плитки и мозаики- эффектная игра фактур (APPIANI) В пестроте, да не в обидеКерамическая мозаика CE.SI.

Чем отделать стены и полы ванной комнаты или выложить бассейн, если облицовка обычной керамической плиткой кажется вам слишком заурядным решением? Существует материал, применимый для всех стилей оформления интерьера- от минимализма до барокко- и подходящий как для выполнения простого декора, так и для создания сложного художественного полотна. Это- мозаика, одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Впоследнее время ее все чаще используют в дизайне квартир и загородных домов. На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций.

Внастоящее время на российском рынке широко представлена мозаика из таких материалов, как стекло, смальта, камень, керамогранит, керамика и даже металл. Все стеклянные тессеры (или, как их еще называют, модули, чипсы) имеют примерно одинаковую форму, расцветку и цену. Их выпускают TREND, BISAZZA (Италия), JASBA (Германия), OPIOCOLOR (Франция), SUPER GLASS (Китай), KOLORINES (Мексика), WIZANTO и EZARRI (Испания). Ранее всех, в 1996 году, в нашей стране появилась стеклянная мозаика и смальта от BISAZZA. Компания BISAZZA- "тяжеловес" в области производства мозаичной продукции- предпочитает венецианское стекло, слегка шероховатое или гладкое, прозрачное или матовое. Кроме того, она предлагает мозаику из смальты, из стекла с сусальным золотом либо с добавлением авантюрина. Недавно в этой группе материалов у BISAZZA возник серьезный конкурент- фирма TREND, начавшая экспансию своего товара на российский рынок два года назад. Остальные пока отстают от лидеров по известности и ассортименту изделий. Как самостоятельный продукт керамическую мозаику выпускают APPIANI и GIARETTA (Италия). Итальянская же компания SICIS использует смальту, камень, керамогранит, металл. MEGARON (Италия), CHENGDU (Китай) и российская фабрика "БИКОНТИ" производят мозаику из натурального и агломерированного мрамора. Помимо этого, MEGARON изготавливает тессеры из гладкого и полупрозрачного стекла с добавлением смальты, а недавно фирма, равно как и CHENGDU, выпустила металлическую коллекцию. Всвою очередь, «БИКОНТИ» нарезает мозаику еще и из керамической и керамогранитной плитки. Два года назад на российском рынке появилась мозаика из керамического гранита итальянской фабрики CASA DOLCHE CASA. Ассортимент изделий включает детали, имитирующие натуральный камень, а также коллекции искусственно состаренной плитки.

Стоит также обратить внимание на французскую компанию OPIOCOLOR (использует особую стеклопасту Opio), на испанскую ZIRKONIO (стеклянная мозаика) и итальянскую MARCHETTI FRANCESCO, применяющую самые разные материалы, вплоть до сусального золота. Новичок на рынке мозаики- фирма CARTER из Китая. Она предлагает стеклянную продукцию, подобную той, что выпускает BISAZZA, но гораздо дешевле- от $15 за 1м2.

Мозаика из стекла

Самый распространенный сегодня материал для производства мозаики- венецианское стекло. Оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено воздействию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Стеклянная мозаика- это облицовочный материал, который удовлетворяет требованиям многих стандартов:

не поглощает воду (UNIEN99) и не порист, следовательно, его можно применять в помещениях с любой влажностью;

устойчив к резким температурным перепадам в диапазоне от -15 до +145С (UNIEN104);

морозоустойчив- выдерживает не менее 100 циклов перехода от минусовых температур к плюсовым без потери качества (UNIEN202). Отметим, что данное свойство напрямую связано с отсутствием в материале пор и влаги в них. Поэтому стеклянная мозаика более морозоустойчива, чем керамическая плитка (кроме специализированной), и способна выдержать большее число циклов замораживания-размораживания, а также температуру до -30С;

не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот (UNIEN122), содержащихся, как правило, в моющих средствах. Так что смело кладите мозаику на стены в ванной;

не меняет цвет под длительным воздействием света с ультрафиолетовой составляющей, в силу чего мозаичное полотно можно незаметно подремонтировать новыми модулями.

Всвязи с тем что мозаика в основном применяется во влажных помещениях (ванных комнатах, душевых), не последнюю роль в числе ее характеристик играет коэффициент трения. Обычные серии относятся к самому низкому классу коэффициента трения R9 (DIN51130) рабочей обуви по материалу. Это означает, что человек сможет устоять на плоскости, наклоненной менее чем на 10 к горизонтали, чего вполне достаточно, чтобы босиком удержаться на ногах на полу в ванной комнате (но не залитом водой).

Самая распространенная форма наборных элементов- квадратная. Существуют квадратики трех размеров: 1010, 2020 и 5050мм. Толщина колеблется от 3 до 12мм. Чем мельче чипсы, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Из-за того что модули нарезаются машиной, поверхность мозаики получается однородной. По составу стекло бывает простым или сложным. Например, фирмы BISAZZA и OPIOCOLOR добавляют в него камень авантюрин, придающий мозаике золотистое мерцание. Интересная разработка BISAZZA- тессеры со срединной прослойкой из сусального золота. При этом цвет изделий может быть не только золотистым, но и синим, белым, красным. Компания MEGARON предлагает продукцию из прозрачного стекла с цветной подложкой.

Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. BISAZZA выпускает 67 расцветок серии Vetricolor, TREND- 65 (коллекция Vitreo), SUPER GLASS- 60, OPIOCOLOR- 50 (коллекция L'Opio). Скаждым годом число цветовых вариаций в сериях растет. Борьба ведется за наиболее плавные переходы полутонов, поскольку как раз такие модули требуются для производства художественных панно, растяжек и пестрых смесей. Особенно популярны бело-голубовато-зеленоватые оттенки, используемые в оформлении бассейнов и ванных комнат. Сочетания на основе этих цветов могут стоить в 2 раза дешевле, чем однотонная мозаика. Стараясь разнообразить виды своих изделий, фабрики предлагают коллекции с различными декоративными эффектами. Самый простой- имитация мрамора. Белая плитка с цветными прожилками есть в ассортименте BISAZZA, TREND, JASBA, OPIOCOLOR и SUPER GLASS.

Последнее веяние в дизайне венецианской мозаики- перламутровый блеск. Отличительная особенность серий Gloss (BISAZZA) и Shining (TREND)- тончайшие переливы цвета на гладкой поверхности, подобные которым до этого можно было увидеть только на муранской смальте из коллекции Iridium, выпущенной 2 года назад компанией SICIS. Эффект не пропадет с течением времени. Цена на все модули Gloss- около $145 (1м2). Первая категория стоимости Shining- $127, вторая- $180.

«Жидкое золото»

В пестроте, да не в обиде
При производстве тессер особо редких нежно-розовых оттенков применяют "жидкое золото". Это не выдумка алхимиков, а препарат, изготавливаемый на предприятиях, которые занимаются красителями для керамики и стекла (все видели на фарфоровой посуде, стеклянных фужерах и хрустале золотые ободки и тонкий рисунок). По составу "жидкое золото"- сложная композиция из органических соединений благородных металлов. Органика выгорает в процессе обжига изделия при температуре около +850С, и на поверхности остается блестящий след металла. Содержание золота в подобных растворах достигает 10-12%, поэтому и цена необыкновенно красивой двухсантиметровой розовой мозаики превышает $200 (1м2).

Смальта. Традиции Византии

Венецианская смальта- это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Настоящую смальту легко узнать по насыщенному цвету, даже светлые тона не имеют никаких белых включений. Она непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Причем технология производства такова, что цвета каждый раз получаются неодинаковыми, поэтому смальту можно отличить и по неоднотонности полотна. Даже большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Материал очень гладкий и приятный на ощупь, с него легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта и стекло различаются по техническим характеристикам. Смальте присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной истираемостью как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, зона около бассейна, крыльцо). Материал одинаково хорош для стен и пола в ванной комнате.

Фабрика BISAZZA серийно выпускает смальту Opus Romano (не путать со стеклянной коллекцией Smalto того же производителя, лишь внешне напоминающей настоящую смальту), а также делает для реставраторов небольшие партии смальты по древней технологии- в виде блинов-заготовок толщиной 4-5см. Opus Romano- это мелкая однотонная мозаика размером 1212мм и толщиной 6-6,5мм с несколько выпуклой лицевой поверхностью, матовой или блестящей. Всилу разнообразия и чистоты цветов (всего их 66) она в основном применяется для художественных панно и декора. Толщина элементов позволяет сочетать смальту с другими материалами: керамической плиткой, деревом, керамогранитом, а также использовать ее в виде красочных вставок в оформлении мебели.

Фабрика SICIS, лидер в промышленном производстве мозаики из муранской смальты, выпускает материал 122 цветов в трех сериях: Murano Smalta (матовая), Iridium (с перламутровым эффектом) и Water glass (прозрачная). Они отличаются от продукции BISAZZA и всех других компаний не только размером плиток (15154мм), но и фактурой, колером. Главный девиз, под которым SICIS создавала свои коллекции: "Важна не точность форм и цвета, важна правильность укладки". То есть чипсы имеют неровные грани, но швы на листах, куда они укладываются, точно совпадают, и отклонение на каких-нибудь 0,5мм сразу сказывается на внешнем виде покрытия. Фабрика не выпускает совсем мелких модулей, однако в декоре и художественных панно используются и десятимиллиметровые элементы, колотые из более крупных.

Мозаика SICIS интересна тем, что у нее нет лицевой и изнаночной стороны, а также фасок. Поверхности могут быть вогнутыми или выпуклыми. Когда свет падает на мозаичное полотно, лучи отражаются в разных направлениях, и создается впечатление рукотворности, уникальности изделия. Это ощущение усиливается тем, что в пределах одного цвета смальта может иметь разные оттенки.

Цена смальты от MEGARON и BISAZZA достаточно высока (от $150 за 1м2). Но толщина 4мм позволяет включать такие изделия (в качестве декора) даже в простую стеклянную мозаику. Представьте себе несколько тонких нитей коралловой смальты SICIS на фоне недорогой голубой мозаики из стекла.

Керамическая линия

Керамические чипсы внешне похожи на обычную плитку, только меньшего размера. Материал отличается низким водопоглощением и высокой морозоустойчивостью.

Мозаика может быть просто глазурованной (глазурь препятствует образованию на плитке водного камня и сохраняет цвет, защищая от воздействия воды и агрессивных веществ) или со "спецэффектами"- кракелюрами (мелкие трещинки), разводами, вкраплениями другого цвета идр. Обычно керамические чипсы имеют форму квадрата или прямоугольника, но бывают и исключения. Так, изделия итальянской фабрики GIARETTA имитируют морские камешки. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных оснований, в том числе стен и пола в ванных комнатах. Причем поверхность в этом случае будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Единственный недостаток неглазурованной керамики- пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

Впрочем, существует так называемая монопрессокоттура- керамика, по многим параметрам сравнимая со стеклом и смальтой. Она имеет плотную основу и низкое водопоглощение (1-3%). Ее производят фабрики GIARETTA и APPIANI. Изделия этих производителей с абсолютно гладкой поверхностью и скругленными углами и кромками, о которые нельзя пораниться. Богатая цветовая гамма мозаики APPIANI (более 40 вариантов) и разнообразие предлагаемых размеров (2525, 5050, 100100, 2550мм) дают возможность использовать ее не только в качестве отделочного материала для пола и стен, но и при создании панно из стандартных модулей и для различных видов декора. Конечно, с помощью этой керамики не удастся воплотить высокохудожественные замыслы, но можно получить не очень дорогие, но достойные полотна. Например, панно 11м в виде морской звезды стоит примерно $250. Большая толщина модулей (6-7мм) позволяет комбинировать их с обычной облицовочной плиткой на стенах и полу- выпуклая поверхность будет выигрышно смотреться на общем фоне.

Блеск металла

Металлическая мозаика появилась на рынке 3-4 года назад под торговой маркой Metallismo от SICIS, а сегодня ее аналоги можно увидеть и у других производителей- MEGARON, CHENGDU. Модули Metallismo представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали, закрепленные на запатентованной резиновой подложке. Помимо некоторой гибкости, подложка придает плитке необходимую степень жесткости. Как правило, используется сталь AISI304, а для создания специальной серии high tech была применена более коррозионно-стойкая нержавейка AISI316.

Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Сталь полируют, делают матовой, наносят насечки разных видов или, наконец, покрывают тонким слоем латуни или бронзы (только в настенном исполнении). Помимо этого, «латунные» и «бронзовые» вставки можно запатинировать (окислить) до зеленого оттенка и придать мозаике вид старого полотна. Такими элементами рекомендуется отделывать только стены, поскольку гальваническому покрытию легко причинить механическое повреждение.

Стоимость Metallisma довольно высока: 1м2- порядка $350. Но если использовать изделия в качестве декора или для оформления небольших поверхностей, получится вариант "недорого и достойно", а интерьер при этом приобретет изюминку. Металлическая мозаика от MEGARON и CHENGDU толщиной 8-10мм внешне сходна с Metallisma. Итальянский вариант имеет резиновую подложку, китайский же изготовлен на керамическом основании. Предлагаются матовые и гальванизированные серии с покрытием из латуни и титана. Средняя цена 1м2- от $250.

Золото и платина

В пестроте, да не в обиде
Золотой декор-бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым и белым золотом или платиной. Серии Oro от BISAZZA и OPIOCOLOR, Aureo от TREND представляют собой мозаику, которая изготовлена вручную из двух пластинок стекла размером 1010, 2020 или 5050мм с помещенной между ними серебряной или золотой фольгой. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов. Интересно выглядят вариации с состаренным и цветным благородным материалом в серии Aureo от TREND.

Вотличие от стеклянной мозаики, на керамическую невозможно нанести золото под слой глазури. Ипроизводители попросту напыляют его сверху в два слоя. GIARETTA стала делать это недавно, вслед за APPIANI. Такие плитки можно класть только на стены. Стоимость 1м2 золотого блеска в мозаичном исполнении- $2500 и выше.

Выбор рисунка

Большинство фирм изготавливают мозаичные композиции по собственным эскизам (в каталогах их обычно сотни). Могут использоваться и рисунки, предложенные заказчиком.

Варсенале фирмы BISAZZA- декоры из одно- или двухцветной мозаики (миксты), а также с эффектом плавного перехода от светлого тона к темному (сфумато). Производитель предлагает и простые рисунки (рыбы, роза ветров, цветы, геометрические узоры), и более сложные (в основном на тему античности и знаков зодиака)- с тенями и тонкими оттеночными трансформациями. Особое место в ассортименте занимают цветные смеси для бассейнов. Фирма делает мозаику как средней ценовой категории, так и эксклюзивные, очень дорогие композиции. Вся эта продукция отличается хорошим качеством и простотой в эксплуатации.

Более требовательным людям, желающим украсить свой дом чем-то совершенно уникальным, можно порекомендовать изделия фирм MEGARON и SICIS. Последняя предлагает клиентам простые геометрические наборы из камней. Рисунок мозаики создается не только цветом, но и фактурой, размером и способом укладки камешков. Помимо орнаментов и узоров, имеются сюжетные композиции, преимущественно с античными мотивами. Впечатляет коллекция мозаичных ковров. Они выполнены настолько мастерски, что возникает полная иллюзия настоящего ковра. Основу дизайна мозаик от MEGARON составляют античные орнаменты и сюжеты- меандры, волны, пальметки, тритоны, фурии, маскароны ит.д. При создании узоров важны как цвета камней, так и разнообразные (в большинстве своем античные) методы их укладки. Врезультате композиции практически неотличимы от подлинных образцов античности.

Мозаичные коллекции фирм APPIANI и GIARETTA включают керамику оригинальных форм и цветов. Сочетая модули со стеклом или даже с обычной керамической плиткой, можно получать поистине удивительные покрытия.

Для создания композиций по эскизу заказчика многие фирмы прибегают к помощи компьютера. При этом компания SICIS, специализирующаяся на смальте и натуральном камне, обрабатывает тессеры по гладким кривым линиям. Мелкий формат чипсов, точно подгоняемых друг к другу, и их широкая цветовая гамма позволяют во всех подробностях воспроизвести самый сложный рисунок с плавным переходом цветов. Подобные картины удивительно живописны, но, конечно, недешевы. "СТУДИЯ МОЗАИКИ", входящая в состав компании "КОНВЕНТ-ЦЕНТР", применяет как матричную сборку (когда минимальный размер цветового пятна равен размеру чипса), так и технику подколки стекла. Врезультате панно (для которых, кстати, используется стеклянная мозаика BISAZZA) приобретают более четкий орнаментальный характер и удешевляются в изготовлении.

Набор мозаики

Современная мозаика набирается там же, где производится. Для точных рисунков чипсы скалываются вручную. Вмагазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц. Они представляют собой куски бумаги или сетки, на которые в строго определенном порядке наклеены чипсы. Матрицы чаще делаются квадратными (3030см), реже- прямоугольными, с размерами сторон, кратными 30см. Иногда встречаются матрицы других форм.

На месте укладки нужно лишь соединить отдельные фрагменты и прикрепить их к основанию с помощью особого (не плиточного!) клея. При этом важно иметь в виду, что бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка- на тыльную. После монтажа сетка остается под чипсами навсегда, а бумагу смачивают и затем удаляют. Для укладки мозаики специалисту потребуется от 2 дней до 2 недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Каждая фирма предлагает оптимальные для своих изделий клеи и затирки. Разумнее воспользоваться этими рекомендациями- тогда будет проще требовать от строителей выполнения гарантийных обязательств.

Помимо грамотного подбора материалов, их надо умело применить. Прежде всего, следует осознать, что навыки мастера-плиточника для укладки мозаики малопригодны. Она очень капризна и не прощает даже мелких ошибок. Крайне важна подготовка прочного основания с гладкой, ровной поверхностью. Цементно-песчаные штукатурки могут использоваться лишь с адгезионными и армирующими добавками, например Collaseal или Fiberflex (INDEX, Италия). Тогда слой, сходящий при выравнивании на нет (до 0,5мм), не будет скалываться, и впоследствии в штукатурке не появятся трещины. Основание необходимо тщательно разметить, учитывая положение наборных элементов на криволинейных поверхностях и в местах примыканий. Цель- уменьшить число подкалываемых (подрезаемых) чипсов. Конечно, нужно следить, чтобы матрицы были наклеены на основание нужной стороной. При этом для выпуклых поверхностей более пригодны модули на бумаге, а для вогнутых- на сетке. Клей требуется такой, чтобы обеспечивал адгезию не менее 3 МПа и обладал жизнеспособностью не менее 30 мин для укладки простых панно и более 60 мин- для сложных. Затворять его следует в количестве, достаточном на один час работы мастера. Лучше намазывать площадку размером до 1м2 (на 9 мозаичных матриц), если рисунок простой и поверхность плоская. Всложных случаях клей, как правило, наносят под 2-4 матрицы.

Наконец, если мозаика применяется во влажном помещении, не забудьте о надежной гидроизоляции основы (для ванных комнат существует целый ряд системных материалов от фирм INDEX, SCHMBURG, VANDEX идр.). Иначе через 3-5 лет мозаика начнет отваливаться вместе с кусками основания.

Ценовые характеристики

Хотя продавцы и утверждают, что керамическая мозаика самая дешевая, на деле оказывается, что цена 1м2 стеклянной одноцветной мозаики- от $49, а керамической- от $79. Керамика же в виде камешков стоит от $120. Использование более сложного стекла значительно удорожает продукцию. Мозаика с авантюрином обойдется в сумму от $101 за 1м2 (фирма OPIОCOLOR), а каждая золотая плиточка- от $1,3. Смальта- тоже удовольствие недешевое: минимальная цена 1м2- около $170. Состаренный камень дороже (от $112), чем обычный (от $108). Художественная мозаика оценивается почти как произведение искусства. На панно средних размеров (11м) придется потратить, как минимум, $800-1000. Цена на эксклюзивные и авторские панно также соответствующая- напольный ковер фирмы SICIS может стоить $10000 и больше.

Таким образом, почти каждый сможет найти для себя мозаику по душе и по средствам и расцветить ею интерьер.

Редакция благодарит фирмы «ШИК», «БАРС», «ДЖИЕЛЬ», «БИКОНТИ», «ОЛВЕР», «СТРОЙКОМПЛЕКТ», «КОНВЕНТ-ЦЕНТР», «ФИНТОРГ», «МОЗАИКА», МБТМ , представительство компании BISAZZA за помощь в подготовке материала.