Обаяние рациональности

Обаяние рациональностиТаким неожиданно маленьким окошко на втором этаже справа получилось из-за низкого ската крыши, который задан конструктивной необходимостью. Чтобы отвлечь внимание от этого дисбаланса, архитектор зрительно отделил окошко вертикальной вставкой из светлого облицовочного кирпичаОбаяние рациональностиВ гостиной по-соседски уживаются три этнических мотива: Япония в светильниках и шторах, тихоокеанская экзотика в ротанговой мебели и скандинавская добротность в массивной архитектуре каминаОбаяние рациональностиБольшие окна гостиной, выходящие сразу на три стороны, и нежные пастельные тона делают помещение необычайно светлым не только в солнечные, но и в самые мрачные, пасмурные дни, столь частые в ПетербургеОбаяние рациональностиПлощадь помещения, выделенного для бассейна, очень мала. Но его отделка, да и само наличие бассейна в доме, говорит о том, что при всей своей страсти к рациональности хозяин с уважением относится к проявлениям сибаритства. Это не просто закуток перед сауной, но самостоятельное помещение со своей стилистикой. Окошко-иллюминатор намекает на морскую тему. Роскошной стеклянной двери, что отделяет бассейн от комнаты отдыха, позавидовала бы любая гостинаяОбаяние рациональностиСверху камин и впрямь воспринимается как огромная опора, которая "держит" весь домОбаяние рациональностиОчень уютной делает спальню угловое окно. Здесь есть выход на большой балкон, закрытый прозрачным козырькомОбаяние рациональностиВанной комнате выделено довольно большое помещение на втором этаже. Светлая цветовая гамма еще больше расширяет пространство, компенсируя недостаток дневного светаОбаяние рациональностиЧасть покрытия навеса выполнена из прозрачного материала, что позволяет дневному свету проникать внутрь, освещая пространство перед главным входом в дом. Азимой снежная шапка делает козырек белоснежнымОбаяние рациональностиОпыт показывает, что в меблировке кабинета люди обычно проявляют больший консерватизм, чем в остальных помещениях. Поэтому не стоит удивляться тому, что после современной мебели гостиной и спален мы видим здесь строгий стол в стиле бидермейерОбаяние рациональностиСпальне хозяина, казалось бы нейтральной по стилю, тоже не чужда японская тема, о чем свидетельствуют элегантные светильники Domus из рисовой бумагиОбаяние рациональностиГоризонтальную ритмику ступенек обыгрывают тросики перил, филенки двери и стеклянные полочки, образуя вместе гармоничное созвучие soft-минимализма

Этот дом- яркая иллюстрация того, что красота не обязательно подразумевает сложность. Пожелания заказчика к проекту ограничивались тремя словами: "просто, функционально, экономично". Способ реализации этих требований архитектору предлагалось выбрать по своему усмотрению.

Обаяние рациональностиСложная система наклонных балок поддерживает прозрачный козырек, который защищает часть балкона от дождя, не закрывая путь лучам солнцаЧто в архитектуре может быть проще, привычнее и надежнее прямого угла? Прямоугольник- любимая основа для создания четких, функциональных планировочных структур, которые могут быть развиты в довольно сложные объемно-пространственные композиции. Описываемый дом почти полностью соответствует этому "правилу"- за исключением одной перегородки, его план состоит только из прямоугольников. Внутренние объемы помещений так же лаконичны и изысканно-просты. Необычный вид фасада- чисто декоративное решение, которого могло и не быть. Деревянные балки, установленные под острым углом к наружной стене (именно им здание обязано своим оригинальным силуэтом), никакой особо важной функции не выполняют. Расположенный над балконом второго этажа прозрачный козырек преспокойно удержался бы и на подпорках вдвое тоньше. Но тогда это были бы обычные подпорки и обычный козырек. Лишь продуманное несоответствие формы и функции, единственный трогательный диссонанс в этом безупречно логичном сооружении, превращает их в предмет искусства.

Обаяние рациональности Наружные стены дома возведены из газобетонных блоков толщиной 375мм (изготовленных по технологии Hebel) и облицованы фактурным силикатным кирпичом. Между газобетоном и кирпичом располагается 8-сантиметровый слой утеплителя (вданном случае пенополистирола). Такая технология позволила сделать наружную стену одновременно и тонкой, и достаточно теплой. Утепленная кровля покрыта битумной черепицей KATEPAL. Межэтажное перекрытие выполнено из деревянных балок.

Наклонные опоры балкона- один из примеров использования клееных балок в наружных несущих конструкциях. Цельные деревянные профили в данном случае применять нельзя- при таких размерах они со временем могут покоробиться. Однако клееные балки- удовольствие не дешевое. Итот факт, что достаточно экономный заказчик решился на серьезные затраты исключительно во имя искусства, говорит о важности роли, которую играют балки в эстетике фасада. Без них дом превратился бы просто в прямоугольную коробку с крышей. Сними получилось изящное асимметричное сооружение, содержащее множество стилевых намеков и вызывающее самые сложные ассоциации.

Обаяние рациональностиСветлая мебель, с отделкой из ротанга, пальма и "японские" светильники придают гостиной экзотический, хотя и географически неопределенный видОдним из принципов архитектора Игоря Фирсова является "честное" отношение к материалу. Материалы и конструкции в его работах никогда не пытаются выдавать себя за что-то другое. Сложный, на первый взгляд, пространственный рисунок стропил, на которых покоится навес для машин, продиктован исключительно конструктивной необходимостью. Приверженность архитектора к японскому стилю, равно как и к стилю фахверковых построек, то и дело констатируемая журналистами, более чем спорна. Он строит в японском стиле не в большей степени, чем сами японские архитекторы. Которые, как известно, и не подозревают, что работают "вяпонском стиле", а делают по возможности просто и практично. Фирсов в данном случае руководствовался теми же самыми принципами. "Хвостики" поперечных несущих балок балкона дерзко выступают за линию ограждения. Автор проекта их не только не спрятал, но и подчеркнул их конструктивное значение накладным металлическим крепежом.

Обаяние рациональностиО гостевой спальне заказчик высказался определенно: "Хочу, чтобы было как в деревне". Этому пожеланию отвечают наклонный потолок из выбеленной лиственницы, "дощатая" спинка кровати, игривые цветочки покрывала и имитирующая самодел занавескаВпрочем, если серьезно говорить об эстетике, то Игоря Фирсова можно назвать "экологическим" архитектором. Он всегда отдает предпочтение натуральным материалам (отсюда обилие дерева в наружной отделке каменного дома). Если такой возможности нет (например, облицовывать здание натуральным камнем затратно и технически сложно), он выбирает материал, так или иначе "рифмующийся" с природой. Облицовочный кирпич в отделке этого дома ни в коем случае не пытается "притворяться" камнем. Если мы случайно приняли его за необработанный известняк, то это, право, наше личное дело, но... Сама ассоциация приходит в голову, конечно, не случайно. Она запрограммирована автором. Ее ненавязчивость, оставляющая нам определенную свободу в восприятии увиденного (традиционная скандинавская архитектура? влияние Востока? а может, не то и не другое?), говорит о почерке архитектора. Замена обычного гаража легким навесом- также дань экологическому стилю. Заказчик принял это решение без споров, поскольку оно соответствовало стартовому требованию экономичности.

Многие конструктивные и стилистические решения в интерьере объясняются тем, что архитектор Игорь Фирсов- страстный яхтсмен. Принцип крепежа и внешний вид элементов лестничных перил не столько стилизован, сколько действительно заимствован из яхтенного такелажа.

В доме два входа. Через первый, парадный, попадаешь в прихожую. Второй, внутренний, выводит в сад через комнату отдыха, что находится между кухней и сауной. Внутренний вход отвечает двум потребностям. Во-первых, он дает возможность, минуя гостиную, выносить из кухни в сад еду и напитки. Во-вторых, позволяет со вкусом завершать оздоровительные процедуры в сауне (зимой- вблизлежащем сугробе,летом- на террасе за бокалом коктейля). Функциональная связь кухни и сауны с улицей подчеркивается общей для этих помещений напольной плиткой. Пол кухни выполнен из нее целиком. Вкомнате отдыха плитка образует своего рода мощеную площадку, отделяя условно "мокрую" зону от условно "сухой", выложенной паркетом.

Обаяние рациональностиКухня фактически расположена в транзитной зоне между гостиной и сауной. Чтобы здесь не возникало препятствий для движения, дизайнер Инна Фурсова укомплектовала кухню самой узкой мебелью из всего имеющегося ассортимента. Навесная часть предельно облегчена. Там, где это возможно, ящики заменены узенькими стеклянными полочкамиКухня соответствует минималистским потребностям современного холостяка. Она невелика и расположена в транзитном пространстве, что изначально исключает масштабные мероприятия по приготовлению пищи. Фактически пространство кухни сливается с гостиной, формальная обособленность подчеркнута декоративной потолочной балкой и границей напольной плитки.

Подъем в приватную зону не виден из прихожей. Пусть кто-то назовет эту меру атавизмом "эпохи варварства", зато у хозяина возникает приятное ощущение защищенности, которое никогда не помешает. Лестница на второй этаж находится в зоне второго света, отделенной от общего пространства гостиной камином. Несколько формальных (именно формальных!) преград перед частными покоями словно сообщают случайному гостю: доверие хозяина еще нужно завоевать.

В проекте наблюдается редкое единство архитектуры и дизайна. Интерьер во многом был сразу задан архитектурным решением. Дизайнеру Инне Фурсовой, принявшей творческую эстафету от архитектора Игоря Фирсова, почти ничего не пришлось менять в планировке. Нужно было лишь перевести пространственную идею на язык предметов и фактур, а затем последовательно изложить ее в отделке, мебели, светильниках и аксессуарах. Винтерьере господствует тот же лаконично-экологический стиль, что и во внешнем оформлении здания. Заказчик задумал свой загородный дом, прежде всего, как место отдыха. Поэтому все, начиная от планировки и заканчивая мелкими деталями, должно было способствовать душевному и физическому комфорту. Акомфорт включает в себя в том числе и комфорт зрительный. Это означало, что резкие цветовые сочетания и необычные формы в данном случае были нежелательны.

Цветовая гамма состоит в основном из оттенков дерева. Темный оттенок внешней отделки проникает через балкон в интерьер и здесь "смешивается" с царствующим в холле светлым буком. Из смеси рождаются "пограничные" вишня (кровать в хозяйской спальне) и черешня (гостевая спальня, а также столики и дверцы шкафа). Первый этаж наполнен белизной. Белые стены и потолок, золотистая древесина лестницы и мебели, камин из светлого камня- все это усиливает дневной свет, которого в гостиной и без того немало, и превращает ее в солнечный оазис даже в пасмурные дни. Вкакой-то момент количество белого показалось дизайнеру даже чрезмерным, и потолок самой высокой части гостиной решено было отделать доской. Тот же прием применен в гостевой спальне. Но там выбеленная лиственница на наклонном потолке является еще и элементом дачной экзотики.

Обаяние рациональностиМебель из ротанга, светильники из рисовой бумаги, окно-иллюминатор и плиточный пол в средиземноморском стиле- здесь самый воздух пропитан ароматом дальних странствийНа общем фоне геометрично-корректной мебели привлекают внимание несколько предметов из ротанга. Их выбрал хозяин уже после того, как работа над интерьером была завершена. Вопреки всему, они не вносят в обстановку диссонанса. Рисунок задней части гостиного гарнитура совершенно неожиданно перекликается с чередованием материалов во внешней отделке здания. "Колониальный" стиль комнаты отдыха можно толковать как логичное продолжение японских мотивов. Приглянувшиеся хозяину пальмы служат своего рода "мостиком", соединяющим японские и "тропические" ассоциации. Эту связь подчеркивает и окошко-иллюминатор: наряду с металлическими тросиками балкона и лестничных перил оно вдруг заставляет вспомнить обаятельный образ старого морского волка, в конце своей невероятной карьеры осевшего на одном из тихоокеанских островов.

Стержнем гостиной является белоснежная призма двустороннего камина. Конструкция камина довольно интересна. Использование кассеты позволяет сократить размер дымохода, что при дефиците площади немаловажно. Кассетный камин, в отличие от открытого, не только декоративен, но еще и способен обогревать. Отделанное камнем "тело" трубы служит опорой для перекрытия второго этажа, а выше превращается в стеллаж-витринку для мелких безделушек. Помимо средоточия конструктивных функций, камин является центральным декоративным элементом дома. Его "слоистая" облицовка из искусственного камня отвечает заданной стилистике интерьера. Искусственный камень в данном случае- выбор не кошелька, а вкуса. Внаших широтах слоистые известняки не распространены. Но горизонтальная ритмика пространства настоятельно требовала именно такой структуры. Единственным выходом оказалась специальная цементная смесь, имитирующая американский известняк. Она позволяет изготавливать плитки нужного цвета, размера и формы, которые, кроме всего прочего, хорошо сохраняют тепло.

Обаяние рациональностиС северной стороны дом кажется кораблем, балансирующим на снежных волнах с помощью наклонных балок балкона и крыши автомобильного навесаУчитывая, что общая площадь этого дома невелика (190м2), разместить в нем все необходимые функциональные пространства было непросто. Заказчик согласился поступиться размерами приватных покоев ради гостиной. Врезультате она получилась гораздо больше, чем обычно в домах такой площади. Апоскольку мало кто заподозрит хозяина в намеренной минимизации частных потребностей, большая гостиная вполне может ввести гостей в заблуждение: если она такая просторная, каков же весь дом?

Разумеется, мы не можем рекомендовать решения этого проекта всем без исключения частным застройщикам. Многие идеи слишком индивидуальны (например, бассейн, замена гаража навесом и т.д.), чтобы их тиражировать. Этот дом- скорее демонстрация новых принципов загородного строительства, позволяющих оптимизировать денежные затраты и выгоднее использовать пространство.

Обаяние рациональностиПлан первого этажаОбаяние рациональностиПлан второго этажаНа плане видно, что в доме отсутствует тамбур. Это продиктовано борьбой за квадратные метры. Тамбур- крохотное помещеньице между двумя дверями- никакой иной функции, кроме теплоизолирующей, не выполняет, но при этом отнимает "чистых" 4-5м2. Архитектор счел это чрезмерной платой за столь скромную услугу и нашел разумный компромисс. Вместо системы "холодный тамбур+ теплая прихожая+холл" были созданы умеренно отапливаемая прихожая и продолжающий ее теплый холл. Для сохранения комфортной температуры этого оказалось достаточно.

Мы в соцсетях:

Комментарии ( 0 )

Яндекс.Метрика