Тепло очага

Дом для встреч с друзьями, созданный из полуразрушенной котельной площадью 150 м2

Тепло очагаархитектор
Александр Певнев
при участии
Надежды Елистратовой
(проектное бюро "КВАРТИРА 13")
конструктор
Владислав Мысовский Тепло очагаКухня-столовая
Пусть за высокими окнами бушуют холодные ветра наших непредсказуемых зим, тепло и свет очага прогонят стужу вон из гостеприимного домика. Тепло очагаВнешний вид дома лишь отчасти может подготовить впервые приехавшего гостя к необыкновенно уютной и радушной атмосфере интерьера. Тепло очагаГостиная
Вот она основа основ, начало начал традиционного дома, - настоящий очаг, сложенный из кирпича и камня. Радушное тепло разливается по комнате, взгляд радуется игре язычков пламени, сердце - мыслям о друзьях, а желудок - предвкушению разных вкусностей. Тепло очагаФрагмент гостиной
Теплый оранжевый свет лампы озаряет уголок с мягкой мебелью, предназначенный не для бурных дебатов, а для тихой дружеской беседы за кружкой горячего грога. Тепло очагаКухня
Когда за длинным столом собираются гости, даже хмурые толстые балки веселеют и начинают поскрипывать и позвякивать колокольчиками, вторя заздравным тостам. Тепло очагаКухня
Стилизованный интерьер обязывает тщательно подбирать даже самую обычную хозяйственную утварь. Банальные заботы превращаются в увлекательную, азартную охоту за подходящими экспонатами. Тепло очагаФрагмент кухни
Пара небольших холодильников спряталась за деревянными дверцами с коваными петлями. Тепло очагаСпальня
Даже в самой маленькой комнате удалось сохранить неповторимую атмосферу этого дома. Зеленоватый цвет стен служит прекрасным фоном для деревянной мебели и аксессуаров в старинном духе. Тепло очагаБильярдная
Отдельная комната предназначена для увеселений спортивного рода. Сменится время года или увлечение хозяев, и на месте бильярдного окажется теннисный стол или вовсе тренажерный комплекс. Тепло очагаПлан дома.

Конечно, этого следовало ожидать. Почти задохнувшись от бешеного темпа жизни, пресытившись официальными приемами и тусовками, люди захотели покоя. И общения с друзьями. Пусть нечастого, но подлинного, чтобы, как говорится, брало за душу. Ради этого можно и дом построить, и очаг в нем сложить. Чтобы смотреть на пляшущий огонь и думать только о вечном.

Мастер своего дела, архитектор или дизайнер, способен творить с пространством настоящие чудеса. Он вам и любое настроение создаст, и любую реальность сымитирует — да так, что вы сами в нее поверите. Но если заказчики и исполнители вдобавок оказываются единомышленниками, тогда процесс «сотворения чуда» может стать истинным праздником. Что, похоже, и произошло в данном случае.

Исходная ситуация выглядела следующим образом. Заказчики, энергичные современные люди, в один прекрасный день (наступивший в середине 1998 года) поняли, что им просто необходим загородный дом «для души». То есть предназначенный исключительно для встреч с друзьями — от шумных пиров до тихих вечеров при свечах. И чтобы никаких парадных гостиных, строгих кабинетов или элегантных будуаров. Нет, в этом доме все должно было радовать глаз своей грубоватой первозданностью, оторванностью от деловой жизни, от приевшихся благ городской цивилизации. Помимо главного зала для приема гостей здесь хотелось видеть бар, бильярдную, небольшую спальню, санузел и помещение для хранения летней садовой мебели.

Для реализации задуманного было приобретено полуразрушенное здание отжившей свой век котельной. Новый дом предполагалось возвести на основе сохранившегося фундамента и кирпичных стен. Площадь старого строения была как раз подходящей - 150 м2. Да и проблем с коммуникациями не возникало: появлялась возможность подключиться к канализационному коллектору, централизованным системам отопления и водоснабжения поселка. Забегая вперед, скажем, что идея реконструкции уже имеющегося здания оправдала себя лишь благодаря разумному конструктивному решению. Стены и фундамент оказались на поверку настолько ветхими, что их укрепление потребовало усилий, сопоставимых со строительством нового дома. Крыша вообще делалась с нуля.

Теперь о тех, кому предстояло воплотить мечту заказчиков в жизнь. Александр Певнев принадлежит к счастливой категории архитекторов, нашедших своих строителей — гарантирующих высокое качество работ и вдобавок понимающих, что от них требуется, с полуслова. Профессионалы подтвердят: такой союз обеспечивает затеянному делу, как минимум, половину успеха. Вторым слагаемым победы стало полное взаимопонимание между автором проекта и хозяевами. Оно возникло на самой ранней стадии обсуждения стилистики будущего дома — добротного, жарко натопленного, более всего напоминающего полусказочную таверну. И с этого момента разногласий не возникало. Более того, хозяйка в большой степени взяла на себя роль декоратора помещений. И справилась с ней вполне профессионально.

Однако до декора дело дошло без малого через год. А пока требовалось продумать объемно-пространственную концепцию дома. Остов старой постройки как бы подсказывал: архитектурно-инженерное решение сложным быть не должно. Поэтому основное внимание Александр Певнев уделил дизайн-проекту и художественному образу интерьера.

Первым делом архитектор отказался от соблазна соорудить в доме потолочное перекрытие и устроить таким образом мансарду. Раз уж нужен огромный зал для загородных пиров и развлечений, — пусть он в самом деле впечатляет размерами. Так в центральной части здания возникло внушительное двусветное пространство. Для его организации пришлось перекрыть проем между стенами шестью равнобедренными фермами, сделанными из оцилиндрованных и тонированных темной морилкой сосновых бревен. Они стали самой красивой частью архитектурной конструкции.

Фермы приняли на себя основную нагрузку обрешетки, многослойной крыши и мягкой кровли. Снизу конструкцию поддерживают монолитный пояс и железобетонные опоры. На них практически и держится вся постройка. Прежние стены и фундамент оказались не в состоянии вынести проектируемую нагрузку. Фундамент пришлось дополнительно усилить, разрушенные фрагменты стен — удалить и надстроить заново, оконные проемы — проделать в соответствии с новым проектом.

Поскольку дом не имеет цокольного этажа, конструктор спроектировал пол, который представляет собой многослойный «пирог»: подложка из песка и гравия, гидроизоляционная мембрана, керамзитовая засыпка, пергаминовая пароизоляция и, наконец, бетонная стяжка, поверх которой на столбиках и лагах положены дощатые полы. Именно такого пола — из широких досок, покрытых лишь слоем прозрачного полиэфирного лака, — требовал стиль «таверны».

Под стать «грубоватым» полам и перекрытиям отделаны и стены внутри дома. Архитектор отдал предпочтение карельской «евровагонке», которую решил искусственно состарить путем легкой тонировки. Стены между главным залом и остальными помещениями (бильярдной, спальней, санузлом и подсобкой) сложены из кирпича, звукоизолированы и также покрыты вагонкой.

Об «остальных помещениях» хочется сказать особо. В них уже не требовалась та высота потолка, которая формировала облик центрального пространства. Поэтому в спальне, санузле и подсобке сделан дощатый потолок. На образовавшейся антресоли зимой удобно хранить садовую мебель, а летом и осенью сушить травы и грибы.

Столбы несущих конструкций декорированы плиткой, имитирующей кладку из светлого песчаника. Не менее колоритно выглядит дом и снаружи. Автор проекта использовал навесной панельный фасад «Термобрикс», имеющий вид кладки из серого известняка в стиле «рустик». Под панелями стены утеплены слоем экструзионного пенополистирола, гидро- и пароизолированы. Широкая отмостка вокруг дома выполнена из декоративного бетона. Для оформления крыши была выбрана мягкая кровельная плитка «Шинглс» цвета сосновой коры. Тот же оттенок имеет металлическая водосливная система.

В «таверне» отличная естественная инсоляция. Солнечный свет попадает сюда сквозь многочисленные окна в стенах и кровле, а также двустворчатую стеклянную дверь, через которую летом можно выйти прямо на лужайку перед домом. Вертикальные окна и дверь сделаны из пластикового профиля VEKA с двойными стеклопакетами, наклонные мансардные окна VELUX — из светлого дерева со стеклопакетами, обеспечивающими высокую степень теплозащиты. Снаружи окна в стенах декорированы деревянными наличниками из мореной сосны, нарочито грубо сработанными в сельском стиле. Довершает внешний облик здания круглая черная печная труба.

Образ полусказочной «таверны» никак не сочетался с обычным (или необычным) пристенным камином. Поэтому в главном зале возвышается настоящий очаг с открытой со всех сторон топкой. Его сложная конструкция из монолитного железобетона и огнеупорного кирпича позволяет сочетать функции открытого камина и мангала-жаровни, прекрасно приспособленного для жарки мяса и дичи. Точный расчет параметров вытяжного клапана и дымохода обеспечивает создание комфортных условий в помещении. Горящие дрова распространяют пряный запах сосновой смолы. В темноте загадочно мерцают угли, оживляя на стенах глубокие тени. И по просторному залу разливается покой.

Обогревается же дом прозаически: с помощью конвекторов с вентильными термостатическими регуляторами, которые подключены к системе центрального отопления поселка.

Как уже говорилось, в оформлении дома активное участие принимала хозяйка. По ее инициативе приобретена или изготовлена на заказ практически вся мебель. Большие живописные полотна современных мастеров, посуда, украшения- тоже результат ее находчивости и деятельного соучастия в процессе. Наконец, многие важные для образа «таверны» вещицы подобраны и привезены из дальних странствий. Чего стоят хотя бы необыкновенные бра в бильярдной, стеклянные абажуры которых выдувались пастухами с острова Крит?..

Зал для пиров впечатляет массивным обеденным столом шестиметровой длины из темного дерева. Стулья заменены широкими скамьями. Столовая мебель - буфеты, навесные полки- сделана из тонированной сосны. Два холодильника спрятаны в ниши, снаружи отделанные плиткой под камень. Таже стилистика (темное дерево, несколько брутальные очертания предметов) логично продолжена в баре, гостеприимно встречающем входящего запасом горячительных напитков. За одной стенкой бара скрыты душевая кабина и туалет, за другой — кладовая и техническое помещение, в которое выведена запорно-регулирующая арматура.

Несколько иначе выглядит бильярдная, частично отделенная от основного помещения. Изнутри стена оклеена зеленоватыми обоями, перекликающимися с манящим зеленым сукном бильярдного стола.

В доме оборудована всего одна маленькая спальня. То есть даже после самого бурного застолья гостям придется покинуть уютную «таверну». Чтобы когда-нибудь непременно в нее вернуться — как в праздник, или игру, или спасительную иллюзию, без которой жизнь стала бы слишком обыкновенной.

Рекомендуем