Витражи - "большие драгоценности"

Витражи - большие драгоценности"Студия Александра Феряева".
Монументальный паечный витраж из спеченного стекла в стиле модерн. Автор Александр Феряев Витражи - большие драгоценностиПолусферический абажур в технике "Тиффани". Автор Ольга Мельгунова Витражи - большие драгоценностиКлассический витраж с использованием цветного узорчатого и рельефного стекла. Студия "АЛЕКСАНДРИЯ"Витражи - большие драгоценностиВитраж "Рыбы". Автор Оксана ГорбуноваВитражи - большие драгоценностиЛюстра, выполненная в технике витража и ковки: витражи- Ольга Мельгунова, ковка- Александр Кряжов и Владимир КошелевВитражи - большие драгоценности"СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК".
Витражный портал в технике спекания. Автор Наталья МардарьВитражи - большие драгоценности Витражная дверь в технике "Тиффани". Автор Наталья Заботина ("СТУДИЯ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА")Витражи - большие драгоценностиОРОС.
Большой витражный портал в технике "Тиффани". Авторы Елена Нечипоренко и Андрей УсоловВитражи - большие драгоценности"СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК".
Таким панорамным витражным пейзажем оформила эркер ванной комнаты Нина НиколенкоВитражи - большие драгоценностиВитражные потолочные плафоны с изображением облаков и деревьев. Автор Наталья ЗаботинаВитражи - большие драгоценности"Студия Александра Феряева".
Витраж с изображением сказочного дерева. Автор Александр ФеряевВитражи - большие драгоценности "СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК".
Витраж для лаконичного минималистского интерьера. Автор Наталья Мардарь Витражи - большие драгоценности"Студия Александра Феряева".
Нарядные вставки в предметы мебели. Орнамент придуман и исполнен Натальей ЗаботинойВитражи - большие драгоценности"СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК".
Цветная серия маленьких декоративных спеченных витражей Натальи МардарьВитражи - большие драгоценностиВитраж будто отлит из жидкого хрусталя. Марина ДевяткинаВитражи - большие драгоценности "СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК".
Витраж Нины Николенко похож на цветной миражВитражи - большие драгоценности "ЭЛИТА-СЕРВИС".
"Бабочка" Марины ДевяткинойВитражи - большие драгоценности "ЭЛИТА-СЕРВИС".
Орхидея из волнистого цветного стекла. Автор Марина ДевяткинаВитражи - большие драгоценностиНаталья Мардарь. "Японский" витражВитражи - большие драгоценности I TRE.
Каждый витражный квадрат занимает свое место в общей прозрачной композиции. Мебель, архитектурные формы и витражи создают единое целое

Я люблю цветные стекла окон...

Иван Бунин

В современном строительстве витражами называют большие поверхности остекления зданий. Иное дело- художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой),- картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.

Vitrum- стекло (лат.), vitre- оконное стекло (фр.), витреариус- средневековое название витражных дел мастера.

Заказывая витраж...

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Если вы очаровались гипнотической красотой витражей и вознамерились заказать их для своего дома, советуем узнать хотя бы некоторые подробности их изготовления. Эти сведения помогут вам почувствовать специфику творческого труда витражиста и к тому же узнать составляющие ценообразования. Авзаимопонимание между заказчиком и художником приблизит конечный успех всего предприятия.

Современные художники-витражисты, отечественные и зарубежные, создают произведения высокого художественного уровня во всех возможных техниках обработки стекла. Рынок витражей достаточно широк. Только в Москве можно найти более двадцати, в Санкт-Петербурге- около пятнадцати мастерских и фирм, предлагающих эту продукцию. Однако нужно учесть, что многие мастера, умело работающие в техниках витража, но при этом не являющиеся профессиональными художниками, создают лишь ремесленные изделия. Вэтом случае тот факт, что витраж должен состояться как произведение искусства, явно недооценивается. При сравнении высоких образцов витражного искусства (отечественных и иностранных, исторических и современных) с множеством вновь создаваемых "опусов" бросается в глаза художественное несовершенство последних. Как правило, обнаруживаются непрофессионально сделанный рисунок, примитивность цветового строя, плохая композиция, непродуманность связи изделия с интерьером, для которого оно предназначено. Все это объясняется отсутствием у мастера художественного образования, интуиции и таланта. Труд, технические навыки и немалые деньги, затраченные на создание такого, с позволения сказать, витража (при всем технически грамотном его исполнении) оказываются истраченными не просто зря, но и во вред красоте.

И напротив, витраж, выполненный на высоком художественном уровне, не стыдно передать правнукам. Бесценные витражи прошлого, дошедшие до наших дней, остаются не только предметом любования и восхищения, но и школой для современных талантов. Причем секреты, накопленные тем или иным мастером за всю творческую жизнь, вместе с теми, что он узнал от своего учителя, передаются лишь избранным ученикам, преемникам, детям.Заказывая витраж, обсуждая с художником его подробности, помните, что между эскизом, картоном и конечным результатом всегда есть существенное зрительное различие. Даже самый подробный и точный цветной эскиз лишь в самых общих чертах обозначает замысел произведения- сюжет, композицию, стилистику, масштабность, общий колорит, линейный рисунок контуров. Но передать итоговый эффект эскиз не может и не должен. Лишь автор-профессионал в силах предугадать впечатление, которое произведет завершенный витраж, смонтированный на предназначаемом для него месте. Поэтому правильнее всего будет, поняв общую идею произведения, в дальнейшем довериться видению, интуиции, таланту и опыту художника-витражиста.

Древность

Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке- им около 5,5тысячи лет. Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. Вэтих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. ВVIв. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. Вначале средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские и евангельские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам согласно изначальному эскизу, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража.
Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные многометровые окна. Изюминка конструкции- стрельчатая готическая арка. Если своды из прежних полуциркульных романских арок держались на массивных стенах с маленькими окошками, то стрельчатые арки опираются уже на новоизобретенный каркас- мощные контрфорсы и аркбутаны. Эти элементы выходят за пределы стен и похожи на изогнутые ноги гигантского насекомого. Стены же перестали нести конструктивную нагрузку, утончились, а потом и вовсе сделались стеклянными. Так и появились колоссальные окна просторных и очень высоких готических соборов (например, в Шартре и в соборе Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже). Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан. Французам полюбились и огромные круглые окна- разноцветные "розы", и высокие стрельчатые "ланцеты". Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе- спомощью серебра- вжелтый цвет.

Гутное, узорчатое, живописное, муранское...

Еще 10лет назад ассортимент стекла, применяемого для витражей, был на нашем рынке весьма узок. Асегодня художники уже используют огромное его разнообразие- прозрачное и цветное, листовое и фактурное, не говоря уж о способах обработки- термических, химических и механических. Хорошее цветное стекло для витражей (белое, желтое, зеленое, синее, голубое, красное, оранжевое, "болотное") выпускает отечественная фирма STAR GLASS (бывший Чернятинский стекольный завод). Существует также отечественное "прокатное" (узорчатое) стекло всех возможных оттенков (например, стекло от фирмы "МКС"), на которое нанесен рельеф, рассеивающий свет. На современном рынке представлено и фактурное цветное стекло производства Германии (SPECTRUM, BOHLE), США (ARMSTRONG), Бельгии, Чехии, Франции. Палитра этого материала огромна- около 250базовых цветов плюс оттенки, которые можно получить путем спекания разноцветных элементов или в процессе температурной обработки. Впродаже появилось и так называемое живописное стекло из Германии и США. Его фактура и цвет сочетаются настолько продуманно и артистично, что оно уже само по себе может служить объектом эстетического любования. Цветное стекло стоит до $400 (1м2).

Стекло одного и того же цвета воспринимается по-разному, в зависимости от того, плоское оно или рельефное, толстое (6-10мм), тонкое (2мм) или выполненное в виде огромных сплавленных кусков. Кстати, из массивных кусков тоже собирают эффектные витражи, скрепляя элементы мощным профилем. Эту технику особенно любят прибалтийские витражисты, в ней же работают и многие российские мастера, но каждый- совершенно по-своему. Ввитражах используют и дутое, так называемое гутное стекло. Внутри каждого его элемента содержится воздушный пузырь, преломляющий свет уж совсем по-особенному. Но главное- цвет витража непостоянен. Произведение "живет", меняется- переливаясь, зажигаясь, тускнея и искрясь, становясь то насыщеннее, то прозрачнее, в зависимости от характера, цвета и интенсивности освещения, времени суток, а также от ракурса или расстояния, на котором мы его видим.

В процессе обработки стекло ведет себя удивительно, а часто и непредсказуемо: то дарит неожиданный оттенок, то особенно переливчатую фактуру или эффектную форму. Но бывает, что уже готовое изделие по необъяснимым причинам вдруг покрывается за ночь сеткой трещин, матовым налетом, лопается или мутнеет...

Каждая технология (асреди них нет ни одной простой) имеет практически бесконечное количество важнейших нюансов. Так, цвет и форма кусочка стекла может измениться от малейших колебаний температуры или от лишних минут пребывания в печи. Или, скажем, только опытный витражист чувствует, с какой силой и плотностью нужно обжимать свинцовым профилем края стекол, чтобы в будущем витраж не растрескался. Илишь профессиональный художник, имеющий многолетний опыт работы именно в этой технике, может безукоризненно точно вырезать стеклорезом силуэты, не отклоняясь от линий подготовительного картона, и виртуозно обломить край криволинейного реза.

Так работают в фирме Марины Девяткиной и Николая Орехова "ЭЛИТА-СЕРВИС", фирме "МКС", "СТУДИИ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА", студии "СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК", в художественных витражных мастерских Елены Ярошенко и Татьяны Аданичкиной "СТЕКЛЯННЫЙ ДВОР", в "МАНУФАКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА", фирмах "СТЕКЛО И МИР", "СТЕКЛО И СТЕКЛОИЗДЕЛИЯ".

И еще важная деталь- витраж, сделанный непрофессионально, может по истечении довольно большого количества времени треснуть, уже будучи установленным на объекте. Так происходит у тех мастеров, которые не учитывают внутреннего напряжения в стекле. Оно-то и даст неминуемые трещины. Профессионалы используют для выявления участков опасного напряжения специальный прибор- стрессометр.

Расцвет

Самым пышным цветом витраж расцвел при трех французских королевах, правивших одна за другой с 1137 по 1252г. Это королева Элеонора, ее дочь королева Мари де Шампань и внучка Бланка Кастильская. Профессии витреариуса тогда еще не существовало, и первые огромные витражи создавали для своих королев дилетанты в этой области- французские ювелиры. Они и подбирали цветные стекла друг к другу, как привыкли подбирать камни в украшениях. Витражи этой поры- лучшие и непревзойденные до сих пор. Сияющие разноцветные стекла казались драгоценными камнями. Роскошные потоки густого, насыщенного красками света, смешиваясь, пронизывали воздух собора. Расходясь широкими веерами, синие, красные, золотистые лучи омывали стены. Этот эффект уже сам по себе погружал прихожан в атмосферу возвышенной таинственности. Часто изображения, сложенные из цветных стекол, дополнялись вставками из простого бесцветного стекла. Итогда обычный дневной свет, проникавший сквозь них в собор, воспринимался как мистический и духовно значимый. Аизображения походили на иллюстрации к манускриптам.

"Классика", "Тиффани", "латунь"

В сущности, для современных витражистов уже не существует принципиальной разницы между техникой классического витража и так называемой техникой "Тиффани". Ито и другое (вотличие от техник спекания, гравировки, травления)- наборный паечный витраж. Взависимости от эскиза применяют ту или иную разновидность наборного витража. Классический свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла. Для более детализированного рисунка, собираемого из маленьких цветных фрагментов, применяют технику "Тиффани". Вэтом случае (используя ленту из липкой медной фольги, которой обклеивают каждое стеклышко по периметру) получают возможность спаивать эти стеклянные пятна между собой по весьма прихотливо изогнутым линиям. Так и получается в витражах "Тиффани" красивый силуэтный рисунок внутреннего каркаса. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь для соединительного профиля применяют в тех случаях, когда линии витражного рисунка на эскизе- прямые или изогнуты по большим радиусам. Например, пользуясь этой технологией, художники мастерской Ольги Мельгуновой создают витражи как со свинцовой или медной, так и с латунной арматурой.

В практике работы сегодняшних витражистов все три техники представляют один и тот же процесс, состоящий из следующих этапов. После работы художника над маленьким эскизом будущего витража создают рисунок на картоне в натуральную величину. Здесь учитываются все размеры и цвета стекол. Скартона снимают кальку и делают шаблоны пятен. Прозрачные стекла нарезают, подкладывая кальку, а непрозрачные (темные или матовые)- по шаблонам. После проверки правильности всех соединений на световом столе торцы стекол оборачивают липкой лентой, медной или свинцовой. Затем витраж собирают на "кондукторе"- листе фанеры или ДСП. Его габариты равны размеру картона, края окаймлены рейкой в толщину стекла. На дно "кондуктора" кладут кальку, на ней раскладывают все кусочки стекла. Придвинув их максимально плотно друг к другу, начинают пропаивать швы. Вкачестве припоя используют специальные оловянные сплавы и флюсы. Пропаяв одну сторону, витраж осторожнейшим образом переворачивают и пропаивают вторично. Завершают работу обрамлением всего изделия более широкой медной, свинцовой или латунной лентой и ее облуживанием. Все линии пайки патинируют, отчего оловянный блеск припоя превращается в мерцание старой бронзы. Втаком виде витраж готов к монтажу.Стоимость изделий, выполненных в такой технике, высока (1м2- от $700 до $1000 и даже более). Вэтой технике работают, например, художники "СТУДИИ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА". Им по силам и сочетания нескольких техник (внекоторых витражах можно насчитать до четырех спеченных разноцветных слоев стекла), что требует знания особых секретов технологии. Силами студии создаются и объемные витражные светильники в технике спекания и даже строятся специальные печи для художников по стеклу.

В классической технике работает витражная мастерская "РВ" (Санкт-Петербург). Здесь реставрируют старые наборные и создают современные витражи. Немало изделий в классической технике выполнил Александр Шитов. Его монументальные произведения хорошо вписываются в просторные интерьеры больших архитектурных сооружений. Таковы витражи Воскресенского собора в Твери, офиса банка "Индустрия-сервис" в Москве, жилых домов в Сергиевом Посаде. Большая площадь витражей требует особенного умения точно предвидеть впечатление, которое будет производить то или иное произведение в интерьере. Как правило, большие витражи собирают из нескольких кассет. Площадь каждой обычно не превышает 2м2, а между ними проходит мощный (горизонтальный и вертикальный) несущий швеллер арматуры. Так работают и в студии художественного витража под руководством Александра Глазкова "АЛЕКСАНДРИЯ".

Закат

Позже в витражные изображения стали включать фрагменты, выполненные в технике росписи силикатными красками по стеклу. Это было началом увядания витражного искусства. После 1250г. изображения становятся более измельченными, снижается их художественный уровень. Витражи постепенно утрачивают свойственную их природе декоративную плоскостность, создается иллюзия объемности фигур.
В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но даже крупнейшие художники (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) понимали тогда витраж просто как живопись по стеклу. Впозднем Возрождении создавались лишь маленькие "кабинетные" витражи, причем многие были уже однотонными. Втехнике росписи по стеклу на них изображались геральдические, исторические сюжеты, портреты и куртуазные любовные сценки.
Художники европейского барокко, классицизма и рококо с презрением относились к витражу- "дикому", на их взгляд, порождению готики, варварскому искусству готов- средневековых французов.

Роспись, гравировка, травление

Делают и бесшовные витражи- стекло гравируют, используя пескоструйную технику, расписывают силикатными красками и обжигают, после чего рисунок протравливают плавиковой кислотой. Правда, травление- опасный для здоровья и очень редкий сейчас способ создания витражей. Стекла также склеивают, используя специальный цветной или прозрачный клей, твердеющий при ультрафиолетовом облучении.

Изделия, выполненные с помощью пескоструйной обработки, дешевле других: от $250 за 1м2. Художники либо создают матовый рисунок на прозрачном стекле, либо вытравливают более прозрачный рисунок на матовом стекле. Красивее всего матовый рисунок смотрится на гладком травленом стекле, например на итальянском "сатинато". Оно бывает не только бесцветным, но и тонированным (розовым, жемчужно-серым, голубым и даже оттенка темной меди или бронзы). Вэтой технике работают многие художники. Например, заслуживают внимания виртуозно прорисованные монохромные "гравюры на стекле" Петра Воликова. Мастер создает сложные фигуративные композиции, портреты, декоративные натюрморты, добиваясь то серебристого мерцания стекла, то эффекта снежного инея на нем. Используя промытый сухой песок с различным размером зерна и закрывая попеременно разные участки стекла пленкой или мастикой, художник выстраивает в итоге иерархию тончайших светотеневых переходов и оттенков, отливающих при разном освещении то сталью, то жемчугом.

Одно из огромных окон "Строгановки", где учили и продолжают учить художников-витражистов, заполняет монументальный витраж Александра Феряева, выполненный в технике пескоструйной обработки. Артистично работает в этой технике и Марина Девяткина, "вытачивая" на стекле безукоризненные по рисунку растительные орнаменты. Она и художники других фирм создают витражи и в технике росписи силикатными красками, которые при обжиге вплавляются в поверхность стекла. Так создают новые и реставрируют исторические витражи мастера фирм из Санкт-Петербурга - "ПИКАЛОВ И СЫН" и "СОЛНЕЧНЫЙ ЛЕВ", выполняя, кроме классических, и цветные расписные витражи красками немецкой фирмы HERAEUS.

Европа: новый витражный бум

Вновь витраж обрел популярность в XIXв. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. Вфирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти. Вэпоху ар нуво витраж возродился как вид монументальной живописи. Американцы Луи Комфорт Тиффани и Ля Фарж изобрели новый вид стекла и усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой (фолией), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо этого новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки (известные на весь мир абажуры для ламп фирмы "ТИФФАНИ СТУДИОС").
В начале XXв. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал. Новые строительные технологии и способы обработки стекла, применение для переплетов пластобетона, латуни и алюминия, а для склейки- эпоксидных смол помогли архитекторам осуществить настоящую экспансию витража в современную архитектуру. Ныне витраж- произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.

Fusing- технология спекания

В технологии спекания, что носит название "фьюзинг" (отанглийского fusing- плавка, плавление, слияние), не используют металлических перегородок. Рисунок составляют на цельном базовом пласте стекла, накладывая на него цветные кусочки, стеклянные гранулы, шихту, и помещают в печь. Там, разогретый до 850 двух-, трехслойный "пирог" спекается в единое целое. Взависимости от особенностей технологии, слои могут растекаться или нет, пятна смешиваются или остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Появляется желаемая фактура, создаются нужная толщина и рельеф. Всреднем стоимость 1м2 витража в технике "фьюзинг"- от $700. Вэтой технике работают многие профессиональные художники: "СТУДИИ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА", студии художественного витража "АЛЕКСАНДРИЯ", фирм "СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК", "СТЕКЛОДИЗАЙН".

Особого эстетического эффекта витражных дел мастера достигают, сочетая технику спекания с техникой пескоструйной обработки. Вэтом случае впеченные в стекло цветные пятна дополняются матовым рельефным пескоструйным рисунком. Всущности, современные мастера часто соединяют в одном произведении несколько техник. Рельефные части витражной композиции, изготовленные спеканием, соединяют с частями, набранными в классической технике. Художники Наталья Мардарь, Нина Николенко ("СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК", "СТЕКЛО И МИР") создают витражи в техниках спекания и "Тиффани", а также спаивают в один пласт спеченное, рельефное и гладкое стекло и даже добавляют гутное.

Особенно впечатляет витраж, соединенный с элементами из кованого железа или бронзы. Сочетая ковку со всеми видами витража, работают художники студии "ОРОС" Александр Нерсесян, Елена Нечипоренко, Юрий Викторов и Андрей Усолов. Связывая в единое художественное целое кованые и гнутые металлические конструкции и плоскости разноцветного стекла, художники создают впечатляющие "архитектурно-витражные" объекты. Глядя на такую композицию, понимаешь, что стекло и металл имеют много общего, потому что пришли в наш "холодный" мир из жара печей и сохраняют здесь формы, полученные в той, "огненной" жизни.

Мастерство витражистов и кузнецов сочетается и в произведениях Алексея Князева, Елены Петуховой, Кирилла Мерперта, Сергея Чарушева- художников фирмы "МКС", которой руководит монументалист Юрий Мерперт. Для украшения решеток, люстр и других кованых объектов и для витражей они используют и так называемые "эрклезы"- крупные (50-60мм в диаметре) куски обколотого цветного стекла, ярко мерцающего и на просвет, и при боковом свете.

В России

На Руси стекло производят более 1000лет. Уже в ХI-ХIII вв. витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно. В1634г. вподмосковном Духанино возник первый стекольный завод, а М.В.Ломоносов содействовал открытию под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло. Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко. По крайней мере, в обеих столицах еще в XIXв. можно было встретить множество произведений витражного искусства. Они украшали как светские, так и церковные здания (ине только католические костелы, но и многие православные храмы и монастыри). Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Панно из разноцветного стекла украшали интерьеры дворцов великих князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы "Астория", присутствовали в самых разных знаменитых местах- от аванзала Академии художеств до Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе, Парголове, Царском Селе, в церкви Спаса-на-крови, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. Этим видом искусства занимались и художники Абрамцевского кружка (особенно известен витраж "Рыцарь" Михаила Врубеля).

Кастинг

Технология "муранское стекло" имеет и другое название- кастинг. Вотличие от витража в технике спекания, муранское стекло обладает силуэтом, заданным очертаниями той металлической формы, с помощью которой витраж изготавливается. Втехнике кастинга работают, в частности, мастера и художники фирмы ITRE. Горячее стекло заливают в углубления металлических форм-матриц и пекут, как пироги, при температуре, доходящей до 1000. Процесс носит название fracco в честь одноименного инструмента, с помощью которого на поверхность стекла, пока оно мягкое, наносят волнообразный рельеф. Разумеется, в каждом случае характер рельефа оказывается неповторимым.

Каждый мастер работает по собственной засекреченной технологии. Вдревности того, кто уехал с острова Мурано в чужие земли, карали смертью. Так что история цветного стекла полита не только потом, но и кровью. Со средних веков на острове повелось передавать рецепты лишь самому узкому кругу продолжателей дела. Если же мастер не оставлял последователей, стекло такого вида больше не производилось. Традиция сохранилась до наших дней. Например, фирма ITRE перестала выпускать разноцветные рельефные пластины размером 6060см после смерти единственного мастера, знавшего секреты их производства. Осталось лишь несколько образцов, недоступных другим мастерам.

Псевдовитражи

Современные технологии позволяют создавать цветные картины на стекле, не используя ни трудоемкие перегородчатую и пескоструйную технологии, ни технику спекания, ни травление. Цвет на стекло наносят с помощью ярких пленок, стойких лаков, лавсановых покрытий и других материалов. Полученные изделия не являются витражами в полном смысле слова, и очарование натурального цветного массивного стекла в них, к сожалению, пропадает. Однако их производство оказывается значительно более простым, быстрым и дешевым. Да и стекло можно использовать уже не "классическое" силикатное, а акриловое или органическое. Это так называемые псевдовитражи, о которых мы когда-нибудь расскажем отдельно, потому что это- уже совсем другая история...

Витраж и архитектура

В современную терминологию вошло уже и другое, английское название витража- "архитектурное стекло" (architectural glass), подчеркивающее огромную роль этого искусства в сегодняшней архитектуре. "Заразившись" магическим великолепием витража, желая найти ему место в своем домашнем окружении, непрофессионал теряется в догадках: где и куда поместить эффектную вещь? Лучше всего, если витражи "закладываются" в проект до начала реконструкции или строительства. Тогда витражист и архитектор, проникаясь общим замыслом, могут создать единый художественный образ, и мощная эмоциональная энергия, переданная художником витражной композиции, находит свое развитие в архитектуре. Но талантливый художник и в готовом доме способен найти место для произведения из цветного стекла. Одно несомненно: витраж преобразит пространство, в котором появится.Фирмы "АМАТЭЛ", "МКС", "ДИЗАЙН-ИНТЕРЬЕР" предлагают модульные витражи- стандартные квадраты или прямоугольники с декоративным абстрактным рисунком. Эти пластины, выполненные в технике спекания и гравировки, предназначены для монтажа в ниши, окна, мебель, подвесные перегородки. Стеклянные изделия одновременно и разделяют пространство на зоны, и объединяют его своим цветным сиянием. Пластины крепятся на специальную систему из тросов и кронштейнов к потолку и полу. Такое конструктивное применение витража дает архитекторам и дизайнерам новые возможности для структурирования пространства, для перепланировок. Фирма "Дизайн-интерьер" собирает из комплектующих итальянских компаний ITRE и HENRY GLASS самые различные витражные композиции. Так, HENRY GLASS поставляет специальные стеклопакеты с витражами. Эти "сэндвичи" имеют толщину 18 или 22мм и разнообразные размеры, соответствующие формам проемов. Однако существуют и ограничения- площадь конструкции не может превышать 2,1м2. Внутрь стеклопакета вмонтирована пластина витража, выполненного по классической технологии, с применением свинцовой протяжки между кусочками цветного стекла.

HENRY GLASS выпускает и стеклянные дверные полотна с разноцветными витражными вставками, либо вплавленными в поверхность стекла, либо "припеченными" к ней. Эти стеклянные вставки- традиционный муранский декор: абстрактные цветные "радуги", "блинчики" или стилизованные венецианские или морские пейзажи. Вфинале процесса производства авторы ставят на еще горячем и мягком стекле свое личное клеймо- подтверждение оригинальности работы. Один из таких художников- маэстро Бруно Мунари, создающий витражные пластины с абстрактным рисунком и эффектные стеклянные двери современного дизайна с витражными миниатюрами. Каждая "тема с вариациями" выпускается очень маленьким тиражом. Дверные полотна могут выполняться в любых пропорциях и размерах- до 3м в высоту и до 1,2м в ширину. Витражные вставки для мебели создают и мастера петербургской фирмы "РУССКОЕ ОКОНЦЕ" (вклассической технике и спеканием).

В последниегоды художники по стеклу обнаруживают все новые художественные возможности этого вечно прекрасного материала в монументальном и декоративном искусстве. Соединяют витраж с ковкой, мебелью, скульптурой, малыми и большими архитектурными формами и даже включают его в пейзаж. Создают витражные светильники для интерьера и улицы, витражные аквариумы и зеркала. Современные объекты из витражного стекла то вторгаются в архитектурный объем, то "пропускают" пространство сквозь себя, позволяя видеть его продолжение через свои цветные стекла. Сегодняшние витреариусы открывают неожиданные возможности применения цветных витражных композиций и объектов в архитектуре, что очень радует самих авторов и, безусловно, заслуживает отдельного рассказа.

Редакция благодарит галерею "ЖИЗНЬ СТЕКЛА", "СТУДИЮ АЛЕКСАНДРА ФЕРЯЕВА", студию художественной ковки и витража "ОРОС", фирму "ДИЗАЙН-ИНТЕРЬЕР", студию классического витража "ЭЛИТА-СЕРВИС", фирму "МКС", витражную мастерскую "СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК" и торговый дом "СТЕКЛО И МИР" за помощь в подготовке материала.

Комментарии ( 0 )

Яндекс.Метрика