Сад для Карлсона

Иллюзия подлинного "загорода" на одной старой московской крыше. Домик-шале, водоем с фонтаном, садовые качели — и все это на площади около 100 м2

Сад для Карлсона
Сад для Карлсона
Сад для КарлсонаТачка, густые плети плюща, гирлянда чеснока- все эти приметы "сельского быта" заставляют забыть о московской суете Сад для КарлсонаОригинальные дорожки из плитки, имитирующей древесные спилы (модель "Пеньки" от "Камрок")- важный штрих к общей композиции, не оставляющий однообразного пустого газона Сад для КарлсонаК крючкам на поперечной балке обрешетки удобно прикреплять подвесные держатели для утвари, как, например, этот "якорь" для чашек Сад для КарлсонаНа опорный столб "нанизаны" столешница и полки. Их нарочито неправильные формы органично смотрятся среди атрибутов сельской жизни. Многочисленные полочки украшены предметами простой "деревенской" утвари. Особенно удачно смотрятся толстое стекло, старый металл и гирлянды овощей Сад для КарлсонаШале расположено на разноуровневых террасах так, что зона с лежанкой и печью несколько обособлена от "столовой". Вазоны и фонарик, прикрепленные к стойкам шале, красиво обрамляют восточный угол постройки. Сочетание беленой стены и темного дерева (тонированная сосна) усиливает сходство со стилистикой настоящего шале. Так мог бы выглядеть интерьер охотничьего домика в горах
Сад для Карлсона
Сад для КарлсонаПлети декоративного винограда проникают под навес, придавая ему сходство с уютной средиземноморской террасой
Сад для Карлсона
Сад для КарлсонаУкрашение террасы- плитка из песчаника, имитирующая настоящую каменную кладку. Приставная садовая лестница, которая "ведет на чердак",- тоже часть декорации Сад для КарлсонаПлетеные садовые факелы и оригинальный флюгер отвлекают внимание от антенн на дальнем плане- неизбежных атрибутов городской крыши. Одна из особенностей сада- многоярусные композиции, составленные из однолетних цветов, декоративных кустарников (лиственных и хвойных), а также более высоких многолетних деревьев Сад для КарлсонаСквозь сетку ограждения видна панорама окрестных улиц и знаменитые памятники архитектуры Сад для Карлсона1. Выход на крышу
2. Беседка
3. Домик-шале
4. Навес
5. Водоем
6. Обеденная зона
7. Садовые качели

Идея садов на крыше очень популярна в современной Европе. Унас же такие эксперименты- абсолютный раритет: другой климат, множество технических трудностей, наконец, отсутствие традиций. Владельцами садов на кровле, как правило, становятся жители мансард. Аквартиры этого типа пока не получили широкого распространения в России. Так что опыт Евгении Кондратьевой уникален и представляет бесспорный интерес, тем более что результат ее трудов превзошел самые смелые ожидания.

Вместо предисловия

Сад для Карлсона

Сад для КарлсонаЗдесь легко поддаться иллюзии подлинного "загорода": необычные очертания надстройки, служащей выходом в сад, создают впечатление, что стена соседнего здания- часть фасада "дачного дома"Итак, сначала на укрепленной старой кровле с обновленной гидроизоляцией оборудовали плоскую площадку со скамейкой. Сделали прочное металлическое ограждение у нижнего края крыши (она имеет скат в одну сторону). Вскоре безрадостная поверхность начала оживать: один за другим появлялись горшки с цветами, кадки и бочонки с деревьями. Под прямыми лучами яркого солнца растения, вопреки опасениям, прекрасно себя чувствовали. Впрочем, если бы не творческая фантазия, неиссякаемый оптимизм и энергия Евгении, возможно, пришлось бы довольствоваться скромной площадкой для отдыха. Атак- сегодня перечень растущих в саду деревьев и кустарников сделал бы честь настоящему загородному участку: сосна горная и сосна обыкновенная, японский клен, рябины, можжевельник, ели, орешник, березы, ясень серебристый, козья ива и др. Все они зимуют прямо на кровле. Дополнением им служат многочисленные цветы: петунии, ромашки, хризантемы, подсолнухи и розы щедро цветут на протяжении всего лета. Комнатные цветы проводят под открытым небом теплую половину года.

Конечно, если бы оформление сада ограничилось растениями и скамейками, получился бы живописный, но не столь необычный "участок". Но изобретательность Евгении не знает границ. Поэтому в саду сначала появились водоем с фонтаном, потом- альпийские горки. Постепенно «обитаемая» зона расширялась, одна за другой возникли две постройки. Хозяева с такой изобретательностью обустроили этот необычный для московских условий «ландшафт», что в результате кровля приняла вид настоящей загородной усадьбы. Неудивительно, что с первого взгляда в реальный размер участка (около ста квадратных метров) просто не верится.

Техническая подготовка

Участок кровли размером 1011м, расположенный над мастерской-мансардой, конечно же, требовал специальной подготовки. Крыша имеет уклон в сторону западной стены (приблизительно 10см на каждый метр ширины дома). Впринципе это немного. Однако на такую поверхность прочно поставить ничего нельзя, да и ходить по ней не слишком удобно. Поэтому решено было устроить ступенчатые террасы. Для чего прямо на месте собрали деревянную решетку из продольных и поперечных балок, соединенных между собой саморезами, и уложили ее на профнастил. Причем поперечные балки отдельных частей решетки были разновысокими, и это позволило устроить несколько горизонтальных ступеней. Поверх каркаса настелили доски толщиной 3см на расстоянии примерно 5см друг от друга. Секции-ступени соединены поперечными балками по всей длине, через каждые полметра. Унижнего края крыши вся конструкция прикреплена к мауэрлату. Кнему же присоединена стальная конструкция ограждения. Чтобы создать необходимый пояс жесткости, с северной стороны ограждение прикрепили также к стене, а с южной- кстене и трубе домовой вытяжки. Свосточного края парапет ограждения присоединен к профнастилу.

Позднее поверх террас-помостов настелили искусственный газон. Его назначение не столько декоративно, сколько функционально: раньше из щелей между досками террас то и дело приходилось доставать мелкие предметы, а хозяйская собака терпела особенные неудобства с передвижением.

При возведении "садовых домиков" пришлось решать задачу, связанную с безопасностью: из-за значительного веса построек, особенно домика-"шале", их нужно было прочно укрепить на одном месте. Конструкцию шале "зацепили" за кирпичную дымовую трубу высотой около метра (ныне она не функционирует, зато к ней надежно присоединена кирпичная же задняя стена шале, так что труба стала как бы частью конструкции). Вторую постройку- деревянную террасу- соединили с выступающей стеной дома: кровля террасы, крытая черепицей, своим краем «захватывает» край стены.

Другая проблема, без решения которой устройство сада было невозможно,- водопровод и канализация. На крыше имеются 5сантехнических точек, все они находятся в шале: раковина, душ и унитаз размещены в санузле, вторая раковина пристроена к столу, а под ним расположен кран, к которому присоединяется шланг для полива. Домовый канализационный стояк подходит к кровле примерно в метре от «садовой» разводки, расположенной почти рядом с задней стеной шале, поэтому сюда пришлось провести сливную трубу. Зимой воду сливают, и сантехническая система работает без сбоев.

Never-ending Story (История без конца)

В обычный сад спускаются или выходят. Внашем случае в него надо подняться. Из гостиной к утепленному выходу на кровлю ведет деревянная лестница. Промежуточная зона- крохотная утепленная прихожая-тамбур- представляет собой небольшую постройку на крыше, примыкающую к глухой стене соседнего дома. Внутри стоят широкие лавки с «накиданными» пестрыми покрывалами и подушками. Все эти детали создают ощущение загородной жизни и служат преамбулой к теме «загородного» сада. «Прихожая» вполне может служить зоной отдыха: в ней тепло в любую погоду.

Снаружи выход на кровлю выглядит как миниатюрный дачный домик, обшитый пластиковым сайдингом. Удвери красуется японский клен, особенно эффектный осенью, когда его крона превращается в пылающий факел.

Первое, на что с порога падает взгляд,- симпатичные дорожки, проложенные по «газонам». Круглая керамическая плитка имитирует древесные спилы. «Пунктиры» дорожек пронзают участок, подсказывая направление движения, шаг за шагом увлекая в глубь территории.

Сюжет сада составляют несколько зон- декоративных и одновременно практических. Композиция каждой из них продумана таким образом, что перед взглядом зрителя открывается тщательно выстроенная мизансцена окружающего пространства. Кустарники, деревья и клумбы кажутся живописными "кулисами", создавая иллюзию значительно большей, чем в реальности, глубины картины. Апоскольку, в отличие от обычного участка, здесь все растения посажены в вазоны и кадки, в сад изначально заложена идея подвижности и способности трансформироваться почти до неузнаваемости. Втечение лета Евгения варьирует цветочные композиции, создавая новый образ взамен «примелькавшегося».

Многочисленные сиденья, скамейки, лавки, помимо чисто функциональной, играют еще одну существенную роль- они предлагают "эталон" оптимальной высоты восприятия сада. Хоть деревья в кадках и не столь высоки, как в настоящем саду, все же взгляд сидящего воспринимает их почти так, как если бы все было «по-настоящему». Живописные перспективы при таком разглядывании приобретают глубину и разнообразие, а окружающая городская среда практически не попадает в поле зрения. Вдоль краев крыши натянуты декоративные сетки, имитирующие перголы с вьюнками, а стены соседних домов, обступающих сад с севера и юга, спрятаны за живописными «дачными» постройками.

Сад для КарлсонаНарядная белизна беседки оттеняет разнообразие зеленых насаждений и служит "вратами" между зонами сада. Днем здесь можно наслаждаться мягкой полутенью, вечером, зажигая над столом висячий фонарь,- устраивать чаепития. Широкие сиденья сделаны хозяйкой из кусков спиленных деревьев. Для большего удобства сверху положены подушки. Слева едва заметна часть конструкции, в которую вмонтированы мансардные окна мастерской Чуть левее выхода на кровлю устроена довольно просторная беседка (около9м2). Пластик, из которого она выполнена, выглядит как крашеное натуральное дерево. Беседка занимает в композиции ключевую точку- она, хотя бы отчасти, заметна из всех уголков сада. Убеседки два входа, через которые открываются виды на всю западную половину участка. Конструкция, собранная из готовых блоков (кровля и подпорные столбы с решеткой), предназначена для густых зарослей вьющихся растений, но не мешает оценивать красивые пространственные картины вокруг. Беседку окружает пестрый ковер однолетников- петуний, ромашек; над ним возвышаются мальвы и лилии, решетки украшены вьющимися розами. Древовидные розы и подсолнухи присутствуют практически в каждом уголке сада. Высокие растения в кадках- козья ива, серебристый ясень, березы- расставлены в основном по углам, чтобы не закрывать обзор.

Внутри беседки- необычные стол и сиденья. Необычность заключается в том, что вся эта мебель сделана из цельных кусков дерева и практически за полдня. Как-то весной, когда на бульваре спиливали старые засохшие деревья, Евгения увидела в них подходящий материал для садовой мебели. Кроме точного определения размеров и тщательной зашлифовки спилов, никаких дополнительных усилий при изготовлении этих предметов не потребовалось, даже кору не стали снимать, ведь она является главным украшением. Здесь же, внутри беседки, в течение всего лета спасают от прямых лучей солнца кусты можжевельника- растительность «перетекает» через границы садовых «интерьеров».

Справа от входа, у края ограждения, стоят садовые качели под тентом. Они появились здесь почти в самом начале «истории», сразу задав окружающему пространству верную интонацию. Качаться можно, не опасаясь головокружительной высоты: изгородь из веток можжевельника скрывает от взгляда «обрыв». Но в то же время это не глухой забор: изгородь достаточно прозрачна и воздушна.

С садовых качелей можно полюбоваться альпийской горкой и растущими среди камней роскошными подсолнухами. Дальше расположен домик-шале с двускатной кровлей, замыкающий композицию сада с южной стороны. Снаружи крыша шале обложена черепицей Brass, все деревянные конструкции выполнены из тонированного морилкой дерева сосны. Особую выразительность домику придают открытые деревянные стропила и небольшой фронтон, отделанный пластиковой решеткой (такой же, как в беседке). Изнутри деревянная обрешетка кровли смотрится очень декоративно.

Несмотря на скромные размеры шале (вдлину- 6м, вширину- 2м), хозяевам удалось решить с его помощью сразу несколько разнообразных задач. Прежде всего, это удобное место для отдыха. Вцентре возвышается деревянный столб, к которому прикреплены круглая полка и стол, на дальнем конце которого- раковина. Столб выглядит как самая настоящая подпорка, выразительной фактурой свидетельствуя о "древности" постройки. Справа от стола, в глубине- маленький камин, пристроенный к задней кирпичной стене. Над ним сооружен вытяжной экран из толстой меди, труба которого (сискрогасящими устройствами) возвышается над кровлей. Полы выложены клинкерной плиткой поверх водостойкой фанеры, прикрепленной морозоустойчивым клеем. Копущенному "доземли" правому скату кровли примыкает лежанка. На ней так уютно понежиться в жаркий солнечный день! Апри желании можно даже освежиться под струей воды- вдальнем углу шале, слева, спрятана дверца, ведущая в санузел. Внем есть душ, раковина и унитаз. Под дальним концом стола- кран, к которому подключают шланг для полива растений.

Слева от шале- открытая обеденная зона, замыкающая юго-восточный угол сада: восьмиугольный стол с широкими сиденьями-лавками. Сэтой высокой точки (она находится у верхнего края участка) удобно разглядывать и сад, и пейзаж, раскинувшийся за западной границей кровли.

Сад для КарлсонаВ разгар лета, когда от зноя или дождя не спасает беседка, можно укрыться под навесом. Фактурные балки и бревна, выразительная "кладка" стены из песчаника (плитка, прикрепленная на цементный раствор) располагают к отдыху на природе. Живописная рыбацкая сеть под черепичной кровлей, детали архаичного быта, с любовью подобранные хозяевами, придают мизансцене в духе кантри особое настроение На противоположном конце сада, у восточного края, вплотную к стене соседнего дома пристроен деревянный навес. Под ним- простой дощатый стол с двумя лавками по сторонам. Стену украшают плитки песчаника нерегулярной формы, имитирующие настоящую каменную кладку. "Солнечный" цвет камня приносит сюда ощущение тепла даже в хмурую погоду. Песчаник- очень мягкий камень, поэтому, чтобы предотвратить его осыпание и сколы, поверхность обработали специальной гидрофобной пропиткой (TIKKURILA). Летом кровлю и столбы густо оплетает декоративный девичий виноград, придавая этому уголку сходство с настоящей средиземноморской террасой где-то на скале, высоко над морем. Интуиция подсказала Евгении органичное дополнение к этой мизансцене- водоем. Небольшой бассейн расположен почти посередине между террасой и открытой обеденной зоной. Его края обложены камнем и обсажены мхом, а вся композиция объединена с альпийской горкой. Скаменной кладкой живописно сочетаются маленькие ели и сосны, нежные стебли декоративной травы. Но ведь человеческое восприятие настроено не только на зрительные образы, в городской среде так недостает живых звуков! Поэтому в водоеме устроен маленький фонтан. Так что, удобно расположившись за столом, можно слушать тихое умиротворяющее журчание воды.

До сих пор мы рассказывали о дневном восприятии сада. Но сценарием предусмотрен и его вечерний вариант. Многочисленные фонарики и подсветки, появляющиеся то в интерьере домика, то снаружи, то в центре беседки (на длинном шнуре, свисающем с потолка),- не просто декоративные детали. Летними вечерами каждая зона обретает новое качество. Особенно эффектно выглядит фонтан с подсветкой. Фонарики подчеркивают перистую листву вьюнков и разнообразные силуэты растений, выделяют интимные уголки в разных концах сада, где приятно вести бесконечные дружеские разговоры или разглядывать россыпи огней огромного города.

Можно ли считать наш рассказ завершенным? Конечно, нет. Облик сада продолжает трансформироваться: растут деревья, меняются вкусы хозяев, появляются новые идеи. Евгения признается, что ей очень трудно остановиться на каком-то абсолютно законченном варианте. Иэто неудивительно. На примере ее сада убеждаешься, что под руками чуткого художника возможности даже такого небольшого и нестандартного участка становятся просто неисчерпаемыми.

Рекомендуем