Стеклянный пуантилизм

История возникновения и технология работы с мозаикой на примере отделки ванной комнаты в типовой квартире.

Стеклянный пуантилизмВанная комната до ремонта Стеклянный пуантилизмВанная комната после ремонта Стеклянный пуантилизмПроизведите тщательную очистку поверхности и заделайте неровности стены Стеклянный пуантилизмС помощью мерных инструментов разметьте поверхность по уровням и стыкам швов Стеклянный пуантилизмНа рабочий фрагмент стены нанесите шпателем клеящий состав Стеклянный пуантилизмОриентируясь по разметке, приклейте монтажный модуль к стене и плотно прижмите, а затем слегка ударьте ручным прессом Стеклянный пуантилизмПри необходимости удалите фрагменты смальт, выступающие за линии разметки. Специальными кусачками подрежьте их на стыке швов Стеклянный пуантилизмПосле затвердевания клея смочите листы бумаги водой и удалите их с поверхности смальт Стеклянный пуантилизмРазведите затирочный состав и резиновым шпателем нанесите его на всю плоскость стены, плотно заполняя зазоры между смальтами. Удалите влажной тряпкой или губкой излишки затирки

Флирт со светом в обыкновенной ванной комнате типового советского дома? Что же, возможно и это, если она отдела-на качественной мозаикой. А теперь представьте, что такой мозаикой декорированы бассейн, фонтан, лоджия...

Стеклянный пуантилизм
Трудно определить, кто из древних первым пленился игрой света в плавных изгибах и гранях кусков вулканического стекла, созданного природой, и наделил его магическими свойствами. Уже древние шумеры и египтяне обожествляли этот материал. Впериод эллинизма (331-323 г.г.до н. э.) в Греции было положено начало применению стекла в мозаиках. Наивысшего же расцвета искусство мозаики достигло во времена Византийской империи в IV-XIV веках. Для каждого из нас стекло по-прежнему и украшение, и важный строительный материал. Веянием времени в наши дни является возвращение интереса к мозаике как элементу декора.

Создание римских и византийских мозаик из разноцветных смальт- наколотых художником вручную стеклянных прямоугольников разной величины- крайне дорогостоящее дело, спрос же на мозаики сохраняется. Промышленная технология производства мозаик была разработана почти полвека назад. Принципы этой технологии, разработки эскиза и перенесения изображения на различные поверхности едины для всех производителей. Сегодня аналоги смальт- литые куски стекла стандартных размеров и различного цвета- в Европе и США производятся индустриальным путем. В результате промышленная мозаика как украшение и как отделочный материал доступна любому человеку со средним достатком.

Область применения промышленных мозаик ограничивается только полетом вашей фантазии. Вчастном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике- словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

Из каких материалов, как и где производят мозаичные смальты? Как и тысячу лет назад, из смеси кремния (речного песка), полевого шпата, поташа и минеральных красителей, расплавленной при температуре 1200C и разлитой в формы. Внаши дни для этих целей используются современные электрические печи и автоматика. Набор же смальт по эскизу осуществляется с применением ручного труда.Кусочки промышленной мозаики имеют размеры 2020, 2525, 5050мм, но могут быть и прямоугольными, например 50105мм. Их толщина варьируется от4 до5,5мм в зависимости от размера. Палитра промышленной мозаики насчитывает в среднем 60цветов и оттенков. Производственные нормы допускают наличие в литых смальтах погрешности углов не более 1% и клиновидности не более 2%.

Флирт со светом, искони присущий классической французской живописи, художники и конструкторы разных фирм продолжают в области оптических свойств стекла, из которого делается смальта. Путем подбора угла светопреломления (изменения дисперсионных свойств стекла) создаются комбинации цветов, оттенков, достигаются индивидуальные световые эффекты. Не последнюю роль в визуальном восприятии мозаики играет сама фактура поверхности смальты.

Ориентируясь на массового покупателя, фирмы предлагают большое количество готовых вариантов отделки, художественных и орнаментальных композиций, которые заказчик волен выбрать из предложенных ему каталогов. Это могут быть дельфины, птицы, цветочные композиции, марины и пейзажи, затейливые европейские и восточные орнаменты. Готовые орнаменты, к примеру, хорошо подходят для оформления фризов, для отделки бассейнов, цокольной облицовки фасадов домов и др. Они стоят гораздо дешевле индивидуально заказанных изображений и пользуются повышенным спросом.

Вся композиция делится на компьютере на монтажные модули размером 316316мм, которые нумеруются на схеме и устанавливаются на объекте в указанном порядке.

Монтажные модули как для единичной, так и для серийной продукции представляют собой набор смальт, наклеенных лицевой стороной на бумагу "крафт". Они приходят с завода упакованными в картонные коробки. Вкомплект поставки по заказу входит нужное количество специальной шпаклевки для выравнивания стен (если это нужно), сухого состава на латексной основе, с помощью которого мозаика приклеивается к поверхности, сухой смеси требуемого цвета для затирки швов и необходимые инструменты. Для обычных работ сопутствующие материалы приходится покупать самостоятельно. Разумнее всего их приобретать вместе с мозаикой у одной фирмы.

"болгарка" с абразивным лепестковым кругом;
шпатель с V-образными зубьями;
кусачки;
уровень;
ручной пресс;
клеящий состав и затирка для швов.

Мы расскажем о технологии работы с мозаикой фирмы OPIOCOLOR на примере отделки ванной комнаты.

Начальным этапом является подготовка поверхности. Спомощью «болгарки» с абразивным лепестковым кругом, шлифовальной машины или ручных инструментов с нее удаляются старые обои, неплотно прилегающая шпаклевка, клей, жир, грязь. Трещины и сколы шпаклюются и выравниваются. Особое внимание в процессе работы следует обращать на влажные участки. Нужно обязательно установить причину и устранить ее, после чего отсыревшую поверхность дополнительно покрыть жидким водозащитным составом, обеспечивающим герметичность покрытия и адгезию защищенной поверхности со смальтами, например Ardatech.

Следующий этап- разметка поверхности, которая делится на участки, пронумерованные по схеме. Каждому из них соответствует определенный монтажный модуль с частью мозаичного рисунка. При укладке меланжевых композиций нумерация не нужна. Разметка производится карандашом с помощью рулетки, угольника и длинной рейки.

Клеющий состав Hidroflex Plus разводится в соответствии с инструкцией (введре, электродрелью с насадкой- мутовкой) и наносится на чистую и слегка увлажненную поверхность пластмассовым шпателем с V- или П-образными зубьями 44мм. Клеящим составом следует покрывать только ту поверхность, которую можно отделать в течение 10-15 мин. После этого он начинает твердеть. Перед приклеиванием мозаичные модули монтажного листа с помощью шпателя намазываются клеем и прикладываются к поверхности в соответствии с их нумерацией. Для равномерного прижатия и ровного прилегания смальт к поверхности применяется ручной пенопластовый пресс. Зазоры между модулями делаются такими же, как и между смальтами. Выравнивание модулей осуществляется по линиям разметки. Вряде случаев (науглах, на стыке с полом и потолком) возникает необходимость обрезать смальты. Эта операция производится с помощью специальных кусачек.

Процесс застывания клея обычно длится от20 до40мин (взависимости от материала и фактуры поверхности), после чего листы бумаги смачивают губкой и отделяют. Излишки клея удаляются мокрой тряпкой.

После застывания клеящего состава (через 2-3 ч) наступает очередь затирки зазоров между смальтами. Она производится широким резиновым шпателем предварительно разведенной водостойкой затиркой Ardal Joint нужного цвета. Зазоры должны заполняться составом полностью и не иметь пустот. Излишки затирки удаляются по ходу работы, а через день смываются с поверхности. Применение кислот для этих целей недопустимо. Окончательная чистка мозаики с применением горячей воды и едких составов возможна через семь дней со времени завершения монтажа. Бассейны, фонтаны, емкости, отделанные мозаикой, могут наполняться водой через десять дней после проведения затирочных работ.

Если радость ручного труда по-прежнему вам доступна, попробуйте уложить мозаику на стену санузла или кухни. Если же ваши кухня и санузел немногим меньше министерской приемной, доверьтесь профессионалам. Впрочем, кто знает, как далеко заведут вас фантазия и умения.

Параметры промышленной мозаики

Формат, мм 2020 2525 5050 50105
Толщина смальты, мм 4 4,2 5 5,5
Размер монтажного модуля, мм 316316 316316 316316 316316
Зазор между смальтами, мм 1 1,3 3 4,5
Масса, кг/м2 7 7,25 10,40 11,88
Площадь мозаики, упакованной в коробку, м2 4 4 2,98 2,02
Площадь мозаики, упакованной в палету, м2 180 180 80,46 109,08

Согласно действующим во Франции нормам N.F. P61-341 и американскому стандарту ANSI A137.1-1988 смальтам промышленного производства присущи следующие качества:

Сопротивление на отрыв кг/см2 4,5 и выше
Устойчивость к механическим воздействиям Индекс750
Устойчивость к отрицательным температурам Морозоустойчива
Химическая устойчивость (хлориды) Устойчива
Устойчивость к кислотам Устойчива, кроме фтороводородных соединений
Гидроустойчивость Устойчива
Термоустойчивость Устойчива
Цветоустойчивость Воздействию ультрафиолетовых лучей не подвержена
Оборотная сторона Рифленая

Редакция выражает благодарность компании «СТРОЙКОМПЛЕКТ» за помощь в подготовке материала.