Детство человечества

Этнический стиль в современном интерьере. Теория и практика.

Детство человечества Foto Gert Chesi.
Ферма на севере Ганы (народность сиригу) Детство человечества FOTObank/E.W.A. Цитаты стиля экзотик вполне уместны и в совсем чужом пространстве Детство человечестваСовременные плетеные светильники- PIERANTONIO BONACINA, Италия Детство человечества Foto Gert Chesi.
Специальный дом для обряда инициации (народность сомба), Африка Детство человечестваДеревянная маска, Африка Детство человечестваЛеКорбюзье: капелла в Роншане (1950-1954 гг.), Франция Детство человечества East news/Mondadory press.
"Трон вождя"- пластический перевод с африканского вполне однозначен Детство человечества East news/Mondadory press.
Фотографии зебры- органичная деталь дизайна интерьера в стиле экзотик Детство человечества FOTObank/Robert Harding Synd.
Эти стулья и стол словно изготовлены дикарями, никогда не видевшими европейскую мебель

На страницах журналов, посвященных дизайну, можно найти интерьеры самых разных направлений. Втом числе оформленные в модном нынче этническом стиле. Его отличают экзотические маски и фетиши, ткани с орнаментом, напоминающим петроглифы, мебель с обивкой под леопарда, калебасы на полках, шкуры зебр на полу и прочие диковинные вещи. Ивсе же что это за стиль? Почему он так популярен? И можно ли назвать его стилем в строгом смысле этого слова?

Совершив небольшой экскурс в историю искусств, вспомним, что полноценным стилем считается лишь тот, который широко проявлен в разных сферах жизни и во всех видах изобразительного и строительного искусства- живописи, скульптуре, архитектуре, в прикладном искусстве, изготовлении предметов интерьера, дизайне одежды. Такими большими стилями стали, как известно, античная классика, романский стиль, готика, барокко, классицизм, модерн и т.д. Развивались они постепенно, более-менее последовательно сменяя друг друга. На протяжении долгого времени трансформировались вкусы, а с ними архитектурные и художественные формы. Врезультате возникла потребность в более мелких стилевых категориях. Их принято называть направлениями. Предмет нашего сегодняшнего обсуждения тоже, скорее, стилевое направление, у которого пока нет даже устоявшегося названия. Его именуют примитивным, этническим, фолк, экзотик, колониальным. Но в любом случае классическими свойствами большого стиля это направление не наделено.

Для начала попробуем немного разобраться с названием. Скажем сразу: слово этнический подходит для него меньше всего. Ведь в каждом стиле так или иначе проявлены национальные черты, да и формируется почти любой из них внутри какого-нибудь этноса, или народа (например, китайский, японский, русский стили и т.п.). Понятие фольклорный (сокращенно фолк) часто путают с кантри (деревенский) либо употребляют эти слова как синонимы. Что ж, они и в самом деле стоят довольно близко. Слово примитивный позаимствовано у искусствоведов (см. "примитивное искусство") и по отношению к дизайну интерьеров имеет, скорее, негативную окраску (как, впрочем, и колониальный; его употребляют чаще других). Так или иначе, в нашем распоряжении осталось одно название: экзотик. Пожалуй, его мы и будем использовать далее.

Невольно напрашивается вопрос: стоит ли стилистическое направление обсуждения, если даже устоявшегося названия оно еще не имеет? Ответим так: было бы явление, а термин для него со временем подберется.

Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этот стиль одновременно заключает в себе нечто потаенное, дремлющее на дне души каждого. Так уставшее от перегрузок, информации и стрессов сознание стремиться к "настоящему"- ккорням, к истокам вне социальных и культурных реалий. Так зачарованно смотрим мы на костер в вечерних сумерках, уподобляясь своему древнему предку. Современные психологи называют это свойство человека атавизмом сознания- необъяснимой, вековой памятью крови. Мы помним себя тогда, когда еще не были людьми в теперешнем социальном смысле слова. Вероятно, всем этим можно объяснить успех направления экзотик. Между прочим, сегодня наблюдается уже второе пришествие стиля. Акогда же было первое?

Процесс массовой колонизации народов Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIXстолетия. Примерно тогда же из тропических стран было вывезено в Европу большое количество произведений народного искусства. Вто время они интересовали лишь этнографов и целыми партиями оседали на пыльных полках музеев. Европейское искусство развивалось своим путем: модерн упивался японскими гравюрами и китайским фарфором. Но увлечение их утонченностью постепенно ослабевало.

Изобразительное искусство начала XXвека стало полем больших экспериментов. Художники обратили свои взоры к самым основам искусства, заложенным подлинными "примитивами",- кфетишам каннибалов, к маскам дикарей. Впериод художественной революции, достигшей своей кульминации перед Первой мировой войной, увлечение африканской скульптурой объединило мастеров самых разных школ и направлений. Ритуальные негритянские маски продавались тогда в антикварных лавках по дешевке и вскоре заменили в мастерских слепки с Аполлона Бельведерского. Можно понять, что привлекало в них поколение, искавшее выхода из тупика западной традиции. Создания безвестных ремесленников обладали как раз теми качествами, которые растеряло на своем долгом пути западное искусство: мощной экспрессией, ясностью структуры, обнаженностью исполнительских приемов и обобщенной лаконичностью форм.

Неосознанный творческий акт стал главным принципом работы художников И.Гончаровой, М.Ларионова, К.Малевича, объединившихся в 1912году в сообщество «Ослиный хвост». Называвшие себя «интуитивистами» мастера кисти искали себя в себе, провозглашая ценность первобытного искусства.

спомним, что "примитивный" художник отнюдь не списывает с натуры реальное лицо, а выстраивает его из имеющегося набора элементов. По примеру Гогена и, возможно, Матисса к искусству примитивов обратился Пабло Пикассо. Нетрудно догадаться, что он из него вынес- метод конструирования формы из заданных элементов, который принципиально отличался от метода стилизации зрительных впечатлений. Целью художника становится не имитация внешности, а создание конструкции. Так, знаковые "Авиньонские девицы", в сущности, не что иное, как успешная попытка перевода "спервобытного на европейский". Сама же африканская пластика была перенесена на современный, изначально чуждый ей материал- холст, масло.

Тотальные поиски нового затронули не только живопись и скульптуру, но, естественно, и архитектуру. Как реакция на прагматический рационализм индустриального века, в 30-е годы возникает "органическая архитектура" американца Ф.Л.Райта, поставившего перед собой задачу развивать природный ландшафт. Вероятно, изучение первобытной стадии жизни человека и навело представителей "органической архитектуры" на мысль внести в интерьер природные элементы- скалы, глыбы, водопады.

В своей лекции, прочитанной в Сорбонне еще в 1924году, ЛеКорбюзье говорил: "Дом есть прямое порождение антропоцентризма. Иными словами, здесь все ведет обратно к человеку... Дом- раковина улитки. Поэтому нужно, чтобы он был сделан по нашей мерке". Вболее поздних записях, датируемых 1949годом, можно прочесть: "Хижина дикаря обладает всеми достоинствами типового сооружения. Она единственная для определенных условий. Палатка кочевника- тоже типовое сооружение". Оставаясь верным своему противоречивому таланту, мастер отказался от строго геометрических принципов, пропагандируемых им ранее, и в 1950-1953 годах построил капеллу Нотр-Дам в Роншане. Это первое сооружение, целиком отвечающее его новым представлениям о пластической форме, органичности ландшафта, материала и функции. Крыша, приподнятая над объемом здания, опирается лишь на несколько точек и кажется парящей в воздухе. Решение трех башен полностью соответствует концепции комплекса в целом. Знаменитая капелла в Роншане, больше похожая на доисторический мегалит, стала лучшим произведением ЛеКорбюзье.

Появившиеся в разных европейских и американских городах дома-скалы, дома-менгиры, построенные с использованием опорно-балочного принципа, открытого в период палеолита, основаны на природной, первобытной пластике. Неясно, можно ли считать экскурсы П.Пикассо, А.Модильяни, ЛеКорбюзье в первобытно-африканскую глубинку поисками твердой почвы. Однако рожденные в результате шедевры обогатили европейскую культуру, наметив перспективы на будущее и представив прошлое в принципиально новом ракурсе. Сделав множество витков по спирали развития, человечество вновь вернулось к своим истокам.

Пластика

Часто употребляя слово "пластика", мы не всегда задумываемся о его значении. Попробуем разобраться. Если разместить на одном столе африканскую маску, японскую нэцкэ, русскую матрешку и статуэтку, сделанную на немецком фарфоровом заводе, можно заметить, что рядом этим предметам не очень-то уютно. Они словно хотят разбежаться и существовать на определенном расстоянии друг от друга. Дело в том, что пространство внутри и вокруг них формируется по совершенно разным принципам, не всегда совместимым. Иафриканская маска, и матрешка сделаны из дерева. Но пружинистая, первобытная сила пластики первой разительно отличается от обтекаемой рыхлости второй.

Таким образом, можно сделать вывод, что пластика есть принцип формирования объема. Этот принцип действителен и для прикладного искусства, и для декора интерьера, и для архитектуры.

Сравним устремленную ввысь бестелесную готику, вязкий, текучий модерн и лаконичный, поблескивающий металлом high-tech. Основа различий все та же: формообразующий принцип- пластика. Plastikos по-гречески означает "годный к лепке", или к образованию формы. Аформа, в свою очередь, способна существовать только в пространстве. Понятие пластики применимо и к декору, правда, в этом случае оно может трактоваться как стилистическая целостность в одном объекте. Например, в рокайльном интерьере естественна прихотливая, игривая пластика лепного декора, совершенно неуместная в готике или минимализме.

Однако вернемся к нашему первобытно-африканскому стилю. Так уж сложилось, что именно на африканском континенте сохранился быт и уклад народов и народностей в первозданном состоянии. Имейте в виду, все или почти все, что вы сможете купить в отечественных антикварных магазинах и салонах-галереях этнического искусства,- это так называемые "крафты"- современные копии традиционных изделий народных мастеров. Да и среди оригиналов, взятых за основу, подлинных древностей немного,-как правило, им не более 150-200 лет. Тропический климат, сочетание жары и влажности, термиты не щадят ничего, в особенности дерева. Кроме того, изготовленные в ритуальных целях маски или фетиши после использования "поназначению» подлежали уничтожению, то есть попросту сжигались или топились. Немало настоящих произведений африканского и полинезийского народного искусства было уничтожено христианскими миссионерами. Как это ни парадоксально, лучше всего древние предметы сохранились в европейских музеях этнографии и частных коллекциях.

Африканская скульптура не исчерпывается одними масками, есть превосходная мелкая пластика- статуэтки людей и животных из дерева, меди, бронзы и слоновой кости. Современные африканские мастера, следуя за рынком, научились не только копировать старые образцы, но и создавать изумительные стилизации из драгоценного черного дерева. Напомним, что эту породу древесины можно распознать по весу: она заметно тяжелее остальных и тонет в воде, к тому же очень тверда и сложна в обработке.

Практикум

Использование направления экзотик в оформлении дома привлекательно своей экономичностью. Даже на небольшой площади городской квартиры можно создать стильный интерьер. Взависимости от вашего желания, образа жизни и финансовых возможностей, определите уровень внедрения стиля в ваше жилище. Полная реконструкция, скорее всего, будет недоступна. Невозможно полностью воссоздать глинобитную хижину африканского охотника. Вкачестве реальных средств остаются декорация и стилевой акцент. Иэто, поверьте, немало.

Пространство стиля экзотик имеет два варианта пластического развития. Влюбом случае в интерьер переводится живая природа, но в одном варианте ее приходится геометризировать в линейные контуры (живопись, графика на стенах), в другом- влекальные объемы, простые и ясные. Планировка предпочтительна свободная, обычно сориентированная вокруг центрального объема гостиной в "организованном беспорядке". Зонирование осуществляется при помощи многоуровневого пола, мобильных перегородок, плетеных ширм и занавесок. Отделка поверхностей может быть самой лаконичной- просто белые стены. Но лучше использовать какое-нибудь фактурное покрытие, имитирующее природный материал и напоминающее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол можно выложить керамической плиткой под камень или застелить циновками из сизаля. Кместу будут домашние ручьи и водопадики, стекающие по искусственным каменным глыбам. Как устроить такой оазис, наш журнал рассказывал в №1 за 2001 год.

В декоре используйте "этническую" керамику, максимально похожую на настоящую африканскую. Если таковой нет, можно применить известный и довольно легкий прием- обвить любой подходящий сосуд толстой веревкой из грубого натурального волокна. Количество экзотических масок и статуэток выбирайте по собственному вкусу, но не превращайте квартиру в музей. Очень активная по своей пластике африканская скульптура в большом количестве начинает действовать угнетающе. Не забывайте, ведь это предметы религиозного культа, и кто знает, какую астральную энергию они в себе таят. Художественные музеи предлагают сейчас достаточно широкий выбор современных копий музейных экспонатов, так что за палеолитической Венерой совсем необязательно отправляться в археологическую экспедицию.

Палитра в нашем случае очень сдержанная и ограничивается природными цветами. Это могут быть все оттенки охры (золотисто-коричневый, бледно-желтый, терракотовый) и умбры (зеленовато-коричневый, темно-коричневый, оливковый). Художники называют такие краски "землями", поскольку для их изготовления до сих пор используют различные породы глины, содержащие много природного пигмента. Вдревние времена глину просто растирали с салом, а в качестве черного красителя употребляли сажу. Сейчас лучше использовать водно-дисперсионные или акриловые краски.

Мебель уместна простых, лаконичных форм- никакой лакировки, краски и позолоты. Прекрасно будут смотреться плетеные предметы из ротанга или бамбука. Органично впишутся в интерьер и вещи из просто, даже грубо обработанного дерева, как бы потрескавшегося от времени.

Особая тема- освещение. Его лучше сделать неярким, создающим таинственное, сумеречное мерцание. Источники света должны быть невыявленными, закамуфлированными. Для абажуров можно использовать ткани с графическим «первобытным» орнаментом или «диких» расцветок, имитирующих шкуры животных.

Русско-дизайнерский разговорник

Балка (нем. Balken- брус)- опорный элемент, обычно горизонтальный, призматической формы, опирающийся на стойку- вертикальную опору. Балка может быть деревянной, каменной, железобетонной. Расположенные в ряд балки образуют балочное или плоское перекрытие. Опорами служат стены или стойки (столбы, колонны).

Бунгало (англ. bungalow)- палатка из кож, вид шатрового жилища, принятый у американских индейцев. Такие конструкции встречаются у аборигенов Африки, Азии, Океании. Стилизации под индейские хижины (легкие загородные постройки с открытой верандой) в современной американской архитектуре также называются бунгало. Понятие "бунгало" в современном значении еще в 50-е годы внес в архитектуру Ф.Л.Райт, определив его как часть «органической архитектуры».

«Органическая архитектура»- направление в архитектуре XXвека, распространившееся в США и Западной Европе в 30-50-е годы. Основная доктрина, разработанная Ф.Л.Райтом, утверждала, что здание- это подобие живого организма, развитие которого определяется потребностями людей и свойствами окружающей среды. Райт считал, что самое важное в жилом здании- расположение помещений, а не фасад. Если внутренняя планировка дома хороша и удобна, он наверняка будет красивым и снаружи. "О. а." выступала против сухого прагматизма, свойственного конструктивизму. Органичная связь здания со средой, внедрение постройки в пейзаж и пейзажа в постройку, внутри которой устраивались островки живой природы- скалы, камни, ручьи, водопады, деревья,- подтверждали основную идею непрерывности ландшафта вне и внутри здания.

Мегалит (гр. megas- большой, lithos- камень)- сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных каменных глыб. Различают три типа мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Появление мегалитических сооружений датируется концом неолита (20-23 тыс. лет дон.э.).

Дольмен (фр. dolmen от бретонского tol- стол, men- камень)- сложное мегалитическое сооружение в виде однокамерного помещения, составленного из двух или нескольких каменных вертикальных блоков, перекрытых горизонтальной плитой (вес покрывных плит- от40 до300т). Во многих случаях дольмены использовались для погребения. Распространены в Европе, Азии, Африке, преимущественно в приморских областях. Относятся к бронзовому, иногда к железному веку.

Кромлех (бретонский crom- круг, lech- камень)- мегалитическое сооружение культового назначения. Представляет собой круг или несколько концентрических кругов, составленных из огромных (высотой 6-7 м), вертикально стоящих глыб, иногда перекрытых каменными блоками. Такие объекты встречаются в разных районах Старого и Нового света. Наиболее известны кромлехи Англии (Стоунхендж) и Бретани (Карнак).

Менгиры- продолговатые камни, одиночные или образующие длинные аллеи (до нескольких километров). Высота камней- от1 до20м и более. Иногда покрыты рельефом. Больше всего распространены в Западной Европе. По-видимому, связаны с культом мертвых.

Петроглиф (гр. petros- камень, glyphe- резьба)- изображение, выбитое, процарапанное или высеченное на отдельных камнях, поверхности скал, стенах пещер.

Стоечно-балочная конструкция- основной принцип архитектуры. Сооружение состоит из балок, покоящихся на двух или нескольких вертикальных опорах-стойках. Балки образуют перекрытия- конструктивные части зданий, разделяющие помещения на этажи (сплоскими или сводчатыми потолками). Пример примитивной стоечно-балочной конструкции- дольмены.

Тектоника (гр. tektonike)- композиция, соотношение несущих и несомых частей, выраженное в пластических формах. Тектоника проявляется в пропорциях, ритме, взаиморасположении элементов.

«Традиционное искусство»- искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов и сохраняющее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т.д.). Его отличительные особенности: непрофессиональный и внеличный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно- культовым комплексом.

Фетиш- природный или специально изготовленный предмет, которому приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. Такими свойствами могут наделяться скалы, деревья, раковины и т.п., а также различные бытовые предметы, например горшки, калебасы, барабаны. Среди скульптурных изделий это чаще всего небольшие антропоморфные или зооморфные статуэтки. Фетиш может быть предназначен, например, для охраны поля и жилища.

Калебаса- сосуд, изготовляемый из выдолбленной и высушенной тыквы.

Рекомендуем