Две части целого

Сдвоенный дом в Юрмале. «Архитектура должна сливаться с внешней средой, иначе незачем затевать строительство дома на природе».

Две части целогоТрадиционная для западно-европейских загородных домов белая штукатурка в сочетании с неокрашенным деревом и кирпичом дополнена современными элементами- стеклянными переходами, большими окнами. Благодаря этому постройка выглядит как отремонтированная и немного осовремененная родовая вилла, простоявшая здесь не один десяток лет

Две части целого
Две части целогоКрыша из некрашеной деревянной "черепицы" и стеклянная дверь- детали из разных эпох. Акак удачно они соединились в образе этого дома, не подчиняющегося влиянию скоротечной моды и все же современного и стильного! Две части целогоЧтобы не закрывать великолепный вид на реку, ландшафтные архитекторы работали, в основном, на нижнем уровне, экспериментируя с различным оформлением для дорожек и газонов Две части целогоКакая мебель нужна в столь сложно с архитектурной точки зрения организованном пространстве? Сдержанная, элегантная и дорогая. Чтобы эмоционально не перегружать и без того весьма экспрессивное помещение Две части целогоМеталлические колонны- традиционный элемент урбанизированных интерьеров в стиле high tech. Но здесь они не выглядят инородными- их оставили на виду, чтобы не утяжелять и не усложнять излишним декором лаконичное и легкое пространство Две части целогоВ комнате с таким количеством окон вечером можно почувствовать себя неуютно. Но теплые тона деревянных перекрытий и брутальность кирпичного камина способны легко поменять настроение, создать ощущение незыблемости и надежности домашнего очага Две части целогоНебольшое круглое окно не несет никакой функциональной нагрузки- вгостиной и так очень светло. Однако оно контрастирует с жесткими линиями металлических опор и деревянных перекрытий, гармонизирует помещение, привнося в него элемент игривой легкости Две части целогоПлан первого этажа Две части целогоПлан второго этажа

Две части целогоБелые стены и мебель, дополненные элементами из матового стекла, способны сделать даже небольшое помещение удобным и стильным. Авторские барные стулья- необходимая изюминка, позволяющая выделить эту кухню из ряда подобных изделий итальянских мебельщиков Две части целогоСпускаясь или поднимаясь по любой из лестниц дома, можно беспрепятственно любоваться постоянно меняющимся видом реки. При этом, как утверждают хозяева, практически с каждой ступеньки она предстает в особом неповторимом ракурсе Две части целогоСпальня традиционно расположена в мансарде, но намеренно оборудована не мансардными, а обычными окнами. Такое решение немного удешевляет проект и вдобавок уводит его от сложившихся стереотипов оформления помещений под самой крышей Две части целогоХотя снаружи галерея и кажется сквозной, внутри она разделена стеной из матового стекла. Таким образом, сохраняются и принцип архитектурного единства строения, и необходимая автономия жилых помещений Две части целогоВсе элементы интерьера выполнены с таким расчетом, чтобы их детали постоянно перекликались между собой: изгиб лестницы повторяет наклон крыши, металлические опоры перил гармонируют с оконными переплетами и так далее, шаг за шагом, из помещения в помещение Две части целогоРисунок дерева хорошо "читается" в любой, даже совсем незначительной детали. Перила, ступени, обшивка стен- все выглядит предельно простым. Инужно внимательно приглядеться, чтобы понять и почувствовать красоту каждого тонкого штриха, создающего этот интерьер Две части целогоСосновый частокол укрепляет спуск к воде и берег реки. Да еще придает этому кусочку пейзажа ухоженный вид и даже символизирует границу частных владений Две части целогоПри всей внешней и внутренней схожести, здания имеют несколько существенных отличий. Просторный балкон и массивная каминная труба обозначают фасад большого дома и расставляют смысловые акценты, разделяя строения на основное и флигель

"Архитектура должна сливаться с внешней средой, ненавязчиво, исподволь продолжать контуры, ритмы, заданные природой, во внешних и внутренних линиях постройки,-уверена Даце Брезинска, один из авторов этого проекта. -Добиться такого эффекта сложно, но иначе незачем затевать строительство загородного дома. Дома на природе».

Увидеть этот участок и не влюбиться- невозможно. Сегодня в Юрмале и ее пригородах вообще непросто найти свободный кусочек земли, а тем более на самом берегу реки. Но хотя участок так близок к воде, что его южная граница является частью береговой линии, опасаться капризов стихии не стоит- берег довольно высок. Тем не менее нынешний хозяин этого райского уголка не сразу решился на его покупку. Даже несколько раз привозил на место архитекторов Даце Брезинску и Еву Скадиню, которые впоследствии и создали здесь необычный сдвоенный дом.

Проблема состояла в том, что в 80-е годы участок уже пытались осваивать и застраивать. Печальным свидетельством краха этой деятельности оказались два неоконченных дома разной величины, находящихся всего в нескольких метрах друг от друга. Оба отличались неудачной планировкой и были возведены только до уровня первого этажа. Ни расположение, ни внешний вид этих зданий нового хозяина абсолютно не устраивали. Следовательно, прежде чем начинать новое строительство, требовалось их демонтировать. Сложность заключалась в том, что обе постройки имели капитальный фундамент, а одна из них- еще и бетонный подвал. Очевидно, что разбор таких фундаментов и подвала мог в несколько раз увеличить строительные расходы. Поэтому, когда решение о покупке участка все же созрело, от архитекторов стали ждать не только оригинального проекта застройки, но и наиболее дешевого и простого выхода из сложившейся ситуации. Ион был найден, причем весьма неожиданный и не лишенный изящества.

Во-первых, фундаменты и подземную часть строений решили сохранить в прежних объемах, а разобрать только конструкции первого этажа. Во-вторых, возникла идея создать из двух домов цельный архитектурный ансамбль, соединив их стеклянным переходом.

Надо сказать, что именно эти решения позволили как нельзя лучше выполнить требования заказчика к будущему дому. Аименно: оптимизировать сроки строительства и расходы, создать автономные жилые зоны для старшего и младшего поколений семьи. Вбольшом здании (площадью250м2) разместились родители, а маленький (150м2 жилой площади и 70м2 подсобных помещений) достался сыну.

"Архитектура этих домов или дома- даже не знаю, как такое строение лучше называть,- очень функциональна,- говорит Даце Брезинска.- Мы с самого начала не имели возможности выдавать абстрактные идеи, каждое решение должно было логично вытекать из уже имеющихся условий: ориентации зданий в пространстве, их размеров, несущей способности фундамента».

Местонахождение построек на участке практически полностью определило взаиморасположение и конфигурацию помещений. Дело в том, что подъезд к домам возможен только с северной стороны (сюжной протекает река, а с востока и запада находятся другие участки). Поэтому именно здесь и был создан единый для обоих зданий парадный вход. Врезультате двухэтажная стеклянная галерея стала не только связующим архитектурным элементом, но и общей прихожей. Непосредственно из нее можно попасть на первый этаж каждого из домов или подняться по лестнице сразу на второй этаж, а также спуститься в подвал, где расположены гараж на три машины, тренажерный зал, кладовые и котельная.

Задняя стена, ориентированная на юг, выходит непосредственно на реку. Собственно, именно это обстоятельство стало определяющим в конструктивном решении здания. По замыслу архитекторов ничто не должно было закрывать от обитателей дома удивительную красоту окружающего пейзажа. Врезультате южная стена стала максимально прозрачной- стеклянной. Хозяева согласились с таким решением, сочтя его нетривиальным и в то же время логичным. Азатем из основополагающей идеи постепенно «выросла» вся внутренняя планировка домов.

Набор помещений в двух постройках практически одинаков. Так, и в большом, и в маленьком доме на первом этаже разместились кухня, двусветная гостиная и кабинет, а на втором- спальня с гардеробной и ванной комнатой. Единственное различие- вбольшом доме есть еще по одной гостевой спальне на первом и втором этажах. Хотя дома и соединены галереей, сквозного прохода по ней нет, попасть на второй этаж можно лишь из стеклянной прихожей, по лестнице. Таким образом, сама галерея играет не столько функциональную, сколько пространствообразующую роль, организуя все интерьеры и делая внутренний объем обоих домов более сложным, законченным и цельным. Если лестницы, прорезающие все внутреннее пространство, можно назвать вертикальной осью дома, то галерея развивает его в горизонтальной плоскости. Всоответствии с главной идей архитекторов, все несущие конструкции и функциональные элементы строения являются одновременно элементами интерьера. "Не стоит украшать интерьер лишними, не функциональными деталями,- говорит Даце Брезинска.- Внутреннее пространство должно рождаться из тех же базовых элементов, что и внешние контуры здания. Лишь тогда дом сможет выглядеть естественно, а жить в нем будет комфортно».

Что касается конструкции дома, то она создавалась с учетом несущей способности уже имевшегося фундамента. Его бетонный остов и монолитные перекрытия подвала были оставлены без изменений. Стены, перегородки и перекрытие первого этажа выполнялись из кирпича, утеплялись минеральной ватой (толщиной10см) и штукатурились снаружи и изнутри. Авот второй этаж для облегчения всей конструкции делали так: деревянный каркас стен изнутри и снаружи частично зашивали деревянной вагонкой, а частично- оштукатуренной фанерой. Конструкция крыши тоже деревянная: на обрешетку положен слой фанеры, минеральный утеплитель, затем рубероид, а сверху- деревянная «черепица» из лиственницы. Такой не слишком популярный сегодня кровельный материал был выбран архитекторами по двум причинам. Во-первых, деревянная «черепица» существенно легче натуральной керамической. Во-вторых, именно благодаря ее серо-серебряному цвету («черепица» не покрашена, а лишь пропитана водоотталкивающим лаком) строение приобрело отчетливый прибалтийский колорит. Ведь, как известно, дома на латвийских хуторах традиционно покрывали камышом, который со временем, под действием солнца и дождя, получал именно такой оттенок.

Конечно, ни у архитекторов, ни у хозяев не было цели создать дом в национальном стиле, но некоторые намеки на близость к традиции, к этой земле, этой природе все же казались необходимыми. "Ведь дом не может существовать вне места, не иметь корней, связи с прошлым,- считает Даце Брезинска.- Иначе он всегда будет оставаться чужеродным, надуманным объектом».

Несмотря на всю сложность замыслов и задач (ведь перестраивать всегда труднее, чем строить с нуля), оба здания были возведены под крышу всего за полгода. Иеще полгода ушло на внутреннюю отделку. Довольно много внимания и времени уделили подбору мебели. Ихотя основную часть обстановки составляют вещи известных итальянских мебельных домов, некоторые предметы сделаны на местном производстве по авторским чертежам архитекторов. Стоимость всего проекта- около $450 за 1м2, что стандартно для домов такого класса. Словом, несмотря на сложные предварительные работы, архитекторам все же удалось выполнить требование хозяев и минимизировать расходы.

Несколько слов о системах жизнеобеспечения комплекса. Хотя дома рассчитаны на постоянное проживание, зимой хозяева бывают в них лишь наездами. Поэтому и все коммуникации сделаны здесь так же, как в большинстве загородных коттеджей. Воду качают из местной скважины. Отопление обеспечивает котел на дизельном топливе, в отсутствие хозяев работающий в режиме антизамерзания. Канализация типа «септик» вообще сохранилась еще от прежних владельцев.

Говоря о загородном доме, нельзя не упомянуть об окружающей его территории, тем более что здесь она вполне заслуживает внимания. Довольно большой участок в силу своих природных достоинств не нуждался в сложном ландшафтном дизайне. Пожалуй, главная задача специалистов, занимавшихся его преобразованием, состояла в том, чтобы не закрыть великолепный вид на реку. То есть требовалось не изменить, а умело обыграть имеющиеся особенности рельефа. Поэтому на участке немного высоких деревьев, особенно со стороны реки. Садовники посадили лишь несколько декоративных кустов, а также туи со стороны въезда на участок. Естественно, были сохранены все старые деревья, придающие месту обжитой, завершенный вид. При этом создали весьма живописный спуск к воде и необычные газоны вокруг домов, с успехом продолжающие основную идею построек- сочетание разностилевых элементов дизайна. Так, изумрудные английские газоны перемежаются здесь с традиционными мощеными дорожками, участками из гравия и валунов и деревянными настилами, ассоциирующимися то ли с японским садом, то ли с немного угрюмым балтийским берегом.

Надо отметить, что на этом весьма обширном участке, помимо основных домов, есть еще несколько довольно интересных строений. На самом берегу расположились баня и, по шуточному определению хозяев, лодочно-гостевой домик (на первом этаже- гараж для лодки, на втором- комнатка для гостей). Баня, при всей кажущейся простоте, тоже является весьма нетривиальным архитектурным объектом. По виду она сильно отличается от привычных бревенчатых избушек, представляя собой прямоугольное строение правильной формы, без каких бы то ни было декоративных излишеств. Такое решение выбрали, чтобы ни одна деталь не отвлекала взгляда от реки, не разбивала вида и впечатления от него. Один из углов бани, направленный непосредственно на берег, полностью застеклен и оформлен деревянной решеткой. Сделано это по двум причинам. Во-первых, здесь расположена комната отдыха, которую «незащищенное» остекление сделало бы недостаточно уютной. Во-вторых, решетка перекликается с элементами отделки жилых домов, включая, таким образом, баню в общий архитектурный ансамбль.

Комплексная застройка участка сегодня, конечно, не редкость. Но далеко не всегда удается так четко и одновременно непринужденно скомпоновать строения, привязать их к месту и ландшафту, особенно в столь жестко заданных условиях.

Рекомендуем