Кругосветное путешествие по 15 соткам

Кругосветное путешествие по 15 соткам "Сад Богов"
Центральная ось регулярной части сада отмечена вертикалью "рождественской" елиКругосветное путешествие по 15 соткамИнтересно выполнена дорожка восточного сада. На белой мраморной крошке уложены плиты из натурального камня. Светлая лента чудесно оттеняет зелень растенийКругосветное путешествие по 15 соткамУдивительно красивы береговая полоса и мостик, отраженный в зеркале водыКругосветное путешествие по 15 соткамКомпозиция из огромных камней и выложенной из плитняка стеночки. Из-под верхнего валуна выбиваются струи небольшого водопада. Этот фрагмент сада отсылает нас к эпохе романтизмаКругосветное путешествие по 15 соткам "Сад Богов"
"Ворота семи небес" появились в саду лишь осенью. Причем найти мастеров, способных выполнить гнутое навершие, оказалось довольно сложно. Под этими воротами начинается долина восточного садаКругосветное путешествие по 15 соткамС помоста "Пасть Дракона" открывается великолепный вид на сад. Теплыми летними днями здесь приятно позагорать возле воды. Это место просто создано для спокойного отдыха и уединенияКругосветное путешествие по 15 соткамПо "отмытому" речному гравию японского сада очень полезно ходить босикомКругосветное путешествие по 15 соткамЗагадочная фигурка стоит на краю восточного сада. Встранных рельефах скульптурного бетона можно угадать профиль еще не вылупившегося дракона (скульптор М.Пучков)Кругосветное путешествие по 15 соткамЯркая синева бассейна создает впечатление, что вода в нем очень теплая. Даже если на дворе легкий морозец... Рядом маленький песчаный пляж, где любят играть детиКругосветное путешествие по 15 соткамПлан участка:
1. Входная зона- "рождественская" ель
2. Сад запахов- "монастырский" сад
3. Розарий- регулярный сад в викторианском стиле
4. Площадка для игр- современная "американская" лужайка
5. Детская площадка
6. Огород
7. Плодовый сад
8. Жасминовая аллея
9. Площадка для отдыха с мангалом и местом для тента
10. Бассейн
11. Пляж
12. Декоративный водоем
13. Сад камней ("пустыня") в японских традициях XV-XVII вв.
14. Партерный газон
15. "Тенистый сад"
16. Восточный сад в традициях фэн-шуй
17. Помост "Пасть Дракона"
18. "Лес"
19. Рябиновая аллея

С древнейших времен люди пытались привнести в первозданный облик природы свои мысли, легенды, свое понимание красоты и гармонии. Так появились сады. Сменялись эпохи, идеалы, символы, за революциями следовали периоды возрождения, четкие каноны оборачивались легкомысленной модой. Исады, точно зеркало, отражали, а потом доносили до потомков отсветы полузабытых культур.

Сады пережили и жесткое Средневековье, и томные вздохи романтизма, были нещадно подстрижены и выстроены в "строгих парадных мундирах" гордыми французскими королями. Накопившиеся в архивах человеческой памяти примеры переустройства окружающего мира многообразны и многочисленны. Иесли научно-технический прогресс идет вперед не оглядываясь, то культура склонна подолгу любоваться своим прошлым, находя в нем новые стимулы для творчества.

От своей усадьбы хозяева ждали разнообразия форм, воплощения всей сложной гаммы чувств- ивтоже время практичности и удобства. Сегодня, совершая "кругосветное путешествие" по участку, мы наслаждаемся удивительной гармонией, разлитой вокруг, и вовсе не задумываемся о том, насколько трудновыполнимой показалась поначалу ландшафтным архитекторам поставленная перед ними задача. На территории в 15соток надо было создать целую коллекцию садов различных стилей и эпох. При этом напитав каждый фрагмент своей историей и логично связав его с соседними.

Композиционную задачу соединения несоединимого удалось решить с помощью целого ряда профессиональных хитростей. Определяющие акценты различных зон несколько обособлены, скрыты (посредством кулис и искусственных перепадов рельефа). Ав качестве наиболее заметных использованы растения, толерантные ко многим стилям (липа, клен, яблоня, ель). Невыгодно, по центру, расположенный дом обыгран как барьер, разделяющий самые трудносопоставимые участки. Врезультате прогулка по саду превращается в увлекательное путешествие, где в каждом уголке нас поджидает свой сюжет.

Входная зона встречает нас пушистой "рождественской" елью. Она обозначает регулярную половину участка, образованную изолированным садом запахов и розарием, выполненным в викторианском стиле. Здесь все пребывает во власти чудесных ароматов. Уголок под названием "средневековый дворик" манит восхитительной коллекцией цветущих растений, каждое из которых имеет свой неповторимый запах. "Старая Англия" обволакивает нас нежным благоуханием роз. Фоном для розария служат шпалеры, которые со временем будут увиты диким виноградом. Высаженные по кругу рябины заслоняют хозблок, расположенный на юго-западной оконечности участка.

Сад запахов уместно обособить от остального участка высокой живой изгородью или садовой стенкой. Традиционно он как раз и представляет собой квадрат внутреннего дворика с геометрическим узором посадок. Его предшественник, хозяйственный садик западноевропейского монастыря, имел крестообразное членение дорожек и использовался натуралистами и естествоиспытателями для разведения лекарственных, а потом и ароматических трав. Четыре сектора сада разделялись либо по сторонам света, либо по назначению растений: для лечения, кухни, благовония и красоты. Позже из этих четвертинок квадрата произошли цветочные рабатки. Ивот уже сад запахов превратился в самостоятельный замкнутый уголок. Вданном случае растения подбирались по принципу непрерывного цветения, чтобы их ароматы не затмевали друг друга. Сегодня этот благоухающий островок занимает небольшое, но почетное место в парадной части сада.

Парадную зону сменяет открытый солнцу и свежему ветру газон современной "американской" лужайки. Это просто идеальное место для активных игр, к тому же сюда не выходят окна спален. Рядом вскоре должна появиться детская площадка со спортивным комплексом, горками и песочницей. Интересно решена опоясывающая лужайку круговая дорожка. Всеверной своей части она превращена в жасминовую аллею. Когда кусты подрастут, их аромат будет разливаться в началелета по всем окрестностям. Кроме того, жасмин со временем образует плотную живую стену, закрывающую плодовый сад. Непременные для русской усадьбы вишневые деревья, яблони, кусты крыжовника и смородины прячут в самом укромном уголке маленький огородик. Его грядок вполне хватает для того, чтобы на столе всегда была свежая зелень.

Но самые яркие впечатления поджидают нас позади дома. Жасминовая аллея заканчивается возле площадки для отдыха, ограниченной с двух сторон ложной подпорной стенкой. Здесь есть место для мангала и большого стола. За ним приятно посидеть с чашечкой кофе, приглядывая за резвящейся на лужайке детворой. Иотсюда буквально два шага до манящего чистотой бассейна. Прибрежные заросли, усыпанные цветами весь сезон, маскируют переход от бассейна к декоративному водоему. Это маленькое озеро с горбатым мостиком словно испокон века отражает переменчивое подмосковное небо. Естественность форм водоема подчеркивается примыкающим к нему водопадом. Он имеет немного парковый вид из-за явно ручной каменной кладки стенок, а также из-за огромных валунов, напоминающих о гротах эпохи романтизма.

Из окон дома открывается прекрасный вид на партерный газон, ограниченный дугой береговой полосы, дорожками и альпийской горкой. Спокойная ровная зелень стриженой травы оттеняет сложную и очень насыщенную композицию восточного сада. Две декоративные яблони по краям лужайки как будто объединяют плодовый сад с восточным. Позже, когда молоденькие еще деревца подрастут, их красивые кроны образуют своеобразную раму для чудесного пейзажа: водоем, изящный мостик и удивительный сад камней.

Еще одна жемчужина усадьбы- так называемая "пустыня". Совершенно непередаваемые настроения охватывают вас в этом стилизованном японском саду. На мелком пестром речном гравии, в окружении похожих на мхи седумов, покоятся огромные валуны. Они словно подготавливают пришедшего к обаянию каменистых холмов восточного сада, история которого заслуживает отдельного рассказа.

Эта любимая хозяйкой композиция- дань обычаю размещать на границах своих земельных наделов заморские диковинки, привезенные из путешествий. Тенденция впервые приобрела общеевропейский размах в эпоху Великих географических открытий и с тех пор неизменно оказывает влияние на стилистику частных владений. Внашем случае основную сложность при создании восточного сада составило его гармоничное вписывание в контекст застройки участка. Мы имеем в виду комплекс зданий, выполненных из традиционного красного кирпича. Хозяева ограничивали творческую свободу автора проекта лишь двумя требованиями: в саду необходимо удобное стационарное место отдыха, а сам восточный уголок должен не просто быть набором экзотических растений, а заключать в себе некую легенду.

Последнее пожелание как нельзя более соответствовало заданному восточному характеру. Согласно китайской традиции, каждый сад или его самостоятельный участок должен олицетворять определенное состояние природы, совпадающее с каким-либо эмоциональным настроем посетителя. Итак, лейтмотивом восточного сада сделалась спокойная, вдумчивая атмосфера "постижения и проникновения". Для ее воплощения оказался удобен участок в полутени близ северного фасада дома, между солнечной лужайкой и сумраком "лесной" зоны.

Собственно сад представляет собой два каменистых холма, обильно покрытых растительностью, и недлинную тропу, заключенную между ними. На практически плоской поверхности участка эта композиция могла бы смотреться неестественно, если бы с одной стороны ее не прикрывали высокие злаки и кустарники, а с другой- опушка "леса". Когда же приглядишься к этому участку сада повнимательнее, неизбежно будешь захвачен его яркими выразительными деталями, и искусственная вздыбленность ландшафта перестанет восприниматься как вынужденная мера.

Тропа начинается под "Воротами семи небес". Подобные прямоугольные арки с незапамятных времен оберегали китайские деревни, преграждая дорогу злым духам. Тропа символизирует человеческую жизнь. Извивы пути отмечают основные вехи судьбы: детство, юность, зрелость и старость. На своем протяжении тропинка петляет меж двух склонов, засаженных по контрасту: один- широколистными, круглолистными, темными растениями, тяготеющими по природе к женскому началу (ян); другой- остролистными, светлыми, белоокаймленными (инь). Увхода на тропу находится светильник нигацу-до (одна из форм садового освещения, вошедшая в обиход в Японии, а затем и в Китае после XVIвека). Из прочих образцов классических каменных фонарей он был избран за выразительность и вместе с тем сдержанность формы. Однако сам светильник, загороженный вечнозеленым рододендроном, не должен быть виден. Взгляд улавливает только пятно света, источник которого остается непознанным, помогает обрести верный путь.

Ступив на тропу, вы замечаете впереди яркий огонек, и дальнейший путь приводит вас к зеркалу багуа. Символизируя 8начальных элементов, образующих восьмигранник круговорота жизни, багуа является ключевым символом искусства фэн-шуй. Зеркало же, как инструмент отражения и концентрации энергии, издавна используется в китайских садах в качестве охранительного символа. Вданном случае путник, приблизившийся к багуа, то есть подступивший к осознанию своего жизненного цикла, обнаруживает, что все это время шел не на истинный свет, а на отражение огня, озарившего начало жизни. Это кульминационная точка сада. Вплане же размещение нигацу-до и багуа относительно каменистых гряд отчасти напоминает сам символ "инь-ян", отчасти воспроизводит ландшафтное образование "Два Дракона сражаются за жемчуг", что должно усилить ощущение противоречивости жизненного пути.

Образ дракона как покровителя жилища проработан в саду достаточно подробно. Уначала тропы размещено "Яйцо Дракона", единый символ истока жизни и духа места. Завершается тропа помостом "Пасть Дракона"- деревянной площадкой для отдыха на берегу водоема. Непосредственно перед водоемом находится цукубаши- каменный сосуд для омовения рук, заимствованный из японского сада чайной церемонии. Форма лунки, в которой скапливается вода, вторит очертаниям лежащего перед помостом озера, дабы омывающий руки почувствовал себя погружающимся в его глубины и проникся его духом.

Затем идущий поднимается на ступень помоста, тем самым попадая из своей предыдущей жизни в новую, гармоничную и совершенную. Как и подобает идеальному местообитанию, в плане помост "Пасть Дракона" представляет собой правильный квадрат, ориентированный строго по оси "север-юг". Сзади его "прикрывает от холодных северных ветров" огромный камень- "Дракон", справа и слева- чуть меньшие по размерам "Тигр" и "Феникс". Невдалеке покато горбится панцирь "Черепахи".

Конечно, сад строится скорее на аналогах традиционных китайских растений, нежели на подлинных образцах. Тем не менее в ключевых местах участка присутствуют наиболее важные для искусства фэн-шуй цветы: хризантема (символ счастья и довольства), пион (богатство и почет), растения семейства орхидных, замещающие подлинную орхидею (символ чистоты и искренности). Они призваны обозначить важнейшие повороты судьбы. Кувшинка в озере, трактуемая как лотос и воспринимаемая как залог мира в душе и духовного роста, завершает убранство восточного сада.

Такая сложная смысловая нагрузка характерна для садов Китая. Но и не посвященный в эти философские тайны человек будет тронут богатством цвета, форм, удивительной гармонией камней и растений, а в конечном итоге- настроений.

Миновав долину философских размышлений и обойдя каменные холмы с восточной стороны, можно попасть по засыпанной гравием дорожке в молодую рощу. Здесь нашла свое место уединенная беседка. Через нескольколет растущие вокруг деревья скроют ее в своей листве. Ивообще "лес" будет оберегать участок от соседских взглядов. Но пока хрупкие деревца сами требуют бережного ухода.

Почти вся северо-восточная часть участка спрятана от солнца. Вжаркие летние полдни можно уединиться за домом, в "Тенистом саду", отделенном зеленой стеной кустарника. Можно пройтись по рябиновой аллее или прогуляться по "лесной" тропинке, которая вернет нас к началу путешествия, к саду запахов. Здесь, присев на скамью у фонтана, в чарующем ореоле тонких ароматов, хочется забыть обо всем тревожащем душу и подумать о том, что же есть сад в нашей жизни. Ведь издавна живет идея, что в стремлении создавать прекрасные сады проявляется неизбывная тяга человечества вернуть потерянный праотцами рай, создать подобие его здесь, на земле.

Комментарии ( 0 )

Яндекс.Метрика