Мансарда художников

Квартира в доме исторической застройки площадью 70 м2. Из заброшенного чердака получилась уютная студия для супругов-художников

Мансарда художниковСтены гостиной украшают картины: слева от входа в кабинет и над диваном- живопись Р.Катилюте, справа от двери - графическая работа «Дон Кихот» (автор- В.Валюс), на перегородке- цветная литография Т. Валюса, пастель А. Петрулиса, офорт Р. Калежинскаса Мансарда художниковНа стенах в зоне столовой- композиция из старинных гвоздей Лайсвиде Шальчюте, графика Ay-O (Япония), народная скульптура XIXв. (распятие в нише) Мансарда художниковСтоловую группу составляет антикварная литовская мебель из дуба начала прошлого века. Cтаринные стол и стулья тщательно отреставрировали Мансарда художниковУникальная кукла на комоде в кабинете, соединяющая образную выразительность и тончайший веризм, создана художницей из Каунаса Юрате Казакевичуте. Тело на проволочном каркасе способно принимать любую позу, трикотажная "оболочка", связанная вручную и набитая флизелином, кажется теплой, как живая кожа. Даже направление взгляда способно меняться: глаза из папье-маше можно повернуть в любую сторону Мансарда художниковПростенок между окнами кабинета украшают факсимильный оттиск "Меланхолии" А.Дюрера и картина «Мученик Христос» (Перу)

Мансарда художников
Мансарда художниковДеревянные детали (рамы стеклопакетов, балки) придают дому теплоту. Над фисгармонией- живопись мэтров: Гудайтиса, Петрулиса, Кисараускаса, Стасюлявичуса Мансарда художниковПрежний камин отреставрировать было невозможно. Новый камин построили, использовав французскую топку, а все старинные керамические детали скопиро-вали со старого и заказали фирме Dvacioniu Keramika. Детали короны, венчавшей бывший камин, прикрепили над окном столовой Мансарда художниковНа стенах возле лестницы в мансарде- работы японских, китайских и индийских авторов. Кполочке рядом со шкафом подвешен "лист" из войлока с отпечатком фотографии- работа Дианы, подаренная Саулюсу Мансарда художниковИз окон мансарды видны крыши старинных домов и церкви на холме. На поверхности широкого рабочего стола Саулюса- эскизы, фотографии, живописные миниатюры - словно вехи размышлений художника о связи исторической среды и современной жизни, жизни и искусства Мансарда художниковРабочая зона кухни напоминает живописное полотно: на узких полочках- множество пузырьков, баночек, бутылок из цветного стекла, часть из них антикварные, часть- современные. «Фартуки» из стекла помогли сохранить воздушность даже в этом маленьком уголке интерьера

Сочетание исторического и культурного контекстов, умение вдохнуть новую жизнь в предметы старины, выявить красоту детали, соединить произведения искусства с обыденной функциональностью- сегодня эти особенности становятся желанными почти в каждом частном интерьере. Художники, о квартире которых мы собираемся рассказать, сумели создать в своем жилище среду, где ярко представлены все перечисленные достоинства.

Художники- люди творческие, необычные, способные удивлять нас нестандартным видением окружающего мира и привычных вещей. Вэтом можно убедиться, побывав в квартире Дианы и Саулюса, известных литовских художников и дизайнеров. Оба супруга- активные участники региональных и международных выставок, много времени проводят вне дома, далеко за пределами своей страны. Поэтому собственное гнездо, по их мнению, должно было воплощать самые сокровенные мечты о родном доме- уютном, живом, близком и дорогом сердцу в любых мелочах. Внего хочется вернуться, как в надежную гавань, подпитаться энергией, пообщаться с друзьями и восстановить силы для новых свершений и странствий.

По спирали

Мансарда художников
В мансарду ведет спиральная лестница на металлическом каркасе. Она вписывается в цилиндр диаметром 1,9м. Чтобы конструкция сохранила свою "прозрачность", подступенки делать не стали. Зато пропорции ступеней из клена очень удобные: длина- 55см, ширина- 25см, высота- около 20см. Тонкие перила не мешают рассматривать многочисленные графические работы и интерьер. От гостиной лестницу частично отделяет перегородка шириной 1м. Со стороны зоны отдыха в ней устроены полки для книг, в торце- дверца для хранения каминных аксессуаров и дров.

Дизайнеры выбрали квартиру в знаменитом районе старого Вильнюса- Ужуписе. Он полюбился представителям богемы- архитекторам, музыкантам, художникам. Ужупис расположен на холме, дома здесь невысокие- как правило, не более четырех этажей, причем с верхних открывается захватывающая панорама города и окрестностей, а мощеные улочки хранят ауру прошлых веков... Такая атмосфера наводит на размышления о соединении временного и культурного контекстов. Эта тема- одна из основных в творчестве Дианы и Саулюса. Квартира стала своего рода трехмерным ее прочтением, разыгранным шутя и всерьез, с вниманием к обыденным деталям и приметам вечности, притаившимся за привычной канвой.

Ремонт делали не спеша, обстоятельно. Бывшая коммуналка, расположенная на верхнем этаже трехэтажного кирпичного дома, состояла из нескольких тесных комнаток и длинного коридора. Интерьеры являли собой зрелище удручающей разрухи: ветхие стены, кухня без окна, крошечный туалет, отсутствие ванной комнаты, камин, почти превратившийся в руины, старые паркетные полы, прикрытые изношенным линолеумом... Но художников это не смутило. "Доверить создание собственного жилого пространства другим специалистам мы не хотели, а потому занялись всем сами. Нам было интересно решать конструктивные задачи, подстраивать под свои запросы функциональные возможности помещений. Новая квартира стала для нас своеобразной провокацией, испытанием, проверкой наших творческих дизайнерских способностей",- рассказывает Диана.

Следы времени

Мансарда художников
В студии специально оставили открытой старинную кладку: "бровки" над окнами и нишу в кухне. Впоследней Диана создала воздушную композицию из расписанных пасхальных яиц, закрепленных на тонких нитях и спицах: траченные временем кирпичи и традиционные рукотворные атрибуты праздника- волнующий символ хрупкости бытия. Над обеденным столом- абажур, также изготовленный хозяйкой: на металлический каркас натянуты катушечные нити с наклеенными кругами из текстурной бумаги. Их вырывали руками, поэтому края немного неровные и мягкие, точно слепленные из снега.

Ремонт пришлось проводить по полной программе: вначале снесли все ветхие перегородки, сделали новую стяжку (с учетом будущего паркетного пола), возвели перегородку из кирпича между нынешним студийным пространством и кабинетом, перенесли кухню к окну, а на ее месте устроили ванную комнату, укрепили потолочные перекрытия. Осмотрев заброшенный чердак в мансарде, обнаружили, что его можно переоборудовать под жилое помещение. Старый потолок сняли, и под односкатной крышей оказалось вполне достаточно места, чтобы организовать в мансарде студию: высота составляет 3,5м в самой высокой точке и примерно 2,4м- в рабочей зоне. Деревянные перекрытия между бывшим чердаком и основным этажом квартиры пришлось заменить железобетонными плитами (для этого были выполнены инженерные расчеты).

Теперь на первом этаже квартиры находятся студийное пространство (прихожая, кухня, гостиная-столовая) и кабинет. Последний также многофункционален: под окном- рабочий стол, у стены- высокий стеллаж с книгами, а в глубине комнаты- широкая антресоль-спальня с гардеробной под ней.

Кабинет-спальня

Мансарда художников
Поскольку хозяевам очень не хотелось уменьшать студийное пространство за счет отдельной спальни, последнюю они решили разместить в кабинете. Для этого в нем выстроили антресоль размером 2,82,5м. Металлические опоры, на которых покоится конструкция, скрывает обшивка. Пол, лестница и книжные стеллажи изготовлены из ясеня по чертежам дизайнеров. Визголовье устроен стеллаж с полками для книг и ящиками для хранения белья. Свнешней стороны спальное место защищено низким (25см) ограждением из досок. Высота пространства "мини-спальни" - 1,4м; гардеробной под ней- около 2м. Чтобы кабинет не выглядел тесным, дверь на металлическом каркасе, ведущую в гардеробную, сделали зеркальной. Рядом на стене- акварель друга семьи, шведского художника Бьерна Бредстрема «Лес». Возле окна по всей ширине простенка расположен вместительный книжный стеллаж от пола до потолка, выполненный также по чертежам хозяев на заказ.

Из скромной прихожей можно пройти в студию или подняться по винтовой лестнице на второй этаж; здесь же- дверь, ведущая в ванную. Мансарда служит и рабочей комнатой художников (у каждого из них имеются большой стол и кресло), и местом отдыха с уютными диванами, книжными стеллажами, старинной фисгармонией. За лестницей- вход в небольшой санузел, расположенный как раз над ванной.

Мансарда художниковПлан до ремонта Мансарда художниковПлан после ремонта мансарды Мансарда художниковПлан после ремонта основного этажа

Что же является главным достоинством этого интерьера? Прежде всего- атмосфера, в которой антикварная мебель, фрагменты прежней среды "врастают" в современный быт и соседствуют с художественными произведениями. Примечательно, что супруги не захотели устраивать отдельную спальню: зона сна совмещена с рабочим пространством, поскольку для них творчество- часть жизненного процесса. Столь же сложно провести грань между зонами отдыха и работы в мансарде: повсюду книги- на полках, стеллажах; предметы искусства окружают и широкие столы под окнами, из которых открывается прекрасная панорама города, и диваны, и стены рядом с лестницей. Даже сама лестница- вполне функциональный элемент- служит площадкой для творческой игры. Так, металлические подступенки в прихожей пестрят текстами: хозяева каждый день выкладывают пожелания, белые стихи, шутливые замечания, используя буквы с магнитными вставками.

Декорация и функция

Мансарда художников
Скат крыши, под которой расположена мансарда, срезает под острым углом часть пространства от потолка до пола. Эту особенность учли при планировке. Под потолком вдоль всей комнаты расположили несущую металлическую балку, обшитую деревом. Ее поддержали декоративными поперечными балками и прикрепили к ним софитные светильники. Балки и сценарий освещения оптимально сочетаются с обстановкой, насыщенной раритетами. Это фисгармония Ernst Hinkel (Нидерланды, 1898г.), персидские антикварные ковры ручной работы, картины известных литовских художников, расписной сундук 1863г.

Все детали обстановки спланированы в расчете на оптимальную функциональность. Например, кухонный фронт составляют автономные напольные модули- при необходимости их можно поменять местами. Полочки с большинством кухонных аксессуаров расположены в "кармане" между холодильником и плитой- это удобно, к тому же их не видно из гостиной. Один из напольных шкафов снабжен колесиками- он выдвигается и превращается в дополнительный стол.

"Особенности каждого дома зависят прежде всего от живущих в нем людей. Без этого уникального живого импульса интерьер- всего лишь холодный архитектурный макет, даже если он выполнен очень профессионально,- считают Диана и Саулюс.- Мы создали свой уникальный мир в родном городе, в любимой стране- и для нас это гораздо больше, чем просто квартира».

Рассказывает автор проэкта

Несколько лет назад мы с Саулюсом решили, что хотим поселиться в старом городе. Аесли уж там жить, то так, чтобы наслаждаться этим каждый день. После долгих поисков мы выбрали оптимальную для нас квартиру в реконструированном старом доме. Наш дом построен из кирпича в 1890г.Он очень удачно расположен- до важнейших культурных центров и нашей мастерской можно дойти пешком. Мы подумали также, что если под жилье удастся приспособить мансарду, из ее окон откроется потрясающий вид на старый Вильнюс. Эту идею удалось осуществить.

Мы мечтали о светлой, функциональной, уютной и простой квартире без надуманных изысков. Постарались подобрать для обстановки низкую мебель, чтобы на стенах разместить дорогие нам произведения наших друзей, картины любимых художников, ставших теперь классиками, предметы искусства, привезенные из разных стран. Внашей квартире нет случайных вещей, мы не хотели подстраиваться под модные направления: то, что сегодня популярно, завтра уже никому не интересно. Но квартира- это не выставочный павильон, в ней все должно радовать глаз, быть родным и близким, вызывать приятные тактильные ощущения. Как художники мы работаем с самыми разными материалами и фактурами и знаем, как это важно для создания жизненной среды, поэтому материалы в нашей квартире в основном «живые»: дерево, шерсть, хлопок. Во время ремонта каждую проблему мы решали не спеша, по мере поступления. Мы не боялись отказываться от выбранных ходов, если возникала более удачная идея. Иногда работы приходилось приостанавливать, пока не будет найден наилучший вариант. Теперь мы знаем о своем жилище все до последнего кирпичика и менять пока ничего не собираемся, нас все устраивает.

Дизайнер Диана Радавичуте

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.