Людей посмотреть и себя показать

Помещение, в котором мы принимаем гостей: различные варианты оформления и планировки гостиных в современном жилище.

Людей посмотреть и себя показатьАвторы Е.Выговская, Е.Фарвазова Людей посмотреть и себя показатьВечный двигатель. Модный прием, игра с темой круга при такой энергичной эксплуатации сообщает всей квартире бешеный ритм. Рекомендуется для меломанов, находящихся в перманентном танце Людей посмотреть и себя показатьАрхитектор Ю.Долгополова
Компьютерная графика А.Сабликова Людей посмотреть и себя показатьСпокойствие, только спокойствие. При внешней простоте планировки гостиной остается только удивляться ее компактности и уравновешенности. Для любителей Конфуция и цветущей сакуры Людей посмотреть и себя показатьАрхитекторы В.Наумов, Е.Еропкина
Компьютерная графика Г.Блуднова Людей посмотреть и себя показатьAb ovo- "от яйца". Тема овала здесь "вставлена" как камень- кабошон в оправу. Гостиная удобна для активного отдыха веселых и энергичных людей Людей посмотреть и себя показатьАрхитекторы М.Усов, Я.Усов Людей посмотреть и себя показатьШестигранник. Некое подобие многоугольной ротонды. Гостиная, предельно замкнутая, но не тесная и не чопорная, располагает к просмотру исторических фильмов. Для любителей классицизма Людей посмотреть и себя показатьАрхитекторы Ю.Филатов, А.Стрелков Людей посмотреть и себя показатьДиагональ. Такой необычный ход солидно добавляет площади и задает приглашающее движение сразу от порога. Для любителей пожить широко и просторно (в пространственном смысле этого слова) Людей посмотреть и себя показатьАрхитектор О.Шляхтина Людей посмотреть и себя показатьДом для телевизора. Логически эта комната ориентирована на экран домашнего кинотеатра. Она очень удачна с акустической точки зрения. Рекомендуется для меломанов и синефилов Людей посмотреть и себя показатьАрхитектор М.Барашков
Фото А.Бабаева
Фантом. Этой гостиной как бы нет и вовсе. Это просто часть воздушного пространства, в котором группируется мебель, поразительно напоминающая садовую

Людей посмотреть и себя показать
Людей посмотреть и себя показать"Из тени в свет..." Перемещение по квартире наглядно продемонстри-ровано плавной линией. Один такт ритмичного движения по квартире отмечен диванной группой- и получилась гостиная. Для спортивных духом Людей посмотреть и себя показатьАрхитектор Е.Стрекалова
Фото В.Нефедова
Балкон почти примкнул к гостиной, став эркером. Оживляющие его растения придают тяжеловесной гостиной немного свежести и легкости

Квартиру смело можно уподобить чемодану, ибо всякой вещи в ней есть место. И носим мы ее всегда с собой, и помним, как звучит каждая комната. Шелестит прихожая, шепчет спальня, гремит кухня. А у гостиной- особый голос. Гулкий и объемный. Многоголосый. Потому как она всем комнатам комната. И именно вокруг нее, как вокруг солнца, крутится вся остальная квартира. Гостиная более, чем другие помещения, продукт не только формотворчества, но и декораторства. И более красноречиво и подробно, чем другие, говорит о вас вашим гостям.

«Все на свете интерьеры начинаются с пещеры»

Людей посмотреть и себя показатьАрхитекторы Н.Черняк, Г.Черняк
Фото Е.ЛучинаСправедливо подмеченный Валентином Берестовым факт происхождения интерьера хочется немного уточнить. Конкретизировать. Жилое пространство пещеры было универсальным и, по сути, состояло из одной общей комнаты (гостиной она стала называться намного позднее- какие уж тут гости, когда все поголовно родственники). Тут тебе и кухня, и столовая, и спальня. Укочевых племен до сих пор соблюдается этот принцип. Набор аксессуаров, изменяющих функциональное назначение мобильного жилища, хранится тут же- в сундуках, расставленных по периметру. Каксессуарам относятся тоненькие матрасики, ковры, кошмы, которые используются то как напольные покрытия, то как спальные места, то как перегородки. Там же хранится «парадная» посуда, одежда, обувь и прочие полезные вещи.

Оседлые народы с течением времени приобретали другие привычки, но что-то общее все равно оставалось. Древние греки были радушны, гостей принимали широко. Впрочем, любая встреча (даже деловая) сопровождалась обильным угощением и возлияниями. Пировали в перистиле (внутреннем дворике), в андроне (мужской части дома). Внутренний дворик в греческих жилищах, как правило, был квадратным или близкой к квадрату формы. Стены дома, выходящие во дворик, обычно белились или покрывались росписью. Пол отделывался роскошной мозаикой. Винтерколумниях (промежутках между колоннами) развешивали нарядные ткани (персидские или китайские). Столы были низкими и служили для размещения всевозможной снеди. Вокруг стола расставлялись ложа (клине), на которых и возлежали пирующие. Ложа покрывались яркими тканями, а под левую руку подкладывались туго набитые подушки. Для хозяина или почетного гостя существовало громоздкое сооружение- трон, который подчеркивал особое положение сидящего. Но трон был, скорее, ритуальным предметом меблировки. Приступая к торжественному принятию пищи, хозяин тоже перемещался на пиршественное ложе.

Римляне многое позаимствовали у греков, в том числе и планировку дома с перистильным двориком, который у них назывался атриумом. Вдоме богатого римлянина могло быть несколько атриумов. Уважающий себя состоятельный гражданин имел не только городской дом (домус), но и загородный (виллу). Жить за городом, хозяйствовать по своим законам было очень популярно. Прелести буколической жизни воспевались известными римскими авторами Вергилием и Варроном, которые не просто описывали картины быта, но и давали ценные рекомендации по найму рабов, графику их работы и организации сельскохозяйственных мероприятий с наибольшей эффективностью.

Дома римских патрициев отличались умопомрачительной роскошью. Вотделке стен и потолков использовались драгоценные и полудрагоценные камни, слоновая кость, золото и серебро. Привычку расписывать стены римляне переняли у греков, причем достигли большого мастерства в живописи, имитирующей пейзаж или архитектуру, что позволяло «раскрывать» жилища в иллюзорное пространство, что зрительно увеличивало объем.

Особенно изысканно украшались помещения для приема гостей. Здесь хозяин должен был показать себя в самом выгодном свете. Римляне пировали либо в атриуме, либо в триклинии. Летние триклинии сообщались с атриумом, а зимние- с таблинумом (кабинетом хозяина). Перистиль щедро украшался росписью, мозаикой, коврами. На постаментах располагались бюсты, статуи, гермы с портретами философов. Между колоннами стояли курильни для ароматических масел, канделябры, сосуды для кипячения воды (прообраз самовара). Ватриуме находились также мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей. Все металлическое начищалось до ослепительного блеска. На пол стелились драгоценные ковры. Огромные и тяжелые римские столы были, в отличие от греческих, богато украшены резьбой. Они опирались либо на четыре ноги в виде звериных лап, либо на одну, имитирующую колонну,- по центру. Пировали римляне также полулежа. Вокруг стола устанавливались ложа- по одному на три человека.

Рим был разрушен варварами, которые, помимо деструктивной деятельности, волей-неволей осуществляли еще и познавательную. Быт раннеевропейских цивилизаций являл собою причудливую смесь кочевых традиций и тяготения к оседлой роскоши. Свежеиспеченные феодалы путешествовали с огромными обозами. Втелегах везли мебель и утварь, драпировки и парадную посуду, чтобы на новом месте расставить все по подходящим местам и как можно скорее обрести боеспособность. Поэтому ценились вещи прочные, массивные, без излишнего украшательства. Самый большой зал в замке становился гостиной, спальней, ристалищем. Нехитрое зонирование производилось с помощью пологов, тканых или вышитых знамен и штандартов. Во время, свободное от пиров и боевых учений, зал превращался в приемную. Феодал восседал на троне. По периметру зала стояли лавки, как правило каменные, покрытые плотной тканью или тонкими матрасиками. Вслучае торжества, сопровождавшегося обильным приемом пищи и возлияниями, вносился стол длиной не менее пяти метров. Гости садились вокруг на скамьи и вели себя довольно непринужденно (согласно табели о рангах и уровню торжества). Стол покрывался только в особо торжественных случаях, а в остальное время посуда и снедь расставлялись на открытой столешнице. После пира стол чистили специальными скребками.

В меблировке зала того времени также присутствовали некоторые подобия шкафов для доспехов и подставок для оружия, ибо пир в любой момент мог смениться жестокой битвой. Стены завешивались вердюрами (гобеленами), расписывались под драпировки, украшались разнообразными охотничьими трофеями или благополучно все это сочетали. Пол на нижних этажах отделывался каменными плитами, а на верхних был дощатым. ВXV в. он уже застилался коврами.

Готическая эпоха показывает нам, что отношение человека к жилью колоссально изменилось. Он стал оседлым, исчезла поспешность в передвижениях и меблировке. Парадные залы начали обставляться более изысканно с богатым и осмысленным употреблением геральдических знаков. Стены часто отделывались деревянными панелями, камин украшался резьбой по камню. Меблировка обогатилась рядом любопытных предметов, таких как скамья-ларь (прообраз дивана), буфет, креденец, дрессуар. В буфет ставилась парадная посуда. Его полочки иногда обтягивались тканью, что создавало дополнительный декоративный эффект. Вкреденце хранились напитки и посуда. Дрессуар представлял собой открытую подставку на высоких ножках для тарелок. Да и трапеза из «стихийного бедствия» превратилась в ритуал с соответствующим этикетом и ритмом.

На Руси пространство для приема гостей претерпевало сходные метаморфозы. Но в том же XV в., например, для деловых бесед и для пиршеств предназначались разные помещения. Встоловой комнате трапезничали, в приемном покое вели переговоры. Гости рассаживались на скамьи. Вкрасном углу, в "печуре" (стенной нише), стояла дорогая посуда. Над столом висел слюдяной фонарь. На стенах- яркие росписи. Понизу, по периметру, комнату обычно опоясывал расписной фриз, имитирующий драпировки.

Гостиная во времени менялась мало. Все та же периметральная меблировка со стульями и витринами с посудой. Все тот же стол (чаще всего раскладной). Со временем в этом помещении прочно обосновались хрупкий и женственный диван на тонких ножках, ломберный столик, небольшое бюро. Два-три кресла группировались около камина и создавали прекрасное местечко для неспешного раскуривания трубок и размеренных бесед, сопровождаемых бокалами коньяка. Устен вокруг небольших столиков с десертом или рукоделием дамы делились последними сплетнями. Группки гостей плавно перемещались по комнате, соединяясь и расходясь, оставляя центральную часть для коммуникации. На стенах прочно и надежно обосновались картины или гобелены. Пополнение коллекции иногда служило поводом к тому, чтобы собрать общество. Вобщем, почти все то же самое, что и в древние времена.

Комната для хозяина и гостя

Мы не случайно так задержались в историческом экскурсе. Многословные описания были приведены для того, чтобы вы не испытывали робости перед этой гулкой комнатой. Она, прежде всего, должна отражать вас, время, в котором вы живете, и вашу потребность в общении как с домочадцами, так и с внешним миром. Напомним, что гостиная, как бы то ни было, в первую очередь предназначена для отдыха. Поэтому все в ней должно к нему располагать.

Начните с пола. Он должен быть прочным, немарким, удобным в уборке. Лучше всего, если он будет деревянным. Мягкий ковер приятен для ног и сможет стать сочным цветовым пятном. Выбор высоты ворса- вопрос сугубо индивидуальный. Если ковер покрывает "диванную" часть гостиной, уместен высокий ворс. На нем так удобно лежать или полулежать, глядя на телеэкран. Невысокий ворс хорош для большого ковра, по которому активно передвигаются в дневное и вечернее время. Старайтесь избегать слишком ярких, режущих глаз расцветок- они утомляют. Кпримеру, викторианский стиль «обяжет» вас подыскать полосатые обои или ткань. Полосы могут быть контрастными. Но тогда нужно подумать и о соответствующей мебели.

Стены предпочтительны светлые. Конечно, это не догма. Впоисках нестандартных решений вы можете одну из них сделать темной, но при этом не забывайте, для чего вы так поступаете. Как правило, подобные смелые решения диктуются либо желанием устроить экспозицию живописи или графики, либо другим дизайнерским замыслом, который должен быть «подхвачен» расцветкой ковра или обивкой мягкой мебели. Именно стены гостиной чаще всего предназначаются для развески картин, ковров, охотничьих трофеев, сувенирных диковин, гобеленов, коллекций и массы других, иногда довольно неожиданных предметов.

Современные дизайнеры редко оставляют потолок в гостиной нейтральным. Обычно это многоуровневые сложные подвесные конструкции и каскады светильников; глянцевые, почти зеркальные натяжные полотна вызывающих расцветок и оттенков. Вслучае обращения к классицизму возникает обилие лепных карнизов и розеток, а при любви к этническому стилю потолок становится плетеным, бамбуковым или украшается фальшивыми потолочными балками. Подумайте, нужно ли вам все это. И запомните немудреное правило: более светлый по сравнению со стенами потолок воспринимается как более высокий и наоборот.

Мягкую мебель лучше выбирать "пятой точкой". Не худший из способов. Вбольшинстве мебельных магазинов вам не откажут в удовольствии посидеть на полюбившейся модели. О размере и цвете можно сказать одно- соизмеряйте. Громоздкий диван будет смешно смотреться в небольшой гостиной. Так же бессмысленно ставить там яркую и вычурную мягкую мебель- пусть она будет светлой, простой по форме и удобной. Яркое мебельное чудо хорошо «поселить» в большой комнате. Правда, оно «потребует» либо поддержки, либо контраста (но не полного антагонизма).

Мебель для обеденной зоны нужно выбирать, руководствуясь еще одним правилом: гостиная должна легко приводиться в порядок. И действительно, ничто так не раздражает, как трудно убираемый хлам. Особенно в самой репрезентативной комнате. Стол должен легко трансформироваться и так же легко очищаться от последствий трапез. И хорошо бы- трудно царапаться. Хотя иногда царапины добавляют шарма. Но это уже- к вопросу выбора стиля. Стулья должны ставиться в двух местах: у стола и где-нибудь еще (вдоль стен, в нише и т. п.). Буфеты, бары, витрины для посуды могут быть разными, их количество и размеры определяются размерами вашей гостиной и вашими потребностями.

Не забудьте об окнах, их убранство для гостиной немаловажно. Если окна не выходят в сад- элегантно задрапируйте их и прикройте тюлевой «вуалеткой» или жалюзи, сообразно выбранному стилю.

Прочее наполнение гостиной- дело тонкое. Не превращайте комнату в лавку старьевщика или же делайте это элегантно. Смело сочетайте разные цвета и фактуры дерева, не допуская лишь прямого столкновения теплых и холодных оттенков. Заказывая чехлы на мебель, не забудьте о запасе ткани на декоративные подушки. Экспериментируйте с мехом, войлоком, плюшем- эти материалы приятны на ощупь.

В гостиной хорошо смотрятся цветы. Если вы ничего не имеете против растительности, компонуйте их контрастно и решительно (предварительно изучив их совместимость и потребность в солнечном свете). Очень кстати придется аквариум- его можно использовать в качестве журнального столика, светильника, перегородки между обеденной и гостиной зонами. Аесли у вас будет камин, это сделает комнату истинной гостиной. Уочага вы будете сидеть, потягивать коньяк или херес и негромко говорить о чем-то приятном (см. историческую часть).

А стиль? Как показывают наблюдения, многие тяготеют к стилю, сочетающему в себе черты ампира, рококо, классицизма (в последнее время к ним, правда, примкнул минимализм с японским "акцентом" и "причесанным" high tech). Врезультате возникает ощущение, что находишься во дворце. Генетическая ли память тут виной или просто стремление "богато выглядеть"- судить трудно. Аостальные обходятся с этой комнатой вольно и весело, чтобы самим было хорошо и гостям не скучно.

Рекомендуем