Глазунья на потолке

Освещение кухни: светильники для рабочей и обеденной зон, правила светодизайна кухни. Что предлагает рынок?

Глазунья на потолке TOBIAS GRALI
Остановив свой выбор на потолочном светильнике для общего освещения, обратите внимание на мощность лампы- она должна быть не ниже 75Вт Глазунья на потолкеФото Евгения Лучина
Кто сказал, что люстра на кухне неуместна? Просто это решение не для маленького помещения Глазунья на потолкеBANKAMP
"Дружная семейка" подвесных светильников от BANKAMP не оставит темным ни одного уголка Глазунья на потолкеNOLTE
Если позволяет высота потолка, лампы можно установить наверху навесных шкафов Глазунья на потолке MARBEL Глазунья на потолкеФото Карена Манько
Совсем необязательно, чтобы "искусственное солнышко" существовало в единственном числе. Несколько источников света распределят его более равномерно Глазунья на потолкеBANKAMP
Добиться полноценной освещенности обеденного стола можно с помощью автономного светильника. Их может быть несколько, если стол достаточно длинный Глазунья на потолке OLIGO Глазунья на потолкеДекоративные лампы накаливания:
а- "свеча на ветру"
б- колба с напылением
в- рифленая свеча
г- модель "Глоб" Глазунья на потолке FALB Глазунья на потолке OLIGO Глазунья на потолкеSCAVOLINI
Вытяжка с подсветкой обеспечивает равномерную освещенность плиты и мойки Глазунья на потолке TECNOVETRO Глазунья на потолкеЛюминесцентные лампы обладают свойством высокой светоотдачи и низкого потребления энергии. Лучший вариант для кухни- удлиненные образцы с сечением 7 или 16мм Глазунья на потолке NUOVA ELLELUСE Глазунья на потолке OLUSE Глазунья на потолке OLIGO
Светильники, размещенные по периметру потолка, визуально расширяют пространство Глазунья на потолке "МБТМ"
У светильников на кронштейнах можно регулировать направление светового потока Глазунья на потолке OLIGO
Глазунья на потолке OLUSE
При выборе светильника важно, чтобы он вписывался в общую стилистику помещения и не вступал в противоречие с источниками освещения других зон Глазунья на потолке OLUSE Глазунья на потолке MARBEL

На одной из специализированных выставок всеобщее внимание привлек забавный светильник для кухни - "сковорода", на которой жарится "яичница". Поистине подарок для тех, кто не может обойтись без юмора даже в вопросе обустройства своей квартиры. Но шутки шутками, а освещение кухни- дело серьезное.

В каждом деле- свои законы

Глазунья на потолкеФото Карена МанькоКонечно, разрабатываемые учеными нормы освещенности обязательны только для специалистов, обустраивающих общественные интерьеры. Но их можно принять к сведению хотя бы в качестве рекомендаций. Освещенность задается в особых единицах- люксах (лк). Вбыту общая освещенность жилых помещений считается достаточной, если на 1м2 площади приходится от 15 до 20Вт мощности ламп накаливания. Общая освещенность кухни существенно выше- 75Вт/м2. Взоне приготовления пищи она должна быть максимальной- 100Вт/м2, а в зоне обеденного стола- 50Вт/м2.

Что касается пожаробезопасности, то требования к ней общеизвестны: не размещать в непосредственной близости от воды (менее 0,6м) элементы проводки, розетки, выключатели, высоковольтные светильники, а всю металлическую арматуру, рассчитанную на сетевое напряжение, в обязательном порядке заземлять. Над мойкой и плитой вполне уместны светильники с маркировкой IP22, то есть защищенные от проникновения пыли и брызг. Для тех, кто хочет подстраховаться, подойдет уровень защиты IP54. Для них же представят интерес галогенные споты на напряжение 12В.

Еще одна норма, касающаяся кухни,- обязательное наличие окна, обеспечивающего инсоляцию. Впрочем, об этом уже позаботились проектировщики. Вам же остается грамотно использовать свет, за который пока не надо платить. Если окно кухни смотрит на север, вы можете ощутить нехватку естественного света. Выйти из положения помогут светлые стены и потолок. Иэто понятно, ведь коэффициент отражения света белыми поверхностями составляет 0,7-0,85, а,например, зелеными- уже 0,02.

Некоторые борцы за лишние метры заделывают кухонное окно, чтобы использовать еще одну глухую стену. Специалисты делать этого не советуют. Лучше уж расположить рабочий стол прямо под окном: и света будет достаточно, и хозяйке работать веселее. "Слепой" зона кухни может оказаться и тогда, когда ее объединяют со столовой и гостиной. Втаком случае всю нагрузку берет на себя искусственное освещение. Каким оно должно быть? Как правильно подобрать светильник для кухни?

Какие источники света предпочесть?

Выбирая светильник для кухни, многие отдают предпочтение моделям с люминесцентными или галогенными источниками. Однако большинство типов этих ламп дают световой поток, в котором преобладают голубовато-синие лучи, искажающие цвет продуктов и приготовленной пищи.

Люминесцентные лампы привлекательны тем, что их энергопотребление в пять раз ниже, а светоотдача в четыре- пять раз выше, чем у обычных ламп накаливания. Да и служат они в пять- восемь раз дольше. Лучший вариант для кухни- удлиненные образцы с сечением 7 или 16мм.

Галогенные лампы миниатюрны, долговечны (2-6тыс.часов), обладают высокой светоотдачей при низкой потребляемой мощности (14-25 лм/Вт). При мощности 20Вт они обеспечивают такую же освещенность, что и лампочка накаливания на 40Вт. Трубчатые "галогенки" с длинной спиралью подойдут для рабочей зоны. Капсульные, с компактным телом накала и изменяемым углом поворота- прекрасное решение для подвесных потолков.

Никита Кулагин, архитектор

"Наиболее оптимальное решение- поворотные точечные источники света, размещенные по периметру потолка в виде светящегося контура, это визуально расширит пространство. Такие светильники можно рационально распределить и по всей поверхности потолка. Для той же цели подойдут люминесцентные лампы мощностью 40Вт, но только с теплым, близким к естественному спектром излучения. Их лучше расположить в одну линию вдоль рабочей зоны с удалением от стены на 50-60см. Если позволяет высота потолка, лампы можно установить наверху навесных шкафов. Они обеспечат мягкий отраженный свет и зрительно увеличат высоту помещения.

Любителям стиля ретро можно посоветовать матерчатый, пластмассовый или стеклянный абажур на гибкой спирали. Меняя его положение по вертикали, общий свет можно мгновенно превратить в «интимный» и наоборот.

Кто сказал, что люстра на кухне неуместна? Просто это решение не для маленького помещения. Наилучший вариант- люстры, имеющие две группы ламп с автономным включением. Группа, направляющая свет вниз, обеспечит местное освещение, а вверх- общее. Организовать освещение на кухне, имеющей сложную конфигурацию, помогут компактные поворотные светильники, закрепленные на шинопроводе. Они без труда передвигаются по шине-рельсе, меняя направление светового потока.

Интересно смотрится имитация окна, прорезанного в потолке. Для этого обычно используют подвесные конструкции из прозрачных материалов. Кстати, "окно" можно действительно прорезать, но только в фальшпотолке. Вобразовавшейся нише размещают мощные источники света, а затем закрывают ее стеклом».

Кухонное «солнышко»

Назначение общего света на кухне- заменять естественное освещение в темное время суток. Такой свет должен быть равномерно распределенным, рассеянным, мягким и в то же время ярким. Для этой цели вполне хватит источника мощностью 60-100Вт. Совсем необязательно, чтобы "искусственное солнышко" существовало в единственном числе- несколькими источниками света легче добиться его равномерного распределения. Количество светильников зависит от конфигурации и размера помещения.

Традиционное расположение светильника в центре кухни многие светодизайнеры считают анахронизмом. Сточки зрения вкусовых предпочтений подобная категоричность вряд ли уместна. Поэтому будем оперировать более объективными категориями. Главный аргумент против заключается в том, что такой светильник освещает лишь центр кухни, часто ничем не заполненный. Ктому же человек, занятый приготовлением пищи, будет отбрасывать тень на разделочный стол, если, конечно, рабочая зона не расположена в центре помещения.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти проблемы нетрудно решить. Например, с резкими тенями и неравномерным распределением света легко справятся вполне традиционные потолочные светильники с рассеивателем из матового стекла и отверстием внизу или направляющие поток света вверх, к потолку. Да и вообще, это не тот вопрос, по поводу которого стоит ломать копья. Во-первых, потому, что светодизайнеры способны предложить множество интересных вариантов организации фонового освещения. Аво-вторых, верхний свет играет на кухне отнюдь не главную роль.

"Ставя" свет на кухне, специалисты исходят из того, что это прежде всего помещение для приготовления пищи, а уж потом место для утренней чашечки кофе и семейного ужина. Поэтому в первую очередь решается проблема освещения рабочей зоны, затем обеденной, а верхний свет всего лишь дополняет различные виды функционального. Вмаленьких кухнях им можно и вовсе пренебречь.

Светлый путь к кулинарным вершинам

Глазунья на потолке "A LA CARTE"
Ряд лампочек под навесными шкафами направляет свет прямо на рабочий столГлавное требование к освещению рабочей зоны- равномерное распределение мощного, направленного вниз светового потока на поверхности разделочного стола, мойки и плиты. При этом образование теней полностью исключается.

Вариантов организации рабочего освещения не так уж много. Самый простой и мобильный- лампы-прищепки, закрепленные на краях полок. Но подобное решение может рассматриваться лишь как временное. При наличии навесных шкафчиков лучше всего разместить светильники на их нижней поверхности. Для этого используют удлиненные люминесцентные или низковольтные (12В) галогенные лампы. Длина первых, как правило, составляет 40-80см, что соответствует стандартным размерам кухонного оборудования. Компактные, не бросающиеся в глаза, они направляют свет непосредственно на рабочий стол.

Еще один вариант- ряд одиночных светильников, расположенных над навесными шкафами. Монтируя приборы на потолке, отступите от стены на 60см и не опускайте их ниже верхнего края полок. На стене лучше крепить светильники на гибких или подвижных кронштейнах, с помощью которых легко регулировать направление светового потока. Если вы обходитесь без навесных шкафчиков, такие модели особенно уместны. Обычно в них используют диффузные отражатели, защищающие глаза от слепящего света. Иеще- одиночный светильник над рабочей поверхностью стола следует располагать слева, конечно, если вы не левша.

Вверхний карниз навесного шкафчика иногда встраивают галогенные лампы направленного света, размещая их на хромированных штангах. Для освещения рабочей поверхности достаточно нескольких ламп мощностью 10Вт, установленных с шагом 30-60см.

Для рабочей зоны лучше выбрать светильники с плафонами простой формы и гладкой поверхностью, которые легче содержать в чистоте. Пренебрегать этим не стоит, ведь загрязнения могут снизить уровень освещенности на 10- 20%. Кстати, менее всего склонны аккумулировать на себе жир, грязь и пыль точечные светильники.

Если рабочая зона кухни отнесена от стены, источники рабочего освещения размещают на потолке. Вэтом случае подойдут светильники на удлиненных шнурах с рассеивающими свет матовыми абажурами. Применяются также готовые конструкции с точечными светильниками. Но они, как правило, выглядят не слишком эстетично, а по стоимости в несколько раз превосходят обычный потолочный прибор.

Многие производители кухонного оборудования берут на себя заботу об освещении рабочей зоны. Большая часть современной кухонной мебели снабжена встроенной подсветкой. Особой популярностью пользуются панели с лампой, розеткой для подключения электробытовых приборов, таймером и выключателем. Новейшие модели используют технологию SoftLight, позволяющую плавно регулировать интенсивность светового потока. Еще одна новинка- Dimm-функция, с помощью которой можно изменять яркость освещения, фокусируя его на нужной поверхности.

Сегодня уже никого не удивляют вытяжки, оснащенные подсветкой. Здесь обычно применяют миниатюрные лампы накаливания на 20-40Вт, удлиненные люминесцентные (на 9-13Вт) и галогенные (на 20Вт) лампы. Последними, кстати, оборудуют наиболее дорогие модели. Эти источники обеспечивают примерно одинаковую освещенность плиты. Иногда их света вполне достаточно для всей рабочей зоны.

Привычной становится и внутренняя подсветка кухонных шкафов. Особенно эффектна она в шкафах с полупрозрачными дверцами, хотя никакого значения для освещения рабочей зоны это не имеет. Некоторые производители идут еще дальше, отделывая торцы шкафов материалом, способным днем насыщаться светом, а в темноте отдавать его в виде желтого, синего или бирюзового свечения. Придя на такую кухню ночью, вы уже не наткнетесь на острый угол шкафа. Декоративную и ориентирующую роль играют также светящиеся бордюры, настенная и напольная плитка, использующие светодиодную или оптоволоконную технологию.

Инна Соковнина, архитектор

Глазунья на потолке GE LIGHTING"Основополагающий критерий при выборе светильников для кухни- излучаемый ими спектр световых волн. Одно из главных правил светодизайна на кухне- близость к естественному, тепло-белому спектру. Цветной свет здесь может присутствовать лишь как элемент декора.

Лампы накаливания тяготеют к желтому спектру, поэтому несколько искажают цвета. Свет дешевых люминесцентных ламп (типа ЛХБ, ЛД, ЛДЦ) ближе к синей и фиолетовой областям спектра. Холодное голубоватое свечение также искажает цвета. Уболее совершенных и дорогих люминесцентных источников (типа ЛТБ- тепло-белая с цветовой температурой около 2700К)- спектр их излучения максимально приближен к естественному, благодаря чему они прекрасно воспроизводят цвета.

Спектр излучения галогенных ламп очень близок к солнечному. Их яркий, чистый и теплый свет обеспечивает наиболее точную цветопередачу. Втаком свете даже самые незатейливые блюда выглядят привлекательно и возбуждают аппетит».

Освещаем семейную трапезу

Пожалуй, обеденную зону кухни светодизайнеры предпочитают всем другим. Ведь она предоставляет гораздо больше простора для психологических и эстетических экзерсисов.

Как и в рабочей зоне, свет должен равномерно распределяться по столешнице обеденного стола, охватывая всю ее поверхность. Этого можно достичь, расположив над столом автономный светильник. Или несколько светильников, если стол достаточно длинный. Их вовсе не обязательно размещать по одной линии и на одной высоте. Здесь можно дать волю фантазии, не забывая, впрочем, о том, что источники местного освещения должны находиться не ниже 50-60см от поверхности стола, а общего- выше отметки в 1,2-1,4м от нее. Иначе мягкого, расслабляющего освещения не получится. Кстати, высоко расположенный осветительный прибор делает освещение более торжественным, низкий- уютным.

Вобеденной зоне предпочтительнее лампы с матовыми или белыми колбами, средней мощности, с направленным распределением света и естественным спектром излучения.

Говоря об уюте, мы вновь вспомним об абажуре. Он может быть сделан из любого полупрозрачного материала. Но, пожалуй, лучший вариант- это ткань, которая не только прекрасно рассеивает свет, но и слегка окрашивает пространство вокруг.

Вариант, когда обеденный стол придвинут к стене, предполагает использование бра, поднятых над столешницей примерно на метр. Подойдут также высокие настольные лампы, направляющие свет непосредственно на стол. Вполне уместны и торшеры, высота которых достаточна для освещения всей столешницы. Тем, кому в обеденной зоне не хватает интимности, можно порекомендовать низкие настольные лампы с рассеянным светом.

Что предлагает рынок?

На российском рынке представлены источники света лучших зарубежных изготовителей: OSRAM, PAULMANN, GENERAL ELECTRIC LIGHTING, PHILLIPS, SILVANIA идр. Качественную продукцию предлагают ведущие российские электроламповые заводы- Саранский, Калашниковский, Уфимский, Смоленский идр. Разброс цен на изделия очень велик. Модели западных производителей, как правило, в 8-10раз дороже отечественных аналогов. Самые дешевые отечественные галогенные лампы можно приобрести по цене от 10руб., импортные- от 25руб. Втакую же сумму обойдутся люминесцентные источники. Наиболее технологичные модели стоят примерно в три раза дороже.

Наш рынок заполнен светильниками из Китая, Тайваня, Польши, Турции, ОАЭ. Как правило, они уступают изделиям ведущих западных фирм и по качеству, и по дизайну, а потому имеют низшую ценовую категорию- 100). Вполне достойную продукцию предлагают российские компании, в том числе MARBEL, "САТУРН", "ЭЛЕКТРОЛУЧ", "ТОЧКА ОПОРЫ" идр. Лидируют на рынке фирмы Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, США и Финляндии. Законодательницей моды на светильники классического стиля является Италия. Для моделей австрийских, бельгийских и немецких фирм характерен более сдержанный дизайн. Цены на их изделия колеблются от $100 до $40000 и выше за эксклюзивные образцы. Поскольку светильники для кухни не должны быть слишком вычурными, можно приобрести приборы по вполне приемлемой цене. Так, финская компания LIVAL предлагает серии специализированных светильников по цене от 600 до 10600руб., австрийская EGLO- от 300 до 5800руб., германская OSRAM- от 400 до 3100руб.

Редакция благодарит компании AVANT, "СВЕТОИМПОРТ", "МБТМ», GENERAL ELECRIC LIGHTING, а также архитекторов Никиту Кулагина и Инну Соковнину за помощь в подготовке материала.