Монтаж секционных ворот своими руками

Секционные гаражные ворота удобнее и компактнее распашных, прочнее и теплее роллетных.

Такие ворота лидируют на рынке, причем в последнее время наибольшим спросом пользуются недорогие модели для самостоятельного монтажа. При покупке такого изделия возникают вопросы: как проверить его качество, правильно установить и обеспечить продолжительный срок службы?

Надёжность секционных ворот подтверждена многолетним опытом эксплуатации, в том числе в условиях повышенной нагрузки (на автомойках и торговых предприятиях). Однако качество комплектов экономкласса порой оставляет желать лучшего. Риск приобрести брак намного уменьшится, если знать требования к основным узлам конструкции. 

При монтаже секционных ворот проём можно оставить без обрамления либо дополнительно приобрести комплект алюминиевых панелей, окрашенных в цвет конструкции.

Секционные ворота для самостоятельного монтажа

Для самостоятельного монтажа предназначены подъёмные секционные ворота линеек Yett (DoorHan), R40 («Ритерна»), Standard («Алютех») и др. Их наиболее распространённые габариты (Ш × В) — 2600/2800/3000 × 2200/2400 мм, а цена стартует от 35 тыс. руб. (без учёта электропривода, о котором мы поговорим отдельно).

Электрическая сила

Для бытовых секционных ворот разработан потолочный электропривод. Его двигатель расположен на конце направляющей рейки, внутри которой установлена ременная или цепная передача, преобразующая вращение ротора в движение полотна. 

Для работы привода достаточно мотора с тяговым усилием 500–650Н. Сравнительно недорогие (13–19 тыс. руб.) и надёжные комплекты автоматизации ворот, состоящие из двигателя, направлющей шины, пары фотоэлементов, пульта ДУ и приёмника радиосигнала, предлагают компании CAME, HÖrmann, FAAC. 

Оснащать ворота электроприводом должны профессионалы; стоимость услуги — 4–6 тыс. руб. Монтаж дополнительных устройств (например, фотоэлементов безопасности) обойдётся в 2,5–4 тыс. руб. плюс ещё от 200 руб. за каждый метр проложенного к ним кабеля.

Заметим, что прокладывать кабели и подключать привод лучше до начала отделочных работ.

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: Nice

Комплект поставки включает в себя десятки деталей, а также сборочный крепёж. Срок службы, изолирующие характеристики и взломостойкость конструкции во многом зависят от исполнения полотна (а точнее — секций, из которых оно состоит). Однако для длительной и безопасной эксплуатации не менее важны миниатюрные элементы подъёмного механизма — соединительные петли и ведущие ролики, а также уравновешивающие пружины. Именно эти детали отвечают за лёгкое и тихое открывание ворот и изнашиваются в первую очередь. 

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: Hörmann

Имеет смысл предусмотреть резервное питание двигателя привода от аккумуляторной батареи. При отключении электричества её заряда хватит на восемь — десять циклов открывания/закрывания ворот

Секции должны быть не тоньше 40 мм, изготовлены из оцинкованного стального листа толщиной от 0,5 мм и заполнены пенополиуретаном. При покупке следует проверить их жёсткость и стойкость покрытия: убедитесь, что металлический лист не прогибается от нажатия пальца, на нём нет царапин и сколов эмали (они неизбежно возникают при транспортировке, если нарушена технология окраски). Дешевле всего обойдутся панели с гладким покрытием одного из стандартных цветов. Текстурированные на 20–30 % дороже, но зато лучше впишутся в облик загородного дома, к тому же на них менее заметны мелкие царапины, неизбежно возникающие при эксплуатации. Небольшие окошки (из поликарбоната или оргстекла) увеличат стоимость конструкции на 15–20 %, но зато в гараж будет проникать свет; на устойчивости к взлому такие вставки практически не отразятся.

Устройство секционных ворот

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: DoorHan

При покупке ворот поинтересуйтесь, гарантирует ли производитель поставку запчастей. Некоторые детали конструкции, например пружины растяжения, по прошествии 4–6 лет эксплуатации приходится менять 

Уплотнительными прокладки обеспечивают защиту от продувания. При покупке ворот следует поинтересоваться материалом прокладок (оптимальный вариант — этилен-пропиленовый каучук), а также условиями их замены по гарантии и по истечении гарантийного срока. Уплотнители недолговечны, зимой они иногда примерзают к металлу и рвутся.

Петли, скрепляющие секции, должны быть расположены на расстоянии не более 100 см друг от друга, причём крайние крепят непосредственно у боковых торцов секций; отверстия под крепёжные винты сверлят на заводе. Желательно, чтобы петли были выполнены из нержавеющей стали, однако 
и оцинкованные прослужат не менее 20 лет.

Техническое обслуживание ворот

Техническое обслуживание ворот необходимо проводить каждую осень, до наступления холодов. При этом следует осмотреть поверхность полотна и подкрасить его в местах повреждений (лучше заранее запастись флаконом ремонтной эмали). Не помешает также проверить прочность крепления петель и роликовых кронштейнов и возобновить смазку подвижных элементов. При необходимости устраняют люфты и шум путём регулировки положения роликов (если такая возможность предусмотрена конструкцией) и направляющих.

Для секционных ворот очень опасна наледь. Простейший способ защиты от неё — устроить козырёк над проёмом. Если же сделать это невозможно, придётся следить за метеоусловиями и при необходимости сбивать с полотна лёд и налипший снег либо растапливать его изнутри тепловой пушкой, а также счищать снег перед воротами, чтобы избежать примерзания нижнего уплотнителя к полу.

Ведущие ролики монтируют с помощью особых кронштейнов по краям секций. Эти детали должны быть оснащены в меру мягкими резиновыми «шинами» высотой не менее 15 мм. Пластиковые ролики сильно шумят при движении и нередко ломаются, а тонкие и слишком мягкие ободки за 5–6 лет полностью изнашиваются. Качественные направляющие, или рельсы, изготавливают из оцинкованной стали толщиной не менее 1,5 мм.

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: Hörmann

Наиболее распространён способ монтажа, при котором направляющие крепят изнутри к фронтальной стене гаража (а), однако в узких помещениях возможно крепление к боковым стенам (б). Если полотно не перекрывает проём, зазор закрывают П-образными профилями, окрашенными в цвет секций

Уравновешивающий механизм ворот бюджетных серий состоит из пары одинарных или сдвоенных (одна в другой) пружин растяжения, которые располагают по бокам от проёма и соединяют с нижним краем полотна посредством системы стальных тросов, перекинутых через блоки. Этот механизм прост и недорог, его нетрудно установить даже в одиночку (торсионная пружина, применяемая в более массивных конструкциях, сложнее в монтаже, так как взводится особым инструментом). В комплект поставки обязательно должны входить пластиковые или жестяные защитные кожухи для пружин (иногда они продаются отдельно); без них механизм травмоопасен. Кроме того, необходимы тормозящие устройства, которые предотвратят падение полотна при разрыве пружины или троса. Как правило, для этой цели применяются нижние роликовые кронштейны особой конструкции.

Монтаж секционных ворот

Любая схема открывания ворот подразумевает определённые требования к планировке помещения и/или форме проёма (именно поэтому тип конструкции лучше выбрать до начала строительства гаража). Однако серьёзной помехой для монтажа секционных моделей может стать лишь чересчур низкий либо непрочный (подвесной) потолок. Что касается формы проёма, то она может быть любой, в том числе арочной. 

Секционные ворота монтируются изнутри внакладку на проём, поэтому при замере последнего допустима незначительная (10–50 мм) погрешность в бόльшую сторону. Поверхности, к которым будут крепиться направляющие, а также пол в месте примыкания к нему полотна ворот необходимо тщательно выровнять.

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: Hörmann

Сборка направляющих (каждая состоит из двух прямых и одного изогнутого участков) не представляет сложности. Вертикальные отрезки оснащают нащельниками с уплотнительными подкладками и крепят к стенам; точное расстояние между рельсами помогают задать верхние горизонтальные перемычки (так называемые дистанционные планки). Горизонтальные участки подвешивают к потолку на регулируемых кронштейнах. В процессе монтажа положение конструкции контролируют с помощью рулетки (чтобы не допустить диагональных перекосов), а также пузырькового и гидроуровня либо лазерного нивелира. Для крепления деталей используют шурупы и дюбели, выбор длины и диаметра которых зависит от материала стен и потолка, а шаг задан производителем.

Монтаж секционных ворот своими руками

Фото: «АЛЮТЕХ»

Место примыкания полотна к полу (а, б), а также соединения секций друг с другом (г) надёжно гермети­зированы. Продувание возможно у стен (в), где установлены лепестковые уплотнители. Современные материалы, сохраняющие эластичность даже в сильный мороз, позволяют улучшить теплоизоляцию

Следующий этап — сборка секционного полотна. Панели по очереди устанавливают в плоскости проёма, оснащают роликовыми кронштейнами и соединяют петлями. После этого необходимо вручную поднять полотно под потолок, а затем смонтировать и отрегулировать уравновешивающий механизм. При правильной настройке усилие на подъём должно быть в пределах 2–4 кгс.

Справиться с монтажом ворот в одиночку сложно (особенно трудно будет произвести необходимые замеры и установить секции); лучше выполнять работы вдвоём.