Плоды освещения

Современные светильники: классификация; оценка светораспределения; секреты светодизайна; фирмы, представленные на российском рынке; цены.

Плоды освещенияМодель Libera фирмы ARTEMIDE (Италия). Плоды освещенияМодель Tolomeo фирмы ARTEMIDE (Италия). Плоды освещенияМодель Aggregato Stelo Tavolo фирмы ARTEMIDE (Италия). Плоды освещенияМодель Sinus фирмы SOLKEN LEUCHTEN (Германия). Плоды освещенияДля помещений с темными потолками необходимы светильники с большой яркостью для местного освещения зоны отдыха. Плоды освещенияСветильник, перемещаемый в пространстве, позволяет создать комфортные условия во время занятий за столом. Плоды освещенияСветильник фирмы H. GAUTZSCH (Германия) для подсветки картин. Плоды освещенияЯркий контраст элементов интерьера зрительно выделяет декоративную полоску "Млечного Пути" на потолке. Плоды освещенияМодель Diamante фирмы LA MURRINA (Италия). Плоды освещенияФункциональные зоны организованы с помощью светильников местного освещения. Плоды освещенияЕдинство стилевого и цветового оформления позволило простыми средствами придать художественную законченность интерьеру. Плоды освещенияОтделка стен в светлых тонах и рассеянное освещение создают насыщенность светом даже в больших помещениях. Плоды освещенияСветильники фирмы JAB (Германия).

Для того чтобы освещение в наших домах создавало зрительный комфорт и способствовало адекватному восприятию интерьера, оно должно быть правильно организовано.

Комфортность современного жилья неотделима от качественного освещения, благодаря ему мы быстро и правильно различаем яркость, цвет и форму предметов обстановки или предметов, с которыми работаем. При этом наши глаза не должны перенапрягаться и уставать. Оказывается, чтобы достичь зрительного комфорта, надо выдержать на определенном уровне много светотехнических параметров: оптимальную освещенность, небольшое слепящее действие, гармоничное распределение яркости света по основным поверхностям помещения, правильную цветопередачу, тенеобразование и многое другое. А обеспечить все это помогут светильники. Грамотно выбирая, применяя и сочетая их с различными элементами интерьера по стилю, цвету и масштабу, специалисты создают не только комфортную световую среду, но и придают ему (интерьеру) особую выразительность.

Все светильники — старый добрый шелковый абажур, любимец наших бабушек, торшер и бра, мечта россиян в 60-е годы, и самые современные (число моделей исчисляется десятками тысяч) — состоят из двух основных частей: источника света (лампы) и осветительной арматуры. Последняя перераспределяет в пространстве свет лампы и даже иногда преобразует его свойства. Однако арматуру, особенности конструкции которой решающим образом влияют на качество освещения, делают в расчете на определенные параметры лампы.

По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Управление зрительной работоспособностью

От того, как распределяется в пространстве световой поток светильника общего освещения, очень сильно зависит наша способность точно различать мелкие детали предметов. Оценивают светораспределение с помощью так называемой кривой силы света (КСС). Чем больше она напоминает овал, вытянутый вдоль оси светового потока, тем уже считается кривая и тем лучше освещенность в центре светового пятна. Вид этой кривой — важнейшая характеристика источника света.

Светильники с узкой кривой силы света лучше применять в помещениях с высокими потолками. Эти светильники обладают высокой контрастностью, направленностью, резкими тенями, экономичностью. Они преимущественно освещают горизонтальные поверхности. Для того чтобы смягчить освещение, необходима светлая отделка помещения, в том числе и пола. Такого рода устройства с зеркальными галогенными лампами, устанавливаемые на шинопроводах (что достаточно удобно), часто применяются для акцентированной подсветки картин, скульптур и других предметов.

Светильники со средней кривой силы света применяются для создания общего освещения с мягкими световыми переходами, достаточной насыщенностью светом, умеренной контрастностью и сбалансированным распределением яркости в помещениях с обычной высотой потолков.

Светильники с широкой кривой силы света лучше подходят для общего освещения помещений с низкими потолками и создают хорошую освещенность вертикальных и наклонных поверхностей, обеспечивают равномерное распределение света. Но у таких светильников мал защитный угол, и требуется хорошо продуманная установка, чтобы избежать попадания света прямо в глаза.

Куда направить лучи

Направление светового потока влияет на светотеневые контрасты. Поэтому, покупая светильник, поинтересуйтесь, куда он будет направлять свет. В зависимости от величины отношения светового потока, направленного вверх, к световому потоку, направленному вниз, выделяют светильники прямого света (весь или почти весь световой поток направлен вниз), рассеянного света (световой поток, направленный вверх равен световому потоку, направленному вниз (как, например, у хрустальной люстры), отраженного света (весь или почти весь световой поток направлен вверх).

Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Как правило, это обычные потолочные или встроенные в потолок приборы. Они отличаются экономичностью при создании местного освещения для чтения и работы или при подсветке картин, скульптур и т. д.

Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД) и подходят для общего освещения. Оно отличается равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхностей стен, потолка и пола, мягкими тенеобразующими свойствами и повышенной насыщенностью светом, что важно для создания зрительного комфорта. Но если в цветовой гамме интерьера превалируют темные тона (особенно потолка и стен), то для таких светильников придется ставить более мощные лампы.

При покупке светильника необходимо проверить его работоспособность, надежность крепления деталей, насколько легко устанавливается лампа в патроне и есть ли простой доступ к лампе и внутренним поверхностям, требующим регулярной очистки. Cледует помнить, что более твердые материалы, имеющие гладкую поверхность, меньше загрязняются и проще моются.

Светильники отраженного света создают наиболее комфортное и равномерное освещение, полностью соответствующее нормам по ограничению показателей слепящего эффекта и дискомфорта, хорошую насыщенность светом, сочетание с верхним или боковым дневным светом. Для повышения экономичности освещения необходима отделка потолка с максимальным коэффициентом отражения.

Из азбуки светодизайна

Восприятие интерьера зависит в основном от распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами. И когда мы покупаем приглянувшееся симпатичное бра и вешаем его на видном месте или просто устанавливаем лампочку помощнее, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми, например: раздражительность, головные боли и другие неожиданные напасти. Дело в том, что такими бесхитростными действиями мы можем нарушить сложную взаимосвязь оптических эффектов, которую учитывают специалисты по светодизайну. Приоткроем чуть-чуть завесу над их секретами.

Свет и пространство

С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно «корректировать» объем помещения.

- Темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.
- Цвета теплых тонов "приближают" предметы (например, желтая стена кажется ближе), а холодных-"удаляют".
- В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещенность стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же прием, но для пола и потолка.
- Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.
- При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.
- Следует помнить, что черный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".
- Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться еще более узкой. Чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен.
- В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Наименее устойчивы к воздействию света рукописи, документы, фотографии, произведения живописи (акварель, темпера, пастель), гобелен, кружева, одежда. По нормам уровень освещенности таких предметов не должен превышать 50 лк.

Свет и форма

То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. Значит, свет может «управлять» формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь — правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объемность теряется.

- Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света.
- Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.
- Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.
- Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

- Если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.
- Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в темный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.
- На ярком фоне объект выглядит темнее, а на темном - светлее.
- Цвета теплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

- Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение.
- Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Цвет и настроение

Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека.

- Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие.
- Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя.
- Белый и черный тон подчеркивает парадность и праздничность обстановки.

Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека.

Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света .

Мнение специалистов

Трудно сказать совершенно определенно, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КЛЛ). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушенный мягкий свет светильников отраженного света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использования основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники.

От чего глаза разбегаются

Продажей светотехнического оборудования, и в частности светильников, только в Москве занимаются сотни торговых точек. Как правило, в магазинах предлагаются светильники двух условно обозначенных направлений: классики и модерна. На российский рынок продукцию поставляют несколько десятков фирм. Среди них немецкие JAB, HUSTADT, H. GAUTZSCH, SOLKEN, SWING, итальянские ARTEMIDE, FRANCO, FLOS, PRISMA, SIL LUX, TARGETTI, VELUX, испанские BALUET, XENON COMPONENS, австрийская KOLARZ LEUCHTEN, американская GE LIGHTING, российские MARBEL, ЗАО «САТУРН», «ЭЛЕКТРОЛУЧ», «ТОЧКА ОПОРЫ» и другие.

Благодаря широчайшему ассортименту светильников дизайнеры в состоянии удовлетворить любые запросы клиентов. Так, многие торшеры отраженного и рассеянного света для удобства снабжены дополнительным «боковым» светильником на гибкой штанге, который располагается в наиболее приемлемом для вас положении. Некоторые «верхние чаши» торшеров поворачиваются, так как они на шарнирных соединениях. Значительная часть светильников снабжена устройствами (диммерами) для регулировки освещенности, в том числе и с помощью пульта управления. Подобные и многие другие конструкции продаются в «САЛОНЕ СВЕТИЛЬНИКОВ НА МАЛОЙ ОРДЫНКЕ». Они стоят от $ 10 до $ 2000.

Также имеются декоративные светильники в форме лягушонка, кораблика, рыбки и т. д., предназначенные для детской комнаты. Они изготовлены с учетом того, что ребенок может задеть или уронить лампу, поэтому сама фигурка выполнена из пластмассы, а источник света закрыт специальным куполом, предохраняющим от ожога.

Большое количество импортных и отечественных светильников для декоративного освещения и архитектурной подсветки представляет ЗАО «ТФС-ХОЛДИНГ». В основном арматуру светильников изготавливают из следующих материалов: стекла триплекс (или дуплекс); боросиликатного стекла цветного, прозрачного, матового; муранского стекла; дерева (бук, реже сосна и дуб); металла (стилизация под золото, бронзу, алюминий, под старину), а также металла, окрашенного в какой-либо цвет. Есть необычные решения, например, имитация ледяного узора на стекле или мокрое стекло (капельки воды внутри стекла).

Широкую гамму современных энергосберегающих светильников с компактными люминесцентными лампами и рассеивателями из прозрачного поликарбоната предлагает фирма GЕNERAL ELECTRIC LIGHTING. Подобного рода энергосберегающие светильники на основе компактных люминесцентных и галогенных ламп делает и отечественный завод «ТРАНСВЕТ» (г. Новгород). Светильники, продаваемые фирмой «ПАЙЛ», радуют неповторимой изысканностью линий, форм и красками муранского стекла и выполнены преимущественно в стиле модерн. Цены находятся в диапазоне от $ 100 до $ 40 000.

Фирма "МОДУЛЬ" предлагает светильники разнообразных стилей: барокко, классика, модерн, - сделанные с использованием природного камня, позолоты, хрусталя. В «Центре света МЕДЕЯ» и в магазинах фирм «АУРА СИТИ», «СОНЕКС», «МАКСКОМ ЭЛЕКТРО» вы найдете светильники (от 500 до 500 000 руб.) отечественных и европейских производителей, как классического стиля, так и стиля модерн.