Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Светлая жизнь

Двухкомнатная квартира площадью 76,8 м² в Москве: полупрозрачные световые панно превратили поверхности стен в монохромные светящиеся витражи.

Светлая жизнь Тонкие стеллажные конструкции в гостиной напоминают японские иероглифы, выделяясь на фоне окрашенных стен Светлая жизнь Каждая деталь гостиной заслуживает внимательного изучения. Например, специально для шкафов и стеллажей здесь разработана необычная фурнитура. Акофейный столик имеет несколько выдвижных поверхностей Светлая жизнь Чтобы подчеркнуть рукотворный характер штор на всех окнах, к карнизам их прикрепили с помощью завязочек из того же материала, а не банальных колец и зажимов Светлая жизнь Прохладные цвета стен (матовая краска Caparol) во всех интерьерах и рассеянный "дневной" свет как бы наполняют пространство утренней дымкой. Даже кухонное оборудование Siemens на их фоне смотрится вполне гармонично Светлая жизнь Поместив в ванную комнату всего одно большое зеркало и точно рассчитав графику бордюров, удалось добиться эффекта существенного "расширения" пространства Светлая жизнь Конструкцию парящих над обеденным столом прозрачных квадратов светильников можно рассмотреть детально. Это тот редкий случай, когда технические подробности выглядят эстетично и cовсем неагрессивно, в духе общего экодизайна Светлая жизнь В хозяйственной комнате напольное покрытие- беленый дуб- точно такое же, как и в остальных помещениях. Стиральная машина и шкафчик для белья и моющих средств выделены перегородкой в отдельный отсек Светлая жизнь Обе стены коридора оформлены симметрично и напоминают декоративные триптихи. Только в стене справа центром композиции служит зеркальная откатная створка шкафа-купе, а слева- входная дверь в хозяйственную комнату. Спомощью таких сдержанных приемов вместо безликого протяженного коридора между прихожей и столовой появился живописный "вестибюль", предваряющий "парадную половину" Светлая жизнь Наиболее сложное в небольшой квартире, особенно организованной по студийному принципу,- это создать пространственную интригу, чтобы двигаться по интерьеру было не скучно, глаз радовали интересные ракурсы. Отказавшись от глухих дверей, авторы использовали принцип "кулис" и соразмерности всех деталей композиции. Интересные вариации простых форм и оттенков способны порадовать тонких "гурманов" архитектоники Светлая жизнь План до переустройства Светлая жизнь План после переустройства

Сегодня никого не удивить оригинальной люстрой, причудливым торшером или встроенными светильниками- мы стали привыкать к бесконечному разнообразию дизайнерских решений. Но эта московская квартира действительно необычна- мягкий рассеянный свет пронизывает ее насквозь, "растворяя" стены и заполняя все небольшое пространство.

Холодные зимы, бесконечные пасмурные дни в ожидании весеннего солнышка стали неотъемлемой частью столичной жизни. Нам все время не хватает тепла и света- может, поэтому мы так любим канделябры, свечи и уютные камины, но эти атрибуты старинного быта не всегда уместны в современной городской квартире.

Работая над проектом нового интерьера, архитектор Николай Чернышев и декоратор Юлия Патрикова придумали иной, необычный и очень эффектный способ разрешения этой проблемы. Дружеские отношения с хозяевами и атмосфера взаимного доверия способствовали свободному творческому поиску.

Супруги Татьяна и Александр много времени проводят в разъездах, особенно по Прибалтике, а для проживания в Москве приобрели квартиру в жилом комплексе "Покровский берег"- тихое живописное место рядом с Химкинским водохранилищем, неподалеку находится старинный парк. Никаких жестких требований хозяева архитекторам не предъявляли, пожелания были минимальны: им хотелось иметь светлое и уютное жилье европейского типа с отделкой натуральными экологичными материалами.

Небольшую по московским меркам площадь распланировали так, чтобы владельцам здесь было комфортно. Квартира разделена широким холлом на две части: прихожая с совмещенным санузлом, из которой можно попасть в изолированную хозяйскую спальню, и гостиная, объединенная с кухней. Все окна и лоджия выходят на солнечную южную сторону, под окнами- уютный двор и парк. Недостатка в дневном свете в помещениях практически не бывает. Ктому же авторы проекта не только извлекли из такого расположения максимальную выгоду, но и совершенно неожиданным образом решили задачу дополнительного освещения: отказавшись от традиционного точечного света, они укрепили на стенах уникальные световые панно из полупрозрачного стекла, превратив поверхности в монохромные светящиеся витражи. Днем солнце играет легкими бликами, отражаясь в стеклах плафонов, а по вечерам интерьер преображается в рассеянном свете сияющих стен. Квадратные ячейки в гипсокартонной конструкции закрыты матовым стеклом.

Светящиеся панно встречают вошедшего в квартиру в прихожей, а затем и в коридоре: по обе его стороны под потолком протянулись две "световые дорожки". Кажется, что отблески их света играют на поверхностях стен и дверей- в их отделке использован почти абстрактный рисунок, мерцающий перламутрово-серебристым цветом. Далее светящиеся панно переходят на стены гостиной (в узкой перегородке, отделяющей рабочую зону кухни от гостиной, подсветки нет, и панно играют роль обычного витража, который пропускает свет). Взоне мягкого уголка обе стены от спинки дивана до потолка превращаются в "световые завесы", разделенные узкими стеллажами с открытыми полками.

Светящиеся стены

Светлая жизнь
Стены гостиной оформлены наиболее оригинально. Вдоль них установили гипсокартонную конструкцию, состоящую из прямоугольных ячеек (5045см); внутрь их вмонтировали кольцевые люминесцентные лампы, световой спектр которых близок к естественному. Ячейки закрыли панелями из прочного стекла, оклеенного специальной полупрозрачной пленкой, чтобы свет не бил в глаза, а мягко рассеивался в пространстве. Детали крепления по углам каждой панели участвуют в общем ритме и не снижают цельность образа. Такие же панно смонтировали вдоль стен холла и прихожей. Это рождает неповторимую атмосферу: нежный белый свет наполняет всю квартиру. Система допускает разнообразные варианты включения: от камерной подсветки отдельных уголков до полносветного режима. Примечательно, что даже при дневном свете включенные панно не вносят диссонанс: шторы на окнах смягчают потоки света, объединяя все его источники в гармоничное целое.

Во всей квартире нет ни одной традиционной люстры. Единственный потолочный светильник расположен над обеденным столом между кухней и гостиной. Это плоская модульная конструкция из многослойного прозрачного стекла, идеально гармонирующая со световыми панно на стенах. Столь оригинальный прием освещения в сочетании с продуманной планировкой рождает удивительный пространственный эффект: глухие стены визуально теряют свою материальность, "растворяясь" в рассеянных потоках света; это делает интерьер не- обыкновенно воздушным.

Обычно при использовании искусственного освещения в обстановке применяют эффект контрастных сочетаний света и активного цвета. Здесь же картина получилась принципиально иной: тонкое созвучие неброских разбеленных цветов отделки (от сливочно-розоватого с перламутровым отливом в коридоре до нежно-зеленого на стенах гостиной-столовой-кухни) и мягкого рассеянного света создает впечатление органического единства всех зон, одинаково располагающих к спокойному отдыху, неторопливому ритму общения и вдумчивой размеренной беседе.

Тонкий расчет

Светлая жизнь
Современные возможности интерьерного освещения кажутся практически неограниченными. Но все многообразие потолочных светильников сегодня можно свести к двум основным группам: встроенные и подвесные. Задача первых- обеспечивать ровное освещение и выглядеть как можно более неприметно, вторые же, напротив, сулят удивительные театральные эффекты и способны преображать характер интерьера до неузнаваемости. Вданном случае авторы проекта совместно с латышскими дизайнерами соорудили под потолком обеденной зоны систему верхнего освещения, соединяющую, казалось бы, несоединимые свойства тех и других. Плафон включает три стеклянных слоя (толщина каждого- 10мм). Они зафиксированы на потолке с помощью надежных металлических креплений. Вотличие от настенных панно стекла прозрачные- светильники находятся в отдалении от человеческих глаз, и нет необходимости предельно смягчать направленные потоки света. Между стеклами- кольцевые люминесцентные лампы (наружный диаметр- 307мм).

Поскольку хозяева- современные, очень мобильные деловые люди, в обилии мебели они не видели смысла. Все вещи, необходимые им для использования в быту, а также одежда хранятся в встроенном шкафу холла, а также в гардеробной (она же хозяйственная). Дверца шкафа-купе служит зеркалом. За распашной дверью напротив находится комната, бо/льшую часть которой занимают полки и вешалка для верхней одежды; в углу установлена стиральная машина.

Запоминающийся и необычный образ этой квартиры удалось создать и благодаря тому, что почти вся мебель- авторская. Исключение составляют обеденный стол со стульями, тумба в спальне и кухонный комплект bulthaup (Германия)- на приобретении именно этой марки настаивала хозяйка (в ее прежней квартире была кухня bulthaup, и она сочла ее оптимальной). Выбранная модель точно соответствует общей эстетике квартиры: белые фасады, укрупненные пропорции "клетки" кухонных шкафов рядом с окном (за ними скрыты холодильник, полки с сыпучими продуктами и посуда), удлиненные выдвижные ящики, отделка матовым алюминиевым профилем рабочей поверхности и цоколя, фурнитура из того же материала делают рабочий уголок внешне нейтральным, но гармонирующим с другими помещениями.

Остальную же мебель изготовили специалисты московской столярной мастерской Михаил Языков и Константин Чикин по чертежам архитектора Николая Чернышева. Стеллажи для книг, настенные деревянные панели, навесные полки, шкафчики и тумба для аппаратуры в гостиной сделаны из MDF, отделанных шпоном. Благородным паркетом из выбеленного дуба выложены полы во всей квартире, кроме самой влажной зоны- ванной комнаты.

Этот интерьер полностью соответствует требованиям столь популярного сегодня в Европе экологического стиля, главные черты которого- использование натуральных природных материалов, отсутствие ярких цветовых сочетаний и минимум мебели. Иконечно, совершенно особую домашнюю атмосферу создают вещи ручной работы, не только приятные глазу, но и радующие при прикосновении к ним. Все шторы и покрывала выткали латышские мастерицы с соблюдением нюансов старинных ткацких технологий. Вжаркие летние дни тонкие льняные полотна как будто наполняют комнаты прохладой, а морозными вечерами согревают теплотой человеческих рук, трудившихся над их созданием. Мягкие, тонкие и пластичные драпировки штор смягчают строгость линий и удивительно тонко гармонируют с нежным свечением настенных панно.

Драгоценное полотно

Светлая жизнь
Важную роль в интерьере этой квартиры играют текстильные изделия из льна ручной работы. Все шторы и покрывала ткали и расшивали вручную мастерицы из Латвии, работающие под руководством известного латышского дизайнера по тканям Лаймы Каугуре. По эскизам, разработанным Лаймой, создают уникальные рукотворные вещи. За каждым сантиметром полотна стоит многочасовая кропотливая работа за настоящим ткацким станком- в мастерской Studija Naturals строго соблюдают все тонкости старинной домотканой технологии. Вэто трудно поверить, ведь на вид шторы и покрывало очень просты, но, как говорится, это та простота, которая дорогого стоит. При близком "знакомстве" каждый предмет буквально завораживает интересной фактурой, бархатистостью неоднородной поверхности, согревающей ладонь.

Одним словом, хозяева с легкостью согласились на творческий эксперимент- и не пожалели. Благодаря высокому профессионализму архитекторов и тонкому чутью декоратора пустая бетонная коробка (именно так выглядело жилище, когда владельцы увидели его впервые) превратилась в удивительную, полную света и воздуха квартиру, где можно с комфортом расслабиться после напряженного рабочего дня и прекрасно провести время, пригласив гостей. Здесь нет ничего утомляющего взгляд- во всем соблюдена благородная умеренность: высветленная пастельная цветовая гамма, приближенная к естественным оттенкам северного неба, сухого и мокрого песка, листьев ивы; простые ортогональные линии, смягченные "теплыми" природными материалами. Несмотря на скромные масштабы помещений, взгляд нигде не натыкается на препятствия: прямые линии уводят его в глубину, где затем он соскальзывает в рассеянный свет или игру света и тени. Ну а на случай, если захочется особых впечатлений, в светорежиссуре предусмотрен не один эффектный сценарий интерьерного освещения- его можно менять в зависимости от настроения и функциональной необходимости: сделать светящимися все стены или же подсветить лишь отдельные уголки и предметы. Причем освещение каждой комнаты оригинально. Например, в спальне источником мягкой подсветки служит сделанный по авторским чертежам светильник: длинный прямоугольник матового зеленоватого стекла расположен под потолком, под углом к стене, у которой установлена тумба. Оригинально решено освещение в кухне: вдоль фасадов под потолком буквой L проходит карниз, в который вмонтированы попарно небольшие, но мощные светильники. Ниже, вдоль стены между трубой вытяжки и кухонным шкафом, расположен еще один светильник из матового стекла на металлическом каркасе: он воспринимается как светящаяся полоса в тон основному освещению в квартире. Примечательно, что пустое пространство, намеренно оставленное над рабочей поверхностью в углу и тонко выделенное светом, позволило создать впечатление объема и простора в этой очень скромной по размерам зоне. Даже "солидные" пропорции мебели ничуть не нарушили здесь общее ощущение "легкого дыхания". Впротивоположном углу, в гостиной, с этим композиционным решением перекликается расположение мебели из беленого дуба: в частности, между навесными шкафами также оставлено пустое место. На первый взгляд это несущественно, но именно такое внимание к деталям позволило создать самодостаточное и гармоничное пространство. Вэтом интерьере столько положительной энергии, что плохому настроению и дурному самочувствию здесь просто не найдется места.

Планировку этой квартиры нам пришлось разрабатывать буквально с чистого листа, так как ничего, кроме технических узлов и несущих стен, в ней не было. Поскольку мы не стали переносить служебные зоны и затрагивать несущие стены, особых трудностей с согласованием у нас не возникло.

Главной удачей этого проекта мы, конечно, считаем световые панно на стенах гостиной: они делают интерьер необычным, особенно по вечерам, а гостиная освещена дополнительно в любое время суток. Мы уверены, что в доме очень многое зависит от освещения. Здесь нам удалось поработать со светом от души, так как любой предмет в обстановке можно осветить по-разному. На потолке и стенах- светильники с разными циклами включения: простой интерьер и многовариантное освещение.

Так сложилось, что практически все объекты мы заполняем изготовленной по индивидуальному заказу мебелью. Сроки работы над объектами это не удлиняет, ведь производство осуществляется в Москве. Зато в такой ситуации легче декоратору: его идеи находят более точное воплощение, и все образцы и эскизы- всегда под рукой. Стиль при этом не имеет значения- мне одинаково интересно работать как с минималистичными, так и со сложными интерьерами.

Декоратор Юлия Патрикова

Редакция благодарит мебельный бутик Grange за предоставленные для съемки аксессуары.

Текст: Анна Малахова

Фото: Виталий Нефедов



Комментарии (0)