Гараж и его микроклимат

Вентиляция и отопление гаража: варианты организации обогрева и воздухообмена, типы установок, оборудование, принципы эксплуатации.

Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматПодача воздуха в гараж может быть организована, например, с помощью приточных
решеток STIFAB FAREX (Швеция) (а). Крышный вытяжной вентилятор "ИННОВЕНТ"
(Россия) (б) Гараж и его микроклиматСистема механической вентиляции с естественным притоком свежего воздуха и механической вытяжкой. По конструкции вытяжной вентилятор может быть настенным или крышным (устанавливается на очищаемой от снега крыше) Гараж и его микроклиматОсевой вентилятор SYSTEMAIR монтируется в проеме стены Гараж и его микроклиматКрышные вентиляторы должны иметь долговечные малошумящие электродвигатели, а вентиляционные решетки- эстетичный дизайн. На рисунке: крышный вытяжной вентилятор (а), воздухозаборные (б) и воздухораспре-делительные (в) решетки Гараж и его микроклиматЭлементы приточной вентиляционной установки- электрокалорифер (а), воздушный фильтр (б), термодатчик с терморегулятором (в), накладная воздухораспре-делительная решетка (г) Гараж и его микроклиматПриточная вентиляционная установка на базе оборудования MAICO VENTILATOREN (Германия) в сборе Гараж и его микроклиматВ системе механической вентиляции воздухообмен в помещении гаража осуществляется двумя независимыми механическими устройствами- приточной (а) и вытяжной (б) установками Гараж и его микроклиматПриточно- вытяжная вентиляционная установка с пластинчатым перекрестно-поточным рекуператором, вентиляторами, фильтрами и автоматикой

Оборудовать системой отопления частный гараж на одну или несколько автомашин, расположенный рядом с современным загородным домом, вполне возможно- было бы желание. Однако делать это следует только при комплексном подходе к организации в нем микроклимата .

Зимуем в тепле!

Преимущества обладания отапливаемым гаражом становятся особенно очевидными зимой, на фоне проблем с хранением автомобиля на открытой стоянке, где с завидной регулярностью приходится вызволять его из "снежного плена", мучиться с холодным запуском (особенно у отечественных марок), а перед поездкой- непременно прогревать двигатель на холостых оборотах. Вотапливаемом гараже ваш "железный конь" и в мороз готов к использованию на все 100%. Крыша и стены теплого бокса защищают его от осадков, инея ит.п. Открываешь ворота, садишься в салон, поворачиваешь ключ зажигания и- в путь. Кроме того, в помещении всегда можно провести мелкий (и даже крупный) ремонт техники собственными силами, без обращения в автосервис, да еще и хранить различные не терпящие промораживания вещи. Ивладелец авто, освоив по своему разумению небольшой полуостров технического комфорта, будет чувствовать себя здесь полновластным хозяином быта. Вот почему теплый бокс так вожделен всеми, кто хоть сколько-нибудь понимает в автоделе.

Как правило, отапливаемыми делают частные гаражи, либо пристроенные к загородному дому, либо встроенные в него. Они являются неотъемлемой частью общего пространства коттеджей и городских особняков. Обогреваются и отдельно стоящие частные гаражи на несколько автомашин, расположенные на некотором расстоянии от основного здания. Все это обычно основательные сооружения: стены из пеноблоков или кирпича, железобетонная или деревянная крыша. Частенько отапливаемые гаражи собирают из готовых железобетонных конструкций или даже отливают из бетона на месте по технологии монолитного домостроения. Крайне редко можно встретить отапливаемые гаражи из стальных конструкций. Правда, чтобы сделать обогрев таких построек не особенно расточительным, их владельцам приходится раскошелиться на теплоизоляцию стен, крыши и пола.

Плата за комфорт

Согласно исследованиям ученых, температура воздуха в теплом гараже зимой должна поддерживаться на уровне не выше 5С- этого требует СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей". Тот же документ говорит, что в подобном боксе необходимо обустроить приточно-вытяжную вентиляцию. Она нужна для разбавления и удаления выхлопных газов, интенсивной просушки помещения и прибывшего с улицы автомобиля. Для гаражей одноквартирных домов по стандарту АВОК "Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена" требуется не менее 180 кубометров свежего воздуха в час на одну легковую машину. По рекомендациям иностранных производителей вентиляционного оборудования (например, XPELAIR, Великобритания) свежего воздуха в частный гараж должно подаваться еще больше, а именно столько, чтобы обеспечить 6-10-кратный воздухообмен (на гараж объемом 60м3- от 360 до 600м3/ч).

Увы, все полезные рекомендации и требования, касающиеся обеспечения приточно-вытяжной вентиляции и поддержания температуры, при возведении отапливаемых гаражей соблюдаются, мягко говоря, не всегда. Чаще гараж лишается притока свежего воздуха (при строительстве используются герметичные материалы и конструкции), а батареи, подключенные к контуру отопления коттеджа или к индивидуальной системе генерирования тепла, греют так, что в помещении можно находиться без верхней одежды. Влюбом случае в гараж неминуемо проникает влага- в виде снежных глыб, примороженных к порогам и днищу автотранспортного средства, или из грунта (особенно если имеется смотровая яма)- из-за ошибок при устройстве гидроизоляции. Эффективных средств удаления влаги- таких, как дренируемые приямки под колеями, откуда талая вода удаляется в дренажную систему,- обычно не предусматривается, и машина стоит над водным зеркалом, долгое время покрывающим всю поверхность пола. То есть, по сути, в перерывах между поездками авто "живет" в баньке- при температуре 25С и относительной влажности около 100%.

После возвращения с мороза, из-за резкого перепада температур, как наружные, так и внутренние поверхности кузова покрываются росой, которая выпадает из теплого и относительно более влажного воздуха гаража. Аесли автомобиль перед постановкой в бокс еще и забыли помыть, то есть не удалили грязь, задерживающую просыхание отдельных плоскостей и деталей, а зимой- соль, налипшую со снегом, процессы окисления будут идти особенно интенсивно. Минимальный скол- и желтовато-коричневая язва, постоянно увеличивающаяся в размерах, кузову обеспечена. Увы, машины, особенно отечественного производства, с малоэффективной антикоррозийной защитой, не прощают ошибок климатотехников и приходят в негодность всего за несколько лет эксплуатации: «зацветают» крылья, ржавеют сварные стыки, в салоне появляются неприятные запахи. Именно эта особенность российских отапливаемых гаражей и стала причиной распространенного в народе представления, что «в теплом боксе машины долго не живут».

Впрочем, такой пессимизм вряд ли оправдан. Чтобы обеспечить адекватные условия хранения для ежедневно используемого автомобиля, необходим комплексный подход к решению проблемы климатизации гаража: он должен иметь эффективную вентиляцию, способную за короткое время просушить не только наружные, но и труднодоступные поверхности кузова, и разумное отопление, не позволяющее процессу коррозии протекать интенсивно. Это, конечно, заставит владельца машины единовременно расстаться с некоторой суммой денег, которая пойдет на оплату услуг климатической фирмы, в частности- на разработку проекта, закупку необходимого оборудования (от $400), а также ежемесячно отчислять средства на оплату счетов поставщика электроэнергии. Но, поскупившись на оборудование или ограничившись полумерами, вы должны приготовиться к тому, что в структуре ваших затрат неизбежно появится новый пункт: преждевременный недешевый ремонт автомобиля по причине коррозии.

Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматПользоваться автомобилем, который хранится под открытым небом, не всегда комфортно. Сутра шел снег... Гараж и его микроклиматФото В.Чернышева
Чистка корпуса автомобиля от снега- занятие утомительное и рутинное. Можно ненароком и повредить краску
Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматСледы ржавчины на кузове автомобиля возникли вследствие хранения автомобиля в отапливаемом гараже без вентиляции Гараж и его микроклиматВ отапливаемом гараже с системой вентиляции машина всегда готова к использованию на все 100%

Огонь-батарея

Гараж и его микроклиматТепловая завеса с водяным теплообменником не только обогревает закрытый гараж, но и позволяет существенно экономить тепловую энергию, когда двери гаража открываются. Она создает в створе ворот плоский поток теплого воздуха, который не позволяет теплу покидать помещениеСамый привычный подход к обогреву гаража- организация его водяного отопления. Но надо сразу оговориться: определение «водяное» применительно к гаражу не вполне корректно. Ведь в качестве теплоносителя в его отопительной системе специалисты рекомендуют использовать не воду, а отнюдь не дешевую незамерзающую жидкость (антифриз). Эффективность обогрева при использовании антифриза, конечно, несколько ниже, чем в случае применения воды (ибо теплоемкость у воды выше), но зато система защищена от размораживания.

Первый шаг на пути создания системы водяного отопления гаража- выбор надежного источника теплоснабжения. Хорошо, когда для обогрева пристроенного к коттеджу или встроенного в него гаража можно подключиться к котлу, отапливающему жилые помещения. Но сделать это можно лишь в случае, когда на этапе проектирования котельной на отопление гаража была зарезервирована необходимая мощность теплогенератора. Тот же источник теплоснабжения может использоваться и для гаража, удаленного от коттеджа на 30-50м. Правда, при этом потребуется купить чуть более мощный насос, да еще проложить по участку теплотрассу и максимально утеплить трубопроводы. Заметим, что подобное решение явно не относится к разряду дешевых, требует серьезной конструкторской проработки и характеризуется значительными энергозатратами.

Если для обогрева пристроенного к коттеджу (или удаленного в "чисто поле") гаража мощность котла коттеджа использоваться не может, предлагается обустроить специально для гаража индивидуальную автоматизированную котельную, например, в смежном помещении. По имеющимся у нас данным, для теплоснабжения небольших гаражей (объемом 40-60м3) с хорошей теплоизоляцией (минимум 150мм минваты) чаще всего используют электроэнергию. Причем мощность электрокотла сравнительно невелика- для хорошо утепленного помещения на одну машину хватает 1,5-2кВт. Однако надо иметь в виду, что в некоторых регионах России электроэнергии зимой может не быть неделями. Для обогрева объемных гаражей на несколько авто можно обустроить автоматизированную котельную, скажем, на газу или на жидком топливе.

По принципу передачи тепла отопление бывает конвекторным, радиаторным или воздушным. Конвекторные и радиаторные системы известны всем- они используются в городских многоэтажках. Авот воздушное отопление в жилище применяется достаточно редко. Зато именно воздушное отопление предпочтительно для частного гаража: оно создает интенсивную циркуляцию воздуха и способствует скорейшему прогреву и высушиванию как самого помещения, так и машины. Кнедостаткам этого варианта можно отнести повышенный уровень шума.

Для организации воздушного отопления в гараже на одну-две машины достаточно всего одного тепловентилятора с жидкостным теплообменником. Такие тепловентиляторы называют еще фанкойлами. Вбольшинстве случаев они изготавливаются в прямоугольном металлическом корпусе ("коробке"), крепятся на стену или подвешиваются непосредственно к потолку. Другой тип тепловентилятора с жидкостным теплообменником- тепловая завеса. Этот прибор создает мощный плоский поток воздуха и располагается непосредственно над въездом в гараж. Когда двери закрыты, тепловая завеса работает на малой скорости и греет помещение. Акогда двери открываются, она начинает гнать поток с огромной силой, создавая в плоскости ворот невидимую дверь из воздуха, препятствующую выходу тепла, но не мешающую въезду-выезду автомобиля. Это позволяет экономить тепло.

Чтобы гараж не перегревался, фанкойл и тепловая завеса могут оборудоваться термостатом, который отключает вентилятор, или трехходовым клапаном, перекрывающим подающую теплоноситель трубу при достижении температуры в помещении 5С и перенаправляющим теплоноситель по обводному каналу обратно в котел. Вслучае автономного гаражного котла управление можно осуществлять и за счет его отключения. Более плавно регулирует температуру редко применяемый пропорциональный контроллер.

Отличные фанкойлы производит компания JAGA (Бельгия), хорошее оборудование поставляется фирмами VTS CLIMA (Польша), "МОВЕН", "ВЕЗА" (Россия). Среди производителей завес с водяным теплообменником хочется отметить английскую компанию THERMOSCREENS, норвежскую PYROX (SYSTEMAIR), шведскую FRICO. Стоимость реализации решения- $30-500 за 1кВт тепловой мощности.

Для конвекторного отопления в гараже допустимо использовать настенные водяные конвекторы (стальные или медно-алюминиевые), а также, например, стальные трубчатые радиаторы. Чтобы предупредить разрушение отопительной системы вследствие неловкого маневра при постановке авто в гараж, настенные отопительные приборы лучше устанавливать в специально оборудованные ниши в стенах и закрывать- заподлицо с поверхностью стен- съемными экранами. Для регулирования температуры можно использовать, скажем, недорогие терморегулирующие головки, ограничивающие подачу в отопительные приборы теплоносителя от котла, а следовательно, и нагрев воздуха в гараже в момент, когда температура воздуха достигнет 5С.

Среди производителей конвекторов и настенных трубчатых радиаторов стоит отметить компании JAGA (Бельгия), "ИЗОТЕРМ", "КЗТО" (Россия). Техническое решение на базе этого оборудования (отопительные приборы, подводка+монтаж) обойдется заказчику в сумму до $300 за 1кВт тепловой мощности. Ккотлу «водяные» тепловентиляторы, тепловые завесы, конвекторы и радиаторы подключаются через встроенный в стену гаража коллекторный шкаф, от которого по кратчайшему пути к отопительным приборам в толще бетонной стяжки пола или под фальшстенами прокладываются подающие и обратные трубопроводы (чаще всего металлополимерные).

Обогрев электричеством

Отапливать гараж в течение всего холодного периода можно с использованием приборов прямого электрического отопления. Вэтих помещениях допускается применение электросети напряжением 220В (речь идет о незаглубленных сухих гаражах, используемых для хранения исправных автомобилей, а не о самодельных складах, в которых, помимо машины, находятся бочки с бензином и другие легковоспламеняющиеся жидкости). Конечно, провода должны протягиваться в заземленных металлических трубах, арматура должна быть влагозащищенной, а выключатели герметичными. Вцелях выполнения условий пожарной и электробезопасности, подачу тока в обогреваемое помещение необходимо осуществлять через рубильник или автомат, расположенный вне гаража. Всмотровой яме использовать электроотопление, скорее всего, не удастся- здесь напряжение сети должно составлять максимум 36В.

Для воздушного отопления гаража применяют стационарные электрические тепловые пушки и электрические тепловые завесы (об этом оборудовании мы писали в статье

«У колыбели теплых ветров»).

Возможен обогрев гаража с помощью настенных электроконвекторов. Так же, как и конвекторы для "водяных" систем отопления, электроконвекторы в гараже лучше устанавливать в стеновых нишах, за съемными экранами. Совместно с электроконвекторами можно применять напольную систему электрического отопления на базе нагревательного кабеля, уложенного в стяжке пола («теплый пол»). Кабель превращает свободную поверхность пола в один большой низкотемпературный отопительный прибор, обеспечивающий поддержание в гараже требуемой температуры (5С).

Все электроотопители оборудуются термостатами (электронными или биметаллическими), которые обеспечивают точное поддержание температуры в помещении. Температура 5С, как правило, соответствует режиму незамерзания, который есть на большинстве термостатов. Один такой прибор обычно способен управлять группой электрообогревателей.

Готовые комплекты оборудования для создания напольной электрической системы отопления поставляются на рынок фирмами CEILHIT (Испания), ALCATEL (Норвегия), KIMA (Швеция), DE-VI (Дания), SIEMENS (Германия), ENSTO (Финляндия). Среди российских производителей стоит отметить компании "ССТ", "ЧУВАШКАБЕЛЬ", "ТЕРМА" и "ЭЛТЕК ЭЛЕКТРОНИКС". Стоимость базового оборудования (кабель или нагревательный мат+термостат) для гаража площадью 20м2- от $300 до $500. Конвекторы поставляются в Россию компаниями STIEBEL ELTRON (Германия), DELONGHI (Италия), ATLANTIC, SUPRA, THERMOR NOIROT (Франция), NOBO, SIEMENS, ENSTO, FRICO. Стоимость этих приборов- $80-150 за 1кВт электрической мощности. Стационарные тепловые пушки производятся в основном за рубежом. ВРоссии предлагается техника компаний VEAB (Швеция), PYROX (SYSTEMAIR), FRICO. Устройства этого типа вместе с системой автоматики и монтажом обойдутся в $100-300 за 1кВт установленной мощности.

Тепло по заказу

Гараж и его микроклиматДля временного обогрева гаража применяют масляные радиаторыЕсли частный гараж со стационарным отоплением в России пока что редкость, то гаражи, в которых используются разного рода устройства для временного обогрева, распространены достаточно широко. Народные умельцы изготавливают, а потом еще и повсеместно рекламируют самодельные, отнюдь не безопасные отопительные приборы- всевозможные "козлы" ит.п. Меж тем для временного обогрева (чтобы можно было в тепле заменить масло, провести мелкий ремонт автотранспорта) в магазинах представлено огромное количество переносных отопительных приборов заводского изготовления, работающих как на жидком топливе, так и на электроэнергии.

Например, в гаражах часто используют высокоэффективные нагреватели непрямого нагрева, работающие на дизельном топливе или керосине. Гараж, даже неутепленный, они прогревают всего за несколько минут. При мощности от 10-20кВт эти приборы потребляют от сети лишь несколько десятков ватт мощности- для привода вентилятора. Внешне очень похожи на старинные пиратские пушки, лафет которых (то есть топливный бак) стоит на небольших колесах. Достоинство этих устройств заключается в том, что продукты сгорания топлива из них не попадают в помещение, а выводятся по дымоходу на улицу. Поток воздуха проходит сквозь пространство между стенками теплообменника и, нагревшись, направляется через сопло в помещение.

Процесс работы таких приборов полностью автоматизирован, запас топлива рассчитан на 15-16 часов непрерывного действия. Для поддержания в помещении заданной температуры можно установить выносной термостат. Сигналы от него поступают на блок управления для включения-выключения нагревателя в зависимости от температуры воздуха в помещении. Среди производителей жидкотопливных нагревателей непрямого нагрева следует отметить компании MASTER (США), REMINGTON (Нидерланды), "КУПОЛ" (Россия). Цена оборудования составляет $10-60 за 1 кВт его тепловой мощности.

Очень популярны в гаражах переносные маслонаполненные электрические радиаторы. Вминимальной комплектации импортные масляные радиаторы стоят $45-150. На российский рынок такие приборы поставляют компании VITEK (Австрия), TESY (Болгария), EWT, SIEMENS (Германия), DELONGHI, GENERAL, OMAS (Италия), ECO (Финляндия), POLARIS, BINATONE (Великобритания), WHIRLPOOL (США). Среди российских производителей «масленок» хочется отметить «ЛУЧ», «ЭЛЕКТРОТЕРМ», «ОРИОН», «ЭРМПБ».

Для временного зонального обогрева гаража с успехом применяются стационарные потолочные инфракрасные электроотопительные приборы. Эти устройства нагревают не воздух, а окружающие предметы (пол, корпус авто), а уже от них тепло передается в само помещение. Очень подходят для обогрева отдельного рабочего места. Когда человек в гараже находится возле инфракрасного прибора, его кожа ощущает более высокую температуру, чем температура окружающего воздуха. "Ощущаемая" температура складывается из реальной температуры, сохраняющейся вдали от обогревателя, и так называемой "лучевой" добавки, величина которой может составлять 10С и даже больше. Потенциально возможно использовать инфракрасные электроотопительные приборы для создания постоянно действующей в течение всего отопительного сезона системы отопления. Однако не совсем понятно, как со временем постоянное воздействие инфракрасного излучения отразится на состоянии лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

Если высота потолка не больше 2-2,5м и интенсивного обогрева не требуется, над отапливаемой зоной (например, над верстаком) можно расположить низкотемпературные инфракрасные нагреватели (температура нагревательного элемента- до 200С). Они представляют собой встраивающиеся в потолок квадратные кассеты. Высокотемпературные инфракрасные обогреватели (температура нагревательного элемента 200-750С) прикрепляют к потолку или подвешивают на тросах на высоте более 3м. Такой прибор образован из прямоугольного металлического корпуса, в котором закреплены нагревательные элементы с зеркальными металлическими отражателями.

Сегодня в России можно купить ИК-обогреватели и зарубежных, и отечественных фирм. Среди производителей- компании FENIX (Чехия), "ЭКОЛАЙН", "МОВЕН" (Россия), EWT, FRICO, PYROX. Импортное оборудование дороже отечественного в 1,5-2 раза. Вобщем же разброс цен- от $50 до $200 за 1кВт мощности.

Гараж и его микроклиматТепловой вентилятор с мощным водяным теплообменником производства SYSTEMAIR (Швеция) Гараж и его микроклиматТепловентилятор АВО от "ВЕЗА" (Россия) способен обогреть гараж общей площадью 100м2Гараж и его микроклиматОбогрев частного гаража с помощью водяного тепловентилятора. Подобрать подходящую модель тепловентилятора по мощности можно для помещения любого размера, важно только убедиться, что шум, генерируемый этим прибором, не будет тревожить сон домочадцев Гараж и его микроклиматЭта тепловая завеса оборудована водяным теплообменником большой тепловой мощности Гараж и его микроклимат "КЗТО"
Электрокотел может быть использован в индивидуальной системе водяного отопления гаража

Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматУ тепловентилято-ров и тепловых завес с водяным теплообменником есть "тезки", работающие от электрической сети напряжением 220 и 380В Гараж и его микроклиматЭлектроотопители снабжают выносными (а) или встроенными в корпус этих приборов термостатами (б) Гараж и его микроклиматФото В.Чернышева Гараж и его микроклимат "КЗТО"
Современный водяной конвектор (а) и трубчатый радиатор (б)
Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматФото В.Чернышева
При надежном электроснабжении и теплоизоляции в гараже применяют электроконвек-торы. Чтобы в результате неосторожного маневра не повредить отопительные приборы, можно установить их в ниши в стенах и закрыть экранами Гараж и его микроклиматПоверхность пола гаража, под которой уложен нагревательный кабель, не должна загромождаться (мебелью и старыми вещами)- иначе не исключен локальный перегрев
Гараж и его микроклимат
Гараж и его микроклиматНагреватель непрямого нагрева работает на солярке, в течение нескольких часов он наполняет гараж теплым и чистым воздухом. Продукты сгорания солярки будут отводиться за пределы гаража по дымоходу Гараж и его микроклиматСтационарные потолочные инфракрасные нагреватели воздуха производства FRICO закрепляют на потолке

С наветренной стороны

Хотим подчеркнуть, что система вентиляции необходима в любом гараже, независимо от того, отапливается он или нет. Систему естественной вентиляции, как правило, предусматривают в гаражах неотапливаемых или обогреваемых периодически. Встроенные и пристроенные отапливаемые гаражи коттеджей лучше оборудовать более эффективной и предсказуемой системой механической вентиляции.

Гараж и его микроклиматСамой простой и низкозатратной является система естественной вентиляции гаража. Она не потребляет электроэнергию. Главный недостаток системы- зависимость от погодных условий- температуры воздуха, направления и скорости ветраСистема естественной вентиляции гаража- самая простая и низкозатратная: она не требует сложного дорогостоящего оборудования и расхода электроэнергии. Все, что необходимо для ее создания,- асбестоцементная труба диаметром 150-200мм, дефлектор на оголовок трубы (который усилит тягу и защитит помещение от дождя) и одна-две приточные решетки (для организации подачи свежего уличного воздуха в помещение через стены или входные ворота). Такую вентиляцию можно устроить и самостоятельно.

Работоспособность системы естественной вентиляции гаража зависит от трех факторов. Первое и самое важное- разность температур наружного (атмосферного) и внутреннего воздуха. Вгараже, особенно после того, как в него была поставлена машина с "разгоряченным" двигателем, температура всегда заметно выше, чем снаружи. Более тяжелый свежий воздух поступает в здание самотеком- через приточные решетки, а также через щели под и между створками ворот- и вытесняет менее плотный теплый воздух сквозь вытяжную трубу.

Второй фактор- разность давлений воздушного столба между точкой подачи воздуха и вытяжным устройством (дефлектором), установленным на кровле. Минимальный перепад по высоте между областью забора воздуха в помещения (уровень установки приточных решеток) и его выброса (уровень оголовка вытяжной трубы) должен составлять 3м.

И, наконец, третий фактор- ветровое давление. Снаветренных (обращенных к ветру) сторон гаража образуется повышенное, а с подветренных сторон и зачастую на кровле- пониженное давление. Поэтому приточные решетки разумно располагать с главного направления розы ветров. Чем сильнее ветер, тем выше его давление на решетки и тем больше воздуха будет поступать в помещение.

Главный недостаток системы естественной вентиляции гаража заключается в том, что ее работа зависит от переменных факторов: температуры воздуха, направления и скорости ветра. Неудивительно, что летом такие системы нередко оказываются неэффективными.

Системы механической вентиляции требуют использования специфического вентоборудования (вентиляторов, нагревателей, устройств автоматики) и потребляют сравнительно много электроэнергии. Однако они от капризов природы не зависят и способны гарантированно (конечно, при наличии энергоснабжения) обеспечивать требуемый по СНиПам воздухообмен в гараже, невзирая на состояние окружающей воздушной среды.

Самое простое и демократичное решение- это система механической вентиляции с естественным притоком свежего воздуха и активной вытяжкой. По сути, она объединяет в себе естественную и механическую вентиляцию. Адля ее полноценного функционирования требуется всего несколько десятков ватт электрической мощности- для вращения электромоторчика вентилятора. Но даже если электроснабжение гаража будет временно прервано, такая система частично сохранит свою работоспособность.

Приточные решетки, аналогичные используемым в системе естественной вентиляции (желательно из стали- они с большей вероятностью защитят гараж от вандалов), размещаются в нижней части ворот или на боковых стенах гаража так, чтобы свежий воздух обдувал днище и корпус машины. Правда, при подобном расположении через решетки в помещение могут попадать снег и влага. Чтобы избавиться от этого нежелательного явления, воздухозабор в системе механической вытяжной вентиляции с естественным притоком можно осуществлять сквозь специальную воздухозаборную колонну (часто изготавливается жестянщиком прямо на месте монтажа) высотой приблизительно в 2м. Она закрепляется на наружной стене или устанавливается на некотором расстоянии от гаража и связывается с помещением воздушным каналом.

Для удаления из помещения отработанного воздуха используется электрический осевой вентилятор с защитной (желательно устойчивой к вандализму) решеткой. Он закрепляется в проеме на одной из стен гаража (по возможности в верхней части стены). Второй вариант- вытяжной вентилятор на крыше (для его монтажа придется обустроить утепленный герметизированный узел прохода через крышу; при эксплуатации надо не забывать очищать ее поверхность от снега).

Ксожалению, в системе механической вентиляции с естественным притоком (впрочем, как и в системе естественной вентиляции) холодный воздух поступает в помещение без предварительного подогрева. Это может привести к местному переохлаждению гаража. Вдобавок ко всему, нагнетаемый в помещение воздух не подвергается предварительной очистке от пыли.

Перечисленных недостатков практически лишена система механической вентиляции, в которой приток свежего воздуха и удаление за пределы гаража отработанного (рециркуляционного) осуществляется независимыми механическими устройствами- приточной и вытяжной установками, которые объединены лишь на уровне автоматики управления и программного обеспечения.

Приточная установка для гаража обычно собирается из отдельных элементов (модулей). Свежий уличный воздух поступает в помещение через расположенную на стене (на уровне 2-3м от земли) воздухозаборную решетку. По вентиляционному каналу (гибкий воздуховод) поток направляется в приточную установку, состоящую из модуля кассетного фильтра (проходя через него, воздух очищается от пыли), вентилятора и следующего за ним модуля электрокалорифера (который при необходимости подогревает приточный воздух до температуры 5С). Вместо электрического возможно использование водяного калорифера, подключаемого к отопительному котлу. Благодаря функции подогрева воздуха приточная установка частично (а иногда и полностью) берет на себя функции отопления.

Нагретый воздушный поток поступает по гибкому воздуховоду к воздухораспределительному устройству. Оно представляет собой уложенную на пол стальную трубу, в которой могут быть проделаны щели для подачи воздуха под днище автомобиля и к его бортам или установлены накладные воздухораспределительные решетки. Чтобы исключить сквозняки, распределение приточного воздуха можно организовать с помощью одной или двух вертикальных перфорированных воздухораспределительных колонн.

Вытяжная установка в гараже- это встраиваемый в стену осевой вентилятор с защитной решеткой. Можно, например, использовать двухскоростной вентилятор. На низкой скорости он обеспечивает удаление из помещения отработанного воздуха в стандартном (расчетном) режиме. Вторая скорость может активироваться системой автоматики, по сигналу от датчика угарного газа СО, в случае превышения в гараже его предельно допустимой концентрации.

Можно приобрести приточную установку не отдельными элементами, а в сборе (моноблок). Тогда в ней уже на заводе-производителе объединят воздушный фильтр, вентилятор и электронагреватель воздуха. Преимущество моноблочных установок в том, что все входящие в их состав элементы согласованы по мощности и размещены в шумопоглощающем корпусе. Вам остается лишь подсоединить воздуховоды. Недостаток заключается в стоимости такой установки (она обходится несколько дороже, чем собранная по модульному принципу).

Еще один интересный и весьма перспективный для использования в больших гаражах тип моноблочных вентиляционных систем- приточно-вытяжные установки с пластинчатым рекуператором тепла. Вкорпус таких устройств вмонтированы приточный и вытяжной вентиляторы, электрический калорифер для нагрева свежего воздуха и фильтры. Однако главная изюминка этой техники, ее сердце- пластинчатый рекуператор, в котором тепло от проходящего через установку потока вытяжного воздуха передается воздуху приточному. Врезультате не требуется "гонять" нагреватель приточного воздуха на полную мощность- это нужно лишь в сильные морозы. Пластинчатый рекуператор позволяет существенно снизить затраты на подогрев поступающего потока в зимний период, но в сильные холода часто обмерзает, временно (на несколько минут или часов в сутки) теряя свою "трудоспособность". Реальная экономия средств может составить приблизительно 50% (например, за электроэнергию вместо 10000руб. потребуется заплатить 5000руб. в год). Для подачи и удаления воздуха в случае использования приточно-вытяжной установки с пластинчатым рекуператором придется обустраивать в помещении две независимые сети приточных и вытяжных воздуховодов.

Среди производителей вентиляционного оборудования (вентиляторы, фильтры, нагреватели, решетки, приточные и приточно-вытяжные установки) отметим компании SYSTEMAIR, OSTBERG, PM-LUFT (Швеция), REMAK (Чехия), MAICO VENTILATOREN, ROSENBERG, TROX (Германия), DEC (Нидерланды), IMP KLIMA (Словения), XPELAIR. Для гаража на одну машину (объем- от 60 до 80 кубометров) стоимость технического решения (оборудование, расходные материалы, реализация) составляет: для естественной вентиляции- от $50 до $200, для системы с вытяжным вентилятором- до $400, в случае оборудования вентиляции на базе скомпонованной из модулей приточной установки- $1000-1500. Затраты на обустройство системы вентиляции на базе приточно-вытяжной установки (собственно оборудование, воздуховоды, труд жестянщика и монтажников идр.) колеблются в пределах от $2500 до $5000. Нижний предел цен относится к техническим решениям, реализованным на базе отечественного оборудования, верхний предел- к вариантам с использованием техники иностранного производства.

Рекомендуем