Современные гаражные ворота: ворота с наворотами

Современные гаражные ворота: конструктивные особенности секционных, подъемно-поворотных и роллетных ворот, монтаж гаражных ворот

Не секрет, что за городом вопрос с гаражом решить гораздо проще, чем в мегаполисе. Владельцы дач и домов имеют возможность построить надежное убежище для своего автомобиля, чтобы не оставлять его ночевать под открытым небом. Но любому гаражу- и отдельно стоящему, и являющемуся частью жилого здания- понадобятся ворота. Отом, какими они должны быть, и пойдет речь в этой статье.

Современные гаражные ворота: ворота с наворотами HrmannТем, кто начинал строить загородный дом с гаражом в середине 90-хгг. XXв., ворота современной конструкции казались почти несбыточной мечтой. Спустя всего 15лет они вполне доступны по цене и широко представлены на рынке. Но многие застройщики по-прежнему плохо понимают, каков принцип работы подобных систем, и с недоверием относятся к ним, отдавая предпочтение привычным распашным воротам. Мы не собираемся отрицать достоинства последних: они сравнительно недороги, имеют простое и надежное устройство. Такие гаражные ворота можно отделать рейкой, вагонкой или атмосферостойким материалом, отвечающим требованиям времени (например, металлическим сайдингом), утеплить и оснастить надежным замком. Ивсе же по удобству эксплуатации и «внешним данным» они не сравнятся с современными системами.

Памятка пользователю

1.Если на полотне образовалась наледь, открывать ворота с помощью электропривода нельзя. Аккуратно обстучите полотно и попытайтесь поднять его вручную. Ни в коем случае не прилагайте усилия, если механизм заклинило,- попытайтесь выяснить и устранить причину этого.
2.Неперегружайте электродвигатель. После каждого цикла открывания/закрывания ему обязательно нужно дать остыть несколько минут.
3.Непозволяйте детям пользоваться пультом управления. Храните его в недоступном для них месте.

Как будем открываться?

Современные гаражные ворота: ворота с наворотами DoorHanСегодня при строительстве загородных домов помимо распашных применяют гаражные ворота трех типов: секционные, подъемно-поворотные и роллетные. Рынок предлагает главным образом продукцию четырех крупных производителей: "Алютех" (Белоруссия), DoorHan (Россия), Hrmann и Normstahl (обе- Германия), а также мелких сборочных мастерских, которые приобретают комплектующие в нашей стране или за рубежом.

Секционные гаражные ворота включают как минимум полотно, два направляющих рельса и уравновешивающий механизм. Каждая секция полотна снабжена парой полиамидных роликов, с помощью которых она перемещается по рельсам. Рельсы посередине плавно изгибаются под углом 90: нижние (передние) участки крепят с внутренней стороны помещения к стенам по краям проема, а верхние (задние)- к потолочному перекрытию. Если потянуть за нижний край полотна закрытых ворот (для этого к нему привинчивают ручку), оно начнет подниматься и, перемещаясь по треку, займет горизонтальное положение у потолка. (УNormstahl есть система, в которой полотно сдвигается на роликовом подвесе вдоль боковой стены, но ее существенный недостаток- высокая воздухопроницаемость. Кроме того, для свободного перемещения полотна требуется свободное пространство вдоль стены.) Полотно обладает значительной массой, но его приводят в движение без особого усилия благодаря уравновешивающему механизму. Он состоит из торсионной пружины, вала, барабанов и тросов, прикрепленных одним концом к нижнему краю полотна. Уравновешивающий механизм располагают на притолоке (участок стены от верхнего края проема до потолка) непосредственно над проемом, а если она недостаточно высока- на задних концах направляющих. Впоследнем случае конструкцию дополняют такелажными блоками. Система отличается большой надежностью и рассчитана в среднем на 25тыс.циклов открывания/закрывания.

Кинематика подъемно-поворотных конструкций немного напоминает способ открывания секционных ворот: чтобы освободить проем, полотно нужно потянуть за нижний край вверх, а в поднятом положении оно расположено под потолком гаража. Однако на этом сходство заканчивается. Направляющие треки размещают только горизонтально, под потолком. По ним перемещаются роликовые каретки, укрепленные справа и слева вверху полотна, в то время как внизу движение последнего направляет шарнирно-рычажный механизм. Чтобы уравновесить полотно, используют цилиндрические пружины растяжения.

Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 1
Hrmann
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 2
DoorHan
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 3
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 4
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 5
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 6
«Алютех»

1.Подъемно-поворотные полотна делают из цельного щита. Нередко это просто лист профнастила, усиленный рамой и средниками. Однако можно заказать и утепленный вариант, а также полотно из досок.
2.Полотно секционных ворот состоит из горизонтально расположенных сандвич-панелей толщиной 40-45мм (два слоя оцинкованной стали толщиной 0,5мм и пенополиуретановый утеплитель между ними).
3-5.Открывая секционные гаражные ворота вручную, нужно потянуть вверх ручку у нижнего края полотна(3). Благодаря торсионной пружине(5) и роликам(4) полотно легко поднять.
6.Помере развертывания полотна барабан роллетных ворот «Алютех» смещается на роликах ближе к направляющим.

Роллетные ворота- это, по сути, те же рольставни, широко применяемые для защиты окон, только большего размера. Полотно таких ворот состоит из шарнирно соединенных друг с другом алюминиевых или стальных ламелей шириной 70-140мм (у обычных рольставней- 35-55мм). Стальные ламели применяют для антивандальных конструкций; они прочнее на изгиб и сцеплены друг с другом более надежно, чем алюминиевые. Для заполнения ламелей используют особую полиуретановую пену, плотность которой после отверждения в 2 раза выше, чем обычной монтажной. Тем самым ламелям придают большую жесткость. При открывании полотно, скользя по направляющим, расположенным по бокам проема, наматывается на вал, установленный внутри приемного короба. Ачтобы закрыть гаражные ворота, необходимо вращать вал в противоположную сторону- тогда полотно будет опускаться под действием собственного веса. Обычно роллетные ворота монтируют на стене снаружи. Но если предусмотреть их при разработке проекта дома, можно встроить короб в стену над проемом, а на боковых поверхностях последнего укрепить направляющие. Этот вариант оптимален с точки зрения эстетической привлекательности и взломостойкости конструкции.

Разница в цене между перечисленными типами ворот не слишком существенна. Какой же из них предпочесть? Все зависит от ваших требований к конструкции. Роллетные ворота подходят главным образом для построек, расположенных в регионах с мягким климатом, или неотапливаемых гаражей, так как практически не обладают теплоизолирующей способностью. Их открывают и закрывают с помощью воротка-кардана (при отсутствии электропривода), а это довольно неудобно. Кроме того, роллетные полотна практически невозможно поднять, если на поверхности ламелей образуется наледь. Достоинства таких ворот- компактность в поднятом положении и почти абсолютная стойкость к коррозии (последнее относится только к изделиям из алюминия).

Подъемно-поворотные гаражные ворота отличаются "мягкой" работой подвижных узлов, высокой прочностью полотна и герметичным уплотнением. Однако механизм их более капризен и требует аккуратного обращения. Ктому же ворота такого типа на наш рынок поставляет единственная компания- Hrmann, и срок ожидания заказанного изделия даже в стандартной комплектации составляет не менее 1мес.

Пожалуй, наиболее успешно прошли испытание временем секционные гаражные ворота. Они обеспечивают хорошую теплоизоляцию, а их механизм очень надежен. Для ворот этого типа не требуется точное соответствие размера конструкции проему (как для подъемно-поворотных). Наконец, с их помощью можно закрыть арочные и другие нестандартные проемы, что расширяет возможности архитекторов, строящих загородные дома.

Мнение специалиста

Гаражные ворота- это крупногабаритная подвижная конструкция, отвечающая довольно жестким требованиям безопасности. Пружины растяжения обязательно должны быть закрыты чехлами, а уравновешивающий механизм- иметь защиту от обрыва троса. Проследите, чтобы электропривод был оснащен устройством (контроллером), отключающим питание, если усилие, необходимое для открывания/закрывания, возрастает более чем на 15кгс. Полезны также оптические сенсоры, встроенные в нижний уплотнитель полотна: если последнее, опускаясь, встретит какое-либо неожиданное препятствие, эти устройства остановят работу привода. Еще более высокий уровень безопасности обеспечит установленная в проеме пара фотоэлементов, выключающих электромотор, если на пути полотна появляется преграда. На этих опциях лучше не экономить, тем более что они увеличат стоимость ворот не более чем на 15-20%.

Гаспар Джанумян, генеральный директор компании «НПО Технология»

Долой ручной труд!

Выходить из машины в метель или проливной дождь, чтобы отпереть и открыть гаражные ворота,- удовольствие весьма сомнительное. Даже в ясную погоду мы с радостью откажемся от подобного моциона. Ксчастью, любые ворота можно оснастить электроприводом. Автоматику для ворот производят фирмы CАМЕ, Daspi, FAAC, Nice (все- Италия), Bernal, Marantec (обе- Германия), Somfy (Франция), DoorHan, Hrmann идр.

Бытовые секционные и подъемно-поворотные ворота, как правило, оборудуют так называемым линейным электроприводом. Он состоит из двигателя и механизма трансмиссии (редуктор, цепь или зубчатый ремень и направляющая рейка и перемещающаяся по ней роликовая каретка). Привод крепят к потолку посередине проема перпендикулярно его плоскости. Поскольку полотно уравновешено пружинным механизмом, мощность электромотора может быть всего 200-500Вт. Тип двигателя подбирают, исходя из массы полотна, расчетной интенсивности эксплуатации и требуемой скорости открывания ворот. Менее мощные моторы поднимают полотно медленно и после каждого цикла открывания/закрывания должны "отдыхать". Стоимость электропривода для секционных и подъемно-поворотных ворот- 6-12тыс.руб. Уроллетных ворот электродвигатель подсоединен через редуктор непосредственно к валу. Здесь применяют более мощные (до2кВт) моторы, и привод стоит дороже- 8-14тыс.руб.

Нужно предусмотреть и возможность перебоев с электроснабжением. Чтобы при этом не оказаться в безвыходном (точнее, безвыездном) положении, нужно оснастить привод механическим расцепляющим устройством. При необходимости с его помощью отсоединяют ворота от электропривода, а управляют им как изнутри помещения (если в гараже есть другой вход), так и снаружи. Впоследнем случае это устройство закрывают запирающейся на ключ заслонкой. Пульт ДУ и исполнительный блок приобретают отдельно (их выпускают производители электрооборудования для ворот). Стоимость комплекта- 800-2500руб.

Мнение специалиста

Если вы планируете сделать гараж отапливаемым или собираетесь зимой хотя бы иногда прогревать его (например, для ремонта автомобиля), вам понадобятся ворота, способные гарантировать высокую теплоизоляцию. Из всех представленных на рынке конструкций в наибольшей степени отвечают данному требованию секционные ворота, изготовленные из сандвич-панелей с терморазрывом. Фактически это два незамкнутых профиля сложного сечения, склеенные друг с другом полиуретановым утеплителем.

Узкое место в конструкции ворот- уплотнение по периметру полотна и между секциями. Улучших моделей уплотнитель выполнен из термоэластопласта и "Энергофлекса", ширина его составляет не менее 20мм. Он успешно противостоит сквознякам, служит не менее 15лет и сохраняет эластичность в широком диапазоне температур. Гаражные ворота с секциями без терморазрыва (панели из замкнутого профиля) не только не способны обеспечить хорошую теплоизоляцию, но и часто выходят из строя в морозную погоду. На стыках секций образуется наледь, из-за которой механизм может быть сломан, а отделка повреждена.

Николай Печенов, заместитель генерального директора компании DoorHan

На замке

У секционных и подъемно-поворотных ворот, оснащенных электроприводом, функцию запирания осуществляет сам механизм трансмиссии. Используемая в нем червячная передача при выключенном двигателе блокирует цепь с кареткой, не давая поднять полотно (DoorHan). Вконструкции ременных и тросовых механизмов линейки ProМatic (Германия), FAAC и других фирм присутствует блокиратор гребеночного типа

.

При отсутствии электропривода ворота необходимо снабдить замком. Вассортименте производителей ворот есть специальные замки для них. Как правило, это устройство с одним выдвижным ригелем и цилиндровым механизмом секретности. Ригель выдвигается вбок и заходит в отверстие в стойке рамы или направляющем треке. Замочную скважину и управляющую ригелем ручку можно разместить на удобной высоте.

Роллетные ворота с электроприводом запирают с помощью особого устройства, которое заклинивает полотно в коробе при попытке поднять его вручную. Если же привод ручной, необходимо установить на концевой профиль (его привинчивают к нижней ламели) замок с двумя выдвижными ригелями.

Как правило, производители не испытывают свою продукцию на взломостойкость (подобного тестирования не предусматривает и порядок сертификации гаражных ворот). Теоретически составные (ламельные, секционные) конструкции менее устойчивы к взлому, чем цельные полотна. Алюбые гаражные ворота более уязвимы, чем, например, стальная входная дверь, по многим причинам: меньше толщина стали обшивки, крупнее габариты и соответственно ниже стойкость к деформирующим нагрузкам, не слишком сложные запирающие устройства ит.д. Если у злоумышленника есть пневматический или бензоинструмент, попасть в гараж- вопрос нескольких минут. Ивсе же, по статистике правоохранительных органов, взлом гаражных ворот- редкость. Ведь, как правило, проход из гаража в дом защищают прочной дверью- зачем же преступнику выполнять двойную работу? А угонщики автомобилей предпочитают не связываться с современными воротами. Дело в том, что после силового проникновения механизм привода обычно выходит из строя, полотно заклинивает в проеме, и оно не позволяет машине выехать. Более грозную опасность представляют "профессионалы", снабженные устройствами для считывания радиосигнала с пульта ДУ. Увы, панацеи от этой неприятности не существует. Специалисты могут лишь посоветовать регулярно (не реже чем 1раз в 2года) модернизировать систему электронной защиты.

Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 7
«Алютех»
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 8
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 9
Hrmann
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 10
DoorHan
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 11
DoorHan
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 12
DoorHan

7.Крупногабаритные ламельные полотна можно использовать для защиты не только въезда в гараж, но и панорамного окна или террасного остекления.
8.Недавно на рынке появились роллетные системы с коробом, имеющим скругленную грань. Они прекрасно сочетаются с рублеными стенами и предназначены для монтажа под карнизом.
9.Взломать рычаговым инструментом секционные гаражные ворота с цепным приводом довольно затруднительно: панели довольно прочны, а узлы крепления и запирающий механизм расположены внутри гаража.
10-12.Большинство гаражных замков позволяют запереть ворота на ключ только с одной стороны. При этом корпус замка(10,12) крепят снаружи на одну из секций, а внутрь выводят ручку, с помощью которой можно управлять ригелем(11).

Строгие и изысканные

Современные гаражные ворота: ворота с наворотами "Алютех"Гаражные ворота должны сочетаться по цвету и дизайну со стенами и соответствовать архитектурному облику здания. Трудно представить себе во вновь построенном доме гараж с воротами "старорежимного" образца- с гладкими лицевыми панелями из листовой стали, окрашенной свинцовым суриком. Впрочем, даже изделия этого типа можно сделать привлекательными внешне, обшив их деревянной рейкой, вагонкой из ПВХ или металлическим сайдингом. Особые требования к оформлению ворот предъявляет рубленая постройка: грубо и без выдумки сработанные створки, как и слишком строгие и аккуратные полотна, вряд ли создадут ощущение гармонии.

Отвори потихоньку калитку

Нередко в гараже хранят не только автомобиль, но и велосипед, санки, лыжи, садовый инвентарь ит.д. Каждый раз, когда вам понадобится лопата или грабли, открывать ворота не слишком удобно. Поэтому, если в гараже нет отдельной двери, лучше заказать ворота с калиткой. Последнюю можно врезать в полотна современной конструкции, за исключением роллетных. Если ворота оснащены электроприводом, обязательно установите датчик открытой калитки. Он не даст включить мотор, если калитка не закрыта. Калитка увеличит стоимость ворот примерно на 25-35%.

Современные секционные и подъемно-поворотные ворота благодаря новейшим технологиям обработки и окраски металла способны совершенно преобразить фасад. Например, компания DoorHan предлагает секционные гаражные ворота, поверхность которых имитирует структуру дерева или обладает выраженным рельефом («стукко»). Есть возможность украсить каждую секцию декоративными выдавленными пазами или филенками. Характерная ячеистая структура полотна ворот популярна на Западе. Панели могут быть окрашены в восемь цветов палитры RAL либо ламинированы (шесть вариантов).

Широкие возможности для выбора предоставляет и линейка подъемно-поворотных ворот Hrmann: 16 тонов по шкале RAL и два вида пленки под дерево. Правда, стандартный цвет- белый. Заказав другую расцветку, вы будете ждать не менее 2мес. Компания также выпускает ворота, обшитые рейкой из ели или пихты.

Вполотна секционных, подъемно-поворотных и распашных ворот можно врезать "окошки" из акрилового стекла- тонированного или украшенного раскладкой. Они улучшают инсоляцию помещения, позволяют видеть, что происходит перед гаражом, но в основном выполняют декоративную функцию. Наконец, на рынке есть подъемно-поворотные ворота, предусматривающие самостоятельную отделку их заказчиком. Такие ворота при желании обшивают тем же материалом, что и стены, делая их почти незаметными,- например, модель 905 (Hrmann).

Алюминиевые ламели роллетных ворот анодируют, окрашивают, покрывают ПВХ-пленкой, а также применяют новый вид термической окраски с использованием полимерной композиции. Ламели, отделанные по этой технологии, трудно отличить от реек из дерева ценных пород. Стойкость всех перечисленных покрытий к атмосферным воздействиям (сучетом того, что сам алюминий почти не подвержен коррозии) очень высока.

Современные гаражные ворота: ворота с наворотами Фото 13
Hrmann
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 14
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 15
Фото В.Григорьева
Современные гаражные ворота: ворота с наворотамиФото 16
DoorHan

13.Если вы собираетесь часто пользоваться калиткой ворот, обратите особое внимание на качество петель и замка. Петли должны иметь подшипники или быть безосевыми, а замок- такой, как у входной двери (с надежным механизмом секретности и несколькими ригелями).
14-15.Линейный привод SE750 KIT (DoorHan)(14) рассчитан на подъем полотна площадью до 10м2 и высотой до 2800мм. Привод D100 KIT (FAAC)(15) устанавливают на ворота площадью до 12м2 и высотой до 3100мм (при доработке трансмиссии- до 3700мм).
16.Для ворот с высотой полотна более 3800мм требуется осевой (навальный) электропривод с мощным двигателем. Он почти в 2 раза дороже линейного

Будь готов!

Монтаж гаражных ворот современной конструкции, как правило, несложен и занимает всего несколько часов, но лишь при условии, что о проеме позаботились заранее. Спроектировать его лучше так, чтобы не пришлось изготовлять ворота по индивидуальному заказу. Подъемно-поворотные должны очень точно соответствовать проему, а секционные и роллетные могут быть несколько больше по ширине. Требуемая высота притолоки при установке секционных ворот- не менее 210-400мм, а расстояния от краев проема до боковых стен- как минимум 120мм.

Проем в стене из легких щитов или блоков нужно усилить по периметру или хотя бы в местах крепления несущих и направляющих элементов. Для этого используют закладные пробки, железобетонные балки (готовые или отливаемые по месту) либо сварные конструкции из стального уголка.

Со стороны улицы над проемом желательно устроить козырек шириной не менее 400мм, который предохранит полотно от осадков и наледи. Въезд в гараж должен быть организован так, чтобы перед воротами не скапливалась дождевая и талая вода (иначе при похолодании полотно примерзнет к полу). Для этого подъезд к гаражу делают с уклоном от дома либо дренируют, причем дренажный желоб снабжают обогревательным кабелем и располагают непосредственно перед порогом.

Стандартные размеры ворот*

Тип конструкции Минимальные размеры,мм Максимальные размеры,мм Цена 1м2 серийных ворот, руб Цена 1м2 ворот на заказ, руб.
Секционные 20001800 50003000 4100 5600
Подъемно-поворотные 22501920 50002125(45002250) - 6400
Роллетные 20001500 60005000 - 3150
* Шаг в размерах обычно составляет по ширине 200-500мм, а по высоте- 50-150мм (в зависимости от производителя).

Редакция благодарит компании "Алютех", DoorHan, Hrmann за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем